Транспорт повышенной проходимости с навесным оборудованием и ножным приводом
Иллюстрации
Показать всеТранспорт содержит ходовую часть, состоящую из пневматических ведущих ходовых колес, установленных по бортам рамы. На ходовые колеса борта смонтированы гусеницы. Силовая передача транспорта снабжена ножным приводом, состоящим из педалей рычажного типа с храповиками и блоком ведущих шестерен. Ведомая звездочка вторичного вала левого борта выполнена в блоке с ведомыми шестернями пониженной и повышенной передачами, установленными на валу неподвижно. И ведомая звездочка заднего вала левого борта установлена на валу неподвижно. По левому борту ведущие ходовые колеса установлены на вторичном и заднем валах. Ведомые звездочки вторичного и заднего валов охватываются бесконечной цепью. И по правому борту ведущие ходовые колеса транспорта установлены на вторичном и заднем валах. На вторичных и задних валах, на левых и правых бортах, на шлицах установлены кулачковые муфты. Ведущие ходовые колеса снабжены муфтами обгона. Движение транспорта производится действием оператора возвратно-поступательным движением ног на педали. Управление транспортом обеспечивается кулачковыми муфтами при помощи рычагов управления левого и правого бортов, соединяющих и разъединяющих передачу крутящих моментов через валы на ведущие ходовые колеса бортов. Для очистки территории от снега на раму транспорта устанавливается навесное оборудование с приемным лотком со шнеком и колесами привода шнека. Для уборочных работ территории от мусора на раму транспорта устанавливается навесное оборудование с коммунальной щеткой вального типа с колесом привода. От вращения колеса привода о ходовое колесо транспорта трением протекторами при движении транспорта мусор перемещается в сторону обочины вращением щетки. Ввод оборудования в работу производится ручным управлением рычагом первого рода. Для: вспашки, боронования, рыхления, культивации земельных участков и удаления сорняков, и при необходимости транспортировки грузов, к транспорту прицепляется: плуг, борона, культиватор или грузовая тележка. Движение транспорта на пониженной и на повышенной передачах возможно без гусениц. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
Реферат
Транспорт повышенной проходимости с навесным оборудованием и ножным приводом, приводимый в действие мускульной силой человека, относится к сельскому и жилищно-коммунальному хозяйству, а именно является малой механизацией ручного труда по уборке снега и мусора с тротуаров, по обработке почвы и уходу за растениями на садово-огородных участках и при необходимости транспортировке грузов. Известен ряд устройств, в которых используется действие мускульной силой человека.
К прототипу изобретения можно отнести транспортное средство, содержащее раму с ходовыми колесами, выполненными из упругих деформируемых дисков, на которых смонтированы обода с боковым гребнем, устанавливаемые поверхностями катания ободов на поверхности катания нитей путепровода, а в центре упругих деформируемых дисков передних колес установлены ступицы задних колес, установлены барабаны муфт с храповым механизмом, при этом задние колеса снабжены ножным приводом, состоящим из педалей с рычагами, к которым прикреплены концы приводных канатов и которые огибают барабаны муфт с храповым механизмом приводных колес с возможностью их вращения на размер рабочего хода педали и возврата механизма привода в исходное положение пружиной (патент полезной модели RU №37065, кл. B62M 1/00, 5/00, 9/00 2003).
Техническим эффектом изобретения является возможность использования в местах, не доступных для подсоединения к электросети и сложности использования механизированного привода. Простота конструкции транспорта позволяет дворникам, садоводам и огородникам любого возраста и подготовки, выполняющих ручную, трудоемкую и однообразную работу, широко и эффективно его использовать, без больших физических нагрузок, производить: уборку территорий от снега и мусора, вспашку, боронование, рыхление и удаление сорняков и при необходимости транспортировку грузов. Комплекс коммунально-дорожных и садово-огородных работ позволяет массовое использование машины полный год.
