Способ контроля включения вводного и отключения секционного выключателей шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети

Иллюстрации

Показать все

Использование: в области электроэнергетики. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Согласно способу с момента появления напряжения на трансформаторе основного источника питания начинают отсчет суммарного времени, равного времени выдержки включения вводного выключателя шин основного источника питания и времени выдержки отключения секционного выключателя шин подстанции, и если к моменту окончания отсчета суммарного времени происходит уменьшение рабочего тока, потребляемого от резервного источника питания, на значение, определяемое резервируемой нагрузкой линии основного источника питания, то делают вывод о включении вводного и отключении секционного выключателей шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для контроля включения вводного и отключения секционного выключателей шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Известен способ контроля отключения головного выключателя (ГВ) линии при отказе отключения секционирующего выключателя (СВ) при его повторном включении на устойчивое короткое замыкание (КЗ) в кольцевой сети, заключающийся в том, что с момента появления первого броска тока КЗ на шинах трансформатора, питающего линию, начинают отсчет времени, равного времени срабатывания защиты секционирующего выключателя (СВ). При этом контролируют момент отключения первого броска тока КЗ, и если момент окончания отсчета времени совпадает с моментом отключения первого броска тока КЗ, то вначале устанавливают факт отключения СВ. А далее с момента отключения первого броска тока КЗ начинают отсчет суммарного времени, равного времени выдержки автоматического повторного включения этого выключателя и времени выдержки срабатывания его защиты с ускорением, при этом контролируют появление второго броска тока КЗ. С момента появления второго броска тока КЗ начинают отсчет времени срабатывания защиты головного выключателя, и если после его появления, в момент окончания отсчета суммарного времени не происходит отключение второго броска тока КЗ, то устанавливают факт отказа повторного отключения СВ. А если момент окончания отсчета времени срабатывания защиты головного выключателя совпадает с моментом отключения второго броска тока КЗ, то устанавливают факт отключения головного выключателя линии при отказе отключения СВ при его повторном включении на устойчивое КЗ в кольцевой сети [патент RU 2394331 C1, кл. H02J 13/00, опубл. 10.07.2009, бюл. №19].

Недостатком известного способа является невозможность осуществления с его помощью контроля включения вводного и отключения секционного выключателей шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей способа путем получения информации о включении вводного и отключении секционного выключателей шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Согласно изобретению с момента появления напряжения на трансформаторе основного источника питания начинают отсчет суммарного времени, равного времени выдержки включения вводного выключателя шин основного источника питания и времени выдержки отключения секционного выключателя шин подстанции, и если к моменту окончания отсчета суммарного времени происходит уменьшение рабочего тока, потребляемого от резервного источника питания, на значение, определяемое резервируемой нагрузкой линии основного источника питания, то делают вывод о включении вводного и отключении секционного выключателей шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Суть предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 представлена структурная схема, содержащая элементы для реализации способа;

на фиг.2 - диаграммы сигналов на выходах элементов, показанных на фиг.1 (см. фиг.1).

Схема (см. фиг.1) содержит силовой трансформатор 1 основного источника питания, вводной выключатель (ВВ) 2 шин подстанции, головной выключатель (ГВ) 3 линии основного источника питания, секционирующий выключатель (СВ) 4 линии основного источника питания, выключатель 5 сетевого пункта АВР, СВ 6 линии резервного источника питания, ГВ 7 линии резервного источника питания, секционный выключатель 8, ВВ 9 шин подстанции, силовой трансформатор 10 резервного источника питания, датчик напряжения (ДН) 11, элементы ПАМЯТЬ 12, ЗАДЕРЖКА 13, ОДНОВИБРАТОР 14, датчик уменьшения рабочего тока (ДУРТ) 15, элемент И 16, регистрирующее устройство (РУ) 17.

Диаграммы сигналов на выходах элементов, показанных на фиг.1, имеют вид (см. фиг.2): 18 - на выходе элемента 11, 19 - на выходе элемента 12, 20 - на выходе элемента 13, 21 - на выходе элемента 14, 22 - на выходе элемента 15, 23 - на выходе элемента 16, 24 - в РУ 17. На фиг.2 кроме диаграмм выходных сигналов также показаны: t1 - момент времени появления напряжения на трансформаторе 1, t2 - момент времени отключения секционного выключателя 8 шин подстанции.

Способ осуществляется следующим образом.

В нормальном режиме работы кольцевой сети выключатели 2, 3, 4, 6, 7 и 9 включены, а выключатели 5 и 8 отключены.

При исчезновении напряжения на силовом трансформаторе 1 или отключении ВВ 2 по какой-либо причине (аварийного или планового отключения) схема переходит в режим подстанционного резервирования. При этом секционный выключатель 8 включается. В таком режиме работы на выходе ДН 11 сигнала нет (фиг.2, диагр.18), поэтому схема находится в режиме контроля.

Устранение неисправности и подача напряжения на силовой трансформатор 1 приведут к тому, что на выходе ДН 11 появится сигнал (фиг.2, диагр.18, момент времени t1). Этот сигнал поступит на вход элемента ПАМЯТЬ 12, запомнится им (фиг.2, диагр.19) и поступит на вход элемента ЗАДЕРЖКА 13. С выхода этого элемента сигнал появится через суммарное время, равное времени выдержки включения ВВ 2 и времени выдержки отключения секционного выключателя 8. По истечении этого времени сигнал, выйдя из элемента 13 (фиг.2, диагр.20), поступит на вход элемента ОДНОВИБРАТОР 14. Он произведет одно колебание (фиг.2, диагр.21), своим сигналом «сбросит» память с элемента 12 (фиг.2, диагр.19) и поступит на первый вход элемента И 16. К этому времени ВВ 2 включится, а секционный выключатель отключится, при этом произойдет уменьшение рабочего тока, потребляемого от трансформатора 10 резервного источника питания, на значение, определяемое нагрузкой резервируемой линии основного источника питания. Сработает ДУРТ 15 и на его выходе появится сигнал (фиг.2, диагр.22), который поступит на второй вход элемента И 16. Он сработает и его выходной сигнал (фиг.2, диагр.23) поступит в РУ 17 и там появится информация о включении ВВ 2 и отключении секционного выключателя 8 (фиг.2, диагр.24).

Таким образом, предлагаемый способ позволяет получить информацию о включении вводного и отключении секционного выключателей шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Способ контроля включения вводного и отключения секционного выключателей шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети, заключающийся в фиксации бросков тока и в измерении времени между ними, отличающийся тем, что с момента появления напряжения на трансформаторе основного источника питания начинают отсчет суммарного времени, равного времени выдержки включения вводного выключателя шин основного источника питания и времени выдержки отключения секционного выключателя шин подстанции, и если к моменту окончания отсчета суммарного времени происходит уменьшение рабочего тока, потребляемого от резервного источника питания, на значение, определяемое резервируемой нагрузкой линии основного источника питания, то делают вывод о включении вводного и отключении секционного выключателей шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.