Центробежный масляный фильтр

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к узлам и агрегатам двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в тракторной и автомобильной промышленности. Центробежный масляный фильтр, содержащий корпус, ось, на которой вращается ротор с остовом, верхней крышкой, внутренним стаканом, наружным стаканом, при этом в выполненное в остове ротора отверстие с резьбой установлено контактное устройство, состоящее из втулки, изготовленной из электроизолирующего материала, в канале которой со стороны оси размещен внутренний упор с закрепленными на нем шпилькой, опорной втулкой и микровыключателем, а со стороны наружного стакана ротора - подпружиненный наружный подвижный упор, имеющий контактную поверхность, выполненную по сфере, со шпилькой и опорной втулкой; на оси ротора закреплено кольцо, изготовленное из электроизолирующего материала, на котором установлено контактное кольцо, соединенное проводником, имеющим изолирующую оплетку, с системой сигнализации предельного загрязнения ротора. Изобретение обеспечивает определение момента достижения предельной толщины осадка на внутренней стенке ротора центробежного масляного фильтра и контроль работоспособности центробежного масляного фильтра при работающем двигателе. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к узлам и агрегатам двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в тракторной и автомобильной промышленности.

Известен центробежный масляный фильтр с активно-реактивным приводом ротора. Ротор в сборе с колпаком приводится во вращение струей масла, вытекающей из щели-сопла в оси ротора. [Автомобили КамАЗ: Техническое обслуживание и ремонт / В.Н. Барун, Р.А. Азаматов, Е.А. Машков и др. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1988 - с.19].

Недостатком данного центробежного масляного фильтра является сложность контроля его работоспособности.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому техническому результату является центробежный масляный фильтр с бессопловым гидравлическим приводом. В корпусе на резьбе установлена ось, на которой вращается ротор. Сверху ротор закрыт колпаком. [Ксеневич И.П. и др. Трактор МТЗ-80 и его модификации / И.П. Ксеневич, П.А. Амельченко, П.Н. Степанюк. - М.: Агропромиздат, 1991. - с.55-56].

Данный центробежный масляный фильтр не позволяет контролировать его работоспособность при работающем двигателе, для этого требуется установка дополнительного прибора.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Задача изобретения - определение момента достижения предельной толщины осадка на внутренней стенке ротора центробежного масляного фильтра без его разборки. Технический результат - возможность контроля работоспособности центробежного масляного фильтра при работающем двигателе.

Указанный технический результат достигается тем, что центробежный масляный фильтр содержит корпус, ось, на которой вращается ротор с остовом, верхней крышкой, внутренним стаканом, наружным стаканом, контактным устройством, обеспечивающим срабатывание системы сигнализации при предельном загрязнении ротора.

На фиг.1 представлена схема центробежного масляного фильтра.

На фиг.2 представлена схема контактного устройства.

На фиг.3 показана схема перемещения подвижного упора под воздействием осадка.

Центробежный масляный фильтр содержит ротор 1 (фиг.1) с остовом 2, верхней крышкой 3, внутренним стаканом 4, наружным стаканом 5, ось 6 с кольцевым каналом 7, маслоотводящей трубкой 8, насадком 9, в остове 2 ротора 1 выполнено отверстие с резьбой, в котором закреплено контактное устройство 10, состоящее из втулки 11 (фиг.2), изготовленной из электроизолирующего материала, в канал которой со стороны оси 6 установлен внутренний упор 12 с закрепленной на нем шпилькой 13 с опорной втулкой 14 и микровыключателем 15, один контакт которого соединен со шпилькой 13, а другой проводником 16 с остовом ротора 2, а со стороны наружного стакана 5 - наружный подвижный упор 17, имеющий контактную поверхность, выполненную по сфере, со шпилькой 18, на которой смонтирована опорная втулка 19, при этом наружный упор 17 и втулка 11 соединены гайкой 20, между которыми установлена пружина 21 с малым модулем упругости, а гайка 20 наружного подвижного упора 17 защищена кожухом 22, закрепленным на втулке 11; на оси 6 закреплено кольцо 23, изготовленное из электроизолирующего материала, а на нем - контактное кольцо 24, соединенное проводником 25, имеющим изолирующую оплетку и проходящим по каналу оси 6, с системой сигнализации 26 предельного загрязнения ротора.

На наружном стакане 5 ротора 1 с диаметрально противоположной стороны установленного контактного устройства 10 размещен балансировочный груз 27.

Перед началом использования серийный центробежный масляный фильтр комплектуют контактным устройством и выполняют балансировку.