Заявленный технический эффект достигается транспортом повышенной проходимости с навесным оборудованием и ножным приводом. Транспорт содержит ходовую часть, состоящую из пневматических ведущих ходовых колес, установленных по бортам рамы. На ходовые колеса бортов смонтированы гусеницы, взаимодействующие при движении трением протекторами ведущих ходовых колес о внутреннюю поверхность гусениц. Силовая передача транспорта снабжена ножным приводом, состоящим из педалей рычажного типа с храповиками и блоком ведущих шестерен. Храповые колеса установлены на первичном валу неподвижно. Блок ведущих шестерен пониженной и повышенной передачами установлен на первичном валу на шлицах с возможностью перемещения вдоль вала. Ножные педали установлены на первичном валу свободно,. Собачки храповых колес устанавливаются в рабочее положение пружинами. Ведомая звездочка вторичного вала левого борта выполнена в блоке с ведомыми шестернями пониженной и повышенной передачами, установленными на валу свободно. И ведомая звездочка заднего вала левого борта установлена на валу свободно. По левому борту ведущие ходовые колеса установлены на вторичном и заднем валах. Ведомые звездочки вторичного и заднего валов охватываются бесконечной цепью. И по правому борту ведущие ходовые колеса транспорта установлены на вторичном и заднем валах. Валы правого и левого бортов соединены концами свободно - входом концов правых валов в выточку левых валов. На вторичных и задних валах, на левых и правых бортах, на шлицах установлены, например, кулачковые муфты. Муфты обеспечивают соединение и разъединение валов правого и левого бортов для передачи крутящих моментов от ведомых звездочек на ведущие ходовые колеса при помощи рычагов управления кулачковыми муфтами левого и правого бортов. Ведущие ходовые колеса снабжены, например, муфтами обгона. Движение транспорта производится действием оператора возвратно-поступательным движением ног на педали. Педали воздействуют собачками на храповые колеса. Далее - на первичный вал, первичный вал вращает блок ведущих шестерен посредством шлиц, соединенный, например, на пониженную передачу. Тогда ведущая шестерня пониженной передачи вращает ведомую шестерню пониженной передачи и с ней ведомую звездочку вторичного левого вала и приводит в движение бесконечную цепь. Далее, бесконечная цепь приводит во вращение ведомую звездочку заднего левого вала. Соединенные кулачковые муфты с ведомыми звездочками в рабочем режиме передают крутящий момент на муфты обгона и приводят во вращение ведущие ходовые колеса левого и правого бортов. От трения между протекторами ведущих ходовых колес о внутреннюю поверхность гусениц гусеницы левого и правого бортов приводятся в движение, и транспорт движется в прямом направлении. Ведущие ходовые колеса во время движения проходят разное расстояние, этому способствуют муфты обгона ведущих ходовых колес. Управление транспортом обеспечивается кулачковыми муфтами при помощи рычагов управления левого и правого бортов, соединяющих и разъединяющих передачу крутящих моментов через валы левого и правого бортов на ведущие ходовые колеса бортов. Для поворота транспорта, оператор разъединяет рычагами управления кулачковые муфты одного из бортов, например левого борта. И тогда передача вращения вторичного и заднего валов на ведущие ходовые колеса левого борта прекращается. И гусеница левого борта не двигается и, дополнительно, тормозится ручным тормозом, воздействующим на остановку вращения ведущих ходовых колес левого борта. А гусеница правого борта в это время продолжает движение и производит поворот транспорта налево. Для движения транспорта на повышенной передаче соединяются ведущая шестерня повышенной передачи с ведомой шестерней повышенной передачи. С ними соединяется ведомая звездочка вторичного левого вала и приводит в движение бесконечную цепь и звездочку заднего вала и ведущие ходовые колеса левого и правого бортов. Переключение пониженной и повышенной передач обеспечивается рычагом управления. На раме транспорта установлено сиденье оператора и сцепное устройство. Сцепное устройство состоит из пружины, создающей аккумулирование механической энергии сжатием пружины, образующееся силой сопротивления прицепным орудием в рабочем режиме, получающееся в результате неравномерного действия ног оператора и дальнейшей отдачи энергии сжатия пружины, обеспечивая плавность движению транспорта и прицепного орудия.
