Устройство для определения мест остановки вагонов пассажирского поезда
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Железнодорожный комплекс для определения пассажирами мест остановки вагонов включает в себя оборудование для формирования электронной информации, средства ее передачи на дисплеи, дисплеи на вокзалах или/и на пассажирских платформах, отдельные для каждого направления движения пассажирских поездов разметки секторов на пассажирских платформах при длине каждого сектора, равной длине трех сцепленных вагонов пассажирского поезда. На дисплеях отражают информацию о прибывающем пассажирском поезде, включающую схему, отображающую состав прибывающего пассажирского поезда с номерами вагонов в привязке к разметке секторов на соответствующей пассажирской платформе. Электронная информация, выводимая на дисплеи на вокзалах или/и на пассажирских платформах, оперативно изменяется в соответствии с изменениями в структуре пассажирского поезда. Разметка каждого сектора на пассажирских платформах представляет собой продольную по отношению к пассажирской платформе полосу определенного для каждого сектора цвета. Указанная полоса расположена между краем пассажирской платформы и ограничительной линией пассажирской платформы и тянется на всем протяжении сектора. Достигается повышение точности определения мест остановки вагонов пассажирских поездов у платформ вокзалов. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте и предназначено для точного определения каждым пассажиром или встречающим места остановки нужного ему вагона при подходе пассажирского или скорого поездов.
В России наиболее распространенным способом уведомления пассажиров в отношении места остановки нужного им вагона прибывающего поезда является информация о номере пути и платформы, а также о том, идет ли счет вагонов с начала или конца поезда (Покацкая Е.В. Пассажирский железнодорожный комплекс. Пассажирские станции: учеб. пособие для студентов вузов ж.д. транспорта / Е.В.Покацкая, А.С.Левченко. - Самара: СамГАПС, 2007. - 72 с.: ил. Стр. 25).
Подобная информация помогает пассажирам и уменьшает дистанцию до собственного места в поезде. Однако подобной информации явно недостаточно, так как сложно определить, где точно остановится нужный вагон, особенно когда в состав поезда включаются дополнительные вагоны, а порядок вагонов нередко нарушен. Таким образом, пассажирам нередко приходится изрядно попотеть, особенно имея тяжелый багаж, чтобы добраться до своего вагона.
Современные инструкции, разработанные для пассажирского железнодорожного комплекса, подразумевают разметку на платформах для определения места остановки каждого конкретного вагона прибывающего поезда, что должно было бы существенно помочь пассажирам (Покацкая Е.В. Пассажирский железнодорожный комплекс. Пассажирские станции: учеб. пособие для студентов вузов ж.д. транспорта / Е.В.Покацкая, А.С.Левченко. -Самара: СамГАПС, 2007. - 72 с.: ил. Стр. 25). Однако польза указанной разметки очевидна только при строгом сохранении последовательности вагонов в прибывающих поездах. Такое в Российской Федерации ввести в практику крайне сложно в связи с тем, что в одном и том же поезде структура вагонного комплекса может в силу необходимости меняться не только от поездки к поездке, но и на протяжении одной поездки. Поэтому, несмотря на фиксированное место сигнального знака остановки первого вагона («Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МПС России: от 24.04.1995 г. №7Ц, от 06.03.1996 г. №6Ц, от 15.04.1997 г. №7Ц, от 03.03.1998 г. №5Ц, от 29.03.1999 г. №17Ц), определить остановку нужного вагона редко представляется возможным. Поэтому регламентированная в инструкциях разметка не нашла практического применения.
Наиболее близким аналогом к заявляемому изобретению является известное устройство для ориентации пассажиров на платформе в отношении места остановки нужного вагона в пребывающем пассажирском поезде, которое используют на ряде вокзалов крупных городов мира (Берлин, Париж и др.) (). Указанное устройство включает дисплеи, на которых отображена информация о прибывающем поезде, а также специальную разметку на платформе. На дисплее находят отображение следующий набор данных: номер платформы, время отхода поезда, номер поезда, станция назначения и схема, отображающая состав прибывающего поезда с номерами вагонов в привязке к секторам платформы от А до Е, обозначенным указателями над платформой. Преимущество данного способа заключается в том, что по схеме можно определить, в каком секторе остановится вагон, который вам необходим, уезжаете ли вы сами или встречаете кого-то.
