Система подогрева агрегатов трансмиссии военной гусеничной машины
Изобретение относится к военным гусеничным машинам, в частности к системам подогрева военных гусеничных машин. Система подогрева агрегатов трансмиссии военной гусеничной машины содержит подогреватель, змеевики масляных баков, обогреваемые полости двигателя, обогреваемые рубашки маслозакачивающих насосов и трубопроводы. В систему подогрева дополнительно установлены блок контроля и выдачи команд, пульт управления, змеевики подогрева масла в бортовых коробках передач и входном редукторе, указатель уровня масла в масляном баке, датчик температуры масла в масляном баке и кран. Блок контроля и выдачи команд соединен с пультом управления, указателем уровня масла, датчиком температуры масла, краном и подогревателем. Достигается работоспособность агрегатов трансмиссии при отрицательных температурах окружающего воздуха за счет установки змеевиков в бортовых коробках передач. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к военным гусеничным машинам, в частности к системам подогрева военных гусеничных машин.
Для обеспечения надежного пуска и устойчивой работы силовой установки (СУ) и агрегатов трансмиссии на военных гусеничных машинах (ВГМ) устанавливают системы подогрева.
ВГМ эксплуатируются в различных природно-климатических условиях, в которых изменение температуры окружающего воздуха происходит не только в течение года или месяца, но и в течение одних суток.
При остановке СУ ВГМ прекращают работать маслозакачивающий и маслооткачивающие насосы системы гидроуправления и смазки трансмиссии. В результате прекращается циркуляция масла в системе гидроуправления и смазки трансмиссии ВГМ. При этом в картерах бортовых коробок передач (БКП) и картере входного редуктора остается значительное количество масла (около 20 л), которое в условиях отрицательных температур окружающего воздуха перед остановкой СУ должно быть откачано в масляный бак системы гидроуправления и смазки трансмиссии.
Неоткачанное масло из картеров БКП и входного редуктора под воздействием отрицательной температуры окружающего воздуха создает дополнительный момент сопротивления при пуске СУ ВГМ из-за увеличения его вязкости, а в отдельных случаях при определенной отрицательной температуре окружающего воздуха масло в агрегатах трансмиссии застывает (теряет прокачиваемость), что делает пуск СУ ВГМ невозможным.
Известны системы подогрева ВГМ, содержащие подогреватель, змеевики масляных баков, обогреваемые полости узлов двигателя, обогреваемые рубашки маслозакачивающих насосов, трубопроводы.
В качестве прототипа взята система подогрева танка Т-72 (см. Техническое описание танка Т-72. - М.: Военное издательство, 2002, с. 99). Система подогрева включает подогреватель, змеевики масляных баков, обогреваемые полости двигателя, обогреваемые рубашки маслозакачивающих насосов, трубопроводы.
При отрицательных температурах окружающего воздуха вязкость масла в системе гидроуправления и смазки трансмиссии увеличивается в несколько раз, что создает дополнительное сопротивление проворачиванию коленчатого вала при пуске СУ (так как трансмиссия ВГМ имеет жесткую механическую связь с СУ), а в отдельных случаях, когда масло под воздействием определенных отрицательных температурах окружающего воздуха застывает, пуск СУ невозможен.
Для обеспечения работоспособного состояния системы гидроуправления и смазки трансмиссии и надежного пуска СУ, а также снижения нагрузки на систему электрического пуска СУ в условиях отрицательных температур окружающего воздуха перед остановкой СУ масло из картеров БКП и картера входного редуктора необходимо откачивать в масляный бак системы гидроуправления и смазки трансмиссии ВГМ. Контроль операции выполнения откачки масла осуществляет механик-водитель (оператор) с помощью щупа в маслобаке трансмиссии, при этом покидая свое штатное место.
Как показала практика эксплуатации ВГМ, при отрицательных температурах окружающего воздуха возможны случаи остановки СУ без откачки масла из агрегатов трансмиссии по различным причинам (аварийная остановка двигателя, по вине механиков-водителей и т.п.).
Анализ эксплуатации ВГМ показал, что большую часть случаев остановки СУ без двойной откачки масла из картеров БКП и входного редуктора трансмиссии при отрицательных температурах окружающего воздуха происходит по вине механиков-водителей (операторов) ВГМ из-за невыполнения ими требований эксплуатационной документации ВГМ либо неправильного выполнения алгоритма действий при проведении двойной откачки масла. В результате всего этого система гидроуправления и смазки трансмиссии не позволяет осуществить пуск СУ ВГМ из-за застывшего масла в картерах агрегатов трансмиссии вследствие возникновения определенной величины момента сопротивления, не позволяющего произвести проворачивание коленчатого вала двигателя.
С целью поддержания необходимого уровня вязкости трансмиссионного масла и снижения момента сопротивления проворачивания коленчатого вала при пуске двигателя из-за неоткачанного и застывшего масла в картерах БКП и входного редуктора необходимо произвести подогрев застывшего масла.
Для осуществления подогрева застывшего трансмиссионного масла в картерах БКП и входного редуктора не существует способов и средств подогрева, что является существенным недостатком существующих систем подогрева ВГМ, так они не обеспечивают необходимый уровень работоспособности ВГМ при отрицательных температурах окружающего воздуха в различных природно-климатических условиях.
