Способ тренировки технических действий и оценки зрительно-моторной координации спортсмена

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических действий в игровых видах спорта, в частности обводки соперника и оценки зрительно-моторной координации спортсмена. Тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой подсветкой, при помощи которой создают запрещенные световые зоны со светодинамическими коридорами. Изменение положения коридоров на площади запрещенных зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом. Задача спортсмена - выполнить обводку противодействующей запрещенной зоны с пробросом спортивного снаряда через светодинамический коридор. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, с перемещением светового коридора на запрещенной зоне и совершает ее обводку с пробросом спортивного снаряда через светодинамический коридор. Программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена и проходов спортивного снаряда через светодинамические коридоры, регистрирует попадания спортсмена в запрещенную зону, в площадь коридоров и ошибки при пробросе спортивного снаряда по площади светодинамических коридоров. При отсутствии заступов спортсмена на запрещенную зону, площадь светодинамического коридора и ошибок при пробросе снаряда через коридор в момент обводки запрещенной зоны, ширину светодинамических коридоров уменьшают, а скорость их перемещения по запрещенной зоне увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить обводку, выполняя данное упражнение.

Реферат

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических действий в игровых видах спорта и оценки зрительно-моторной координации игрока.

Обучение техническим действиям наиболее типично для первой стадии технической подготовки спортсмена, охватывающей так называемую стадию «базовой» технической подготовки, на которой базовыми элементами техники владения клюшкой или мячом являются передача, ведение, обводка, бросок и удар [1-4].

Согласно исследованиям Плотникова В.В. результативность технических действий в хоккее, в частности обводки, должна быть выше 46,5% [3]. По данным Суворова В.В., результативность обводки у юных футболистов менее 60%. Однако используется она в структуре соревновательной деятельности сравнительно редко, не более 7% суммарного объема технических действий, что является следствием недостаточной обученности данному элементу техники игры [1].

Традиционным методикам технической подготовки более 40 лет, поэтому проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники. По мнению Вершинина М.А. и соавторов, необходим системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки технических действий в спортивных играх, что предполагает поиск и разработку новых решений [5].

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [6].

Однако такие системы не предназначены для проведения спортивных тренировок.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [7].

Недостатком способа является отсутствие возможности тренировки обводки с применением обманных движений спортсмена.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом, осуществляются с помощью формирования светодинамических запрещенных зон, которые имитируют противодействие игроков-соперников и целенаправленно перемещаются, препятствуя передвижению спортсмена. Эти зоны реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников. Задача спортсмена - оценить смоделированную игровую ситуацию, соизмерить свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполнить обманные движения и совершить обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника [8].

Недостатком данного способа тренировки является отсутствие возможности тренировки обводки или передачи паса через соперника. Обводка соперника с пробросом спортивного снаряда между ног соперника или под его клюшкой является показателем высокого мастерства и опыта спортсмена, уровня точности его действий, хорошей реакции на изменение игровой ситуации и координации движений.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки обводки и передачи паса партнеру пробросом через соперника путем моделирования игровых ситуаций с формированием узких светодинамических коридоров для спортивного снаряда на площади запрещенных световых зон, имитирующих противодействующих соперников.

Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, световые зоны или их часть, выделенные заданным цветом, которые являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, целенаправленно перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена, реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполняет обманные движения и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника; движение спортсмена снимают видеокамерой, расположенной на заданной высоте над игровым полем, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует передвижение, изменение направления движения спортсмена, попадание спортсмена и/или спортивного снаряда при обводке в запрещенную зону, в случае их попадания в запрещенную зону, если предусмотрено выбранной программой, подает световой и/или звуковой сигнал; при отсутствии попаданий спортсмена и/или спортивного снаряда в запрещенную зону при успешной обводке инерционность запрещенных световых зон уменьшают до тех пор, пока спортсмен, выполняя обманные движения, не сможет совершить обводку имитируемого соперника, причем новым является то, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором на площади заданного количества запрещенных световых зон, имитирующих противодействующих соперников, формируется светодинамический коридор, через который спортсмен должен пробросить свой спортивный снаряд, выполняя обводку; касание снаряда боковых границ на протяжении всего коридора или выход снаряда за границы коридора на запрещенную зону во время проброса считается ошибкой при выполнении упражнения; ширина светодинамического коридора, его скорость и направление перемещения по площади запрещенной зоны задаются программой программно-аппаратного комплекса непредсказуемо для спортсмена; движение противодействующих светодинамических зон, перекрывающих путь спортсмену, задается программно-аппаратным комплексом однотипным, предсказуемым для спортсмена или встречным, и/или поперечным, и/или попутным противодействием, не предсказуемым для спортсмена; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, с перемещением светового коридора на выбранной запрещенной зоне и совершает ее обводку с пробросом спортивного снаряда через светодинамический коридор; программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена и проходов спортивного снаряда через светодинамические коридоры, регистрирует попадания спортсмена в запрещенную зону, в площадь коридоров и ошибки при пробросе спортивного снаряда по площади светодинамических коридоров; при отсутствии заступов спортсмена на запрещенную зону, площадь светодинамического коридора и ошибок при пробросе снаряда через коридор в момент обводки запрещенной зоны, ширину светодинамических коридоров уменьшают, а скорость их перемещения по запрещенной зоне увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить обводку, выполняя данное упражнение; по минимальной ширине светодинамического коридора, максимальной скорости его перемещения на площади запрещенной зоны, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его зрительно-моторной координации.

Предлагаемый способ тренировки технических действий и оценки зрительно-моторной координации спортсмена в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором на игровом поле формируется одна или несколько запрещенных светодинамических зон, имитирующих противодействующих соперников. При этом на площади каждой из запрещенных зон формируется светодинамический коридор, ширина которого, направление и скорость перемещения по площади запрещенной зоны задаются программой комплекса в зависимости от технической подготовленности спортсмена.

В зависимости от подготовленности спортсмена задаются уровень инерционности противодействующих светодинамических зон, их количество, скорость их перемещения и уровень сложности тренировки. Для начинающих спортсменов количество предъявляемых запрещенных светодинамических зон и скорость их противодействия минимальна. Более подготовленным спортсменам предъявляют сложные задания, с эффектом одновременного присутствия большого числа соперников, где программа интерактивного слежения трансформирует окружающую обстановку с высокой скоростью, приближая ее к условиям и скоростям реальных состязаний.

Задача спортсмена - выполнить обводку ближайшей противодействующей запрещенной зоны с пробросом спортивного снаряда через светодинамический коридор, который находится на площади запрещенной зоны. Касание снаряда боковых границ на протяжении всего коридора или выход снаряда за границы коридора на запрещенную зону во время проброса считается ошибкой при выполнении упражнения. Ошибкой признается и попадание спортсмена на площадь запрещенной зоны или площадь светодинамического коридора.

Движение противодействующих светодинамических зон, перекрывающих путь спортсмену, задается программно-аппаратным комплексом и может быть однотипным в простых упражнениях. В сложных упражнениях оно может быть встречным, и/или поперечным, и/или попутным противодействием, не предсказуемым для спортсмена.

Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, с перемещением светового коридора на ближней запрещенной зоне и совершает ее обводку с пробросом спортивного снаряда через светодинамический коридор.

Программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена и проходов спортивного снаряда через светодинамические коридоры, регистрирует попадания спортсмена в запрещенную зону, в площадь коридоров и ошибки при пробросе спортивного снаряда по площади светодинамических коридоров.

При отсутствии заступов спортсмена на запрещенную зону, площадь светодинамического коридора и ошибок при пробросе снаряда через коридор в момент обводки запрещенной зоны, ширину светодинамических коридоров уменьшают, а скорость их перемещения по запрещенной зоне увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить обводку, выполняя данное упражнение.

По минимальной ширине светодинамического коридора, максимальной скорости его перемещения на площади запрещенной зоны, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его зрительно-моторной координации.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки информации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Заявляемый способ позволяет повысить эффективность тренировки технических действий в игровых видах спорта, а также оценить зрительно-моторную координацию спортсменов на всех этапах их подготовки.

