Безшарнирная гусеничная цепь для повышения проходимости колёсных машин многоцелевого назначения и сельскохозяйственных тракторов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к дополнительно устанавливаемым на основной движитель вспомогательным устройствам. Бесшарнирная гусеничная цепь содержит звенья-траки, изготовленные из композитных материалов. Звенья-траки имеют беговую плиту, направляющие для колеса, фигурные выемки с ребрами жесткости, основные и вспомогательные грунтозацепы, вертикальные срединные отверстия беговой плиты, в центральное из которых с внутренней стороны беговой плиты крепится V-образная опорная направляющая для установки в протектор колесного транспортного средства. Крайние срединные отверстия используются для установки асфальтоходных башмаков или дополнительных грунтозацепов. В боковой вертикальной поверхности платформы беговой плиты выполнены горизонтальные внутренние технологические пазы для установки уширителей гусеничной цепи различного типа. Достигается повышение проходимости. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к дополнительно устанавливаемым на основной движитель вспомогательным устройствам для повышения проходимости машин многоцелевого назначения и сельскохозяйственных тракторов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья, при плохих погодных и дорожных условиях, в условиях переувлажнения и малой несущей способности почв.

Известна гусеничная цепь транспортного средств (Патент РФ № 2057045, МКИ В 62 D 55/26, 1996), содержащая металлические звенья-траки, имеющие проушины, плиту с беговыми дорожками, фигурные выемки с ребрами жесткости, грунтозацепы, а также цевки с односторонними металлическими уширителями, установленными поочерёдно в разные стороны от ее середины.

Недостатком данного устройства является повышенное техногенное воздействие его ходовых систем на обрабатываемые почвы, сложность конструкции и изготовления, небольшой срок службы используемых деталей, в частности, соединительных шарниров, невозможность установки на основной колесный движитель.

Наиболее близким к предлагаемому является гусеничная цепь транспортного средств (Свидетельство на полезную модель RU № 33085 U1, МКИ В 62 D 55/26, 2003, взято за прототип), содержащая звенья-траки гусеничной цепи, имеющие нечетное количество проушин, плиту с беговыми дорожками, на опорной поверхности которой расположены фигурные выемки с ребрами жесткости и по меньшей мере три грунтозацепа, а также цевки. В каждом из участков беговой дорожки выполнено цилиндрическое углубление со сквозным отверстием для крепления асфальтоходного башмака.

Недостатком данного устройства является повышенное техногенное воздействие его ходовых систем на обрабатываемые почвы, металлоемкость, сложность конструкции и изготовления штампованных деталей различной толщины и высоты, небольшой срок службы используемых деталей, в частности, соединительных шарниров, сложность его переоснащения для установки на колесный движитель.

Технической задачей изобретения является повышение проходимости, увеличение тягового баланса колесных машин многоцелевого назначения и сельскохозяйственных тракторов при снижении техногенного воздействия их ходовых систем на обрабатываемые почвы при достаточно простой конструкции бесшарнирной гусеничной цепи, составляющих ее звеньев-траков гусеничной цепи, малой силе удельного давления вспомогательного устройства на грунты при его движении и проведении работ, простоте изготовления, высокой надежности, долговечности, удобстве в обслуживании и эксплуатации.

Техническим решением задачи является создание бесшарнирной гусеничной цепи для повышения проходимости колёсных машин многоцелевого назначения и сельскохозяйственных тракторов, состоящей из звеньев-траков повышенной проходимости, с целью снижения общего веса выполненных из композитных материалов, с возможностью установки в технологические пазы трака уширителей гусеничной цепи различного типа.

Поставленная задача достигается тем, что звенья-траки бесшарнирной гусеничной цепи изготавливаются из композитных материалов, имеют беговую плиту, направляющие для колеса, фигурные выемки с ребрами жесткости, основные и вспомогательные грунтозацепы, вертикальные срединные отверстия беговой плиты, в центральное из которых с внутренней стороны беговой плиты крепится V-образная опорная направляющая для установки в протектор колесного транспортного средства для увеличения тягового усилия на гусеничную цепь со стороны основного колесного движителя, крайние срединные отверстия используются для установки асфальтоходных башмаков или дополнительных грунтозацепов. В боковой вертикальной поверхности платформы беговой плиты выполнены горизонтальные внутренние технологические пазы для установки уширителей гусеничной цепи различного типа.

