Способ доработки карьера с двумя близкорасположенными рудными телами

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для доработки открытым способом месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является повышение эффективности и полноты выемки полезного ископаемого открытым способом. Способ включает сооружение кольцевых транспортных съездов встречного направления с однополосным движением автосамосвалов, стыкующихся на разворотных площадках, перегрузочные пункты, отстройку бортов карьера строенными уступами под углом наклона 60÷75°, разделенными предохранительными бермами необходимой ширины, формирование в части карьерного поля по одному из рудных тел транспортного съезда (ТС) шириной, обеспечивающей двухстороннее движение автосамосвалов, и примыкающего к разворотным площадкам, добычу руды по обоим рудным телам буровзрывным способом с оставлением целиков в бортах, вывоз руды на фабрику, вскрыши - во внешние отвалы, сооружение подземных горных выработок и системы водоотлива, на стадии реконструкции перестройку восточного борта карьера (ВРТ) с частичной отработкой его целиков и перевалкой пустых пород во внутренний отвал, переоформление части однополосного транспортного съезда по восточному борту на крутонаклонный, транспортировку руды с нижних горизонтов карьера шарнирно-сочлененными самосвалами (ШСС) до перегрузочной площадки, перегрузку в большегрузные самосвалы для вывоза на фабрику, создание породной подушки на дне карьера. При этом первоначально с нижней разворотной площадки в выработанном пространстве ЗРТ отсыпают капитальный съезд, обеспечивая транспортную связь на всю глубину карьера, на стадии реконструкции борта карьера последовательно формируют уступами с вертикальным откосом и бермами минимальной ширины, перестраивают двухполосный съезд в съезд с повышенным уклоном в противоположном направлении, от поворотной площадки в юго-западной части карьера формируют новый отсыпной съезд, переносят водоотлив в межтрубную зону, погашают ТС встречного направления с однополосным движением по западному борту, сооружают от верхней разворотной площадки в северо-западной части карьера ТС с повышенным уклоном, отрабатывают целики ЗРТ, расширяют новый отсыпной съезд и с него осуществляют погрузку и транспортировку части руды при отработке целиков ЗРТ техникой с дистанционным управлением (ДУ) до пересадочного пункта, другую часть руды перевозят на дно ВРТ, создавая рудную подушку, а после доработки целиков ЗРТ до технологически целесообразной глубины отбивают целики ВРТ на рудную подушку, погашая транспортный съезд. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для доработки открытым способом месторождений полезных ископаемых при вертикальном падении ограниченных в плане рудных тел, в частности кимберлитовых трубок, с подготовкой дна карьера для перехода на подземную отработку.

Известен способ реконструкции карьера с двумя близкорасположенными рудными телами, включающий на промежуточном этапе разнос бортов общего карьера, с отстройкой новых бортов, формируемых строенными уступами с параметрами, допустимыми по их устойчивости, разделенными предохранительными бермами, формирование транспортных съездов и разворотных площадок, на этапе доработки размещение транспортных коммуникаций в части карьерного поля по одному из рудных тел, доработку до проектной глубины с оставлением рудных целиков, поэтапное формирование отсыпного съезда в выработанном пространстве до примыкания к съезду на предельном контуре карьера и доработку рудных целиков. На промежуточном этапе строенные уступы отстраивают выпукло-ломаного профиля, от разворотной площадки формируют кольцевые транспортные съезды противоположного направления. Доработку рудных целиков ведут послойно за счет погашения транспортных съездов, отстроенных по рудному телу, при этом на этапах доработки в местах крутого падения рудного тела борт карьера отстраивают сверхвысокими уступами. А кольцевые транспортные съезды формируют с однополостным движением. При формировании отсыпного транспортного съезда направление отсыпки осуществляют с двух сторон, навстречу друг другу. Для формирования выпукло-ломаного профиля откоса строенного уступа производят оконтуривание его верхней части скважинами под углом 75°, пробуренными на высоту сдвоенного уступа, а для оконтуривания его нижней части - скважинами под углом 90°, пробуренными с подошвы первого горизонта на высоту сдвоенного уступа (Патент РФ №2230192, E21C 41/26, опубл. 10.01.2008 г.).