В целях обеспечения работоспособности ВГМ и подержания определенного уровня боевой готовности при отрицательных температурах окружающего воздуха в различных природно-климатических условиях следует иметь устройства, которые позволяли бы, при необходимости, подогревать масло в агрегатах трансмиссии до необходимого уровня вязкости, позволяющего осуществить надежный пуск СУ.
Целью предлагаемого технического решения является обеспечение работоспособности системы гидроуправления и смазки трансмиссии ВГМ при отрицательных температурах окружающего воздуха в различных природно-климатических условиях за счет поддержания необходимого уровня вязкости масла в агрегатах трансмиссии путем его подогрева.
Для достижения поставленной цели предлагается система подогрева агрегатов трансмиссии военной гусеничной машины, содержащая подогреватель, змеевики масляных баков, обогреваемые полости двигателя, обогреваемые рубашки маслозакачивающих насосов, трубопроводы, отличающаяся тем, что в систему подогрева дополнительно установлены блок контроля и выдачи команд, пульт управления, змеевики подогрева масла в бортовых коробках передач и входном редукторе, указатель уровня масла в масляном баке, датчик температуры масла в масляном баке, кран, при этом блок контроля и выдачи команд соединен с пультом управления, указателем уровня масла, датчиком температуры масла, краном, подогревателем.
Система подогрева агрегатов трансмиссии военной гусеничной машины представлена на фиг. 1, которая содержит: подогреватель 1, обогреваемые полости двигателя 2, рубашки охлаждения маслозакачивающих насосов 3, масляный бак системы смазки двигателя 4, змеевик масляного бака системы смазки двигателя 5, масляный бак системы гидроуправления и смазки трансмиссии 6, змеевик масляного бака системы гидроуправления и смазки трансмиссии 7, датчик температуры масла 8, указатель уровня масла 9, правую БКП 10, змеевик правой БКП 11, входной редуктор 12, змеевик входного редуктора 13, змеевик левой БКП 14, левую БКП 15, кран 16, пульт управления 17, блок контроля и выдачи команд 18.
Предлагаемое устройство работает следующим образом. При пуске механиком-водителем (оператором) подогревателя 1 на блок контроля и выдачи команд 18 подается напряжение от бортовой сети ВГМ. В блок контроля и выдачи команд 18 поступает информация о величине температуры масла в масляном баке системы гидроуправления и смазки трансмиссии 6, которая поступает от датчика температуры масла 8.
В случае если двойная откачка масла не производилась или произведена с нарушением алгоритма действий, предусмотренного инструкцией по эксплуатации ВГМ, уровень масла в масляном баке системы гидроуправления и смазки трансмиссии 6 будет ниже установленного.
Информация об этом поступает в блок контроля и выдачи команд 18 от датчика уровня масла 9, установленного в масляном баке системы гидроуправления и смазки трансмиссии 6. В блоке контроля и выдачи команд 18 происходит обработка полученной информации от датчика температуры масла 8 и датчика уровня масла 9.
Если уровень масла в масляном баке системы гидроуправления и смазки трансмиссии 6 окажется ниже установленного, а температура масла в масляном баке системы гидроуправления и смазки трансмиссии 6 окажется отрицательной, то блок контроля и выдачи команд 18 подает сигнал на открытие крана 16.
Подогреватель 1 нагревает охлаждающую жидкость и направляет ее при помощи насоса, установленного в нем, по трубопроводам в обогреваемые полости двигателя 2, в рубашки охлаждения маслозакачивающих насосов 3, в змеевик масляного бака системы смазки двигателя 5, в змеевик масляного бака системы гидроуправления и смазки трансмиссии 7, в змеевик правой БКП 11, в змеевик входного редуктора 13, в змеевик левой БКП 14, и далее охлаждающая жидкость возвращается в подогреватель 1.
По мере подогрева масла в масляном баке системы гидроуправления и смазки трансмиссии 6 блок контроля и выдачи команд 18 получает данные о величине температуры масла от датчика температуры масла 8.
Полученная информация о величине температуры масла от этого датчика обрабатывается в блоке контроля и выдачи команд 18, и при достижении температуры масла, соответствующей определенному уровню его необходимой вязкости, направляет эти сигналы на пульт управления 17.
Предлагаемое техническое решение позволяет поддержать необходимый уровень работоспособности ВГМ, облегчить пуск СУ ВГМ при определенных отрицательных значениях температуры окружающего воздуха в различных природно-климатических условиях за счет поддержания необходимого уровня вязкости масла в агрегатах трансмиссии путем его подогрева.
Простота конструкции предлагаемого устройства позволяет устанавливать его в ходе серийного производства, а также при модернизации ВГМ и не потребует значительных материальных затрат.
Система подогрева агрегатов трансмиссии военной гусеничной машины, содержащая подогреватель, змеевики масляных баков, обогреваемые полости двигателя, обогреваемые рубашки маслозакачивающих насосов, трубопроводы, отличающаяся тем, что в систему подогрева дополнительно установлены блок контроля и выдачи команд, пульт управления, змеевики подогрева масла в бортовых коробках передач и входном редукторе, указатель уровня масла в масляном баке, датчик температуры масла в масляном баке, кран, при этом блок контроля и выдачи команд соединен с пультом управления, указателем уровня масла, датчиком температуры масла, краном, подогревателем.