Модернизированный стенд осипова для диагностирования тормозов транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к стендам для диагностирования тормозов транспортных средств. Стенд содержит две подвижные в продольном направлении опоры с горизонтальной контактной поверхностью для установки колес испытываемой оси, раздельный привод подвижных опор посредством стальных канатов, наматываемых на тяговые барабаны, расположенные на одном приводном валу, вращающемся в установочных подшипниках посредством двигателя и вариатора, шариковые направляющие для перемещения подвижных опор в продольном направлении. Стенд также содержит устройство, сигнализирующее о начале движения подвижных опор, устройство для определения усилия на тормозной педали и ее автоматического привода, полимерное покрытие, датчики веса, начала движения и силы на каждой опоре, датчики угловых скоростей колес, сигналы от которых через усилитель и аналого-цифровой преобразователь поступают на обработку в компьютер, барабан со стальным канатом для возвращения подвижных опор в исходное рабочее положение, платформу, на которой расположены шариковые направляющие одной из подвижных опор, имеющую возможность перемещаться в поперечном направлении на направляющих скольжения посредством ходовой винтовой передачи, и роликовые опоры для полноприводных автотранспортных средств. Достигается повышение качества измерения параметров торможения для получения достоверного диагноза технического состояния тормозов. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к диагностированию тормозов автотранспортных средств.

Заявляемое изобретение относится к приоритетному направлению развития науки и технологий «Технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф» [Алфавитно-предметный указатель к Международной патентной классификации по приоритетным направлениям развития науки и технологий / Ю.Г. Смирнов, Е.В. Скиданова, С.А. Краснов. - М.: ПАТЕНТ, 2008. - с.65]

Известен платформенный инерционный тормозной стенд (Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Крамаренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983. С.148, рис.6.35. [1]) с подвижными платформенными опорами для установки колес диагностируемого автотранспортного средства.

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявляемого устройства, являются: подвижные в продольном направлении опоры для установки колес диагностируемого автотранспортного средства, горизонтальное расположение опор, одинаковый по площади и форме контакт колеса с опорной поверхностью в стендовых и дорожных условиях.

К недостаткам этого стенда относится большая занимаемая площадь, необходимая для разгона автотранспортного средства, увеличенные геометрические размеры платформ, зависимость результатов диагностирования от точности заезда автотранспортного средства на платформы, зависимость усилия и скорости нажатия на тормозную педаль от квалификации водителя, необходимость повторных контрольных заездов на платформы стенда. Это не позволяет достичь точности измерения параметров торможения, избежать большого разброса значений измеряемых параметров и получить достоверные результаты диагностирования тормозов.

Известен тормозной стенд с подвижными секциями, на которых располагаются роликовые опоры для колес испытываемой оси с приводом от электродвигателя (патент 2316438, RU, МПК 7 B60Т 17/22, G01L 5/28. Устройство для диагностирования тормозной системы автотранспортного средства. Заявка 2006115873 от 10.05.2006. Зарегистрировано 10.02.2008. Опубликовано 10.02.2008. Бюл. №4. [2]).

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявляемого устройства, являются: подвижные опоры для установки колес испытываемой оси, привод опор от электродвигателя, наличие приборов и устройств для измерения параметров торможения.

К недостаткам этого стенда относятся: большие затраты электроэнергии, сложность подвески подвижных секций, нестабильность коэффициента сцепления колес, неодинаковый по площади и форме контакт колеса с цилиндрическими роликовыми опорами и горизонтальной плоскостью дороги в стендовых и дорожных условиях.

Известен испытательный стенд с опорными роликами и маховиками, привод которых возможен от диагностируемого автотранспортного средства (патент 2276026 С1, RU, МПК B60Т 17/22, G01L 5/28. Испытательный стенд. Заявка 2004130234/11 от 2004.10.12. Опубликован 2006.05.10 [3]).

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявляемого устройства, являются: регулируемое расстояние между опорами для установки колес автотранспортного средства, наличие приборов и устройств для измерения параметров торможения.

