Способ тренировки технических действий спортсмена в игровых видах спорта

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических действий спортсмена в хоккее и в других игровых видах спорта. Тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой подсветкой, при помощи которой создают основные запрещенные световые зоны с малыми зонами, имитирующими соперника. Малые зоны действуют в заданном радиусе от центра своих основных зон и следуют за ними для целенаправленного препятствия спортсмену. В зависимости от подготовленности спортсмена задается уровень инерционности противодействующих светодинамических зон, их количество, скорость их перемещения и уровень сложности тренировки. Ошибкой признается попадание спортсмена, его клюшки или шайбы на площадь запрещенных зон или проход спортсмена между основной и малой светодинамическими зонами. Программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена, его клюшки, шайбы и светодинамических зон и ошибок спортсмена. При отсутствии ошибок испытуемого скорость перемещений зон увеличивают, а их инерционность уменьшают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить обводку в данном упражнении. По максимальным скоростям основной и малой светодинамических зон, при которых спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена. Предложенный способ позволяет интенсифицировать развитие техники юного спортсмена с учетом оценки его текущей функциональной подготовленности.

Реферат

Изобретение относится к спорту и предназначено для тренировки технических действий в хоккее. Вместе с тем, оно может быть использовано для контроля и исследования динамики развития технико-тактической подготовленности спортсменов в игровых видах спорта, а также может стать основой для увлекательного шоу или аттракциона.

Исследованиям и технологиям тренировки в хоккее уделяется много внимания. В настоящее время система подготовки хоккеистов достаточно полно представлена В.П. Савиным [1].

Установлено, что последовательность и характер обучения на начальном этапе оказывают существенное влияние на дальнейшее становление спортивного мастерства юных хоккеистов. Впервые месяцы обучения в целях освоения технических приемов целесообразно использовать специальные подготовительные и подводящие упражнения для воспитания устойчивых навыков ведения, приема и передачи шайбы в игровых упражнениях и двусторонних играх.

Возраст 7-10 лет является тем возрастом, когда наблюдаются наиболее высокие темпы улучшения координации движений, ловкости, быстроты и скоростно-силовых показателей [2]. Поэтому, в это время, требуется особенно внимательно следить за процессом индивидуального становления техники каждого юного хоккеиста, объективно оценивая его пошаговое развитие. Не менее важно для этой возрастной группы придать тренировке эмоционально-игровой характер. Игры детям доставляют удовольствие, развивают у них активность и соревновательность. Чем больше разносторонних игр и игровых упражнений применяется в детском возрасте, тем богаче становится двигательный навык ребенка, тем легче в дальнейшем он усваивает технику избранного вида спорта.

Традиционным методикам технической подготовки более 40 лет, поэтому проблемой роста технического мастерства является укоренившаяся система обучения элементам техники. По мнению М.А. Вершинина и соавторов [3] необходим системный подход к разработке и совершенствованию методики тренировки технических действий в спортивных играх, что предполагает поиск и разработку новых решений.

Уровень техники, цифровые технологии 21 века и накопленный тренерский опыт позволяют создать перспективные методики и средства для эффективных тренировок.

Широко известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [4].

Однако такие системы в основном используются в рекламных целях и не предназначены для проведения спортивных тренировок.

Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту WO 2003/100568А2 [5]. Данный комплекс предназначен, прежде всего, для мультимедийных развлечений и создания аэробных упражнений, которые формируются указанием направлений движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами программы интерактивного слежения.

Недостатком данного способа тренировки является его малая функциональная возможность, не позволяющая тренировать и оценивать технико-тактическую подготовку хоккеиста.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [6].

Недостатком способа является отсутствие возможности тренировки обводки с применением обманных движений спортсмена.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются с помощью формирования светодинамических запрещенных зон, которые имитируют противодействие игроков-соперников и целенаправленно перемещаются, препятствуя передвижению спортсмена. Эти зоны реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников. Задача спортсмена - оценить смоделированную игровую ситуацию, соизмерить свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполнить обманные движения и совершить обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника [7].

Недостатком данного способа тренировки является его низкая эффективность, удаленность от реальных игровых условий в хоккее.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки обводки соперника в хоккее, путем приближения условий тренировки к игровым.

