Движитель транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к движителям машин высокой проходимости, предназначенным для передвижения по пересеченной местности, и грунтам с низкой несущей способностью. Движитель транспортного средства содержит несущую раму, опирающуюся своими катками на удлиненную торообразную капсулу из гибкого материала, имеющую внутреннюю продольную винтообразно закрученную ветвь, в канале которой расположена ветвь приводной бесконечной цепи, по всей длине которой установлены с возможностью поворота тела вращения. Торообразная капсула заполнена упругим цилиндрическим вкладышем с центральным отверстием по оси диаметром, превышающим диаметр винтообразно закрученной осевой ветви капсулы. Вся поверхность вкладыша покрыта антифрикционной смазкой. Сам вкладыш выполнен двухслойным из упругосжимаемого внешнего слоя и жесткого трубчатого внутреннего слоя, который формирует внутреннее недеформируемое центральное отверстие вкладыша. Достигается повышение надежности движителя в работе. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к движителям машин высокой проходимости, предназначенным для передвижения по пересеченной местности и грунтам с низкой несущей способностью.
Известен движитель транспортного средства, содержащий несущую раму, опирающуюся своими катками на удлиненную торообразную капсулу из гибкого материала, в продольном осевом канале которой расположена ветвь приводной бесконечной цепи, по всей длине которой установлены с возможностью поворота тела вращения (см. а.с. СССР №701858, МПК B65D 57/00, 1977 г.).
Недостатком вышеуказанного движителя являются относительно меньший срок службы из-за изнашиваемости капсулы в изгибах осевой ветви и недостаточно высокая надежность движителя в работе, т.к. при проколах или повреждениях капсулы движитель теряет работоспособность.
Из известных технических решений наиболее близким к заявляемому является движитель транспортного средства, содержащий несущую раму, опирающуюся своими катками на удлиненную торообразную капсулу из гибкого материала, в продольном, винтообразно закрученном, канале которой расположена ветвь приводной бесконечной цепи, по всей длине которой установлены с возможностью поворота тела вращения (см. а.с. №1403519, МПК B62D 57/00, 1985 г.).
Недостатком движителя-прототипа является недостаточная надежность движителя в работе, т.к. при проколах или повреждениях капсулы движитель теряет работоспособность.
Задачей изобретения является повышение надежности движителя в работе.
Для решения поставленной задачи в движителе транспортного средства, содержащем несущую раму, опирающуюся своими катками на удлиненную торообразную капсулу из гибкого материала, в продольном, винтообразно закрученном, канале которой расположена ветвь приводной бесконечной цепи, по всей длине которой установлены с возможностью поворота тела вращения, торообразная капсула заполнена упругим цилиндрическим вкладышем с центральным отверстием по оси диаметром, превышающим диаметр винтообразно выкрученной осевой ветви капсулы, причем вся поверхность вкладыша покрыта антифрикционной смазкой, а сам вкладыш выполнен двухслойным из упругосжимаемого внешнего слоя и жесткого трубчатого внутреннего слоя, который формирует внутреннее недеформируемое центральное отверстие вкладыша.
Сущность изобретения заключается в том, что наличие упругого цилиндрического вкладыша с центральным отверстием повышает устойчивость движителя к проколам и разрывам, а выполнение вкладыша двухслойным с внутренним жестким трубчатым слоем и покрытие всей поверхности вкладыша смазкой позволяет сохранить способность движителя перекатываться без защемления осевой ветви капсулы. Предлагаемое техническое решение соответствует критерию «существенные отличия», т.к. объект проявляет новое свойство, отсутствующее у известных технических решений и заключающееся в том, что движитель при прокалывании или повреждении капсулы сохраняет свою работоспособность. Это обусловливает достижение положительного эффекта, а именно - повышение надежности движителя в работе.
На фиг.1 изображен движитель, вид сбоку.
На фиг.2 изображен движитель, поперечное сечение.