Недостатками этого стенда являются: увеличенное время диагностирования тормозов, нестабильность коэффициента сцепления колес, неодинаковый по площади и форме контакт колеса с цилиндрическими роликовыми опорами и горизонтальной плоскостью дороги в стендовых и дорожных условиях, загазованность помещения отработавшими газами. Кроме того, диагностирование на этом стенде связано с затратами дорогостоящего жидкого топлива.

Известен стенд для диагностирования тормозов автотранспортных средств (патент 2323841 C1, RU, МПК B60Т 17/22, G01L 5/28. Стенд для диагностирования тормозов автотранспортных средств. Заявка 2006124360/11 от 2006.07.06. Опубликован 2008.05.10 [4]).

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявляемого устройства, являются: подвижные опоры для установки колес автотранспортного средства, наличие рам и направляющих для перемещения опор.

Недостатками этого стенда является: диагностирование тормозов в статике при заблокированных не вращающихся колесах, невозможность количественной оценки диагностических параметров торможения в динамике из-за отсутствия соответствующих измерительных устройств, невозможность количественной оценки устойчивости автотранспортного средства при торможении, большая металлоемкость ввиду наличия в приводе подвижных опор верхней и нижней рам, их направляющих, шарниров, осей и т.д, большая масса подвижных опор (столов) с бетонным покрытием, стационарность расположения из-за привязки силового оборудования к яме, капитальные затраты при монтаже в связи с необходимостью подготовки для стенда специального фундамента с ямой.

Наиболее близким техническим решением, принятым в качестве прототипа, является испытательный стенд Осипова для диагностирования тормозов автотранспортного средства (патент 2391237 C1, RU, МПК 7 B60Т 17/22, G01L 5/28, G01M 17/007. Заявка 2008139838/11 от 07.10.2008. Зарегистрировано 10.06.2010. Опубликовано 10.06.2010. Бюл. №16 [5]).

Общими признаками прототипа с заявляемым стендом являются: две подвижные в продольном направлении опоры с горизонтальной контактной поверхностью для установки колес испытываемой оси; раздельный привод подвижных опор, не имеющих жесткой связи между собой; шариковые направляющие для перемещения подвижных опор в продольном направлении; устройство, сигнализирующее о начале движения подвижных опор; устройство для определения усилия на тормозной педали и ее автоматического привода; полимерное покрытие с коэффициентом сцепления не меньше 0,8 на горизонтальных контактных поверхностях подвижных опор; датчики веса, начала движения и силы на каждой подвижной опоре, сигналы от которых через усилитель и аналого-цифровой преобразователь поступают на обработку в компьютер, выдающий на распечатывающее устройство и экран монитора результаты диагностирования тормозов каждого колеса; существующая гостированная методика постановки диагноза или авторская методика с учетом коэффициента неравномерности нарастания тормозного момента КНММ, коэффициента неравномерности блокирования колес оси по времени КНБ и разворачивающего момента МРАЗВ., характеризующего устойчивость автотранспортного средства.

Недостатками прототипа являются:

- нерегулируемое расстояние между подвижными опорами, не позволяющее устанавливать колеса автотранспортных средства с разной колеей на продольной оси симметрии опор и исключать образование на опорах разворачивающих моментов сил;

- привод подвижных опор от силовых цилиндров, не обеспечивающий синхронного перемещения этих опор при диагностировании тормозов;

- возврат подвижных опор в исходное положение за счет пружин растяжения, изменяющих свою длину в процессе эксплуатации в сторону увеличения;

- погрешности измерения параметров торможения, связанные с вышеотмеченными конструктивными недостатками прототипа, в частности неподвижностью опор в поперечном направлении и несовершенным приводом подвижных опор в продольном направлении;

- отсутствие датчиков угловой скорости колес;

- отсутствие устройств, необходимых для диагностирования тормозов полноприводных автотранспортных средств.