Технический результат достигается тем, что тренировки проводятся на поле со светодинамической подсветкой. Световые зоны или их часть, выделенные заданным цветом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, целенаправленно перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена, реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполняет обманные движения и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника. Движение спортсмена снимают видеокамерой, расположенной на заданной высоте над игровым полем, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует передвижение, изменение направления движения спортсмена, попадание спортсмена и/или спортивного снаряда при обводке в запрещенную зону, в случае их попадания в запрещенную зону, если предусмотрено выбранной программой, подает световой и/или звуковой сигнал. При отсутствии попаданий спортсмена и/или спортивного снаряда в запрещенную зону при успешной обводке инерционность запрещенных световых зон уменьшают до тех пор, пока спортсмен, выполняя обманные движения, не сможет совершить обводку имитируемого соперника. Причем новым является то, что на игровом поле световым излучателем формируется заданное количество парных запрещенных светодинамических зон, имитирующих противодействующих хоккеистов-соперников с клюшками; каждая пара состоит из ведущей зоны, заданной площади, которая имитирует соперника, и ведомой зоны, заданной площади, которая имитирует крюк клюшки соперника; при этом ведомая зона действует непредсказуемо для спортсмена вокруг границ своей ведущей зоны в пределах заданного расстояния, с заданными инерционностью, скоростью и в направлениях, которые совпадают или не совпадают с направлениями перемещений и/или инерционностью и/или скоростью ведущей зоны; спортсмен, выполняя обводку парной зоны, учитывает положение и динамику как ведущей, так и ведомой зоны и проводит шайбу между зонами или рядом с ними, не допуская своего прохода между этими зонами или попадания своей клюшки или своего корпуса на площадь парных зон; программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена, шайбы и парных светодинамических зон, регистрирует ошибки-попадания спортсмена и/или его клюшки и/или шайбы в ведущую или ведомую зоны или проход спортсмена между ведущей и ведомой зонами; при отсутствии ошибок испытуемого площадь и скорость перемещения всех зон увеличивают, а инерционность ведущих и ведомых зон равномерно или неравномерно уменьшают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить их обводку; по максимальным площадям и скоростям ведущих и ведомых зон, минимальной их инерционности, при которых спортсмен, выполняя упражнение обводки, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности хоккеиста.

Предлагаемый способ тренировки технических действий в хоккее осуществляется следующим образом.

Тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором на игровом поле формируется одна или несколько парных светодинамических зон, имитирующих противодействующих соперников. В зависимости от подготовленности спортсмена задается уровень инерционности противодействующих светодинамических зон, их размер, количество, скорость их перемещения и уровень сложности тренировки. Для начинающих спортсменов количество предъявляемых парных запрещенных светодинамических зон, их размер и скорость противодействия минимальны. Более подготовленным спортсменам предъявляют сложные задания, с эффектом одновременного присутствия большого числа противодействующих соперников, где программа интерактивного слежения трансформирует окружающую обстановку с высокой скоростью, приближая ее к условиям и скоростям реальных состязаний.

Каждая пара противодействующих зон формируется из ведущей зоны, заданного размера, которая имитирует хоккеиста, и ведомой зоны заданного размера, которая имитирует крюк клюшки соперника.

Зоны действуют непредсказуемо для хоккеиста, при этом каждая ведомая зона действует вокруг границ своей ведущей зоны в пределах ограниченного расстояния. Радиус действия ведущей зоны задается близким к реальному радиусу действия хоккеиста в положении вытянутой руки с клюшкой. Ведомая зона действует с заданными инерционностью, скоростью и в направлениях, которые могут совпадать или не совпадать с инерционностью, скоростью или перемещением ведущей зоны.

Спортсмен, выполняя обводку парной зоны, учитывает положение и динамику, как ведущей, так и ведомой зоны и проводит шайбу между этими зонами или рядом с ними с удобной для него стороны. При этом хоккеист не должен допускать своего прохода между ведущей и ведомой зонами каждой пары или попадания своей клюшки или своего корпуса на площадь парных зон.

Программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена, шайбы и парных светодинамических зон, регистрирует ошибки-попадания спортсмена и/или его клюшки и/или шайбы в ведущую или ведомую зоны или проход спортсмена между ведущей и ведомой зонами.