Наряду с достоинствами вышеуказанного устройства оно имеет и недостатки. Не всегда возможно в условиях вокзалов Российской Федерации вынести разметку над платформой. Это потребует существенных дополнительных затрат и может внести путаницу в имеющиеся указатели на платформах. Если разметку нанести на поверхности платформ, то в условиях зимы она будет покрываться снегом и не будет различима. Указанное устройство определяет ориентировочные границы сектора пассажирской платформы. Кроме того, в границах сектора останавливается три вагона, а более удобно, особенно при наличии у пассажира тяжелого багажа, знать место остановки каждого вагона. Кроме того, в условиях Российской Федерации требуется оперативная корректировка информации о нумерации пассажирского поезда, выносимой на дисплеи.
Задачей заявляемого технического решения является разработка эффективного устройства, помогающего определить места остановки вагонов пассажирского поезда в условиях Российской Федерации.
Техническим результатом предлагаемого устройства является повышение точности определения мест остановки вагонов пассажирских поездов у платформ вокзалов Российской Федерации за счет:
- динамичной корректировки выводимой на дисплеи вокзалов или (и) пассажирских платформ информации об изменениях в составе пассажирского поезда на основании данных, поступающих от работников прибывающего поезда;
- размещения разметки каждой пассажирской платформы на ее поверхности между краем платформы и ограничительной линией;
- использования для разметки каждого сектора пассажирской платформы своего цвета;
- использования дополнительной буквенной разметки каждого сектора пассажирской платформы, которая ориентирует в отношении остановки конкретного вагона пассажирского поезда;
- использования для разметки каждого сектора специального материала в виде керамической плитки.
Технический результат достигается тем, что устройство для определения мест остановки вагонов пассажирского поезда включает оборудование для формирования электронной информации, средства ее передачи на дисплеи, дисплеи на вокзалах или (и) на пассажирских платформах, отдельные для каждого направления движения пассажирских поездов разметки секторов на пассажирских платформах при длине каждого сектора, равной длине трех сцепленных вагонов пассажирского поезда. При этом на дисплеях находит отражение информация о прибывающем пассажирском поезде, включающая схему, отображающую состав прибывающего пассажирского поезда с номерами вагонов в привязке к разметке секторов на соответствующей пассажирской платформе.
Отличием заявляемого устройства является то, что электронную информацию, выводимую на дисплеи на вокзалах или (и) на пассажирских платформах, оперативно изменяют в соответствии с изменениями в структуре пассажирского поезда, исходя из данных, полученных от информированных работников пассажирского поезда.
Отличие заявляемого устройства заключается и в том, что разметка каждого сектора на пассажирских платформах, выполненная при помощи различных средств или материалов, представляет собой продольную по отношению к пассажирской платформе полосу определенного для каждого сектора цвета, при этом указанная полоса расположена между краем пассажирской платформы и ограничительной линией пассажирской платформы и тянется на всем протяжении сектора.
Отличительным признаком устройства является и то, что цветовые разметки смежных секторов пассажирской платформы имеют контрастные тона.
Отличием устройства является также то, полоса разметки каждого сектора пассажирской платформы носит прерывистый характер с числом ее фрагментов, которые одинаковой длины, равным трем.
К отличительным признакам заявляемого устройства относится и то, что разметка каждого сектора пассажирской платформы воспроизведена при помощи керамической плитки определенного цвета.