Заявляемое изобретение направлено на решение задачи: выставления подвижных опор по колее колес автотранспортного средства для устранения на этих опорах при торможении колес разворачивающих моментов сил; обеспечения синхронного движения подвижных опор с одинаковой линейной скоростью; стабильного возвращения подвижных опор в исходное рабочее положение; обеспечения возможности измерения угловых скоростей вращения колес; обеспечения возможности диагностирования полноприводных автотранспортных средств и, в конечном итоге, повышения качества измерения параметров торможения для получения достоверного диагноза технического состояния тормозов.

В соответствии с поставленной задачей техническим результатом изобретения является: выставление подвижных опор по колее колес испытываемой оси и исключение появления на этих опорах разворачивающих моментов сил, синхронное движение подвижных опор с одинаковой линейной скоростью, стабильное возвращение подвижных опор в исходное рабочее положение, измерение угловых скоростей вращения колес, диагностирование полноприводных автотранспортных средств за счет комплектации стенда необходимыми техническими устройствами, что в совокупности позволяет повысить качество измерения параметров торможения для получения достоверного диагноза технического состояния тормозов.

Технический результат изобретения достигается тем, что в патентуемом стенде для диагностирования тормозов автотранспортного средства, содержащем две подвижные в продольном направлении опоры с горизонтальной контактной поверхностью для установки колес испытываемой оси, раздельный привод подвижных опор, не имеющих жесткой связи между собой, шариковые направляющие для перемещения подвижных опор в продольном направлении, устройство, сигнализирующее о начале движения подвижных опор, устройство для определения усилия на тормозной педали и ее автоматического привода, полимерное покрытие с коэффициентом сцепления не меньше 0,8 на горизонтальных контактных поверхностях подвижных опор, датчики веса, начала движения и силы на каждой подвижной опоре, сигналы от которых через усилитель и аналого-цифровой преобразователь поступают на обработку в компьютер, выдающий на распечатывающее устройство и экран монитора результаты диагностирования тормозов каждого колеса, существующая гостированная методика постановки диагноза или авторская методика с учетом коэффициента неравномерности нарастания тормозного момента КННМ, коэффициента неравномерности блокирования колес одной оси по времени КНБ и разворачивающего момента МРАЗВ., характеризующего устойчивость автотранспортных средств при торможении, согласно изобретению, платформа, на которой расположены шариковые направляющие для перемещения в продольном направлении одной из подвижных опор, установлена на поперечных направляющих скольжения и может посредством ходовой винтовой передачи перемещаться вместе с подвижной опорой в поперечном направлении, выставляя подвижные опоры по колее колес испытываемой оси, подвижные опоры приводятся в движение двумя стальными канатами, наматываемыми на два одинаковых по размерам тяговых барабана, находящихся на одном приводном валу, соединенном через вариатор с двигателем электрического или любого другого принципа действия, тяговые барабаны свободно вращаются на приводном валу и перемещаются вдоль его оси с возможностью жесткой фиксации в необходимом месте посредством сцепных управляемых муфт, подвижно установленных на шлицах приводного вала, возврат подвижных опор в исходное рабочее положение осуществляется одним стальным канатом, наматываемым на центральный барабан, установленный аналогичным образом на приводном валу между тяговыми барабанами, стенд содержит датчики угловых скоростей вращения колес, в комплектацию стенда входят роликовые опоры для установки нетестируемых колес полноприводных автотранспортных средств и приспособления для фиксации последних при диагностировании тормозов.

Отличием от прототипа является:

- подвижная в поперечном направлении за счет ходовой винтовой передачи и поперечных направляющих скольжения платформа, на которой расположены шариковые направляющие одной из подвижных опор, позволяющая выставлять подвижные опоры по колее колес испытываемой оси и избегать при торможении колес возникновения на подвижных опорах моментов сил;

- привод подвижных опор двумя стальными канатами, наматываемыми на одинаковые по размерам барабаны, что позволяет обеспечить синхронное движение подвижных опор в продольном направлении и свести к минимуму погрешности измерения параметров торможения;

- возврат подвижных опор в исходное рабочее положение одним стальным канатом, наматываемым на центральный барабан, что позволяет стабильно возвращать опоры в исходное рабочее положение;

- датчики угловых скоростей вращения колес;

- устройства, позволяющие диагностировать полноприводные автотранспортные средства, в частности роликовые опоры для установки нетестируемых колес и приспособления для фиксации автотранспортного средства на стенде.