Недостатком данного способа является необходимость удаления на первом этапе всего объема вскрыши из карьера, что требует значительных затрат и времени как на первом этапе ГР, так и на втором в период формирования отсыпного съезда. А применение на конечном этапе отработки карьера уступов выпукло-ломаного профиля приводит к увеличению вскрышных работ. Кроме того, технология постановки нижней части уступа в предельное положение с подошвы первого горизонта на высоту сдвоенного уступа приводит к удорожанию буровзрывных работ за счет увеличения объема буровых работ. Также не обеспечивается требуемая конфигурация дна карьера для перехода на подземную добычу. Все это снижает эффективность производства горных работ, ухудшает экономические показатели.

Известен способ открытой разработки месторождений, включающий отработку верхней части карьера по временным транспортным коммуникациям с применением жесткорамных автосамосвалов до промежуточного контура, определяемого условиями эффективного применения последних, и последующую доработку карьера с переходом на использование шарнирно-сочлененных самосвалов и крутонаклонных транспортных берм. При этом формирование граничных контуров карьера осуществляют из условия его вскрытия на полную проектную глубину крутонаклонными транспортными бермами с перемещением горной массы непосредственно во внешние отвалы и склады (Патент РФ №2464422, E21C 41/26, опубл. 20.10.2012 г.).

Недостатком данного способа является его малая эффективность. При подобном подходе к отработке месторождения появляется большой промежуток в добыче руды. Для исключения перерыва в снабжении обогатительной фабрики (ОФ) рудой на период реконструкции схемы вскрытия карьера необходимо производить накопление руды на расходном складе в объемах, достаточных для снабжения фабрики рудой на данный период. Это приводит к большой неравномерности горных работ и увеличению потребности в горнотранспортном оборудовании, а при уменьшении объемов обработки руды к снижению товарной продукции. Экономическая целесообразность применения шарнирно-сочлененных самосвалов ограничена, поэтому ШСС без перегрузочных площадок могут быть использованы только на месторождениях малой и средней глубины. Кроме удорожания тонны/км, внедрение транспортной схемы без перегрузочного пункта приведет к увеличению парка приобретаемых автосамосвалов или увеличению периода отработки месторождения. Также данный способ не обеспечивает полноту выемки запасов в случае прироста объемов руды в приконтактной части РТ.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ доработки карьера с двумя близкорасположенными рудными телами, включающий сооружение кольцевых транспортных съездов встречного направления с однополосным движением автосамосвалов, стыкующихся на разворотных площадках, и перегрузочных площадок, отстройку бортов карьера в местах крутого падения рудного тела уступами выпукло-ломаного профиля, разделенными предохранительными бермами необходимой ширины, формирование в части карьерного поля, по одному из рудных тел, спирального транспортного съезда шириной, обеспечивающей двустороннее движение автотранспорта, добычу руды по обоим рудным телам буровзрывным способом с оставлением рудных целиков в бортах карьера, при доработке целиков поэтапное формирование от разворотной площадки новых транспортных съездов с погашением старых, транспортировку руды на фабрику, а вскрыши - во внешний отвал, сооружение подземных горных выработок и системы водоотлива. На стадии реконструкции перестройку восточного борта карьера с частичной отработкой его целиков и перевалкой пустых пород во внутренний отвал, переоформление части однополосного транспортного съезда на крутонаклонный, транспортировку руды с нижних горизонтов карьера ШСС до перегрузочной площадки, перегрузку в большегрузные самосвалы для вывоза на фабрику, создание породной подушки на дне карьера. Причем формирование крутых транспортных съездов осуществляют с уклоном до 200-250‰. На период доработки целика транспортную связь до разворотной площадки осуществляют через наклонный ствол (Патент РФ №2382200, E21C 41/26, опубл. 10.01.2008 г.).

Недостатком применения данного способа является его малая эффективность. Способ не обеспечивает полноту выемки запасов в случае прироста объемов руды в приконтактной части РТ. Технология доработки рудных целиков с применением только крутонаклонных транспортных коммуникаций на всю глубину перестраиваемого борта карьера приводит к увеличению объема руды, оставленной на первом этапе в рудных целиках. Поэтому для вывоза этого объема потребуется увеличение парка ШСС или увеличение сроков доработки карьера. Технология постановки нижней части уступа выпукло-ломаного профиля в предельное положение с подошвы первого горизонта на высоту сдвоенного уступа приведет к удорожанию буровзрывных работ (за счет увеличенного объема скважин).