Для очистки территории от снега, на раму транспорта устанавливается навесное оборудование с приемным лотком со шнеком и колесами привода шнека. Шнек установлен между бортами приемного лотка с возможностью вращения шнека от ходовых колес или гусениц транспорта. За счет трения протекторами колес привода при движении транспорта перемещается поступивший снег на приемный лоток и за борт.
Для уборочных работ территории от мусора на раму транспорта устанавливается навесное оборудование с коммунальной щеткой вального типа с колесом привода. Навесное оборудование смонтировано на раме и установлено на раме транспорта. От вращения колеса привода щетки от ходового колеса транспорта трением протекторами при движении транспорта, мусор перемещается в сторону обочины вращением щетки. Ввод оборудования в работу производится ручным управлением рычагом первого рода.
Движение транспорта на пониженной и на повышенной передачах возможен без гусениц.
На фиг.1 изображен общий вид транспорта с навесным оборудованием для очистки территории от снега в трехмерном изображении. На фиг.2 изображена кинематическая схема привода транспорта повышенной проходимости с ножным приводом со снятыми гусеницами, с рычагами управления кулачковыми муфтами повышенной и пониженной передачами и тормозами. Показано соединение шестерен пониженной передачи. На фиг.3 изображено навесное оборудование с коммунальной щеткой вального типа с колесом привода, взаимодействующее с ходовым колесом транспорта, вид в плане. На фиг.4 изображено сцепное устройство, вид сверху в разрезе. На фиг.5 изображено навесное оборудование с приемным лотком со шнеком и колесами привода шнека, взаимодействующие с ходовыми колесами транспорта, вид сверху. Показана схема приема снега и его перемещение за борт транспорта. На фиг.6 изображена схема управления навесным оборудованием с приемным лотком и шнеком в процессе подъема навесного оборудования, например, для переезда на другой участок уборки. На фиг.7 изображено соединение концов вторичных валов правого и левого бортов и соединение концов задних валов правого и левого бортов, в разрезе.
Транспорт содержит ходовую часть, состоящую из пневматических ведущих ходовых колес 1, установленных по бортам левого 2 и правого 3 на раме 4. На ведущие ходовые колеса 1 бортов 2 и 3 смонтированы съемные гусеницы 5 с грунтозацепами. Гусеницы 5 взаимодействуют, при движении, трением протекторами ведущих ходовых колес 1 о внутреннюю поверхность гусениц 5. Силовая передача транспорта снабжена ножным приводом, состоящим из педалей 6 и 7 рычажного типа с храповиками и блоком ведущих шестерен 8 и 9. Храповые колеса 10 и 11 установлены на первичном валу 12 неподвижно. Блок ведущих шестерен 8 и 9 установлен на первичном валу 12 на шлицах, с возможностью перемещения вдоль вала 12. Ножные педали 6 и 7 установлены на первичном валу 12 свободно. Собачки 13 храповых колес 10 и 11 устанавливаются в рабочее положение пружинами 14. Возврат педалей 6 и 7 в исходное положение производится креплениями 42 для ног. Ведомая звездочка 15 вторичного вала 16 левого борта 2 выполнена в блоке с ведомыми шестернями, пониженной 17 и повышенной 18 передачами, установленными на вторичном валу 16 свободно. И ведомая звездочка 19 заднего вала 20 левого борта 2 установлена свободно. По левому борту 2 ведущие ходовые колеса 1 установлены на вторичном 16 и заднем 20 валах. Ведомые звездочки 15 и 19 вторичного 16 и заднего 20 валов охватываются бесконечной цепью 21. И по правому 3 борту ведущие ходовые колеса 1 транспорта установлены на вторичном 22 и заднем 23 валах. Валы 22, 23 правого 3 борта и валы 16, 20 левого 2 борта соединены концами свободно, - входом конца одного вала в выточку другого вала. На вторичных 16 и 22 и задних 20 и 23 валах, на шлицах установлены кулачковые муфты левого 24 и 25 борта 2 и правого 26 и 27 борта 3. Кулачковые муфты 24, 25 и 26, 27 обеспечивают соединение и разъединение вала 16 с валом 22, вала 20 с валом 23 для передачи крутящих моментов от ведомых звездочек 15 и 19 на ведущие ходовые колеса 1 при помощи рычагов управления 28 и 29 кулачковыми муфтами левого 24, 25 и правого 26, 27 бортов 2 и 3. Ведущие ходовые колеса 1 снабжены муфтами обгона 30. Переключение пониженной и повышенной передач обеспечивается рычагом 31 управления. На раме 4 транспорта установлено сиденье 32 оператора и сцепное устройство 33. Управление транспортом обеспечивается кулачковыми муфтами 24, 25 и 26, 27 при помощи рычагов управления левого 28 и правого 29 бортов 2, 3, соединяющих и разъединяющих передачу крутящих моментов через валы 16 на вал 22 с вала 20 на вал 23 и на ведущие ходовые колеса 1 бортов 2 и 3. Сцепное устройство 33 состоит из пружины 34.
