Способ аварийного покидания экипажем летательного аппарата
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам аварийного покидания членом экипажа самолета. Способ катапультирования экипажа летательного аппарата и парашютной укладки заключается в разрушении остекления кабины с помощью стреляющего механизма телескопического типа. Разрушение происходит в два этапа. На первом происходит взламывание остекления при помощи стреляющего механизма. Вторым этапом разрушение остекления завершается при помощи парашютной укладки. Достигается сохранение достаточного уровня безопасности для летчика. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам аварийного покидания членом экипажа самолета.
Известен способ аварийного покидания экипажем летательного аппарата (патент RU 2075861, приоритет 30.06.1994 г.), заключающийся в катапультировании члена экипажа и парашютной укладке с помощью стреляющего механизма телескопического типа через разрушаемое остекление кабины. Чтобы избежать травмирующих контактов головы летчика с остеклением, разрушение последнего должно в достаточной степени опережать прохождение летчика через проем кабины. В известном способе это достигается опережающим катапультированием парашютной укладки, снабженной жесткими элементами, взламывающими остекление.
При этом для катапультирования укладки используется отдельный стреляющий механизм, что усложняет, утяжеляет и удорожает систему катапультирования, использующую известный способ.
Технической задачей заявляемого способа является обеспечение катапультирования члена экипажа и парашютной укладки через разрушаемое остекление кабины с использованием единого стреляющего механизма, при сохранении достаточного уровня безопасности для летчика.
Поставленная техническая задача достигается тем, что разрушение остекления осуществляют в два этапа. На первом этапе остекление взламывают верхним краем внутренней трубы стреляющего механизма в момент, когда летчик и парашютная укладка, вытягиваемые стреляющим механизмом за буксировочный фал, еще полностью находятся во внутреннем пространстве кабины. На втором этапе при помощи парашютной укладки, снабженной армирующим жестким элементом в виде, например, дуги, возвышающейся над головой летчика, расширяют проем в остеклении и выбрасывают наружу образовавшиеся осколки.
Заявляемое изобретение поясняется схемой, показывающей этапы процесса разрушения остекления кабины. На схеме: 1 - стреляющий механизм, 2 - член экипажа с парашютной укладкой, 3 - остекление кабины летательного аппарата, 4 - жесткая арматура укладки, 5 - буксировочный фал стреляющего механизма.
Предварительное взламывание остекления сосредоточенным усилием, создаваемым верхним краем стреляющего механизма, требует относительно небольших энергетических затрат, тем самым позволяя избежать более существенных потерь кинетической энергии катапультируемого объекта, которые возникли бы при его столкновении с неповрежденным остеклением. Это способствует обеспечению заданной высоты выброса объекта над летательным аппаратом. Кроме того, в этом случае интенсивная фаза разрушения остекления проходит на достаточном удалении от головы летчика, что снижает риск травмирования ее острыми фрагментами остекления.
Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает катапультирование члена экипажа и парашютной укладки через разрушаемое остекление кабины с использованием единого стреляющего механизма без ущерба для безопасности члена экипажа.
Способ аварийного покидания экипажем летательного аппарата, заключающийся в катапультировании члена экипажа и парашютной укладки с помощью стреляющего механизма через разрушаемое остекление кабины, отличающийся тем, что сначала взламывают остекление при помощи стреляющего механизма, а затем завершают разрушение при помощи парашютной укладки.