Инвалидная коляска с изменяемой базой

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к инвалидной технике, а именно к транспортным средствам для самостоятельного перемещения лиц с ограниченными возможностями и направлено на сокращение времени и на упрощение изменение базы коляски. Инвалидная коляска включает раму, смонтированные на ней сиденье, спинку, подлокотники, опоры для ног, а также переднее и два задних колеса и механизм изменения базы коляски. Переднее колесо выполнено ведущим мотор-колесом, к боковым поверхностям рамы прикреплены два механизма изменения базы коляски, каждый из которых состоит из прикрепленного к раме корпуса, в вертикальное отверстие которого установлена вилка с возможностью поворота вокруг ее вертикальной оси на 180° и с фиксацией вилки в двух крайних положениях с помощью механизма фиксации, в эту вилку установлена горизонтальная ось, на которой смонтировано заднее колесо с возможностью его вращения вокруг этой горизонтальной оси. Средняя плоскость заднего колеса смещена относительно вертикальной оси поворота вилки на величину эксцентриситета, а коляска снабжена электроприводом и органом его управления. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Реферат

Изобретение относится к инвалидной технике, а именно к транспортным средствам для самостоятельного перемещения лиц с ограниченными возможностями.

Известна инвалидная коляска (см. RU №2445057, A61G 5/02, 20.03. 2010), которая выбрана в качестве прототипа. Она включает раму, несущую сиденье, спинку, переднее и два задних колеса, смонтированные на раме, приводной цепной механизм с кривошипами, связанный с задними колесами, механизм подъема-опускания коляски, механизм изменения (раздвижения-сдвижения задних колес) базы коляски, механизм вращения транспортного средства вокруг оси поворотной опорной тарели и механизм опрокидывания и подъема спинки кресла. При необходимости проезда через узкий проход (коридоры, дверные проемы в ванной, туалете, лифте и т.п.) лицо, управляющее коляской, с помощью механизма подъема-опускания коляски поднимает коляску на опорной тарели, затем с помощью механизма изменения базы коляски (механизма сдвижения-раздвижения задних колес) сдвигает задние колеса, затем с помощью механизма подъема-опускания коляски опускает коляску на колеса и продолжает движение. При выезде из узкого места лицо, управляющее коляской, осуществляет описанные манипуляции в обратной последовательности.

Недостатки коляски:

1. Сложная конструкция коляски.

2. Длительная и сложная процедура изменения базы коляски.

3. Необходимость значительных физических усилий на манипуляции с изменением базы коляски и на движение коляски.

4. Приводной цепной механизм с кривошипами, связанный с задними колесами, и спинка являются препятствиями и затрудняют самостоятельную посадку лица с ограниченными физическими возможностями, а также его высадку (перемещение) с коляски на стул или унитаз.

Задачи изобретения:

1. Упрощение конструкции коляски;

2. Уменьшение времени и упрощение процедуры изменения базы коляски;

3. Уменьшение физических усилий на манипуляции с изменением базы коляски и на движение коляски;

4. Удобство посадки на коляску и высадки с нее.

Для решения указанных задач предложена инвалидная коляска, включающая раму, смонтированные на ней сиденье, спинку, подлокотники, опоры для ног, а также переднее и два задних колеса и механизм изменения базы коляски. Переднее колесо выполнено ведущим мотор-колесом. К боковым поверхностям рамы прикреплены два механизма изменения базы коляски. Каждый механизм состоит из прикрепленного к раме корпуса, в вертикальное отверстие которого установлена вилка с возможностью поворота вокруг ее вертикальной оси на 180°. Предусмотрена фиксация вилки в двух крайних положениях с помощью механизма фиксации. В эту вилку установлена горизонтальная ось, на которой смонтировано заднее колесо с возможностью его вращения вокруг этой горизонтальной оси. Средняя плоскость заднего колеса смещена относительно вертикальной оси поворота вилки на величину эксцентриситета. Коляска снабжена электроприводом и органом его управления.