Для очистки территории от снега, на раму 4 транспорта устанавливается навесное оборудование с приемным лотком 35 со шнеком 36 и колесами 37 привода шнека 36. Шнек 36 установлен между бортами приемного лотка 35 с возможностью вращения шнека 36 от ходовых колес 1 или гусениц 5 транспорта. Ввод оборудования в работу производится ручным управлением рычагом 38 первого рода.
Для уборочных работ территории от мусора на раму 4 транспорта устанавливается навесное оборудование с коммунальной щеткой 39 вального типа с колесом 40 привода. Навесное оборудование смонтировано на раме 41 и установлено на раме 4 транспорта под рабочим углом к пути движения.
Транспорт повышенной проходимости с навесным оборудованием и ножным приводом работает следующим образом. Перед началом работы транспорта, на транспорт устанавливается навесное оборудование или прицепное орудие. Движение транспорта производится действием оператора возвратно-поступательным движением ног на педали 6 и 7. Педали 6 и 7 воздействуют собачками 13 на храповые колеса 10 и 11. Далее - на первичный 12 вал, первичный 12 вал вращает блок ведущих шестерен 8, 9 посредством шлиц, соединенный на пониженную передачу между шестернями 8 и 17. Тогда ведущая шестерня 8 пониженной передачи вращает ведомую шестерню 17 пониженной передачи и с ней ведомую звездочку 15 и вторичный левый вал 16 и приводит в движение бесконечную цепь 21. Далее бесконечная цепь 21 приводит во вращение ведомую звездочку 19 и задний левый вал 20. Соединенные кулачковые муфты 24, 25 и 26, 27 с ведомыми звездочками 15 и 19 в рабочем режиме передают крутящий момент на муфты обгона 30 и приводят во вращение ведущие ходовые колеса 1 левого 2 и правого 3 бортов. От трения между протекторами ведущих ходовых колес 1 о внутреннюю поверхность гусениц 5, гусеницы 5 левого 2 и правого 3 бортов приводятся в движение, и транспорт движется в прямом направлении. Ведущие ходовые колеса 1 во время движения вращаются с различным числом оборотов, этому способствуют муфты обгона 30 ведущих ходовых колес 1. Для поворота транспорта налево оператор разъединяет рычагом 28 управления кулачковые муфты 24 и 25 левого 2 борта. И тогда передача вращения вторичного 16 и заднего 20 валов на ведущие ходовые колеса 1 левого борта 2 прекращается. И гусеница 5 левого 2 борта не двигается и, дополнительно, тормозится ручным тормозом 43, воздействующим на остановку вращения ведущих ходовых колес 1 левого 2 борта. А гусеница 5 правого 3 борта в это время продолжает движение и производит поворот транспорта налево. Для движения транспорта на повышенной передаче соединяются ведущая шестерня 9 повышенной передачи с ведомой шестерней 18 повышенной передачей. С ними соединяется ведомая звездочка 15 вторичного вала 16 левого 2 борта и приводит в движение бесконечную цепь 21 и ведомую звездочку 19 заднего вала 20 левого 2 борта и ведущие ходовые колеса 1 левого 2 и правого 3 бортов. Сцепное устройство при работе создает аккумулирование механической энергии сжатием пружины 34, образующееся силой сопротивления прицепным орудием в рабочем режиме, получающееся в результате неравномерного действия ног оператором и дальнейшей отдачи энергии сжатия пружины 34, обеспечивая плавность, без рывков, движению транспорта и прицепного орудия.