Наличие новой совокупности существенных отличительных от прототипа признаков в заявляемом стенде для диагностирования тормозов автотранспортного средства позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения критерию «новизна».

Проведенный дополнительный сопоставительный анализ патентной и научно-технической информации не выявил источники, содержащие сведения об известности совокупности отличительных признаков заявляемого стенда для диагностирования тормозов автотранспортного средства, что свидетельствует о его соответствии критерию «изобретательский уровень».

Сущность изобретения поясняется чертежами:

Фиг.1 - Принципиальная схема заявляемого стенда.

Фиг.2 - Схема привода подвижных опор для установки колес испытываемой оси автотранспортного средства.

На фиг.1 и фиг.2 приняты следующие условные обозначения:

1 - подвижная опора для установки колес;

2 - тяговый барабан подвижной опоры;

3 - двигатель электрического или другого принципа действия;

4 - вариатор, изменяющий скорость тягового барабана;

5 - шариковая направляющая для продольного перемещения опор;

6 - световое сигнальное устройство;

7 - устройство для привода тормозной педали и определения усилия;

8 - упор для колес неполноприводных автотранспортных средств;

9 - датчик весовой нагрузки на колесо;

10 - датчик начала движения подвижной опоры;

11 - датчик силы (тормозного усилия);

12 - усилитель сигналов, поступающих от всех датчиков;

13 - аналого-цифровой преобразователь поступающих сигналов;

14 - компьютер;

15 - распечатывающее устройство;

16 - монитор;

17 - роликовая опора для колес полноприводных транспортных средств;

18 - датчик угловых скоростей колес;

19 - подвижная в поперечном направлении платформа;

20 - направляющая скольжения подвижной платформы;

21 - ходовая винтовая передача подвижной платформы;

22 - стальной канат привода подвижной опоры;

23 - приводной вал барабанов;

24 - установочный подшипник приводного вала;

25 - сцепная управляемая муфта;

26 - стальной канат возврата опор в исходное рабочее положение;

27 - барабан возврата подвижных опор в исходное рабочее положение;

28 - уравнитель стальных канатов;

29 - блок, направляющий стальной канат.

Стенд содержит две не связанные между собой подвижные опоры 1 для установки колес испытываемой оси автотранспортного средства. Привод каждой опоры осуществляется стальным канатом 22, наматываемым на самостоятельный тяговый барабан 2, свободно установленный на приводном валу 23. Приводной вал 23 вращается в установочных подшипниках 24 двигателем 3 через вариатор 4 с необходимой скоростью и требуемым усилием. Посредством сцепных управляемых муфт 25 тяговые барабаны 2 жестко фиксируются на приводном валу 23 таким образом, что крепление стальных канатов 22 к тяговым барабанам 2 находится на продолжении оси симметрии подвижных опор 1. При вращении тяговых барабанов 2 вместе с приводным валом 23 стальные канаты 22 равномерно наматываются на барабаны и перемещают по шариковым направляющим 5 подвижные опоры 1 в продольном направлении навстречу колесам автотранспортного средства. Возврат каждой подвижной опоры 1 в исходное рабочее положение осуществляется одним стальным канатом 26, наматываемым на центральный барабан возврата 27 при помощи уравнителя 28 и двух самостоятельных блоков 29. На видном из кабины автотранспортного средства месте установлено устройство 6, сигнализирующее о начале движения подвижных опор. В комплектацию стенда входит устройство 7 для определения усилия на тормозной педали и ее автоматического привода (педаметр), датчики угловых скоростей вращения тестируемых колес 18, два упора 8, исключающие при диагностировании откат автотранспортного средства назад, роликовые опоры 17 для установки нетестируемых колес полноприводных автотранспортных средств и устройства фиксации последних на стенде. На каждой подвижной опоре 1 установлен датчик веса 9, датчик начала движения 10 и датчик силы 11. Сигналы от всех вышеперечисленных датчиков и измерительных устройств поступают в компьютерную измерительную систему, содержащую усилитель сигналов 12, аналого-цифровой преобразователь 13, компьютер 14, распечатывающее устройство 15 и монитор 16. Для перемещения одной из подвижных опор в поперечном направлении при выставке этих опор по колее колес испытываемой оси стенд содержит подвижную платформу 19, перемещаемую в поперечном направлении по поперечным направляющим скольжения 20 посредством ходовой винтовой передачи 21 вместе с подвижной в продольном направлении опорой.