Каждый механизм изменения базы коляски снабжен механизмом фиксации, который состоит из двух кронштейнов, прикрепленных к раме (винтами, сваркой или иным способом) и расположенных по разные стороны механизма изменения базы коляски. В горизонтальных полках кронштейнов выполнены вертикальные конические отверстия, оси которых лежат в одной плоскости с вертикальной осью поворота вилки и на одинаковых расстояниях от нее. На верхней шейке оси поворота вилки закреплена пластина, в отверстие которой с возможностью осевого перемещения установлен стержень с коническим фиксатором на одном конце и с рукояткой - на другом. Пружина, расположенная на стержне между пластиной и коническим фиксатором, прижимает конический фиксатор к коническому отверстию в горизонтальной полке одного из кронштейнов.

Руль коляски выполнен съемным. При этом верхний конец оси поворота переднего колеса выполнен в поперечном сечении в виде квадрата или шлицев, а в нижнем конце стержня руля коляски выполнено отверстие негативной (обратной) конфигурации (в поперечном сечении в виде квадрата или шлицев) по отношению к конфигурации верхнего конца оси поворота переднего колеса. Это отверстие находится во взаимодействии с верхним концом оси поворота переднего колеса.

Спинка коляски выполнена выдвижной и может занимать два крайних положения: верхнее и нижнее. В обоих крайних положениях спинка фиксируется фиксаторами любой известной конструкции.

Подлокотники коляски выполнены откидными или съемными. Совокупность съемного руля коляски, выдвижной спинки и откидных или съемных подлокотников делает более удобным посадку на коляску и высадку с нее.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 показан вид на коляску сбоку. На фиг.2 показан вид по стрелке А по фиг.1. На фиг.3 показан механизм изменения базы коляски в разрезе Б-Б по фиг.1. На фиг.4 схематично показаны различные положения задних колес (вид В по фиг.2). На фиг.5 показан разрез Д-Д по фиг.2. На фиг.6 показан разрез Е-Е по фиг.1.

На раме 1 (фиг.1, 2, 3) смонтированы сиденье, спинка 2, подлокотники 3, опоры для ног, а также переднее 4 и два задних колеса 5 и два механизма изменения базы коляски (фиг.3). Переднее колесо 4 выполнено ведущим мотор-колесом. Коляска снабжена электроприводом и органом его управления.

Каждый механизм изменения базы коляски состоит из корпуса 6 (фиг.3), который прикреплен к боковой поверхности рамы 1 (с помощью хомута с болтами, или с помощью сварки, или иных средств). В вертикальном отверстии корпуса 6 на подшипниках 7 установлена вилка 8. В отверстиях или пазах вилки 8 закреплена ось 9, на которой размещены подшипники 10. На этих подшипниках смонтировано заднее колесо 5. Средняя плоскость Г-Г (фиг.3) заднего колеса 5 смещена относительно вертикальной оси О-О поворота вилки 8 на величину эксцентриситета е. Эксцентриситет е выбирается исходя из требуемой величины изменения базы коляски.

Каждый механизм изменения базы коляски снабжен механизмом фиксации, показанным на фиг.5. К раме 1 прикреплены (винтами, сваркой или иным способом) два кронштейна 11, в горизонтальных полках которых выполнены два вертикальных конических отверстия И. Оси этих отверстий лежат в одной плоскости с осью О-О вилки 8 (фиг.3, 5) и на одинаковых расстояниях l от оси О-О. На верхней шейке вилки 8 закреплена пластина 12, в отверстие которой с возможностью осевого перемещения установлен стержень 13 с коническим фиксатором 14 на одном конце и с рукояткой 15 - на другом. Пружина 16, расположенная на стержне 13 между пластиной 12 и коническим фиксатором 14, прижимает конический фиксатор 14 к коническому отверстию И левого (по фиг.5) кронштейна 11.

Руль коляски выполнен съемным (фиг.6). Ось поворота переднего колеса 17 установлена в подшипниках 18, расположенных в отверстиях корпуса 19, который прикреплен к раме 1. Верхний конец 20 оси поворота переднего колеса 17 выполнен в поперечном сечении в виде квадрата или шлицев. В нижнем конце стержня 21 руля 22 коляски выполнено отверстие негативной (обратной) конфигурации (в поперечном сечении в виде квадрата или шлицев) по отношению к конфигурации верхнего конца 20 оси поворота 17 переднего колеса. Это отверстие находится во взаимодействии с верхним концом 20 оси поворота 17 переднего колеса. В случае необходимости стержень 21 руля 22 снимается с верхнего конца 20 оси поворота переднего колеса 17.