Для очистки территории от снега на раму 4 транспорта устанавливается навесное оборудование с приемным лотком 35 со шнеком 36 и колесами 37 привода. При движении транспорта ведущие ходовые колеса 1 вращаются и приводят во вращение колеса 37 трением протекторов колес 37 привода шнека 36 о ходовые колеса 1. От дальнейшего движения транспорта снег поступает на приемный лоток 35, и одновременно производится вращение шнека 36, перемещая поступивший снег на приемный лоток 35 за борт. Для уборочных работ территории от мусора на раму 4 транспорта устанавливается навесное оборудование с коммунальной щеткой 39 вального типа с колесом 40 привода. Навесное оборудование, смонтированное на раме 41, устанавливается на раме 4 транспорта под рабочим углом к пути движения. При движении транспорта от вращения ходовых колес 1 колесо 40 привода от трения протекторов вращается, и мусор перемещается в сторону обочины вращением щетки 39. Ввод оборудования в работу производится ручным управлением рычагом 38 первого рода. Для: вспашки, боронования, рыхления, культивации земельных участков и удаления сорняков, и при необходимости транспортировки грузов, к транспорту прицепляется: плуг, борона, культиватор или грузовая тележка. Движение транспорта на пониженной и на повышенной передачах возможно без гусениц 5.
1. Транспорт повышенной проходимости с навесным оборудованием и ножным приводом, содержащий раму с ходовыми колесами, выполненными из упругих деформируемых дисков, на которых смонтированы обода с боковым гребнем, а в центре упругих деформируемых дисков передних колес установлены ступицы, на задних колесах установлены барабаны муфт с храповым механизмом, при этом задние колеса снабжены ножным приводом, состоящим из педалей с рычагами, к которым прикреплены концы приводных канатов и которые огибают барабаны муфт с храповым механизмом приводных колес с возможностью их вращения на размер рабочего хода педали и возврата механизма привода в исходное положение пружиной, отличающийся тем, что транспорт повышенной проходимости с навесным оборудованием и ножным приводом, содержащий ходовую часть, состоящую из пневматических ведущих ходовых колес, установленных по бортам рамы, на ходовые колеса бортов смонтированы гусеницы, взаимодействующие при движении трением протекторами ведущих ходовых колес о внутреннюю поверхность гусениц, силовая передача транспорта снабжена ножным приводом, состоящим из педалей рычажного типа с храповиками и блоком ведущих шестерен, храповые колеса установлены на первичном валу неподвижно, блок ведущих шестерен пониженной и повышенной передачами установлен на первичном валу на шлицах с возможностью перемещения вдоль вала, ножные педали установлены на первичном валу свободно, а собачки храповых колес устанавливаются в рабочее положение пружинами, ведомая звездочка вторичного вала левого борта выполнена в блоке с ведомыми шестернями пониженной и повышенной передачами, установленными на валу свободно, и ведомая звездочка заднего вала левого борта установлена на валу свободно, по левому борту ведущие ходовые колеса установлены на вторичном и заднем валах, ведомые звездочки вторичного и заднего валов охватываются бесконечной цепью, и по правому борту ведущие ходовые колеса транспорта установлены на вторичном и заднем валах, валы правого и левого бортов соединены концами свободно - входом концов правых валов в выточку левых валов, на вторичных и задних валах, на левых и правых бортах, на шлицах установлены, например, кулачковые муфты, обеспечивающие соединение и разъединение валов правого и левого бортов, для передачи крутящих моментов от ведомых звездочек на ведущие ходовые колеса при помощи рычагов управления кулачковыми муфтами левого и правого бортов, ведущие ходовые колеса снабжены, например, муфтами обгона, движение транспорта производится действием оператора возвратно-поступательным