Данный способ дает возможность на качественно новом уровне организовать техническую подготовку спортсменов, где тренировка максимально вариабельна, приближена к реальным условиям состязаний и обладает эффектом присутствия активно противодействующих соперников.

Предложенный способ позволяет интенсифицировать развитие спортсменов по требуемым характеристикам с учетом оценки текущей функциональной подготовленности игрока. Благодаря искусственно созданной среде тренировочные задания выполняются на индивидуальном уровне сложности, с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития технической подготовленности спортсмена и его зрительно-моторной координации.

Таким образом, заявляемый способ тренировки технических действий и оценки зрительно-моторной координации спортсмена в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. Суворов В.В. Индивидуальные типологические показатели технико-тактических действий футболистов 12-15 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №6. - С.85-89.

2. Рами З.М.А. Возрастная дифференцировка состава критериев отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №2. - С.232-236.

3. Плотников В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации // Омский научный вестник. - 2012. - №5. - С.211-214.

4. Быков А.В. Программированное обучение двигательным действиям в командных игровых видах спорта // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С.707-710.

5. Вершинин М.А., Корзун Д.Л., Москвичев Ю.Н. Сравнительный анализ технико-тактических действий юных футболистов // Фундаментальные исследования. - 2013. - №6-4. - С.976-981.

6. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V.52. - P.76.

7. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, бюл. №7.

8. Патент 2492896 РФ, МПК A63B 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013, бюл. №26.

Способ тренировки технических действий и оценки зрительно-моторной координации спортсмена, заключающийся в том, что тренировка выполняется на поле с запрещенными зонами, сформированными светодинамической подсветкой, которой имитируют противодействие игроков-соперников и реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполняет обманные движения и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника; движение спортсмена снимают видеокамерой, расположенной на заданной высоте над игровым полем, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует передвижение, изменение направления движения спортсмена, попадание спортсмена и/или спортивного снаряда при обводке в запрещенную зону, в случае их попадания в запрещенную зону, если предусмотрено выбранной программой, подает световой и/или звуковой сигнал; при отсутствии попаданий спортсмена и/или спортивного снаряда в запрещенную зону при успешной обводке инерционность запрещенных световых зон уменьшают до тех пор, пока спортсмен, выполняя обманные движения, не сможет совершить обводку имитируемого соперника, причем новым является то, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором на площади заданного количества запрещенных световых зон, имитирующих противодействующих соперников, формируется светодинамический коридор, через который спортсмен должен пробросить свой спортивный снаряд, выполняя обводку; касание снаряда боковых границ на протяжении всего коридора или выход снаряда за границы коридора на запрещенную зону во время проброса считается ошибкой при выполнении упражнения; ширина светодинамического коридора, его скорость и направление перемещения по площади запрещенной зоны задаются программно-аппаратным комплексом непредсказуемо для спортсмена; движение противодействующих светодинамических зон, перекрывающих путь спортсмену, задается программно-аппаратным комплексом однотипным, предсказуемым для спортсмена или встречным, и/или поперечным, и/или попутным противодействием, не предсказуемым для спортсмена; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, перемещением светового коридора на выбранной запрещенной зоне и совершает ее обводку с пробросом спортивного снаряда через светодинамический коридор; программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена и проходов спортивного снаряда через светодинамические коридоры, регистрирует попадания спортсмена в запрещенную зону, в площадь коридоров и ошибки при пробросе спортивного снаряда по площади светодинамических коридоров; при отсутствии заступов спортсмена на запрещенную зону, площадь светодинамического коридора и ошибок при пробросе снаряда через коридор в момент обводки запрещенной зоны, ширину светодинамических коридоров уменьшают, а скорость их перемещения по запрещенной зоне увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить обводку, выполняя данное упражнение; по минимальной ширине светодинамического коридора, максимальной скорости его перемещения на площади запрещенной зоны, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его зрительно-моторной координации.