Движитель состоит из несущей рамы 1, опирающейся своими катками 2 на удлиненную торообразную камеру 3 из гибкого материала. В осевом канале камеры 3 расположена нижняя ветвь бесконечного тягового элемента, выполненного в виде троса 4, на котором установлены имеющие форму тел вращения поворотные элементы 5, плотно охваченные стенками 6 осевого канала, бесконечный трос 4 охватывает натяжную 7 и приводную 8 звездочки, а его верхняя ветвь лежит на наружной поверхности камеры 3. Звездочка 8 соединена посредством, например,ременной передачи с приводом 9 реверсивного вращения. Катки 2 рамы 1 смонтированы на двух параллельных осевому каналу камеры 3 барабанах 10, которые своими валами 11 установлены в подшипниках кронштейнов 12 и посредством ременных передач соединены с приводом 13 реверсивного вращения. Катки 2 установлены на осях 14 с возможностью свободного вращения. Осевой канал камеры 3, образованный стенками 6, выполнен закрученным вокруг его продольной оси на угол не кратный 180°. В полости камеры 3 имеется упругий цилиндрический вкладыш 15 с центральным отверстием. Вкладыш 15 выполнен двухслойным с внешним упругосжимаемым слоем 16, выполненным, например, из пористой резины, и внутренним жестким трубчатым слоем 17, формирующим центральное отверстие вкладыша. Вся поверхность вкладыша покрыта смазкой, например техническим маслом.
Движитель работает следующим образом.
Для поступательного движения включается привод 9, который вращает приводную звездочку 8. Бесконечный трос 4 обкатывается по приводной 8 и натяжной 7 звездочкам, при этом элементы 5, сжатые стенками 6 осевого канала камеры 3, заставляют последнюю выворачиваться. Несущая рама 1 опирается на камеру 3 катками 2, которые свободно вращаются на осях 14.
Для выполнения маневра барабаны 9 с помощью реверсивного привода 13 вращаются в одну сторону, при этом камера 3 вращается вокруг своей оси, перекатываясь по опорной поверхности грунта в направлении поперечной оси транспортного средства. Наличие на тросе 4 поворотных элементов 5 предотвращает его закручивание. При совместном вращении приводов 9 и 13 скорости движения по продольной и поперечным осям геометрически складываются, поэтому, изменяя величину и направление вращения указанных приводов, можно осуществлять движение транспортного средства в любом направлении.
Благодаря выполнению поверхности торообразной камеры 3, образующее ее осевой канал, закрученной по центральной оси, в процессе движения камеры происходит изменение положения поверхности по окружности камеры, за счет чего обеспечивается равномерный износ. Вкладыш 15, установленный внутри камеры 3, не мешает перекатываться ей, т.к. вся поверхность вкладыша покрыта антифрикционной смазкой. При упругом сжатии вкладыша 15 при движении осевой закрученный канал 6 вместе с ветвью приводной цепи в центральном отверстии вкладыша не защемляется, т.к. этому препятствует жесткий трубчатый слой 17.
Технико-экономическая эффективность предлагаемого движителя по сравнению с известным движителем-прототипом (а.с. СССР №1403519) заключается в том, что при разрыве или проколе камеры-капсулы и т.п., движитель не теряет свою работоспособность, что позволяет достигнуть повышения надежности движителя в работе.
Движитель транспортного средства, содержащий несущую раму, опирающуюся своими катками на удлиненную торообразную капсулу из гибкого материала, в продольном, винтообразно закрученном, канале которой расположена ветвь приводной бесконечной цепи, по всей длине которой установлены с возможностью поворота тела вращения, отличающийся тем, что торообразная капсула заполнена упругим цилиндрическим вкладышем с центральным отверстием по оси диаметром, превышающим диаметр винтообразно закрученной осевой ветви капсулы, причем вся поверхность вкладыша покрыта антифрикционной смазкой, а сам вкладыш выполнен двухслойным из упругосжимаемого внешнего слоя и жесткого трубчатого внутреннего слоя, который формирует внутреннее недеформируемое центральное отверстие вкладыша.