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и полноты выемки полезного ископаемого открытым способом, за счет снижения объемов вывозимой вскрыши в период дальнейшей отработки, при обеспечении безопасности работ и подготовки дна карьера для перехода к подземной добыче.

Поставленная цель достигается тем, что в способе доработки карьера с двумя близкорасположенными рудными телами: западным (ЗРТ) и восточным (ВРТ), включающем сооружение кольцевых транспортных съездов (ТС) встречного направления с однополосным движением автосамосвалов, стыкующихся на разворотных площадках, перегрузочные площадки, отстройку бортов карьера строенными уступами под углом наклона 60-75°, разделенными предохранительными бермами необходимой ширины, формирование в части карьерного поля по одному из рудных тел транспортного съезда шириной, обеспечивающей двухстороннее движение автосамосвалов,и примыкающего к разворотным площадкам, добычу руды по обоим рудным телам буровзрывным способом с оставлением целиков в бортах, вывоз руды на фабрику, вскрыши - во внешние отвалы, сооружение подземных горных выработок и системы водоотлива, на стадии реконструкции перестройку восточного борта карьера ВРТ с частичной отработкой его целиков и перевалкой пустых пород во внутренний отвал, переоформление части однополосного транспортного съезда по восточному борту на крутонаклонный, транспортировку руды с нижних горизонтов карьера шарнирно-сочлененными самосвалами (ШСС) до перегрузочной площадки, перегрузку в большегрузные самосвалы для вывоза на фабрику, создание породной подушки на дне карьера, первоначально с нижней разворотной площадки в выработанном пространстве ЗРТ отсыпают капитальный съезд, обеспечивая транспортную связь на всю глубину карьера, на стадии реконструкции борта карьера последовательно формируют уступами с вертикальным откосом и бермами минимальной ширины, перестраивают двухполосный съезд в съезд с повышенным уклоном в противоположном направлении, от поворотной площадки в юго-западной части карьера формируют новый отсыпной съезд, переносят водоотлив в межтрубную зону, погашают ТС встречного направления с однополосным движением по западному борту, сооружают от верхней разворотной площадки в северо-западной части карьера ТС с повышенным уклоном, отрабатывают целики ЗРТ, расширяют новый отсыпной съезд и с него осуществляют погрузку и транспортировку части руды при отработке целиков ЗРТ техникой с дистанционным управлением (ДУ) до пересадочного пункта, другую часть руды перевозят на дно ВРТ, создавая рудную подушку, после доработки целиков ЗРТ до технологически целесообразной глубины, отбивают целики ВРТ на рудную подушку, погашая транспортный съезд.

Переоформление однополосного транспортного съезда на крутонаклонный осуществляют по восточному борту карьера, стыкуя его с западным участком того же съезда.

Формирование нового отсыпного ТС в выработанном пространстве ЗРТ ведут с уклоном 120‰.

Перестройку двухполосного ТС в съезд с повышенным уклоном 140‰ в противоположном направлении ведут от верхней разворотной площадки.

Транспортировку руды от пересадочного пункта до перегрузочной площадки ведут с водителем, далее перегружают в большегрузные самосвалы и транспортируют на фабрику.

При переносе системы водоотлива в межтрубье производят бурение водоперепускных скважин в подземные горные выработки, через которые в дальнейшем производят водоотведение.

От верхней разворотной площадки в северо-западной части карьера сооружают ТС (18) с уклоном 140‰.

С целью увеличения объемов добычи руды открытым способом после доработки целиков обоих рудных тел ТС с повышенным уклоном 140‰, сооруженный от верхней разворотной площадки в северо-западной части карьера, может быть продолжен до рудных целиков.

А на перевалке руды с ЗРТ в рудную подушку при возможности могут быть задействованы большегрузные автосамосвалы.

