Управляемый снаряд

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к ракетному вооружению, в частности к области малогабаритных управляемых снарядов. Управляемый снаряд выполнен по аэродинамической схеме «утка». Снаряд с одноканальной системой управления и вращающийся по крену. Снаряд содержит маршевый двигатель, руль в одной плоскости и стабилизатор с расположением неподвижных несущих поверхностей по Х-образной схеме относительно плоскости консолей руля. На головной части корпуса управляемого снаряда в плоскости, перпендикулярной плоскости консолей руля, установлены пилоны. Неподвижные консоли пилонов в поперечной плоскости расположены под углом 45…60 градусов относительно консолей стабилизатора. Консоли пилона по геометрической форме в плане выполнены подобно консолям руля с соотношением площадей пилона и руля как 0,5…1,0. Отношение площадей консоли пилона и консоли стабилизатора выполнено как 0,05…0,1. Достигается повышение эффективности управления, улучшение баллистических и динамических характеристик снаряда. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области вооружения, в частности к области противотанковых и малогабаритных зенитных управляемых снарядов с одноканальной системой управления, и может быть использовано в конструкциях управляемых снарядов с маршевым двигателем, выполненных по аэродинамической схеме «утка».

Известен управляемый снаряд [Патент на изобретение RU 2133443 (ГУП Конструкторское бюро приборостроения)], принятый за прототип [1].

Недостатком конструкции управляемого снаряда, выполненного по аэродинамической схеме «утка», с одноканальной системой управления является то, что расположение рулей в одной плоскости создает несимметрию аэродинамических характеристик по каналам управления. Для симметрии (осреднения по каналам) аэродинамических характеристик необходимо задавать большую угловую скорость вращения по крену. При этом усложняется рулевой привод, усложняется конструкция снаряда.

В прототипе симметрия аэродинамических характеристик в горизонтальной и вертикальной плоскостях выполняется на управляемом снаряде с расположением неподвижных консолей стабилизатора относительно плоскости консолей руля по иксобразной схеме, в частности под углом 30…40 градусов.

Недостатком конструкции прототипа является то, что симметрия аэродинамических характеристик может быть достигнута только на управляемых снарядах с постоянным, не изменяющимся в полете положением центра масс снаряда. В основном это применительно к управляемым снарядам без маршевого двигателя или с маршевым двигателем с зарядом, расположенным в центре масс снаряда, с несущественным изменением положения центра масс в полете.

При несимметричном планере снаряда (рули только в одной плоскости) изменение положения центра масс снаряда в полете (при выгорании заряда маршевого двигателя) приводит к различным значениям изменения моментных характеристик в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Это создает несимметрию по основным аэродинамическим характеристикам в каналах управления.

Такая несимметрия приводит к снижению динамических характеристик снаряда с одноканальной системой управления в полете и, как следствие, к повышенным колебаниям на траектории, к снижению точностных характеристик поражения цели.

Задачей данного изобретения является повышение эффективности управления снаряда в полете за счет симметрирования аэродинамических характеристик планера снаряда с одноканальной системой управления.

Решение задачи заключается в том, что в управляемом снаряде, выполненном по аэродинамической схеме «утка», с одноканальной системой управления, вращающемся по крену, содержащем маршевый двигатель, руль в одной плоскости, стабилизатор с расположением неподвижных несущих поверхностей по Х-образной схеме относительно плоскости консолей руля, новым является то, что на головной части корпуса управляемого снаряда в плоскости, перпендикулярной плоскости консолей руля, установлены пилоны, неподвижные консоли которых в поперечной плоскости расположены под углом 45…60 градусов относительно консолей стабилизатора, при этом консоли пилона по геометрической форме в плане выполнены подобно консолям руля с соотношением площадей пилона и руля как 0,5…1,0, а отношение площадей консоли пилона и консоли стабилизатора выполнено как 0,05…0,10.

По сравнению с прототипом при наличии общих конструктивных признаков и свойств управляемый снаряд с предложенной конструкцией позволяет обеспечить симметрию по основным аэродинамическим и динамическим характеристикам снаряда, повысить эффективность управления снаряда.

Принцип действия и устройство предлагаемого решения поясняется графическими материалами.

На фиг.1 представлен управляемый снаряд предлагаемой конструкции. Управляемый снаряд (фиг.1) состоит из боевой части 1, маршевого двигателя 2, руля 3, пилона 4, стабилизатора 5.

На фиг.2 представлена схема расположения консолей стабилизатора 5 относительно консолей пилона 4 и руля 3 в поперечной плоскости.

Симметрия динамических характеристик (стабилизирующего момента, углов атаки) в курсовой и тангажной плоскостях управляемого снаряда с маршевым двигателем с одноканальной системой управления, с рулями в одной плоскости и расположением консолей стабилизатора по Х-образной схеме достигается путем установки консолей пилона на головной части корпуса в плоскости, перпендикулярной плоскости консолей руля.

Проведенные исследования и летные испытания управляемого снаряда с маршевым двигателем и одноканальной системой управления позволили определить конструктивные параметры пилона. Данное техническое решение позволяет получить симметрию планера управляемого снаряда в полете с рулями в одной плоскости по основным аэродинамическим характеристикам при оптимальных соотношениях площадей консолей пилона и руля как 0,5…1,0 и соотношениях площадей консолей пилона и стабилизатора как 0,05…0,10. При этом консоли пилона в поперечной плоскости установлены под углом 45…60 градусов относительно консолей стабилизатора.

Применение в конструкциях противотанковых и зенитных управляемых снарядов данного технического решения позволило повысить эффективность управления, повысить динамические и баллистические характеристики управляемого снаряда с одноканальной системой управления.

Управляемый снаряд, выполненный по аэродинамической схеме «утка», с одноканальной системой управления, вращающийся по крену, содержащий маршевый двигатель, руль в одной плоскости, стабилизатор с расположением неподвижных несущих поверхностей по Х-образной схеме относительно плоскости консолей руля, отличающийся тем, что на головной части корпуса управляемого снаряда в плоскости, перпендикулярной плоскости консолей руля, установлены пилоны, неподвижные консоли которых в поперечной плоскости расположены под углом 45…60 градусов относительно консолей стабилизатора, при этом консоли пилона по геометрической форме в плане выполнены подобно консолям руля с соотношением площадей пилона и руля как 0,5…1,0, а отношение площадей консоли пилона и консоли стабилизатора выполнено как 0,05…0,1.