Диагностирование тормозов автотранспортного средства на заявленном стенде осуществляется по авторской методике, отличающейся от известных методов диагностирования тем, что в ней при постановке диагноза эффективности тормозов и устойчивости автотранспортного средства при торможении, наряду с параметрами, регламентируемыми ГОСТ Р 51709-2001 (ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. - Взамен ГОСТ 25478-91; введ. 2002-01-01 - М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2001. - 44 с. [6]): усилием на органе управления РП, удельной тормозной силой YT, относительной разностью тормозных сил F, а также временем срабатывания тормозной системы τCP=(τCH) (при дорожных испытаниях), используются новые высокоинформативные оценочные параметры: коэффициент неравномерности нарастания тормозного момента КННМ, характеризующий различие в интенсивности роста тормозного момента на колесах одной оси, коэффициент неравномерности блокирования колес одной оси по времени КНБ и разворачивающий момент МРАЗВ., характеризующий устойчивость АТС при торможении.

Численная величина коэффициента КННМ определяется из выражения

где М • Т   Л Е В , М • Т  ПР - темп нарастания тормозного момента на левом, правом колесе соответственно.

Коэффициент неравномерности блокирования колес оси по времени КНБ определяется как

где tБ К ЛЕВ, tБ К ПР - время блокирования левого, правого колеса одной оси.

Разворачивающий момент МРАЗВ. определяется по формуле

где RX - значения продольных реакций колес;

BA - колея автомобиля.

Согласно авторской методике диагностирование тормозов на заявленном стенде осуществляется в следующей последовательности.

1. Посредством ходовой винтовой передачи 21, перемещающей платформу 19 в поперечном направлении по направляющим скольжения 20, подвижные опоры 1 стенда выставляются по колее колес испытываемой оси;

2. Тяговые барабаны 2 выставляются на приводном валу 23 так, что крепления стальных канатов 22 к барабанам находятся на продолжении оси симметрии соответствующих подвижных опор 1, после чего барабаны жестко фиксируются в этом положении посредством сцепных управляемых муфт 25;

3. Автотранспортное средство въезжает колесами испытываемой оси на подвижные опоры 1 стенда, при этом колеса устанавливаются на продольные оси симметрии этих опор;

4. Автотранспортное средство фиксируется от перемещения в продольном направлении назад с помощью двух упоров 8, устанавливаемых под колеса нетестируемой оси;

5. На педаль тормоза устанавливается устройство 7 для определения усилия и автоматического привода педали;

6. Вариатором 4 в системе приводного вала 23 устанавливается тяговое усилие, соответствующее номинальному усилию торможения диагностируемого автотранспортного средства;

7. Выхлопная труба автотранспортного средства, при диагностировании последнего в закрытом помещении, соединяется с системой отсоса отработавших газов, и пускается двигатель для приведения тормозной системы в рабочее состояние;

8. Автоматически или диагностом (оператором) вручную включается в работу двигатель 3 и тяговые барабаны 2, жестко соединенные с приводным валом 23, начинают наматывать на себя стальные канаты 22;