Особенности отработки карьера «Удачный» связаны с необходимостью поэтапной отработки месторождения и доработкой рудных целиков с учетом обеспечения стабильного объема обработки руды на обогатительной фабрике путем создания резерва руды на рудных складах на период выхода подземного рудника на проектную производительность.

Отсыпка капитального съезда 11 с нижней разворотной площадки в выработанном пространстве ЗРТ на первом этапе доработки позволяет увеличить объем добычи руды в текущем контуре карьера, обеспечивая транспортную связь на всю глубину карьера, что повышает эффективность отработки открытым способом.

Внедрение на стадии реконструкции карьера уступов с вертикальным откосом и бермами минимальной ширины позволяет вписаться в существующую схему вскрытия, при этом существенно снизить объем вскрыши и повысить эффективность работ.

Перестройка на стадии реконструкции двухполосного ТС 8 в съезд с повышенным уклоном в противоположном направлении 17 позволяет сформировать новую транспортную связь по ВРТ и частично отработать рудные целики 14 имеющимся парком самосвалов.

Формирование от поворотной площадки 9 в юго-западной части карьера нового отсыпного съезда 18 обеспечивает наличие транспортной связи на всю глубину карьера для автосамосвалов с колесной формулой 4×2, а также позволяет увеличить объем добываемой руды из целиков 14 ВРТ 3 на втором этапе отработки карьера. Увеличение ширины ТС 18 позволяет вести с него погрузку и транспортировку руды техникой с ДУ при отработке целиков ЗРТ. Это повышает эффективность предлагаемого способа.

Переоформление однополосного транспортного съезда 4 на крутонаклонный 15 осуществляют по восточному борту, стыкуя его с западным участком того же съезда, что позволяет сформировать новую транспортную связь на участке от разминовочной площадки 5 на отм. минус 80 м до верхней разворотной площадки 6 на отм. минус 170 м. Новая транспортная связь между данными площадками позволяет транспортировать ШСС добытую руду на перегрузочные пункты 19 (на отм. 70 м) и 22 (на отм. минус 30 м) и далее с перегрузкой в большегрузные самосвалы на склад руды на борту карьера, что повышает полноту выемки и эффективность способа в целом.

Формирование западного борта карьера нерабочими уступами с вертикальными откосами (до 180 м) и бермами минимальной ширины, а так же транспортным съездом 20 с повышенным уклоном 140‰ позволяет сократить объем вскрышных работ при доработке целиков ЗРТ, повышая эффективность способа доработки карьера.

Транспортировку руды техникой с ДУ ведут до пересадочного пункта 21, далее с водителем до перегрузочной площадки с перегрузкой в большегрузные самосвалы. Комплекс горнотранспортного оборудования с ДУ позволяет вести работы в местах повышенной опасности, увеличить добычу руды без нарушения требований техники безопасности, повысив эффективность способа в целом.

Перенос системы водоотлива 12 с ЗРТ в межтрубье позволяет перевезти с восточной части карьера на ЗРТ дополнительный объем вскрышных пород и увеличить ширину отсыпного съезда 18 до 50÷80 м, что приведет к повышению уровня безопасности горных работ на заключительном этапе отработки карьера.

Транспортировка руды на дно ВРТ позволяет создать рудную подушку 24. В дальнейшем, при отработке запасов подземным способом это повысит эффективность способа отработки в целом.

Отбойка рудных целиков ВРТ на рудную подушку после доработки целиков ЗРТ до технологически целесообразной глубины позволяет сократить время по доработке карьера открытым способом, подготовить дно карьера для отработки подземным способом.

Использование большегрузных автосамосвалов на перевалке руды с ЗРТ в рудную подушку позволяет увеличить объем вывезенной из карьера руды при отработке целиков ЗРТ.

