Антифрикционный сплав на основе алюминия и способ его получения
Изобретение относится к антифрикционным сплавам на основе алюминия и способам их получения. Сплав содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: свинец 20-40, цинк 5-15, алюминий - остальное. Способ получения сплава включает приготовление гетерофазного сплава на основе алюминия с 20-50 мас.% цинка, который получают непрерывным перемешиванием расплава при 7000С в течение 10 мин и быстрого охлаждения расплава на медной водоохлаждаемой пластине, и контактирование полученной заготовки из гетерофазного сплава с расплавом свинца при 530-570°C. Техническим результатом изобретения является повышение прочности и твердости сплава при снижении линейного износа и коэффициента трения. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к металлургии, в частности к антифрикционным сплавам на основе алюминия и способам их получения.
Наиболее близким к заявляемому сплаву является антифрикционный сплав на основе алюминия (РФ 2441931 C1, C22C 21/00, опубл. 10.02.2012) следующего состава, мас.%: свинец 13,5-15,5, олово 4,5-5,5, медь 0,5-1,5, индий 0,5-1,5, висмут 0,5-1,3, остальное - алюминий.
Недостатком данного сплава является использование для его получения таких дефицитных и дорогостоящих металлов, как олово, индий и висмут.
Наиболее близким к заявляемому способу является способ получения сплавов на основе алюминия системы алюминий-свинец-олово (РФ 2452783 C1, C22C 1/02, опубл. 10.06.2012), включающий контактное плавление алюминиевой заготовки и сплава свинца с оловом эвтектического состава при температуре 600-655°C, при времени выдержки при контактном плавлении, составляющем 1 мин на 1 мм толщины алюминиевой заготовки.
Недостатком данного прототипа является использование для его получения дефицитного и дорогостоящего олова и применение свинца при получении сплава в интервале температуры 600-655°C.
Технический результат предлагаемого изобретения заключается в создании антифрикционного сплава, не имеющего в своем составе дефицитных металлов, обладающего повышенной прочностью и твердостью при снижении линейного износа и коэффициента трения сплава.
Данный результат достигается тем, что антифрикционный сплав на основе алюминия содержит свинец, цинк при следующем соотношении компонентов, мас.%: свинец 20-40, цинк 7-15, алюминий - остальное.
Введение в предложенный сплав цинка и приготовление его в соответствии с предложенным ниже способом обеспечивает повышение предела прочности на растяжение до 270 МПа и твердости HB до 650, снижение линейного износа до 80 мм2 и коэффициент трения без смазки до 0,12-14.
Технический результат по способу достигался за счет того, что приготовленную заготовку гетерофазного сплава алюминия с цинком с содержанием 20-50 мас.% Zn помещают в расплав свинца при 530-570°C, с выдержкой при контактном плавлении из расчета 1 мин на 5 мм толщины сплава Al-Zn. При контактировании происходит быстрое замещение свинцом из расплава жидких прослоек цинка в сплаве. Образуется сплав на основе алюминия, упрочненный цинком, со свинцом в виде прослоек, равномерно распределенных по объему. Выбор температурного режима 530-570°C обусловлен тем, что при температуре ниже 530°C проникание свинца не происходит, а при температуре выше 570°C происходит интенсивное разрушение легируемого материала.
Для проведения сравнительного анализа механических и антифрикционных свойств известного и предложенного сплавов было изготовлено несколько составов, которые приведены в таблице. Перед определением механических и антифрикционных свойств предложенный сплав подвергли термической обработке по следующему режиму: гомогенизация в течение 15 мин при 400°C, закалка в воду и старение при 150°C в течение 1 ч. Свойства предложенного и известного сплавов приведены в таблице. Испытания на износ проводили в режиме граничной смазки (диаметр ролика 30 мм, ширина 6 мм, число оборотов в 1 мин 180, нагрузка 10 кг, масло индустриальное 20). Коэффициент трения определялся по схеме сфера - кольцевой образец.
Пример получения антифрикционного сплава.
Для получения беспористого антифрикционного сплава состава, мас.%: свинец 30, цинк 10, алюминий - остальное вначале выплавляли сплав Al-Zn, содержащий 40 мас.% цинка, путем непрерывного перемешивания расплава Al-Zn при 700°C (это температура получения сплава Al-Zn) в течение 10 мин и резкого охлаждения расплава на медной водоохлаждаемой пластине. Полученную заготовку толщиной 2 см помещали в расплав свинца, нагретый до 530°C, и выдержали в нем в течение 2 мин. Свойства сплава даны в таблице.
Таблица | ||||||||||
Сплав | Состав, № | Содержание компонентов в сплаве, мас.% | Предел прочности на растяжение, МПа | Твердость, НВ | Линейный износ, ×10 мм2 | Коэффициент трения | ||||
Pb | Zn | Cu | Al2O3 | Al | ||||||
Предложенный | 1 | 20 | 15 | - | - | Ост. | 270 | 650 | 8 | 0,14 |
2 | 30 | 10 | - | - | -||- | 230 | 600 | 11 | 0,13 | |
3 | 40 | 7 | - | - | -||- | 200 | 530 | 13 | 0,12 | |
Сплав, выбранный за прототип | - | 20 | - | 2,5 | 0.5 | Ост. | 150 | 510 | 14 | 0,15 |
Таким образом, с помощью описанного метода можно получить разнообразные сплавы на основе алюминия со свинцом, легированного элементами, упрочняющими алюминий, и обладающие улучшенными антифрикционными свойствами. Сплавы не содержат дефицитного олова и по свойствам превосходят аналогичные оловосодержащие сплавы. Способы производства технологичен, не требует специального оборудования и может быть автоматизирован.
Как следует из приведенных в таблице данных, предложенный сплав на основе алюминия обеспечивает по сравнению с известным сплавом повышение предела прочности на растяжение в 1,3-1,8 раза, твердости (HB) на 4-27%, снижение линейного износа на 7-43% и коэффициента трения на 7-20%.
1. Антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий свинец, отличающийся тем, что он дополнительно содержит цинк при следующем соотношении компонентов, мас.%:
свинец | 20-40 |
цинк | 7-15 |
алюминий | остальное |
2. Способ получения антифрикционного сплава на основе алюминия по п. 1, включающий расплавление свинца и контактирование расплава с заготовкой гетерофазного сплава, при этом в качестве гетерофазного сплава используют сплав Al-Zn с содержанием 20-50 мас.% Zn, который предварительно получают путем непрерывного перемешивания расплава Al-Zn при 700°C в течение 10 мин и резкого охлаждения расплава на медной водоохлаждаемой пластине, а контактирование полученной заготовки с расплавом свинца осуществляют при 530-570°C с выдержкой из расчета 1 мин на 5 мм толщины сплава Al-Zn.