9. Под действием тяговых усилий стальных канатов 22 подвижные опоры 1 перемещаются на шариковых направляющим 5 в продольном направлении навстречу автотранспортному средству, приводя его колеса во вращение;

10. При движении подвижных опор 1 срабатывают расположенные на них датчики начала движения 10, и включается устройство 6, сигнализирующее о начале движения подвижных опор;

11. По сигналу устройства 6 автоматически посредством устройства 7 для определения усилия на тормозной педали и ее автоматического привода или непосредственно водителем производится торможение вращающихся колес испытываемой оси;

12. В процессе торможения колес испытываемой оси сигналы с устройства 7, расположенного на тормозной педали, датчиков веса 9, датчиков начала движения 10, датчиков силы 11, расположенных на подвижных опорах 1, и датчиков угловых скоростей вращения тестируемых колес поступают на усиление в усилитель сигналов 12, аналого-цифровой преобразователь 13 и далее на обработку в компьютер 14.

13. При остановке вращающихся колес испытываемой оси (блокировании) двигатель 3 отключается, приводной вал 23 с тяговыми барабанами 2 перестает вращаться, подвижные опоры 1 останавливаются и автотранспортное средство съезжает со стенда.

14. Посредством сцепных управляемых муфт 25 тяговые барабаны 2 отсоединяются от приводного вала 23 и с этим валом сцепной управляемой муфтой 25 жестко соединяется центральный барабан возврата 27.

15. Включается двигатель 3 и на центральный барабан возврата 27 наматывается стальной канат 26, который при помощи уравнителя 28 и блоков 29 возвращает подвижные опоры 1 в исходное рабочее положение.

16. Автотранспортное средство въезжает колесами нетестированной оси на подвижные опоры 1 стенда, и операции повторяются до проверки тормозов колес всех осей.

При диагностировании полноприводных автотранспортных средств колеса нетестируемой оси (осей) устанавливаются на роликовые опоры 17, входящие в комплектацию стенда, и автотранспортное средство фиксируется дополнительными устройствами.

После обработки поступивших сигналов компьютер 14 выдает результаты диагностирования в количественном цифровом выражении на распечатывающее устройство 15 и в графическом выражении в виде тормозных диаграмм левого и правого колеса на монитор 16.

Вышеописанный заявляемый стенд позволяет достоверно диагностировать тормоза автотранспортных средств с разной базой и числом осей, а также любой колесной формулой в условиях, максимально приближенных к реальным дорожным условиям торможения, как по существующим гостированным, так и по предложенной авторской методике.

Стенд для диагностирования тормозов автотранспортного средства, содержащий две подвижные в продольном направлении опоры с горизонтальной контактной поверхностью для установки колес испытываемой оси, раздельный привод подвижных опор, шариковые направляющие для перемещения подвижных опор в продольном направлении, устройство, сигнализирующее о начале движения подвижных опор, устройство для определения усилия на тормозной педали и ее автоматического привода, полимерное покрытие с коэффициентом сцепления не меньше 0,8 на горизонтальных контактных поверхностях подвижных опор, датчики веса, начала движения и силы на каждой опоре, отличающийся тем, что платформа, на которой расположены шариковые направляющие одной из подвижных опор, установлена на направляющих скольжения с возможностью перемещения в поперечном направлении посредством ходовой винтовой передачи для выставления перемещаемой опоры по колее колес испытываемой оси, подвижные опоры соединены посредством стальных канатов и тяговых барабанов через вариатор с двигателем электрического или другого принципа действия, тяговые барабаны свободно установлены на одном приводном валу и для жесткого соединения с ним снабжены сцепными управляемыми муфтами, находящимися на шлицах приводного вала, подвижные опоры для возврата в исходное положение соединены стальным канатом с центральным барабаном, установленным аналогичным образом на одном приводном валу между тяговыми барабанами, в состав стенда входят датчики угловых скоростей колес, роликовые опоры для установки колес полноприводных автотранспортных средств и фиксирующие устройства, не допускающие перемещения автотранспортных средств при диагностировании тормозов.