Устройство содержит беговую плиту 1, в головной части внешней стороны платформы которой методом болтового соединения 2 крепится основной металлический грунтозацеп 3, пассивный замок 4, образованный закраиной грунтозацепа 3 и приливом-ограничителем 5 беговой плиты, являющимся вторичным грунтозацепом. В центральной части беговой плиты выполнены вертикальные срединные отверстия, в центральное из которых с внутренней стороны беговой плиты крепится V-образная опорная направляющая 6 для установки в протектор колеса транспортного средства, боковые срединные отверстия 7, 8 используются для установки асфальтоходных башмаков или дополнительных грунтозацепов 9. Сквозные соединительные отверстия 10 с полиуретановыми втулками 11 расположены в тыльной части беговой плиты 1 звена-трака. С внутренней стороны беговой плиты 1 соединительными болтами 12 и 13 крепятся направители основного движителя-колеса 14. В боковой поверхности беговой плиты 1 выполнены горизонтальные внутренние технологические пазы 15 для установки уширителей 16 гусеничной цепи различного типа.

На фиг. 1 изображено звено-трак бесшарнирной гусеничной цепи с установленными уширителями горизонтального типа (вид сверху), на фиг.2 изображено звено-трак бесшарнирной гусеничной цепи (вид спереди), на фиг.3 изображено звено-трак бесшарнирной гусеничной цепи (вид сбоку), на фиг.4 изображено звено-трак бесшарнирной гусеничной цепи (вид в разрезе).

Устройство работает следующим образом:

Перед въездом на участок местности с низкой несущей способностью почв оператором производится снижение пневматического давления в камере колеса и производится установка бесшарнирной гусеничной цепи на основной движитель-колесо методом предварительной раскатки гусеничной цепи перед движущимся транспортным средством. При совмещении узора протектора колеса с V-образной опорной направляющей 6 звена-грунтозацепа оператор фиксирует вспомогательное устройство на внешней стороне колеса накидыванием основных металлических грунтозацепов 3 крайнего звена-трака на сквозные соединительные отверстия 10 с полиуретановыми втулками 11, расположенными в тыльной части беговой плиты 1 противоположного звена-трака и увеличивает пневматическое давление в колесе, производя натяжение бесшарнирной гусеничной цепи. При движении транспортного средства основная работа по передвижению распределяется между основным 3, вторичным 5, дополнительно-установленными 9 грунтозацепами, которые при сцеплении с почвой производят передвижение транспортного средства через перекатывание гусеничной цепи. По мере погружения бесшарнирной гусеничной цепи в слабонесущий слой почвы в работу вступают части уширителемй с грунтозацепами, установленные в технологические пазы трака, консольно выступающие за пределы гусеничной цепи, увеличивая пятно контакта движителя и повышая тягово-сцепные свойства транспортного средства.

При выезде на дорогу с твердым покрытием или отсутствии необходимости движения с бесшарнирной гусеничной цепью оператор транспортного средства снижает давление в колесах, разъединяет основные металлические грунтозацепы 3 крайнего звена-трака и сквозные соединительные отверстия 10 с полиуретановыми втулками 11, расположенные в тыльной части беговой плиты 1 противоположного звена-трака, и снимает бесшарнирную гусеничную цепь.

Использование данного изобретения, обладающего высокой надежностью, низкой себестоимостью при массовом производстве, удобством в обслуживании и эксплуатации, при его достаточно простой конструкции позволит увеличить проходимость и тягово-сцепные свойства транспортного средства. Небольшая сила удельного давления на грунт снизит гистерезисные потери в несущем слое почвы при выполнении движения или энергоемких работ и уменьшит техногенное воздействие его ходовых систем на обрабатываемые почвы.

Бесшарнирная гусеничная цепь для повышения проходимости колесных машин многоцелевого назначения и сельскохозяйственных тракторов, содержащая звено-трак гусеничной цепи, плиту с беговыми дорожками, на опорной поверхности которой расположены фигурные выемки с ребрами жесткости и, по меньшей мере, три грунтозацепа, отличающаяся тем, что звенья-траки вспомогательного устройства - бесшарнирной гусеничной цепи изготавливаются из композитных материалов, в головной части беговой плиты с внешней стороны платформы закреплены основные металлические грунтозацепы, пассивный замок образован закраиной грунтозацепа и приливом-ограничителем беговой плиты, беговая плита имеет вертикальные срединные отверстия, в центральное из которых с внутренней стороны беговой плиты крепится V-образная опорная направляющая, в крайние центральные отверстия установлены дополнительные грунтозацепы, и сквозные соединительные отверстия с полиуретановыми втулками в тыльной части беговой плиты, с внутренней стороны беговой плиты крепятся направители колеса, в боковой поверхности платформы беговой плиты выполнены горизонтальные внутренние технологические пазы для установки уширителей гусеничной цепи.