Контактное устройство должно быть собрано и установлено таким образом, чтобы внутренний упор 12 касался контактного кольца 23, гайка 20 - буртика втулки 11 и был бы обеспечен зазор между наружным подвижным упором 17 и внутренней стенкой наружного стакана 5 ротора 1, равный размеру А - предельной толщине слоя осадка на внутренней стенке наружного стакана 5 ротора 1, а опорная втулка 19 наружного подвижного контакта 17 касалась кнопки микровыключателя 15. Степень поджатия кнопки микровыключателя изменяется в зависимости от ее хода вкручиванием-выкручиванием соответствующей шпильки во внутренний 12 или наружный 13 упоры.

Устройство работает следующим образом. Масло от масляного насоса по кольцевому каналу оси ротора центробежного масляного фильтра поступает в насадок, приобретает вращательное движение, через отверстие в остове ротора попадает во внутренний стакан ротора и, отразившись от верхней крышки ротора, попадает в наружный стакан ротора. Под действием центробежных сил продукты сгорания, частицы изнашивания деталей, разложения масла и посторонние предметы отлагаются на внутренних стенках наружного стакана ротора.

Очищенное масло через отверстия в верхней части остова ротора, отверстия в оси ротора и маслоотводящую трубку поступает в главную масляную магистраль двигателя.

При достижении предельной толщины слоя осадка на внутренней стенке наружного стакана 5 ротора 1, равной размеру А и при которой требуется проведение очистки наружного стакана 5 ротора 1, наружный подвижный упор 17 при касании поверхности осадка продуктов сгорания масла, частиц изнашивания деталей и разложения масла формирует в слое осадка канавку (фиг.3,а). При остановке двигателя, на котором установлен центробежный масляный фильтр, замедляется вращение ротора 1, и он опускается под действием силы тяжести по оси 6 в пределах осевого зазора В (для центробежных масляных фильтров автотракторных двигателей необходимый осевой зазор ротора равен 1,5-2,0 мм, см. с.303. Бельских В.И. Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1980. - 575 с., ил.). При этом наружный подвижный упор 17 выходит из канавки осадка (фиг.3-6), перемещает шпильку 18 с опорной втулкой 19 в сторону микровыключателя 15, который при этом замыкает цепь: источник электрического тока системы сигнализации 26 - ось 6 - остов ротора 2 - проводник 16 -микровыключатель 15 - шпилька 13 - внутренний упор 12 - контактное кольцо 24 - проводник 25 - элемент сигнализации системы сигнализации 26 источник электрического тока системы сигнализации 26. Система сигнализации 26 информирует оператора, например, световым сигналом о достижении предельного загрязнения ротора.

Центробежный масляный фильтр обладает возможностью контролирования его работоспособности при работающем двигателе.

Такой контроль позволяет исключить неработоспособность центробежного масляного фильтра, образующуюся при недопустимой толщине отложений загрязнения в роторе, тем самым предотвратить попадание загрязненного масла в систему смазки работающего двигателя, увеличить срок службы пар трения узлов двигателя, повысить межремонтную наработку двигателя.

1. Центробежный масляный фильтр, содержащий корпус, ось, на которой вращается ротор с остовом, верхней крышкой, внутренним стаканом, наружным стаканом, отличающийся тем, что в выполненное в остове ротора отверстие с резьбой установлено контактное устройство, состоящее из втулки, изготовленной из электроизолирующего материала, в канале которой со стороны оси размещен внутренний упор с закрепленными на нем шпилькой, опорной втулкой и микровыключателем, а со стороны наружного стакана ротора - подпружиненный наружный подвижный упор, имеющий контактную поверхность, выполненную по сфере, со шпилькой и опорной втулкой; на оси ротора закреплено кольцо, изготовленное из электроизолирующего материала, на котором установлено контактное кольцо, соединенное проводником, имеющим изолирующую оплетку, с системой сигнализации предельного загрязнения ротора.

2. Центробежный масляный фильтр по п.1, отличающийся тем, что зазор между подпружиненным наружным подвижным упором и внутренней стенкой наружного стакана ротора регулируется путем вкручивания-выкручивания шпильки в наружный подвижный упор.

3. Центробежный масляный фильтр по п.1, отличающийся тем, что касание опорной втулки подпружиненного наружного подвижного упора кнопки микровыключателя обеспечивается вкручиванием-выкручиванием соответствующей шпильки во внутренний или подпружиненный наружный подвижный упор.

4. Центробежный масляный фильтр по п.1, отличающийся тем, что подпружиненный наружный подвижный упор защищен кожухом.

5. Центробежный масляный фильтр по п.1, отличающийся тем, что на наружном стакане ротора с диаметрально противоположной стороны установленного контактного устройства размещен балансировочный груз.