К отличию заявляемого устройства относится также то, что полосная разметка секторов пассажирской платформы дополнена буквенной разметкой с соблюдением последовательности алфавита, при этом определенной букве соответствует один сектор и ее наносят краской выбранного цвета на цветовую полосу разметки соответствующего сектора пассажирской платформы трехкратно, при этом расстояния между всеми воспроизведенными на разметке пассажирской платформы буквами одинаковы.
К отличиям заявляемого устройства относится и то, что ширина полосы разметки каждого сектора на поверхности железнодорожной платформы равна расстоянию между краем пассажирской платформы и ограничительной линией пассажирской платформы.
Сопоставительный анализ заявляемого устройства и прототипа показывает, что заявляемое устройство отличается от известного вышеуказанными признаками. Эти отличия позволяют сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию изобретения «новизна».
Из проведенного анализа патентной и специальной литературы авторами установлено, что предлагаемое техническое решение имеет признаки, отличающие его не только от прототипа, но и от других технических решений в области пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Нами не найдено устройства для повышения степени точности ориентации каждого пассажира или встречающего в отношении места остановки нужного ему вагона при подходе пассажирского или скорого поездов, содержащего отличительные признаки заявляемого устройства.
В предлагаемом устройстве для повышения степени точности ориентации каждого пассажира или встречающего в отношении места остановки нужного ему вагона при подходе пассажирского поезда электронную информацию, выводимую на дисплеи на вокзалах или (и) на пассажирских платформах, оперативно изменяют в соответствии с изменениями в структуре пассажирского поезда, исходя из данных, полученных от информированных работников пассажирского поезда. При этом в условиях Российских железных дорог, когда структура поезда и нумерация вагонов может неоднократно изменяться в течение одной поездки, достигается оперативная корректировка информации, выводимой на дисплеи в вокзалах или (и) на платформах.
Разметка каждого сектора на пассажирских платформах, выполненная при помощи различных средств или материалов, представляет собой продольную по отношению к пассажирской платформе полосу определенного для каждого сектора цвета, при этом указанная полоса расположена между краем пассажирской платформы и ограничительной линией пассажирской платформы и тянется на всем протяжении сектора. Подобное исполнение разметки приведет к ее зрительному распознаванию в том числе и в зимнее время, когда платформы покрываются снегом. Поверхность между краем платформы и ограничительной линией, а также сама ограничительная линия по существующим положениям должна быть видна постоянно и поэтому часто подвергается очистке. Цветовая составляющая разметки дополнительно способствует распознаванию секторов пассажирской платформы.
Цветовые разметки смежных секторов пассажирской платформы имеют контрастные тона, что позволит, особенно в зимнее время, четко определить границы между секторами платформы.
Полоса разметки каждого сектора пассажирской платформы носит прерывистый характер с числом ее фрагментов, которые одинаковой длины, равным трем. Это позволит пассажирам или встречающим сориентироваться в отношении места остановки конкретного вагона в границах каждого сектора пассажирской платформы.
Разметка каждого сектора пассажирской платформы воспроизведена при помощи керамической плитки определенного цвета. Более гладкая поверхность керамики позволит в зимнее время быстрее и эффективнее добиваться чистоты поверхности в зоне нанесенной разметки пассажирской платформы.
Полосная разметка секторов пассажирской платформы дополнена буквенной разметкой с соблюдением последовательности алфавита, при этом определенной букве соответствует один сектор и ее наносят краской выбранного цвета на цветовую полосу разметки соответствующего сектора пассажирской платформы трехкратно, при этом расстояния между всеми воспроизведенными на разметке пассажирской платформы буквами одинаковы. Это также позволит пассажирам или встречающим сориентироваться в отношении места остановки конкретного вагона в границах каждого сектора пассажирской платформы.
Ширина полосы разметки каждого сектора на поверхности железнодорожной платформы равна расстоянию между краем пассажирской платформы и ограничительной линией пассажирской платформы. Этим будет достигнута максимальная ширина полосы разметки, что также позволит более эффективно идентифицировать необходимый сектор разметки пассажирской платформы.
