Приводной узел коробки передач

Изобретение относится к смазке в приводном узле коробки передач. Приводной узел коробки передач со вторичным валом (10) содержит выполненное по его центральной оси (12) сверление (14) для подачи смазочного масла. Посредством маслопровода (22) расположенный на концевом участке (18) вторичного вала (10) роликоподшипник (20) сообщен со сверлением (14) косвенно. Достигается повышение надежности устройства. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к приводному узлу коробки передач со вторичным валом.

Вторичный вал коробки передач обычно содержит сверление по его центральной оси, по которому смазочное масло может поступать от дифференциала в установленные на вторичном вале игольчатые подшипники приводных органов и синхронизатора. Игольчатые подшипники предназначены единственно для восприятия радиальных сил. Наряду с игольчатыми подшипниками для приводных органов и синхронизатора на вторичном вале расположен, по меньшей мере, один роликоподшипник, который способен воспринимать не только радиальные силы, но и осевые, обеспечивая тем самым опору для вторичного вала в охватывающем вторичный вал картере. Обычно масло поступает в роликоподшипник по смазочному каналу, причем для смазки роликоподшипника смазочное масло подается в виде брызг. При этом количество подаваемого в роликоподшипник смазочного масла не может точно регулироваться, вследствие чего может произойти недостаточная смазка роликоподшипника смазочным маслом, что может привести к повышенному износу роликоподшипника.

Поэтому задачей изобретения является создание приводного узла коробки передач, в котором обеспечивается пониженный износ роликоподшипника.

Указанная задача решается согласно изобретению посредством признаков пункта 1 формулы изобретения. Предпочтительные варианты выполнения приведены в зависимых пунктах формулы.

Согласно изобретению приводной узел коробки передач содержит вторичный вал, в котором по его центральной оси выполнено сверление для подвода смазочного масла. Изобретение отличается тем, что предусмотрен маслопровод, через который расположенный на концевом участке вторичного вала роликоподшипник, по меньшей мере, косвенно сообщен со сверлением.

Предпочтительно, чтобы с помощью маслопровода можно было подавать смазочное масло из сверления к расположенному на концевом участке вторичного вала роликоподшипнику, обеспечивающему опору для вторичного вала в охватывающем вторичный вал картере, благодаря чему в любой момент достигается снабжение роликоподшипника заданным количеством смазочного масла и, следовательно, может обеспечиваться постоянная смазка. Роликоподшипник способен воспринимать как осевые силы, так и радиальные. Предпочтительно, чтобы роликоподшипник был выполнен коническим. Маслопровод сообщен с роликоподшипником, по меньшей мере, косвенно, однако также возможно его непосредственное сообщение с роликоподшипником. Понятие «косвенно» означает в данном случае, что смазочное масло может подаваться из сверления в направлении роликоподшипника, причем непосредственная подача смазочного масла в роликоподшипник может происходить через дополнительное вспомогательное средство. При прямой подаче масла маслопровод непосредственно примыкает к роликоподшипнику, вследствие чего отсутствует необходимость в наличии дополнительного вспомогательного средства для подвода смазочного масла. При этом роликоподшипник располагается на концевом участке вторичного вала, и через него вторичный вал связан с картером. Следовательно, подлежащий смазке смазочным маслом роликоподшипник располагается предпочтительно не по середине вторичного вала, как это принято для игольчатых подшипников, дополнительно предусмотренных на вторичном вале.

Согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения маслопровод выполнен в виде второго сверления во вторичном вале. Благодаря тому, что маслопровод выполнен в виде второго сверления во вторичном вале, этот маслопровод может быть изготовлен в приводном узле или вторичном вале всего лишь за одну дополнительную технологическую операцию, при этом отсутствует необходимость в дополнительных деталях для приводного узла или вторичного вала. Также отпадает необходимость в конструктивном приведении в соответствие картера с маслопроводом. Следовательно, для изготовления маслопровода требуется только соответствующим образом модифицировать вторичный вал путем выполнения в нем второго сверления.

Также предпочтительно предусмотреть, чтобы центральная ось маслопровода располагалась параллельно центральной оси сверления. В результате маслопровод предпочтительно не будет располагаться своей центральной осью вертикально или под углом относительно центральной оси сверления, а будет служить предпочтительно продолжением сверления по своей продольной оси. В результате того, что центральная ось маслопровода проходит параллельно центральной оси сверления, то не потребуется изменять направление подачи смазочного масла и, следовательно, отпадает необходимость, по меньшей мере, в дополнительных повышенных усилиях перекачки смазочного масла по маслопроводу. Однако также возможно прохождение центральной оси маслопровода под углом <180° к центральной оси сверления. Центральная ось маслопровода в этом случае будет располагаться не параллельно центральной оси сверления, а под углом.

Предпочтительно, чтобы маслопровод своей центральной осью проходил эксцентрично центральной оси сверления. Благодаря эксцентричному расположению маслопровода не требуется конструктивно изменять крепление вторичного вала в картере. Следовательно, предпочтительно располагать маслопровод над или под креплением вторичного вала, при этом крепление вторичного вала отцентрировано по отношению к его центральной оси, посредством которого вторичный вал закреплен в картере с возможностью вращения.