движением ног на педали, педали воздействуют собачками на храповые колеса, далее на первичный вал, первичный вал вращает блок ведущих шестерен посредством шлиц, соединенный, например, на пониженную передачу, тогда ведущая шестерня пониженной передачи вращает ведомую шестерню пониженной передачи и с ней ведомую звездочку вторичного левого вала и приводит в движение бесконечную цепь, и далее бесконечная цепь приводит во вращение ведомую звездочку заднего левого вала, соединенные кулачковые муфты с ведомыми звездочками, в рабочем режиме, передают крутящий момент на муфты обгона и приводят во вращение ведущие ходовые колеса левого и правого бортов, от трения между протекторами ведущих ходовых колес о внутреннюю поверхность гусениц гусеницы левого и правого бортов приводятся в движение, и транспорт движется в прямом направлении, ведущие ходовые колеса во время движения проходят разное расстояние, этому способствуют муфты обгона ведущих ходовых колес, управление транспортом обеспечивается кулачковыми муфтами при помощи рычагов управления левого и правого бортов, соединяющих и разъединяющих передачу крутящих моментов через валы левого и правого бортов на ведущие ходовые колеса бортов, для поворота транспорта, оператор разъединяет рычагами управления кулачковые муфты одного из бортов, например левого борта, и тогда передача вращения вторичного и заднего валов на ведущие ходовые колеса левого борта прекращается, и гусеница левого борта не двигается и, дополнительно, тормозится ручным тормозом, воздействующим на остановку вращения ведущих ходовых колес левого борта, а гусеница правого борта в это время продолжает движение и производит поворот транспорта налево, для движения транспорта на повышенной передаче соединяются ведущая шестерня повышенной передачи с ведомой шестерней повышенной передачи и с ней ведомая звездочка вторичного левого вала, и приводит в движение бесконечную цепь и звездочку заднего вала и ведущие ходовые колеса левого и правого бортов, переключение пониженной и повышенной передачи обеспечивается рычагом управления, на раме транспорта установлено сиденье оператора и сцепное устройство, в составе пружины, создающей аккумулирование механической энергии сжатием пружины, образующееся силой сопротивления прицепным орудием в рабочем режиме, получающееся в результате неравномерного действия ног оператором и дальнейшей отдачи энергии сжатия пружины, обеспечивая плавность движению транспорта и прицепного орудия.
2. Транспорт повышенной проходимости с навесным оборудованием и ножным приводом по п.1, отличающийся тем, что для очистки территории от снега, на раму транспорта устанавливается навесное оборудование с приемным лотком со шнеком и колесами привода шнека, шнек установлен между бортами приемного лотка с возможностью вращения шнека от ходовых колес или гусениц транспорта, за счет трения протекторами колес привода при движении транспорта и перемещение поступившего снега на приемный лоток и за борт, ввод оборудования в работу производится ручным управлением рычагом первого рода.
3. Транспорт повышенной проходимости с навесным оборудованием и ножным приводом по п.1, отличающийся тем, что для уборочных работ территории от мусора на раму транспорта устанавливается навесное оборудование с коммунальной щеткой вального типа с колесом привода, смонтированное на раме навесного оборудования и установленное на раме транспорта, с возможностью вращения колеса привода щетки от ходового колеса транспорта трением протекторами при движении транспорта, и перемещение мусора вращением щетки в сторону обочины, ввод оборудования в работу производится ручным управлением рычагом первого рода.
4. Транспорт повышенной проходимости с навесным оборудованием и ножным приводом по п.1, отличающийся тем, что движение транспорта на пониженной и на повышенной передачах возможно без гусениц.