Поверхность трения

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости смазываемых поверхностей трения различных деталей механизмов и машин. Поверхность трения (1) детали (2) имеет регулярный рельеф в виде углублений (3), играющих роль смазочных резервуаров для наносимого на поверхность смазочного материала (4). Поверхность углублений (3) покрыта слоем материала (5), имеющего более низкие адгезионные свойства по отношению к применяемому смазочному материалу (4), чем материал поверхности трения (1). Технический результат: повышение эффективности смазывания. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости смазываемых поверхностей трения различных деталей механизмов и машин.

Известна поверхность трения, содержащая слой смазочного материала (см., например, Старосельский А.А., Гаркунов Л.Н. «Долговечность трущихся деталей машин». М.: Машиностроение, 1967 г., стр.243).

Недостаток данной поверхности состоит в том, что нанесенный смазочный материал в процессе трения интенсивно вытесняется с поверхности, что приводит к усиленному ее изнашиванию.

В качестве прототипа взята поверхность трения, смазываемая, имеющая регулярный рельеф в виде углублений, играющих роль смазочных резервуаров (см., например, Одинцов Л.Г. «Упрочнение и отделка деталей поверхностным пластическим деформированием: Справочник. - М.: Машиностроение, 1987 г.», стр.305).

Недостаток данной поверхности трения состоит в том, что смазочный материал, находящийся в углублениях рельефа, недостаточно эффективно поступает оттуда в зону трения, особенно, если углубления рельефа достаточно велики, а материал поверхности, в том числе и в углублениях рельефа, имеет высокие адгезионные свойства по отношению к данному смазочному материалу. Это приводит к дефициту смазочного материала в зоне трения и ее усиленному изнашиванию.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазываемая поверхность трения имеет регулярный рельеф в виде углублений, причем поверхность углублений покрыта слоем материала, имеющим более низкие адгезионные свойства по отношению к применяемому смазочному материалу, чем материал поверхности трения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: поверхность трения детали (вид сверху) - фиг.1 и поверхность в сечении - фиг.2.

На чертеже изображены: деталь 1 с поверхностью трения 2, углубления - смазочные резервуары 3, смазочный материал 4, слой антиадгезионного материала 5.

Работает данная поверхность трения следующим образом. На поверхности углублений 3, выполненных на поверхности трения 2 детали 1, наносится, например, посредством гальванотехники или напыления, слой материала 5, имеющего более низкие адгезионные свойства по отношению к применяемому смазочному материалу 4, чем материал поверхности трения 2. Если, например, материал поверхности трения 2 - сталь 45, то в качестве антиадгезионного материала 5 можно использовать хром. Нанесенный хром будет способствовать облегчению миграции нанесенного на поверхность 1 (и в углубления 3) смазочного материала 4 в процессе работы детали 1 из углублений 3 на поверхность 2. Это обеспечивает присутствие на поверхности 2 необходимого количества смазочного материала. Толщина слоя наносимого материала 5 минимальна, он не подвержен истиранию, так как непосредственно в процессе трения не участвует.

По сравнению с прототипом, данная поверхность трения - за счет улучшения режима подпитки смазочным материалом зоны трения детали - будет способствовать повышению ее износостойкости и долговечности.

Поверхность трения, преимущественно смазываемая, имеющая регулярный рельеф в виде углублений, отличающаяся тем, что поверхность углублений покрыта слоем материала, имеющего более низкие адгезионные свойства по отношению к применяемому смазочному материалу, чем материал поверхности трения.