Способ поясняется фиг.1-4:

на фиг.1 - положение горных работ на конец отработки первого этапа карьера в плане;

на фиг.2 - положение горных работ на конец отработки второго этапа карьера в плане;

на фиг.3 - положение горных работ на конец доработки карьера в плане;

на фиг.4 - схема поэтапной отработки карьера:

1 - карьер;

2 - западное рудное тело (ЗРТ);

3 - восточное рудное тело (ВРТ);

4 - транспортные съезды встречного направления с однополосным движением;

5 - разминовочные площадки на отметках минус 80 м и минус 125 м на южном и западном бортах карьера;

6 - верхняя разворотная площадка на отметке минус 170 м, на которой стыкуются транспортные съезды 4 встречного направления с однополосным движением;

7 - субпараллельные наклонные штольни с выходом (порталом) в карьер на отметках минус 170 м и минус 290 м;

8 - двухполосный транспортный съезд по ВРТ 3;

9 - поворотная площадка с петлевым соединением наклонных участков на отметке минус 245 м;

10 - нижняя разворотная площадка с порталом на отметке минус 290 м;

11 - капитальный отсыпной съезд на конец первого этапа доработки карьера по северо-западному борту в отм. минус 290 м- минус 320 м;

12 - система водоотлива;

13 - целик ЗРТ 2;

14 - целик ВРТ 3;

15 - крутонаклонный (225-237‰) транспортный съезд по восточному борту в интервале отм. минус 42 м минус 155 м;

16 - карман для маневра (разворота) автосамосвалов;

17 - транспортный съезд с повышенным уклоном 140‰ по ВРТ 3;

18 - новый отсыпной съезд с уклоном 120‰ на конец второго этапа доработки карьера;

19 - перегрузочный пункт на отметке 70 м;

20 - транспортный съезд в отметках с минус 170 м ÷ минус 260 м с уклоном 140‰ в северо-западной части карьера;

21 - площадка - пересадочный пункт на отметке минус 255 м (смена режима управления ДУ на водителя и обратно);

22 - перегрузочный пункт на отметке минус 30 м;

23 - породная подушка на ЗРТ 2;

24 - рудная подушка на ВРТ 3.

Пример конкретной реализации

Месторождение тр. «Удачная» представлено двумя крутопадающими самостоятельными рудными телами 2 - западным (ЗРТ) и 3 - восточным (ВРТ), разделенными породной перемычкой (фиг.1). Отработка производится этапами по глубине общего карьера 1. Проектная глубина карьера принята равной 640 м (а.о. минус 320 м). Ниже отработка подкарьерных запасов будет осуществляться подземным способом.

Первый этап доработки (фиг.1). В процессе отработки горной массы в контурах первоначальных этапов разработки месторождения по глубине, борт карьера «Удачный» сформирован строенными уступами под углом наклона откосов 60÷75°, разделенными предохранительными бермами необходимой ширины. Ширина съездов до отметки минус 80 м обеспечивает двухстороннее движение большегрузных автосамосвалов, а в интервале отметок минус 80 м ÷ минус 170 м - однополосные транспортные съезды встречного направления 4 с разминовочными 5 (на западном и южном борту карьера на отметках минус 80 м и минус 125 м) площадками. Однополосные съезды встречного направления 4 стыкуются на отметке минус 170 м на верхней разворотной площадке 6, на которой построен также опытно-промышленный подземный участок с проходкой 2-х субпараллельных наклонных штолен 7 с выходом (порталом) в карьер. Ниже, с отметки минус 170 м до отм. минус 290 м вскрытие карьера осуществляется по рудному телу 3 (ВРТ) двухполосным транспортным съездом 8, имеющим поворотную площадку 9 с петлевым соединением наклонных участков на отметке минус 245 м и примыкающим к нижней разворотной площадке 10 на отметке минус 290 м, на которой также расположен выход (портал) из субпараллельных наклонных штолен 7. С разворотной площадки 10 формируется капитальный отсыпной съезд 11 в диапазоне отметок минус 290 м ÷ минус 320 м, обеспечивая тем самым транспортную связь на всю глубину карьера 1. Отсыпной капитальный съезд 11 сооружается в выработанном пространстве в северо-западной части карьера 1 после отработки рудного тела (ЗРТ) в этой зоне. Там же, в выработанном пространстве западной части карьера, проходятся зумпфы, сооружается система водоотлива 12.

Подготовка горных пород к выемке осуществляется буровзрывным способом, затем горную массу отгружают экскаваторами в автосамосвалы и транспортируют на обогатительную фабрику (на склад руды) и во внешние отвалы.

