Ограничительный механизм

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к судостроению, в частности к ограничительному механизму для удержания крупногабаритных длинномерных изделий или авиационных боеприпасов сложной конфигурации с развитым оперением на средствах хранения (стеллажах) в условиях качки корабля. Ограничительный механизм состоит из стопора, ползуна, рычага упорного, рукоятки, опоры стопора, тяг и контргаек. Фиксация изделия на стеллаже осуществляется посредством стопора. Стопор выполнен в виде стержня, оконцованного в верхней части поперечиной под такелажный паз изделия. Стопор выполнен с возможностью его поворота и вертикального перемещения благодаря приводимой в действие рукоятке. Рукоятка соединена с тягами, имеющими кинематическую связь через рычаг упорный с ползуном. Рычаг, в свою очередь, имеет возможность, опираясь на контргайки, выполнять перемещение стопора вниз, создавая прижимное усилие в пазу изделия, фиксируя его на ложементе. Достигается создание ограничительного механизма, позволяющего удерживать авиационные боеприпасы сложной конфигурации на существующих средствах хранения в условиях качки корабля. 6 ил.

Реферат

Изобретение относится к судостроению и относится к средствам удержания от смещения размещенных на стеллажах нестандартных крупногабаритных длинномерных изделий, авиационных боеприпасов сложной конфигурации с развитым оперением в условиях качки корабля.

В судостроении используется большое количество различных средств удержания от смещения грузов на волнении, например гибкие металлические стяжки и найтовные устройства (цепные, тросовые или ремневые), широко применяемые для удержания различных грузов на судах (Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп.- СПб.: НПО «Профессионал», 2006, с.482-484).

Однако общими их недостатками являются:

- длительные время и трудоемкость завода стяжек или найтовных устройств на корпус транспортируемого изделия и их затяжки;

- невозможность использования для крепления авиационных боеприпасов к средствам хранения (стеллажам) в местах, где присутствует несъемное или нескладываемое оперение (как правило, в кормовой части боеприпасов).

Целью настоящего изобретения является создание ограничительного механизма, устраняющего указанные недостатки и позволяющего удерживать крупногабаритные длинномерные изделия, в том числе авиационные боеприпасы сложной конфигурации с развитым оперением на существующих средствах хранения (стеллажах) в условиях качки корабля.

Указанная цель достигается тем, что ограничительный механизм крепится вместе с ложементом к балке штатного средства хранения и позволяет осуществлять раскрепление изделия за его такелажные пазы за счет его прижатия к ложементу в местах, где невозможно применить крепление к средствам хранения гибкими стяжками или найтовными устройствами из-за сложной конфигурации изделия или развитого оперения боеприпаса.

На фиг.1 и 2 представлен общий вид ограничительного механизма, закрепленного на балке средства хранения (стеллажа).

Ограничительный механизм состоит из стопора 1, представляющего собой стержень, верхняя часть которого оконцована поперечиной, выполненной под такелажный паз изделия, ползуна 2, рычага упорного 3, рукоятки 4, тяг 5, контргаек 6. Стопор в нижней части оконцован пазом под пружину 7, устанавливаемую в опору стопора 8, который, в свою очередь, крепится к ложементу 9 винтами. Также к ложементу крепятся внутренний ограничитель 10 и наружный ограничитель 11, предназначенные для фиксации составных частей механизма в необходимых положениях. Ложемент 9 закрепляется болтами 13 на балке 14 средства хранения при помощи хомута 12.

На фиг.2 показан принцип работы ограничительного механизма.

Перед укладкой изделия на стеллаж ограничительный механизм находится в положении I. Стопор 1 развернут вдоль такелажного паза, расположенного в нижней части корпуса изделия. После укладки изделия на ложемент ограничительный механизм необходимо привести в положение II. Для этого сначала осуществляется поворот рукоятки 4 на 90°, благодаря чему верхняя часть стопора 1 также осуществляет поворот в пазу на 90°. При опускании рукоятки 4 тяги 5 смещают рычаг упорный 3 и двигают ползун 2, который своей клиновой поверхностью опирается на контргайки 6, которые, в свою очередь, опускают стопор 1 вниз, прижимая изделие к ложементу 9, обеспечивая его фиксацию.

Положения I и II ограничительного механизма представлены на фиг.3 и фиг.4 соответственно.

Для снятия изделия с ложемента средства хранения необходимо перевести ограничительный механизм из положения II в положение I, для этого надо поднять рукоятку 4 и повернуть ее обратно на 90°.

Для исключения повреждения изделия, находящегося на ложементе, в случае некорректных действий оператора к ложементу 9 крепятся ограничители 10 и 11. Для положения II в месте, где осуществляется опускание/поднятие рукоятки 4 на ограничителе 11, выполнен скос для исключения поворота рукоятки относительно оси стопора 1. В других положениях опускание/поднятие рукоятки 4 невозможно, что повышает безопасность эксплуатации. Пружина 7 также обеспечивает отсутствие самопроизвольного перемещения рычага упорного 3, рукоятки 4 и тяг 5 в положениях I и II.

На фиг.5 и 6 представлены положения I и II верхней части стопора 1 в такелажном пазу 16 изделия 15. Такелажный паз 16 изделия 15, находящегося на ложементе 9, в качестве примера показан поперечным и сложной формы, однако он может быть выполнен в произвольной конфигурации и быть развернутым в любом направлении относительно оси изделия. Для его закрепления на ложементе на ограничительном механизме достаточно лишь изменить направление верхней концевой части стопора под такелажный паз и выбрать соответствующие размеры и форму под него. Последовательность действий перевода ограничительного механизма из положения I в положение II и обратно при этом не изменятся.

Таким образом, применение предлагаемого ограничительного механизма позволит упростить его использование в уже существующих стеллажах, адаптируя лишь ложементы для его крепления к ним. Благодаря предлагаемому ограничительному механизму возможно осуществлять фиксацию авиационных боеприпасов или любых других крупногабаритных изделий, имеющих внутренние такелажные пазы, где невозможно применить крепление к средствам хранения гибкими стяжками или найтовными устройствами из-за сложной конфигурации самих изделий. Преимуществами ограничительного механизма также являются простота конструкции, легкость и безопасность в эксплуатации.

Ограничительный механизм для удержания крупногабаритных длинномерных изделий или авиационных боеприпасов сложной конфигурации с развитым оперением на средствах хранения (стеллажах) в условиях качки корабля, состоящий из стопора, ползуна, рычага упорного, рукоятки, опоры стопора, тяг и контргаек, отличающийся тем, что фиксация изделия (авиационного боеприпаса) на стеллаже осуществляется посредством стопора, выполненного в виде стержня, оконцованного в верхней части поперечиной под такелажный паз изделия с возможностью его поворота и вертикального перемещения благодаря приводимой в действие рукоятке, соединенной с тягами, имеющими кинематическую связь через рычаг упорный с ползуном, который, в свою очередь, имеет возможность, опираясь на контргайки, выполнять перемещение стопора вниз, создавая прижимное усилие в пазу изделия, фиксируя его на ложементе.