Способ футеровки подземного бункера

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для защиты подземных бункеров, пройденных в горной породе, от абразивного износа, статических и динамических нагрузок. Это достигается тем, что первоначально в рельсах прорезают отверстия, в которые заводят поперечные планки для сборки их в пакеты, затем собранные пакеты из рельс крепят к поверхности бункера, для этого в поперечных планках сверлят отверстия, после чего их навешивают на крепежные изделия и фиксируют, а промежуток между рельсами и поверхностью бункера заполняют бетоном. В качестве крепежных изделий используют анкера распорного или винтового типа. Пакеты фиксируют гайками с шайбами. Два пакета в месте стыка крепят одной поперечной планкой, которая вставляют в пазы. Пакеты формируют путем чередования рельсов разного типоразмера. Длину труб определяют в зависимости от рельефа поверхности бункера. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для защиты подземных бункеров, пройденных в горной породе, от абразивного износа, статических и динамических нагрузок.

Известен способ защиты подземных емкостей от износа, в котором к защищаемой поверхности анкерными болтами крепят футеровочные плиты с обеспечением шарнирного соединения частей футеровки (А.с. 401805, СССР, МКИ: E21D 13/00, E21F 17/00. Устройство для защиты подземных емкостей, заявл. 10.05.1972, опубл. 12.10.1973).

Недостатком этого способа защиты емкостей является ненадежность шарнирного крепления и ускоренный износ защитных плит при повышенных нагрузках, например при использовании футеровки в емкостях большой высоты и высокой интенсивности потока материала.

Наиболее близким к предполагаемому изобретению является способ футеровки, включающий пакеты из сваренных поперечными планками рельс, которые крепятся к железобетону болтами, проходящими через газовые трубки (Проектирование железобетонных бункеров и силосов / Липницкий М.Е., Абрамович Ж.Р. // Госстройиздат. - Л.-М., 1960. - С.13-15).

Недостатком этого способа является сложность обеспечения качественного монтажа футеровки на неровной поверхности и соблюдения геометрии бункера, пройденного в горной породе, при буровзрывном способе проходки, а также необходимость ведения сварочных работ, что не всегда допустимо в шахтных условиях.

Технический результат предполагаемого изобретения заключается в повышении качества футеровки за счет обеспечения проектной геометрии бункера, пройденного в горной породе, уменьшении трудозатрат на установку футеровки за счет отсутствия сварочных работ.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе футеровки подземного бункера, включающем облицовку поверхности бункера рельсами, сформированными в пакеты поперечными планками, которые крепятся к поверхности бункера крепежными изделиями, проходящими через трубы, первоначально в рельсах прорезают отверстия, в которые заводят поперечные планки для сборки их в пакеты, затем собранные пакеты крепят к поверхности бункера, для этого в поперечных планках сверлят отверстия, после чего их навешивают на крепежные изделия и фиксируют, а промежуток между рельсами и поверхностью бункера заполняют бетоном.

В качестве крепежных изделий используют анкера распорного или винтового типа. Пакеты из рельс фиксируют гайками с шайбами. Два пакета из рельс в месте стыка крепят одной поперечной планкой. Пакеты из рельс формируют путем чередования рельсов разного типоразмера. Длину труб определяют в зависимости от рельефа поверхности бункера.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема крепления футеровки к горной породе; на фиг.2 - разрез А-А; на фиг.3 - схема крепления пакетов из рельс в месте их стыка; на фиг.4 - схема крепления футеровки с рельсами разного типоразмера.

На чертежах обозначено: 1 - рельс; 2 - бетон; 3 - поперечная планка; 4 - отверстия; 5 - анкер; 6 - поверхность бункера; 7 - трубы; 8 - гайка; 9 - паз в рельсе; 10 - рельс меньшего типоразмера.

Способ осуществляется следующим образом.

Футеровку подземного бункера, например, в составе комплекса подземного дробления производят для обеспечения сохранности поверхности бункера.

С этой целью защищаемую поверхность бункера облицовывают рельсами 1. Для футеровки подземных бункеров используются в основном бывшие в употреблении рельсы шахтной локомотивной откатки (Фиг.1, 2).

Чтобы упростить процесс сооружения футеровки, рельсы 1 собирают в пакеты на поперечных планках 3, например, по восемь-двенадцать штук. Для этого на поверхности шахты или в подземных механических мастерских в рельсах 1 прорезают отверстия 4 для поперечных планок 3 (Фиг.1, 2).

Сборка пакетов производится, например, в горизонтальной выработке вблизи устья бункера. Для этого в отверстия 4 заводят поперечные планки 3. Рельсы на планку навешивают вплотную. Собранные пакеты спускают в бункер, например, с помощью лебедки.

Крепление пакетов к поверхности бункера осуществляется крепежными изделиями, в частности анкерами. Для этого намечают проектное положение футеровки на защищаемой поверхности бункера и выполняют разметку шпуров под анкеры 5. Затем бурят шпуры в поверхности бункера.

В шпурах устанавливают анкеры 5 по технологии, соответствующей типу применяемого анкера. Для крепления пакетов могут быть применены анкеры винтового или распорного типа. При установке анкеров их концы могут выступать над поверхностью породы на различную длину, что обусловлено неровностью (рельефом) поверхности бункера 6, образовавшейся при буровзрывном способе проходки (Фиг.1, 2).

Далее определяют длину труб 7 для устанавливаемого пакета с учетом длины выступающих частей анкеров. После чего нарезают отрезки труб 7 требуемой длины и надевают их на анкеры (Фиг.1, 2).

В поперечных планках 3 просверливают отверстия под хвостовики установленных анкеров.

Затем приступают к монтажу пакетов из рельс, для чего на хвостовики анкеров навешивают поперечные планки 3 с рельсами 1. После чего к хвостовикам прикручивают гайки 8 с шайбами, прижимая поперечную планку 3 к трубам 7 и фиксируя тем самым пакеты в проектном положении (Фиг.1, 2).

После этого оставшийся промежуток между рельсами 1 и поверхностью бункера заполняют бетоном 2. (Фиг.1, 2).

Два пакета из рельс в месте их стыка могут крепиться одной планкой. В этом случае в торцах рельс прорезают пазы 9, в которые вставляется планка 3 (Фиг.3).

Для повышения прочности и долговечности футеровки пакеты могут формироваться путем чередования рельсов 1 и рельсов меньшего типоразмера 10, например Р43 и Р33. При этом между головками рельс практически не остается зазора (Фиг.4).

Применение предлагаемого способа позволяет обеспечить повышение качества футеровки с сохранением проектной геометрии бункера, уменьшить трудозатраты на установку футеровки за счет отсутствия необходимости производства сварочных работ, упростить процесс футерования и сократить срок строительства бункера.

1. Способ футеровки подземного бункера, включающий облицовку поверхности бункера рельсами, сформированными в пакеты поперечными планками, которые крепятся к поверхности бункера крепежными изделиями, проходящими через трубы, отличающийся тем, что первоначально в рельсах прорезают отверстия, в которые заводят поперечные планки для сборки их в пакеты, затем собранные пакеты крепят к поверхности бункера, для этого в поперечных планках сверлят отверстия, после чего их навешивают на крепежные изделия и фиксируют, а промежуток между рельсами и поверхностью бункера заполняют бетоном.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве крепежных изделий используют анкера распорного или винтового типа.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что пакеты фиксируют гайками с шайбами.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что два пакета в месте стыка крепят одной поперечной планкой, которую вставляют в пазы.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что пакеты формируют путем чередования рельсов разного типоразмера.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что длину труб определяют в зависимости от рельефа поверхности бункера.