Борт карьера 1 на конец первого этапа формируют по контурам рудного тела, полученным по данным эксплуатационной разведки, при этом за его границами в бортах оставляются западные 13 и восточные 14 рудные целики, образовавшиеся в результате прироста руды по отношению к данным эксплоразведки. Отработка данных запасов руды предусматривается на 2-м и 3-м этапах доработки карьера 1.

Второй этап доработки (фиг.2). На втором этапе ведется частичная доработка целиков 14 ВРТ 3, позволяющая отработать основной объем руды до отметки минус 320 м (порядка 84%) с применением имеющегося парка горнотранспортного оборудования. Для этого перестраивают восточный борт карьера 1. Разноска ведется по ВРТ 3 уступами с вертикальным откосом, начиная с отметки 10 м. При этом перестраивают часть транспортного съезда встречного направления с однополосным движением 4 по восточному борту и формируют крутонаклонный транспортный съезд 15 в интервале отметок минус 42 м ÷ минус 155 м с продольным уклоном 225÷237‰, примыкающий к участку прежнего транспортного съезда 4. А часть съезда 4 по западному борту в отметках минус 80 м ÷ минус 90 м расширяют за счет примыкающей предохранительной бермы, формируя тем самым карман 16 для маневра (разворота) автосамосвалов. С верхней разворотной площадки 6 (в интервале отметок минус 170 м ÷ минус 260 м) перестраивают двухполосный транспортный съезд 8, формируя (в противоположном направлении) транспортный съезд 17 с повышенным уклоном 140‰. Съезд 17 проходят по рудному телу ВРТ 3 с частичной отработкой рудных целиков 14.

В этот период для выхода персонала, обслуживающего карьерный водоотлив, со дна на дневную поверхность используют субпараллельные наклонные штольни 7 через портал на нижней разворотной площадке 10.

В начальный период разноски восточного борта карьера 1 (ВРТ 3) часть вскрыши, после взрывной отбойки, переваливается на нижележащие бермы и дно карьера, другая часть вскрыши вывозится в отвалы вскрышных пород: внутренние и внешние.

Оставшаяся часть вскрыши транспортируется в район разминовочной площадки 5 на горизонте минус 80 м, откуда с созданного кармана 16 переваливается на дно карьера, тем самым создавая запас вскрыши, необходимый для формирования нового отсыпного съезда 18. В дальнейшем, при понижении горных работ ниже 490 м (отм. минус 170 м), формирование съезда 18 ведется с поворотной площадки 9. Новый отсыпной съезд 18 формируется в выработанном пространстве в юго-западной части карьера 1 с глубины 565 м (отм минус 245 м) до глубины 640 м (отм. минус 320 м) с уклоном 120‰, обеспечивая наличие транспортной связи на всю глубину карьера по его западной части для отработки ВРТ 3 с использованием обычных самосвалов (колесной формулой 4×2).

В этот период транспортировка руды осуществляется автосамосвалами Cat-785 (4×2) и Cat-740 (6×6). Автосамосвалы Cat-785 с загрузкой 65-70 т (при грузоподъемности 136 т) вывозят руду на склад руды, при этом для транспортировки выше отметки минус 170 м используется транспортный съезд 4 с однополосным движением и разминовочными площадками 5, расположенными на западном и южном бортах карьера 1 (движение по съезду осуществляется по знакам приоритета). Ввиду того что автосамосвалы Cat-740 (шарнирно-сочлененные самосвалы - ШСС) целесообразно применять на ограниченной дистанции - на отметке 70 м формируется перегрузочный пункт 19. ШСС с загрузкой 33 т (при грузоподъемности 38,1 т) транспортируют руду по укороченному маршруту по крутонаклонному транспортному съезду 15, расположенному на восточном борту карьера 1, до перегрузочного пункта 19, далее по мере накопления руду отгружают в Cat-785 и вывозят на рудный склад.

К концу второго этапа водоотлив 12, расположенный на ЗРТ 2, переносится в межтрубную зону карьера 1. Дальнейшее отведение карьерных вод, поступающих ниже отм. 115 м (на дно карьера), осуществляется через подземные горные выработки, для чего производится бурение водоперепускных скважин. Участок водоотведения карьера в отм. 115 м - минус 320 м сохраняется в качестве резерва на период отработки западных рудных целиков 13. Вышерасположенные участки внутрикарьерного водоотлива, предназначенные для перехвата атмосферных осадков и паводковых вод, поступающих в карьер, продолжают функционировать в течение всего периода ведения подземных горных работ.