Спинка коляски выполнена выдвижной и может занимать два крайних положения: верхнее и нижнее. На фиг.1, 2 спинка 2 показана в крайнем верхнем положении. В случае необходимости ее опускают вниз по направляющим 23 (фиг.2) рамы 1. В обоих крайних положениях спинка 2 фиксируется фиксаторами любой известной конструкции.

Подлокотники коляски выполнены откидными или съемными (на фигурах не показано).

Совокупность съемного руля коляски, выдвижной спинки и откидных или съемных подлокотников делает более удобным посадку на коляску и высадку с нее.

Управление коляской осуществляется следующим образом. При перемещении по свободной площадке или по широким проходам задние колеса коляски находятся в положении Л (фиг.2, 3, 4). Перед узким проходом (коридоры, дверные проемы в ванной, туалете, лифте и т.п.) лицо, управляющее коляской, за рукоятку 15 (фиг.5) извлекает конический фиксатор 14 из конического отверстия И (сжимая при этом пружину 16). Далее рукояткой 15 переводит пластину 12 из положения М в положение Н (фиг.5), поворачивая при этом вилку 8 (фиг.3) вместе с колесом 5 из положения Л в положение П (фиг.2, 4), т.е. на 180°. При отпускании рукоятки 15 пружина 16 прижимает конический фиксатор 14 к коническому отверстию И правого (по фиг.5) кронштейна 11. Тем самым вилки 8 вместе с колесами 5 фиксируются в положении П (фиг.2, 4). База коляски при этом уменьшается с ширины Lmax до ширины Lmin.

При выезде из узкого места осуществляются обратные действия.

Таким образом, технический результат изобретения заключается в том, что:

1. Упрощается конструкция коляски;

2. Уменьшается время и упрощается процедура изменения базы коляски;

3. Уменьшаются физические усилия на манипуляции с изменением базы коляски и на движение коляски;

4. Удобно осуществлять посадку на коляску и высадку с нее.

1. Инвалидная коляска, включающая раму, смонтированные на ней сиденье, спинку, подлокотники, опоры для ног, а также переднее и два задних колеса и механизм изменения базы коляски, отличающаяся тем, что упомянутое переднее колесо выполнено ведущим мотор-колесом, к боковым поверхностям упомянутой рамы прикреплены два упомянутых механизма изменения базы коляски, каждый из которых состоит из прикрепленного к раме корпуса, в вертикальное отверстие которого установлена вилка с возможностью поворота вокруг ее вертикальной оси на 180° и с фиксацией вилки в двух крайних положениях с помощью механизма фиксации, в эту вилку установлена горизонтальная ось, на которой смонтировано упомянутое заднее колесо с возможностью его вращения вокруг этой горизонтальной оси, причем средняя плоскость заднего колеса смещена относительно вертикальной оси поворота вилки на величину эксцентриситета, а коляска снабжена электроприводом и органом его управления.

2. Инвалидная коляска по п.1, отличающаяся тем, что каждый механизм изменения базы коляски снабжен механизмом фиксации, который состоит из двух прикрепленных к раме кронштейнов, расположенных по разные стороны механизма изменения базы коляски, в горизонтальных полках кронштейнов выполнены вертикальные конические отверстия, оси которых лежат в одной плоскости с вертикальной осью поворота вилки и на одинаковых расстояниях от нее, на верхней шейке оси поворота вилки закреплена пластина, в отверстие которой с возможностью осевого перемещения установлен стержень с коническим фиксатором на одном конце и с рукояткой - на другом, а на стержне между пластиной и коническим фиксатором расположена пружина, которая прижимает конический фиксатор к вертикальному коническому отверстию в горизонтальной полке одного из кронштейнов.

3. Инвалидная коляска по п.1, отличающаяся тем, что руль выполнен съемным, причем верхний конец оси поворота переднего колеса выполнен в поперечном сечении в виде квадрата или шлицев, а в нижнем конце стержня руля выполнено отверстие негативной (обратной) конфигурации, которое находится во взаимодействии с верхним концом оси поворота переднего колеса.

4. Инвалидная коляска по п.1, отличающаяся тем, что спинка выполнена выдвижной.

5. Инвалидная коляска по п.1, отличающаяся тем, что подлокотники выполнены откидными или съемными.