При отсутствии ошибок испытуемого площадь и скорость перемещения зон увеличивают, а инерционность уменьшают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить обводку в данном упражнении. В тренировках опытных игроков инерционность ведущих и ведомых зон уменьшают неравномерно. Инерционность, запаздывание действия ведомой зоны, имитирующей крюк клюшки, уменьшают быстрее, приближая условия тренировки к реально игровым.

По максимальным площадям и скоростям ведущей и ведомой зон, минимальной их инерционности, при которых спортсмен, выполняя упражнение обводки, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и способности выполнить обводку соперника.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства для компьютерной обработки информации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Заявляемый способ позволяет повысить эффективность тренировки технических действий в хоккее, а также оценить текущее состояние и динамику развития техники спортсменов на всех этапах их подготовки.

Данный способ дает возможность на качественно новом уровне организовать техническую подготовку хоккеистов, где тренировка максимально вариабельна, приближена к реальным условиям состязаний и обладает эффектом присутствия активно противодействующих соперников.

Предложенный способ позволяет интенсифицировать развитие техники юного спортсмена с учетом оценки его текущей функциональной подготовленности. Благодаря искусственно созданной среде, тренировочные задания выполняются на индивидуальном уровне сложности, с оптимальной скоростью противодействующих светодинамических зон, с необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок спортсменов, можно исследовать их способность к обучению, дать оценку их текущему состоянию, сравнить динамику развития навыков с другими игроками и сформулировать прогнозы по профессиональной пригодности.

Таким образом, заявляемый способ тренировки технических действий в хоккее обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. Савин В.П. Теория и методика хоккея: учебник для студентов высших учебных заведений // - М.: Академия, 2003. - 235 с.

2. Иванов В.П. Методика подготовки хоккеистов 8-10 лет // Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1984, - 18 с.

3. Вершинин М.А., Корзун Д.Л., Москвичев Ю.Н. Сравнительный анализ технико-тактических действий юных футболистов // Фундаментальные исследования. - 2013. - №6-4. - С. 976-981.

4. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

5. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003.

6. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

7. Патент 2492896 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013, Бюл. №26.

Способ тренировки технических действий спортсмена в игровых видах спорта, который осуществляется на поле со светодинамической подсветкой, где световые зоны или их часть, выделенные заданным цветом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, целенаправленно перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена, реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполняет обманные движения и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника; движение спортсмена снимают видеокамерой, расположенной на заданной высоте над игровым полем, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует передвижение, изменение направления движения спортсмена, попадание спортсмена и/или спортивного снаряда при обводке в запрещенную зону, в случае их попадания в запрещенную зону, если предусмотрено выбранной программой, подает световой и/или звуковой сигнал; при отсутствии попаданий спортсмена и/или спортивного снаряда в запрещенную зону при успешной обводке инерционность запрещенных световых зон уменьшают до тех пор, пока спортсмен, выполняя обманные движения, не сможет совершить обводку имитируемого соперника, отличающийся тем, что на игровом поле световым излучателем формируется заданное количество парных запрещенных светодинамических зон, имитирующих противодействующих хоккеистов-соперников с клюшками; каждая пара состоит из ведущей зоны, заданной площади, которая имитирует соперника, и ведомой зоны, заданной площади, которая имитирует крюк клюшки соперника; при этом ведомая зона действует непредсказуемо для спортсмена вокруг границ своей ведущей зоны в пределах заданного расстояния, с заданными инерционностью, скоростью и в направлениях, которые совпадают или не совпадают с направлениями перемещений и/или инерционностью и/или скоростью ведущей зоны; спортсмен, выполняя обводку парной зоны, учитывает положение и динамику как ведущей, так и ведомой зоны и проводит шайбу между зонами или рядом с ними, не допуская своего прохода между этими зонами или попадания своей клюшки или своего корпуса на площадь парных зон; программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена, шайбы и парных светодинамических зон, регистрирует ошибки-попадания спортсмена и/или его клюшки и/или шайбы в ведущую или ведомую зоны и/или проход спортсмена между ведущей и ведомой зонами; при отсутствии ошибок испытуемого площадь и скорость перемещения всех зон увеличивают, а инерционность ведущих и ведомых зон равномерно или неравномерно уменьшают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить их обводку; по максимальным площадям и скоростям ведущих и ведомых зон, минимальной их инерционности, при которых спортсмен, выполняя упражнение обводки, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности хоккеиста.