Согласно другому предпочтительному варианту выполнения изобретения маслопровод своим первым концом проходит на концевом участке в продольно направлении сверления. В результате этого маслопровод может быть выполнен в виде своего рода продолжения сверления. Кроме того, благодаря этому смазочное масло может особо эффективно подаваться от сверления к расположенному на концевом участке вторичного вала роликоподшипнику.

Предпочтительно далее, чтобы маслопровод примыкал вторым концом к торцевой стороне вторичного вала. Таким образом, маслопровод будет проходить предпочтительно от сверления до торцевой стороны вторичного вала. Предпочтительно, чтобы торцевая сторона вторичного вала располагалась поперечно относительно центральной оси вторичного вала, при этом торцевая сторона вторичного вала предпочтительно примыкает к картеру. Благодаря этому смазочное масло может подводиться особенно близко к расположенному на концевом участке вторичного вала роликоподшипнику.

Согласно еще одному предпочтительному варианту выполнения изобретения предусмотрено, чтобы диаметр маслопровода был меньше диаметра сверления. Благодаря этому достигается особо эффективное регулирование условиями течения смазочного масла внутри маслопровода. Однако также возможно, чтобы диаметр маслопровода соответствовал диаметру сверления, при этом маслопровод выполняется предпочтительно концентричным относительно сверления. Также предпочтительно предусмотреть, чтобы в зависимости от необходимого количества масла диаметр маслопровода мог регулироваться.

Кроме того, изобретение относится к коробке передач, содержащей приводной узел, выполненный, как описано выше.

Ниже изобретение подробнее поясняется с помощью предпочтительного примера выполнения со ссылкой на приложенный чертеж.

На единственной фигуре схематически изображен приводной узел коробки передач в частичном разрезе. Приводной узел содержит вторичный вал 10 с расположенным по его центральной оси 12 сверлением 14 для подачи смазочного масла. При этом центральная ось 12 вторичного вала 10 соответствует центральной оси сверления 14. Вторичный вал 10 расположен в картере 16, при этом его опора обеспечивается двумя, установленными на концевом участке 18 вторичного вала 10 роликоподшипниками 20. Для подачи смазочного масла от сверления 14 предусмотрен маслопровод 22, по которому масло может поступать из сверления 14 к роликоподшипникам 20. При этом роликоподшипники 20 предпочтительно выполнены коническими. Маслопровод 22 проходит своей центральной осью параллельно центральной оси сверления 14, причем маслопровод 22 располагается эксцентрично по отношению к центральной оси 12 сверления 14 вторичного вала 10. При этом маслопровод 22 выполнен в виде второго сверления во вторичном вале 10, причем диаметр маслопровода 22 меньше диаметра сверления 14. В приведенном изображении маслопровод 22 расположен над креплением 24 вторичного вала 10 на картере 16. Маслопровод 22 примыкает своим первым концом 26 к концевому участку 34 сверления 14 и простирается своим вторым концом 28, противолежащим первому концу 26, до торцевой стороны 30 вторичного вала 10. Поток смазочного масла в сверлении 14 в направлении к маслопроводу 22, его прохождение по этому маслопроводу и дальше в направлении к роликоподшипнику 20 показано стрелками 32.

Благодаря такому решению по настоящему изобретению "возможно подавать смазочное масло не только к расположенным предпочтительно по середине вторичного вала 10 игольчатым подшипникам, но также при задаваемом количестве масла и к установленным на концевом участке 18 вторичного вала 10 роликоподшипникам 20.

Перечень позиций

10 вторичный вал
12 центральная ось
14 сверление
16 картер
18 концевой участок
20 роликоподшипник
22 маслопровод
24 крепление
26 первый конец
28 второй конец
30 торцевая сторона
32 поток масла
34 концевой участок.

1. Приводной узел коробки передач со вторичным валом (10), причем вторичный вал (10) содержит выполненное по его центральной оси (12) сверление (14) для подачи смазочного масла, отличающийся тем, что предусмотрен маслопровод (22), которым расположенный на концевом участке (18) вторичного вала (10) роликоподшипник (20) сообщен со сверлением (14), по меньшей мере, косвенно, при этом центральная ось маслопровода (22) проходит параллельно центральной оси (12) сверления (14), причем маслопровод (22) расположен своим первым концом (26) на концевом участке (34) вдоль продольного расположения сверления (14) и/или своим вторым концом(28)примыкает к торцевой поверхности (30) вторичного вала (10).

2. Приводной узел по п.1, отличающийся тем, что маслопровод (22) выполнен в виде второго сверления (14) во вторичном вале (10).

3. Приводной узел по п.1, отличающийся тем, что маслопровод (22) своей центральной осью расположен эксцентрично относительно центральной оси сверления (14).

4. Приводной узел по п.1, отличающийся тем, что диаметр маслопровода (22) меньше диаметра сверления (14).

5. Коробка передач, содержащая приводной узел по любому из пп.1-4.