Устройство для обеспечения работоспособности вооружения и безопасности работы экипажа военной гусеничной машины
Изобретение относится к области военных гусеничных машин (ВГМ), в частности к бронетанковому вооружению. Устройство для обеспечения работоспособности вооружения и безопасности работы экипажа военной гусеничной машины содержит крышку люка, наружный стакан, поворотный внутренний стакан с шариками, вращающийся винт, рукоятку, датчик блокировки, блок управления стабилизатора вооружения (СВ), распределительную коробку автомата заряжания (A3). На наружный стакан дополнительно установлен дублирующий датчик положения открытого люка, сигнальные лампы положения открытого люка и включения блокировки СВ и блокировки электроспусков вооружения, соединенные с блоком управления СВ и распределительной коробкой AЗ. Достигается работоспособность вооружения ВГМ, и исключается травмирование членов экипажа при открытом люке и работающем СВ. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области военных гусеничных машин (ВГМ), в частности к бронетанковому вооружению.
Известны устройства, установленные на современных танках и БМП, по обеспечению работоспособности вооружения, которые предназначены для блокировки стабилизатора вооружения (наведения вооружения в горизонтальной и вертикальной плоскостях), а также блокировки электрических цепей стрельбы из вооружения ВГМ при стрельбе штатным снарядом. Все указанные устройства должны исключать возможность травмирования экипажа.
Рассмотренные устройства в отдельных случаях из-за нарушения работоспособности стабилизатора вооружения (СВ) и цепей электроспусков вооружения не обеспечивают безопасность работы экипажа.
Анализ эксплуатации ВГМ показал, что в определенных случаях возможны нарушения работоспособности вооружения. Так, например, на танке Т-72 и его модификациях из-за несовершенства конструкции при обслуживании или текущем ремонте вследствие различных причин (низкой технической подготовленности, незнания требований руководства по войсковому ремонту и инструкции по эксплуатации членами экипажа) при демонтажно-монтажных работах устройства механического привода люка механика-водителя шарики, находящиеся в поворотном внутреннем стакане люка, воздействующие на датчик блокировки, могут быть не установлены (утеряны). В результате чего при открытии люка механика-водителя устройство блокировки СВ и электроспусков вооружения ВГМ не выполняет свое функциональное предназначение, то есть не блокируется СВ и электрические цепи стрельбы из вооружения ВГМ. Таким образом, не только нарушается работоспособность вооружения ВГМ, но и возникает возможность травмирования и даже гибели членов экипажа при работе подвижных частей СВ (вращающееся башней, перемещающееся вертикально пушкой и т.д.) и при производстве выстрела штатным снарядом при открытом люке механика-водителя.
Из изученных аналогов в качестве прототипа взято устройство механического привода люка механика водителя системы блокировки СВ и электрических цепей стрельбы из вооружения танка Т-72 (см. Техническое описание танка Т-72. - М.: Военное издательство 2002, с.4-5), имеющей в своем составе крышку люка, наружный стакан, поворотный внутренний стакан с шариками, вращающийся винт, рукоятку, датчик блокировки, блок управления СВ, распределительную коробку автомата заряжания (A3).
Задачей предлагаемого устройства для обеспечения работоспособности вооружения и безопасности работы экипажа военной гусеничной машины является обеспечение работоспособного состояния вооружения ВГМ и безопасной работы экипажа.
Указанная задача достигается тем, что в устройство для обеспечения работоспособности вооружения и безопасности работы экипажа военной гусеничной машины, содержащее крышку люка, наружный стакан, поворотный внутренний стакан с шариками, вращающийся винт, рукоятку, датчик блокировки, блок управления СВ, распределительную коробку A3, дополнительно установлены наружный стакан, дублирующий датчик положения открытого люка, сигнальные лампы положения открытого люка и включения блокировки СВ и блокировки электроспусков вооружения, соединенные с блоком управления СВ и распределительной коробкой A3.
