Блок рулевого привода ракеты
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к устройствам управления аэродинамическими поверхностями сверхзвуковой ракеты. Блок рулевого привода состоит из вала, установленного в корпус с возможностью поворота, аэродинамической поверхности, жестко закрепленной на валу, рулевого агрегата, колец, жестко скрепляемых между собой и устанавливаемых в корпус ракеты, роликов и сепараторов. Шток рулевого агрегата шарнирно соединен с рычагом. В кольцевой полости, образованной канавкой на валу и коническими дорожками качения на кольцах, размещены ролики так, что каждый последующий ролик перпендикулярен предыдущему. Между роликами установлен сепаратор. Изобретение направлено на работу при значительных аэродинамических нагрузках. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к устройствам управления аэродинамическими поверхностями сверхзвуковой ракеты. Данное устройство может быть применено в аналогичных по условиям работы агрегатах в машиностроении.
Наиболее близким по набору существенных признаков является устройство, представленное патентом РФ №2258895 C1, F42B 15/00, 2004 г., которое и было принято авторами за аналог.
Указанное устройство относится к области вооружения, а именно к ракетной технике. Оно представляет собой блок рулевого привода управляемого снаряда, содержащий вал, рычаг, установленный на вал, рулевой агрегат, установленный в корпусе снаряда, шток которого шарнирно соединен с рычагом, рули, расположенные на оси и устанавливаемые в подшипники.
Недостатками указанного устройства являются невозможность установки его в корпус ракеты, имеющий малый объем для размещения вала привода управления рулем из-за значительного продольного размера вала, а также невозможность его использования в условиях больших нагрузок.
Целью предлагаемого изобретения является создание блока рулевого привода ракеты, работающего при больших аэродинамических нагрузках, с малыми габаритами вала.
Для достижения указанных целей в блоке рулевого привода ракеты, состоящего из аэродинамической поверхности, вала, установленного в корпусе ракеты с возможностью поворота и жестко соединенного с аэродинамической поверхностью, рычага, жестко установленного на валу, рулевого агрегата, закрепленного в корпусе ракеты и шарнирно соединенного с рычагом, механизм поворота аэродинамической поверхности выполнен в виде вала, шарнирно соединенного с двумя жестко скрепленными между собой кольцами, жестко установленными в корпус ракеты. На валу выполнена канавка, а на кольцах выполнены конические дорожки качения, образующие с канавкой кольцевую полость. Внутри полости расположены равномерно по окружности ролики, при этом каждый последующий ролик расположен перпендикулярно предыдущему, а между роликами установлен сепаратор.
На фиг.1, 2 представлена конструкция предлагаемого блока рулевого привода ракеты.
Блок рулевого привода состоит из вала 1, аэродинамической поверхности 2, жестко закрепленной на валу 1, рулевого агрегата 3, колец 4 и 5, жестко скрепляемых между собой, устанавливаемых в корпус ракеты и центрируемых относительно друг друга классным болтом 6 и буртиком 7, роликов 8 и сепараторов 9, 10. Шток 11 рулевого агрегата 3 шарнирно соединен с рычагом 12 осью 13.
В кольцевой полости, образованной канавкой 14 на валу 1 и коническими дорожками качения 15 и 16, размещены ролики 8 таким образом, что каждый последующий ролик перпендикулярен предыдущему. Для исключения перекоса роликов между ними располагаются сепараторы 9 и 10. Сепараторы имеют по две поверхности с противоположных сторон, которыми они соприкасаются с роликами.
Устройство работает следующим образом. Шток 11 рулевого агрегата 3 перемещается поступательно. Поступательное движение штока 11 преобразуется во вращательное движение вала 1. Вал взаимодействует с роликами 8, каждый из которых перемещается по одной из конических поверхностей 15 или 16 на одном из неподвижных колец 4 и 5 и по противоположной конической поверхности канавки 14, выполненной на валу 1. Таким образом, при помощи одного ряда роликов имеется возможность воспринимать нагрузки, действующие на аэродинамическую поверхность.
Предложенное техническое решение позволяет реализовать конструкцию блока рулевого привода ракеты, работающего при больших нагрузках, с малыми габаритами вала.
Блок рулевого привода ракеты, состоящий из аэродинамической поверхности, вала, установленного в корпусе ракеты с возможностью поворота и жестко соединенного с аэродинамической поверхностью, рычага, жестко установленного на валу, рулевого агрегата, закрепленного в корпусе ракеты и шарнирно соединенного с рычагом, отличающийся тем, что механизм поворота аэродинамической поверхности выполнен в виде вала, шарнирно соединенного с двумя жестко закрепленными между собой кольцами, жестко установленными в корпус ракеты, на валу выполнена канавка, а на кольцах выполнены конические дорожки качения, образующие с канавкой кольцевую полость, внутри полости расположены равномерно по окружности цилиндрические ролики, при этом каждый последующий ролик расположен перпендикулярно предыдущему, а между роликами установлен сепаратор.