После переноса водоотлива 12 в межтрубную зону карьера вскрышу с ВРТ перевозят на ЗРТ и расширяют отсыпной съезд 18 до 50 м ÷ 80 м, что позволить повысить безопасность горных работ на заключительном этапе отработки карьера 1.

Третий этап доработки (фиг.3 и 4). На заключительном этапе ведется доработка западных 13 и восточных 14 рудных целиков. Целики выше отметки минус 260 м отрабатываются открытым способом, ниже - подземным. Учитывая сжатые сроки, определенные сроком начала ввода в эксплуатацию подземного рудника, произвести полный цикл их отработки и вывезти весь объем отбитых целиков из карьера не представляется возможным. В связи с этим большая часть объемов руды из рудных целиков 13 и 14 (выше отметки минус 260 м) после отбойки складируется на дне карьера 1 в рудной подушке 24 на ВРТ.

В первую очередь производят доработку рудных целиков 13 ЗРТ, погашают транспортный съезд 4 с однополосным движением по западному борту в интервале отметок минус 80 ÷ минус 170 м. Для обеспечения доступа техники на отметку минус 215 м в северо-западной части карьера 1 сооружается транспортный съезд 20 с верхней разворотной площадки 6 с уклоном 140‰. Западный борт карьера 1 формируется нерабочими уступами с вертикальными откосами и предохранительными бермами минимальной ширины. На конец отработки целиков 13 высота участка борта с вертикальными уступами достигнет 180 м. Погрузка руды в автосамосвалы производится на новом отсыпном съезде 18 в непосредственной близости от борта, с навала горной массы, высота которого будет многократно превышать допустимую высоту черпания погрузчика. Учитывая повышенную опасность ведения горных работ в подобных условиях, погрузка и откатка горной массы из забоя будет производиться погрузчиком Le Toumeau L-950 и ШСС с дистанционным управлением (ДУ). Для управления комплексом горнотранспортного оборудования формируется мобильный пункт ДУ, который размещается на площадке - пересадочном пункте 21. При выезде автосамосвалов из опасной зоны на площадку 21 дальнейшее движение ШСС до перегрузочного пункта осуществляется под управлением водителя. Руда ШСС (CAT-740) транспортируется по съездам 18, 17, 15 на вышележащий перегрузочный пункт 22 на отметке минус 30 м, где перегружается в автосамосвалы CAT-785 и транспортируется на склад руды. Попутно отбитую вскрышу оставляют на дне карьера 1 (Фиг.3, 4) в породной подушке 23 на ЗРТ. После отбойки и частичной вывозки западных рудных целиков 13, остальная часть руды будет размещена в отбитом состоянии над рудным целиком, предназначенным для подземной добычи, на отметке минус 320 м на ВРТ в рудной подушке 24. В период окончания доработки западных рудных целиков 13 (ЗРТ) участок карьерного водоотлива ниже отм. 115 м демонтируется.

При необходимости увеличения объемов руды, добываемой открытым способом, транспортный съезд 20 может быть продлен до отметки минус 260 м. При этом транспортировка руды будет осуществляться с нижних горизонтов по западному борту карьера 1 по транспортному съезду 20 через верхнюю разворотную площадку 6, далее - по крутонаклонному транспортному съезду 15 до перегрузочного пункта 22. А дистанционное управление горнотранспортным комплексом будет осуществляться с верхней разворотной площадки 6.

Отбойка рудных целиков 14 ВРТ 3 осуществляется на завершающей стадии доработки карьера 1. При этом дополнительных вскрывающих выработок не проводится, кроме того, погашается участок транспортного съезда с повышенным уклоном 17 в диапазоне отметок минус 215 - минус 260 м. Грузотранспортная связь с дном карьера прерывается. При отбойке целиков 14 горная масса переваливается на дно карьера бестранспортным способом с последующей планировкой по технологии ведения подземных горных работ.