Данная задача решается во всех случаях эксплуатации этих устройств, в том числе в случаях, когда устройство механического привода люка механика-водителя находится (установлено) с нарушениями требований конструкторской документации (КД) (технического описания, инструкции по эксплуатации и руководства по войсковому ремонту), а также при не установленных элементах устройства (шариков), воздействующих на датчик блокировки. И в случаях, когда датчик стал неработоспособен из-за механического повреждения или обрыва электрических цепей.
Предлагаемое устройство представлено на фиг. 1а, фиг. 1б. Устройство для обеспечения работоспособности вооружения и безопасности работы экипажа военной гусеничной машины содержит наружный стакан 1, крышку люка 2, дублирующий датчик положения открытого люка 3, блок управления СВ 4, сигнальную лампу положения открытого люка и включения блокировки СВ 5, распределительную коробку A3 6, сигнальную лампу блокировки электроспусков вооружения 7, датчик блокировки 8, шарики 9, рукоятку 10, шток люка 11, внутренний поворотный стакан 12, винт 13.
Работает устройство следующим образом, при закрытом люке, крышка люка 2 воздействует на дублирующий датчик положения открытого люка 3, при этом шток люка 11 находится в нижнем положении (см. фиг.1 а), при таком положении шарики 9 не воздействуют на датчик блокировки 8. В результате этого контакты датчика блокировки 8, дублирующего датчика положения открытого люка 3 включены, электрическая цепь замкнута, сигналы с датчиков поступают в блок управления СВ 4 и распределительную коробку A3 6. В результате всего этого работает СВ в горизонтальной и вертикальной плоскостях и обеспечиваются электроспуски вооружения ВГМ.
При открытии крышки люка 2 механик-водитель вращает рукоятку 10 (см. фиг. 1б). Шток люка 11 выталкивает шарики 9, которые воздействуют на датчик блокировки 8, при этом размыкая электрическую цепь блока управления СВ и распределительной коробки A3. Поднимающаяся крышка люка 2 выключает контакты дублирующего датчика положения открытого люка 3, тем самым размыкая электрическую цепь блока управления СВ и распределительной коробки A3. При этом сигнал с датчиков 3, 8 не поступает в блок управления СВ 4, в результате чего срабатывает блокировка СВ в плоскостях вертикального наведения (ВН) и горизонтального наведения (ГН), загорается сигнальная лампа положения открытого люка и включения блокировки СВ 5. При таком положении крышки люка 2 сигнал с датчиков 3, 8 не поступает в распределительную коробку A3 6, в результате срабатывает блокировка электроспусков вооружения ВГМ и загорается сигнальная лампа блокировки электроспусков вооружения 7.
В результате использования предложенного устройства обеспечивается работоспособность и надежность вооружения ВГМ, исключается травмирование членов экипажа при открытом люке и работающем СВ (вращающейся башней при перемещающейся вертикально пушкой ВГМ). При этом также обеспечивается безопасность работы экипажа при производстве выстрела штатным снарядом из танковой пушки.
Простота предлагаемого устройства для обеспечения работоспособности вооружения и безопасности работы экипажа военной гусеничной машины может быть реализована в ходе серийного производства, а также при модернизации ВГМ и не потребует значительных материальных затрат.
Устройство для обеспечения работоспособности вооружения и безопасности работы экипажа военной гусеничной машины, содержащее крышку люка, наружный стакан, поворотный внутренний стакан с шариками, вращающийся винт, рукоятку, датчик блокировки, блок управления стабилизатора вооружения (СВ), распределительную коробку автомата заряжания (A3), отличающееся тем, что на наружный стакан дополнительно установлен дублирующий датчик положения открытого люка, сигнальные лампы положения открытого люка и включения блокировки СВ и блокировки электроспусков вооружения, соединенные с блоком управления СВ и распределительной коробкой AЗ.