Все признаки независимого пункта формулы заявляемого устройства являются существенными, так как они необходимы для достижения указанного технического результата.
Признак: - «устройство для определения мест остановки вагонов пассажирского поезда включает оборудование для формирования электронной информации, средства ее передачи» - известен и определяет электронное оборудование, в котором формируют информацию о структуре пассажирского поезда и нумерации его вагонов, а также средства ее передачи на дисплеи.
Признак: - «устройство для определения мест остановки вагонов пассажирского поезда включает дисплеи на вокзалах или (и) на пассажирских платформах» - известен и определяет электронные устройства, на которых находит отображение информация о местах остановки каждого вагона пассажирского поезда.
Признак: - «устройство для определения мест остановки вагонов пассажирского поезда включает отдельные для каждого направления движения пассажирских поездов разметки секторов на пассажирских платформах» - известен, он определяет указатели на пассажирских платформах, по которым можно определить, где остановит ся необходимый для пассажира или встречающего вагон. Очевидно, что разметки для каждого направления должны быть отдельными и быть расположены на разных краях пассажирской платформы.
Признак: - «длина каждого сектора разметки пассажирской платформы равна длине трех сцепленных вагонов пассажирского поезда» - известен и определяет число вагонов, которые умещаются в границах одного сектора разметки пассажирской платформы.
Признак: - «на дисплеях находит отражение информация о прибывающем пассажирском поезде, включающая схему, отображающую состав прибывающего пассажирского поезда с номерами вагонов в привязке к разметке секторов на соответствующей пассажирской платформе» - определяет тот объем информации, который необходим для пассажира или встречающего, чтобы определить место остановки нужного для них вагона.
Признак: - «электронную информацию, выводимую на дисплеи на вокзалах или (и) на пассажирских платформах, оперативно изменяют в соответствии с изменениями в структуре пассажирского поезда, исходя из данных, полученных от информированных работников пассажирского поезда» - является новым и определяет оперативное изменение информации, выводимой на дисплеи вокзалов или (и) пассажирских платформ, исходя из данных, поступаемых от информированных работников прибывающего пассажирского поезда.
Признак: - «разметка каждого сектора на пассажирских платформах, выполненная при помощи различных средств или материалов, представляет собой продольную по отношению к пассажирской платформе полосу определенного для каждого сектора цвета, при этом указанная полоса расположена между краем пассажирской платформы и ограничительной линией пассажирской платформы и тянется на всем протяжении сектора» - является новым и обеспечивает гарантированный для визуализации даже в зимнее время характер разметки, нанесенной на поверхность пассажирской платформы.
Признак: - «цветовые разметки смежных секторов пассажирской платформы имеют контрастные тона» - является новым и обеспечивает контрастность между разметками смежных секторов пассажирской платформы.
Признак: - «полоса разметки каждого сектора пассажирской платформы носит прерывистый характер с числом ее фрагментов, которые одинаковой длины, равным трем» - является новым и определяет возможность определить место остановки каждого вагона в границах сектора.
Признак: - «разметка каждого сектора пассажирской платформы воспроизведена при помощи керамической плитки определенного цвета» - является новым. Более гладкая поверхность керамики позволяет в зимнее время более эффективно добиваться ее очищения, а значит визуализации, за короткое время.
Признак: - «полосная разметка секторов пассажирской платформы дополнена буквенной разметкой с соблюдением последовательности алфавита, при этом определенной букве соответствует один сектор и ее наносят краской выбранного цвета на цветовую полосу разметки соответствующего сектора пассажирской платформы трехкратно, при этом расстояния между всеми воспроизведенными на разметке пассажирской платформы буквами одинаковы» - является также новым и позволяет использовать буквенную разметку для определения места остановки конкретного вагона пассажирского поезда.
Признак: - «ширина полосы разметки каждого сектора на поверхности железнодорожной платформы равна расстоянию между краем пассажирской платформы и ограничительной линией пассажирской платформы» - является новым и определяет максимальную степень визуализации границ каждого сектора пассажирской платформы, особенно в зимнее время.
