Способ получения подшипника скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин и может быть использовано при изготовлении новых деталей или при восстановлении изношенных деталей, в частности подшипников скольжения. В способе осуществляют подготовку внутренней цилиндрической поверхности подшипника скольжения нарезанием «рваной» резьбы, нанесение на нее антифрикционного покрытия с последующей механической обработкой пластическим деформированием накатыванием антифрикционного покрытия твердосплавным инструментом. Полученный подшипник скольжения из стальной втулки с напыленным слоем бронзы обладает более высокими показателями качества поверхностного слоя и более долговечен при одновременной низкой стоимости.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин и может быть использовано как при изготовлении новых деталей, так и при восстановлении изношенных деталей, в частности подшипников скольжения.

Известен способ изготовления подшипников скольжения, заключающийся в изготовлении втулки, подготовке поверхности и нанесении на внутреннюю цилиндрическую поверхность покрытия газотермическим напылением порошка бронзы, и последующей механической обработке (Патент РФ №2416744, F16C 33/00, опубл. 20.04.11 г. Бюл. №36) [1].

Более подробно способ рассмотрен авторами указанного патента в диссертационной работе (Родичев А.Ю. Технологическое повышение прочности сцепления и износостойкости антифрикционного покрытия биметаллических подшипников скольжения. Автореферат дисс. … канд. техн. наук. Орел: 2011. 16 с. С.12, 14 - прототип) [2].

Недостатком известного способа является применение механической обработки растачиванием до номинального или ремонтного размера, что приводит к недостаточной точности размера, прочности, микротвердости и износостойкости напыленного антифрикционного слоя при одновременно высоких припуске на обработку, шероховатости, пористости и коэффициенте трения напыленного антифрикционного слоя. Кроме того, необходимость снятия припуска приводит к увеличению потерь дорогостоящего порошкового материала из цветных металлов.

Задачей изобретения является повышение точности размера, прочности, микротвердости и износостойкости напыленного антифрикционного слоя при одновременном снижении потерь порошкового материала, шероховатости, пористости и коэффициента трения напыленного антифрикционного слоя.

Поставленная задача достигается тем, что в известном способе изготовления подшипника скольжения осуществляют изготовление втулки, подготовку ее внутренней цилиндрической поверхности нарезанием «рваной» резьбы, нанесение на нее антифрикционного покрытия с последующей механической обработкой, согласно изобретению, последующую механическую обработку производят пластическим деформированием накатыванием антифрикционного покрытия твердосплавным инструментом.

Способ осуществляется следующим образом. Изготавливается стальная втулка. На внутренней цилиндрической поверхности стальной втулки нарезается «рваная» резьба.

На подготовленную таким образом внутреннюю поверхность напыляется газотермическим способом порошок бронзы при помощи газопламенной горелки, тем самым создается антифрикционный слой.

Полученный данным способом антифрикционный слой в силу физических процессов, происходящих при газотермическом напылении, обладает высокой пористостью, низкой прочностью, микротвердостью и износостойкостью. Поэтому необходима последующая механическая обработка до номинального или ремонтного размера, которую осуществляют отделочно-упрочняющей обработкой поверхностным пластическим деформированием. Для этого проводят операцию накатывания поверхности антифрикционного покрытия твердосплавным инструментом в виде роликов.

В результате накатывания за счет создания наклепа происходит упрочнение поверхностного слоя антифрикционного покрытия, что приводит к изменению микроструктуры, повышению прочности, микротвердости антифрикционного слоя при одновременном снижении шероховатости и пористости. Снижение шероховатости приводит к повышению точности размера и износостойкости, а также к снижению коэффициента трения напыленного антифрикционного слоя. Кроме того, минимальный припуск на такую обработку резко снижает потери порошкового материала за счет отсутствия стружки.

Полученный таким образом подшипник скольжения из стальной втулки с напыленным слоем бронзы с последующей отделочно-упрочняющей обработкой поверхностным пластическим деформированием поверхности антифрикционного покрытия твердосплавным инструментом в виде роликов обладает более высокими показателями качества поверхностного слоя, более долговечен при одновременно низкой стоимости получения.

Способ изготовления подшипника скольжения, включающий изготовление втулки, подготовку ее внутренней цилиндрической поверхности нарезанием «рваной» резьбы, нанесение на нее антифрикционного покрытия и последующую механическую обработку, отличающийся тем, что последующую механическую обработку производят пластическим деформированием накатыванием антифрикционного покрытия твердосплавным инструментом.