При отработке целиков ЗРТ ШСС используются как для вывозки руды с отсыпного съезда 18 на перегрузочный пункт 22, так и для перевалки руды на ВРТ для формирования рудной подушки 24. Для увеличения вывезенной на склад руды при отработке целиков ЗРТ на перевалке при возможности могут быть задействованы большегрузные автосамосвалы.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет:

- доработать оба рудных тела до технологически целесообразной глубины,

- раздельно сформировать по одному рудному телу породную подушку, по второму рудную подушку, что позволяет снизить разубоживание и потери руды при подземной отработке,

- повысить безопасность ведения горных работ с отгрузкой и вывозкой дополнительного объема руды транспортом с системой дистанционного управления.

1. Способ доработки карьера с двумя близкорасположенными рудными телами (РТ): западным (ЗРТ) и восточным (ВРТ), включающий сооружение кольцевых транспортных съездов встречного направления с однополосным движением автосамосвалов, стыкующихся на разворотных площадках, перегрузочные пункты, отстройку бортов карьера строенными уступами под углом наклона 60÷75°, разделенными предохранительными бермами необходимой ширины, формирование в части карьерного поля по одному из рудных тел транспортного съезда (ТС) шириной, обеспечивающей двухстороннее движение автосамосвалов, и примыкающего к разворотным площадкам, добычу руды по обоим рудным телам буровзрывным способом с оставлением целиков в бортах, вывоз руды на фабрику, вскрыши - во внешние отвалы, сооружение подземных горных выработок и системы водоотлива, на стадии реконструкции перестройку восточного борта карьера (ВРТ) с частичной отработкой его целиков и перевалкой пустых пород во внутренний отвал, переоформление части однополосного транспортного съезда по восточному борту на крутонаклонный, транспортировку руды с нижних горизонтов карьера шарнирно-сочлененными самосвалами (ШСС) до перегрузочной площадки, перегрузку в большегрузные самосвалы для вывоза на фабрику, создание породной подушки на дне карьера, отличающийся тем, что первоначально с нижней разворотной площадки в выработанном пространстве ЗРТ отсыпают капитальный съезд, обеспечивая транспортную связь на всю глубину карьера, на стадии реконструкции борта карьера последовательно формируют уступами с вертикальным откосом и бермами минимальной ширины, перестраивают двухполосный съезд в съезд с повышенным уклоном в противоположном направлении, от поворотной площадки в юго-западной части карьера формируют новый отсыпной съезд, переносят водоотлив в межтрубную зону, погашают ТС встречного направления с однополосным движением по западному борту, сооружают от верхней разворотной площадки в северо-западной части карьера ТС с повышенным уклоном, отрабатывают целики ЗРТ, расширяют новый отсыпной съезд и с него осуществляют погрузку и транспортировку части руды при отработке целиков ЗРТ техникой с дистанционным управлением (ДУ) до пересадочного пункта, другую часть руды перевозят на дно ВРТ, создавая рудную подушку, а после доработки целиков ЗРТ до технологически целесообразной глубины отбивают целики ВРТ на рудную подушку, погашая транспортный съезд.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при переоформлении однополосного транспортного съезда по восточному борту на крутонаклонный стыкуют его с западным участком того же съезда.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что формирование нового отсыпного ТС в выработанном пространстве ЗРТ ведут с уклоном 120‰.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что перестройку двухполосного ТС в съезд с повышенным уклоном 140‰ в противоположном направлении ведут от верхней разворотной площадки.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что транспортировку руды от пересадочного пункта до перегрузочной площадки ведут с водителем, далее перегружают из ШСС в большегрузные самосвалы и транспортируют на фабрику.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что при переносе системы водоотлива в межтрубье производят бурение водоперепускных скважин в подземные горные выработки, через которые в дальнейшем производят водоотведение.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что от верхней разворотной площадки в северо-западной части карьера сооружают ТС с уклоном 140‰.

8. Способ по п.1 и/или 7, отличающийся тем, что с целью увеличения объемов руды, добываемой открытым способом, после доработки целиков обоих рудных тел до технологически целесообразной глубины ТС может быть продолжен до рудной подушки.

9. Способ по п.1, отличающийся тем, что на перевалке руды в рудную подушку с ЗРТ могут быть задействованы большегрузные автосамосвалы.