При взаимодействии всех существенных признаков получается новый технический результат, а именно: повышение степени точности ориентации каждого пассажира или встречающего в отношении места остановки нужного ему вагона при подходе пассажирского или скорого поездов.
Семь из двенадцати отличительных признаков заявляемого устройства из уровня техники неизвестны. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует критерию «изобретательский уровень».
Заявляемое устройство для определения мест остановки вагонов пассажирского поезда предназначено для применения на железнодорожном пассажирском транспорте. Данное устройство может быть использовано на станциях, где останавливаются пассажирские поезда и прежде всего там, где время стоянки отдельных поездов является кратковременным. Возможность реализации устройства на практике подтверждена описанными в заявке его составляющими и средствами, следовательно, предлагаемое решение соответствует критерию изобретения «промышленная применимость».
Сущность предлагаемого устройства поясняется тремя фигурами, отражающими различные варианты его исполнения, где: 1 - схема пассажирского поезда; 2 - край пассажирской платформы; 3 - ограничительная линия пассажирской платформы; 4 - сектора пассажирской платформы с цветовыми разметками; 5 - вагоны пассажирского поезда; 6 - буквенная разметка пассажирской платформы; 7 - фрагменты прерывистых полос разметок секторов пассажирской платформы; 8 - пассажирская платформа; 9 - номера вагонов пассажирского поезда.
На фиг.1 показана схема, отображающая состав прибывающего пассажирского поезда с номерами вагонов в привязке к цветовым разметкам секторов на пассажирской платформе. На фиг.2 разметки секторов на пассажирской платформе дополнены буквенной разметкой. На фиг.3 - полосная разметка каждого сектора разбита на три фрагмента разделительными полосами.
Предлагаемое устройство для определения мест остановки вагонов пассажирского поезда представляется наиболее необходимым и значимым на станциях, через которые проходит большое количество пассажиров поездов дальнего следования. Еще более важным данное устройство может быть на станциях с временем стоянки поездов до 5 мин.
Функционирование устройства происходит следующим образом. Оперативную информацию о составе пассажирского поезда и нумерации вагонов в составе своевременно размещают в базе данных электронного оборудования (на фигурах не показано), а далее через средства передачи информации (на фигурах не показаны) выводят на дисплеи (на фигурах не показаны), которые располагают на вокзалах (на фигурах не показаны) и (или) на пассажирских платформах 8. Информация о прибывающем пассажирском поезде включает схему, отображающую состав прибывающего пассажирского поезда 1 с номерами 9 вагонов 5 в привязке к секторам 4 с цветовыми разметками на соответствующей пассажирской платформе 8. Каждый пассажир перед приходом поезда на дисплее (на фигурах не указан) получает информацию о том, в каком из секторов 4 остановится нужный им вагон 5 пассажирского поезда 1. Кроме того каждый пассажир узнает, в центре или у края (и у какого) соответствующего сектора 4, остановится нужный им вагон 5. Это позволит им более точно сориентироваться на платформе 8. Пассажиры выходят на нужную им платформу 8 и между краем платформы 2 с той стороны, куда прибывает нужный им поезд 1, и ограничительной полосой 3 находят нужный им сектор 4 по цветовой разметке. При этом они уже знают, у края (и у какого) или по центру найденного сектора 4 остановится нужный им вагон 5. При этом цветовые разметки секторов 4 размещены между краем платформы 2 и ограничительной линией 3, т.е. в зоне, которая постоянно находится в чистом состоянии, а в зимнее время регулярно освобождается от снега. Таким образом разметки секторов будут постоянно видны. Цветовые разметки смежных секторов 4 имеют контрастные тона, что позволяет пассажирам быстрее найти нужные им сектора.
При прерывистом характере полосы разметки каждого сектора 4 пассажирской платформы 8 с разделением ее на три одинаковых фрагмента 7 пассажиры могут иметь возможность точно определить место остановки нужного им вагона пассажирского поезда 1.
При воспроизведении полосы разметки каждого сектора 4 пассажирской платформы 8 при помощи керамической плитки определенного цвета отпадает необходимость в использовании красок при нанесении разметки на платформу. Кроме того, керамическая плитка лучше подвергается очистке.
Если полосная разметка секторов 4 пассажирской платформы 8 дополнена буквенной разметкой 6 с соблюдением последовательности алфавита, то это также облегчит пассажирам поиск конкретного вагона. При этом определенной букве 6 соответствует один сектор 4 и ее наносят краской выбранного цвета на цветную полосу разметки соответствующего сектора 4 пассажирской платформы 8, трехкратно с одинаковым расстоянием между всеми воспроизведенными на разметке пассажирской платформы 8 буквами.
Ширина полосы разметки каждого сектора 4 на поверхности железнодорожной платформы 8 равна расстоянию между краем платформы 2 и ограничительной линией 3. При этом площадь цветовой разметки каждого сектора 4 максимальна, что также поможет быстрее каждому пассажиру найти место остановки нужного ему вагона 5.
Пробные разметки согласно описанным в заявляемом устройстве произведены на одной из платформ вокзала ст.Иркутск-Сортировочный. Информация о составе пассажирского поезда и нумерации вагонов поступала от начальников указанных поездов. Далее информацию выводили на дисплей, расположенный в здании вокзала ст.Иркутск-Сортировочный. Получив информацию с дисплея о прибывающем поезде, пассажиры всегда быстро и точно находили место на платформе, где останавливался необходимый им вагон.
Функционирование на вокзалах предлагаемого устройства позволит решить проблемы ориентации пассажиров на пассажирских платформах перед приходом пассажирских поездов в плане определения мест остановки нужных им вагонов. Кроме того устройство решит проблему коротких стоянок поездов.
1. Железнодорожный комплекс для определения пассажирами мест остановки вагонов, включающий оборудование для формирования электронной информации, средства ее передачи на дисплеи, дисплеи на вокзалах или/и на пассажирских платформах, отдельные для каждого направления движения пассажирских поездов разметки секторов на пассажирских платформах при длине каждого сектора, равной длине трех сцепленных вагонов пассажирского поезда, при этом на дисплеях находит отражение информация о прибывающем пассажирском поезде, включающая схему, отображающую состав прибывающего пассажирского поезда с номерами вагонов в привязке к разметке секторов на соответствующей пассажирской платформе, отличающийся тем, что электронную информацию, выводимую на дисплеи на вокзалах или/и на пассажирских платформах, оперативно изменяют в соответствии с изменениями в структуре пассажирского поезда, а разметка каждого сектора на пассажирских платформах представляет собой продольную по отношению к пассажирской платформе полосу определенного для каждого сектора цвета, при этом указанная полоса расположена между краем пассажирской платформы и ограничительной линией пассажирской платформы и тянется на всем протяжении сектора.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что цветовые разметки смежных секторов пассажирской платформы имеют контрастные тона.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что полоса разметки каждого сектора пассажирской платформы носит прерывистый характер с числом ее фрагментов, которые одинаковой длины, равным трем.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что разметка каждого сектора пассажирской платформы воспроизведена при помощи керамической плитки определенного цвета.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что полосная разметка секторов пассажирской платформы дополнена буквенной разметкой с соблюдением последовательности алфавита, при этом определенной букве соответствует один сектор и ее наносят краской выбранного цвета на цветовую полосу разметки соответствующего сектора пассажирской платформы трехкратно, при этом расстояния между всеми воспроизведенными на разметке пассажирской платформы буквами одинаковы.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что ширина полосы разметки каждого сектора на поверхности железнодорожной платформы равна расстоянию между краем пассажирской платформы и ограничительной линией пассажирской платформы.