Рыбопромысловое судно с корпусом комбинированной формы и поворотными винторулевыми колонками

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области судостроения, в частности к рыбопромысловым судам, преимущественно для океанического лова, и может быть использовано при проектировании и строительстве рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих судов. Предложено рыбопромысловое судно, выполненное в виде однокорпусного многопалубного судна, подводная часть которого имеет «камбалообразную» форму понтонного типа, и оборудованное пропульсивным комплексом. Жилая надстройка на верхней палубе смещена в нос, образуя открытую промысловую палубу. Носовая оконечность подводной части выполнена с бульбообразной наделкой овальной в поперечном сечении формы. Соотношение длины к ширине подводной части находится в пределах от 1,5 до 2,6. Пропульсивный комплекс выполнен в виде двух поворотных винторулевых колонок, расположенных в кормовой части корпуса, и поворотно-опускаемой винторулевой колонки в носовой части корпуса. Технический результат заключается в улучшении технико-эксплуатационных характеристик рыбопромыслового судна, увеличении времени использования судна в районе промысла в течение календарного года, увеличении вместимости грузовых трюмов и площади помещений технологического рыбоперерабатывающего комплекса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к области судостроения, в частности к рыбопромысловым судам, преимущественно для океанического лова, и может быть использовано при проектировании и строительстве рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих судов.

Известны крупные рыбопромысловые суда с различной степенью переработки улова морских гидробионтов на борту судна на специальном технологическом рыбоперерабатывающем оборудовании, размещаемом в специально отведенных и предназначенных для этого судовых помещениях (отсеках судна), например большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ).

Различие между рыбопромысловыми судами обусловлено в основном их назначением, специализацией (объектами промысла, степенью переработки улова и номенклатурой выпускаемой при этом рыбопродукции), техническими характеристиками судов.

Форма корпуса существующих рыбопромысловых судов представляет собой классические обводы судна с соотношением длины корпуса к ширине по ватерлинии в пределах 5,6÷6,2, то есть корпуса представляют собой в подводной части хорошо обтекаемые тела с плавными обводами в поперечных и продольных сечениях. Такая форма обеспечивает хорошие ходовые и скоростные качества этих судов. Между тем, в штормовых условиях орудия лова нельзя применять уже при силе шторма в 5 баллов и выше (высоте волны свыше 3,5 м), то есть при размахах бортовой качки 5,8÷6,2 градусов. Эти же ограничения накладываются на работу рыбоперерабатывающего технологического оборудования - шкуросъемных, разделочных машин, филетировочных машин, транспортеров технологических линий, рыбомучных установок, грузовых лифтов, самоходных грузовых электроподъемников в трюмах хранения переработанной продукции и т.п., что связано с обеспечением выполнения требований правил техники безопасности для технологического персонала в условиях качки судна.

Снижению амплитуды бортовой качки способствует увеличение ширины корпуса судна. В 70÷80-х гг. XIX века в России опыты и строительство судов и кораблей круглой в плане формы и с соотношением длины к ширине 2,36-1,54 осуществил известный ученый-кораблестроитель адмирал А.А. Попов. Так были построены броненосцы береговой обороны «Новгород» и «Киев» (впоследствии «Вице-адмирал Попов»), яхта «Ливадия», которые были практически идеальной круглой формы.

За прототип заявленного изобретения выбрана императорская яхта «Ливадия», построенная в 1880 г. (htpp://topwar.ru/print:page,1,24353-kruglye-suda-admirala-popova-chast-5-imperatorskaya-yahta-livadiya.html, htpp://topwar.ru/print:page,1,24353-kruglye-suda-admirala-popova-chast-6-sudba-popovok.html, htpp://humus.livejournal.com/2644955.html, htpp://and-kin2008.narod.ru/livadiya.html).

Яхта «Ливадия» представляла собой однокорпусное многопалубное судно с надстройкой по всей длине. Яхта отличалась от построенных в то время аналогичных судов формой корпуса, представлявшей собой комбинацию двух частей - надводной и подводной. Если надводная часть по архитектурно-компоновочным решениям была близка к классическим пассажирским судам того времени и просто имела большую ширину корпуса (с отношением длины к ширине 2,36), то подводная часть представляла собой «камбалообразный» в плане понтон с отношением длины к ширине 1,54, с плоским днищем с тремя килями и пропульсивным комплексом - трехвальной установкой с гребными винтами фиксированного шага и одним рулем в диаметральной плоскости. Судно имело водоизмещение в полном грузу 4420 тонн и длину корпуса, сопоставимую с длиной современных рыбопромысловых судов класса БМРТ.

Построенное изначально в качестве представительской императорской яхты судно отличалось практически отсутствием бортовой качки в условиях волнения 7-8 баллов с высотами волн 5÷10 м (условия «жестокого волнения»), при этом пассажиры и экипаж яхты не ощущали последствий «морской болезни», оборудование находилось на своих местах и не требовало дополнительного раскрепления.

При эксплуатации яхты был выявлен ряд недостатков: слеминг носовой оконечности судна (удары плоской частью днища о воду при килевой качке); рыскливость судна (неустойчивость на курсе).

Задачей настоящего изобретения является разработка формы корпуса и архитектурно-конструктивного типа современного рыбопромыслового судна.

Техническим результатом является улучшение технико-эксплуатационных характеристик рыбопромыслового судна, увеличение времени использования судна в районе промысла в течение календарного года, увеличение вместимости грузовых трюмов и площади помещений технологического рыбоперерабатывающего комплекса.

Указанный технический результат достигается при использовании заявленного рыбопромыслового судна, формы корпуса и пропульсивного комплекса судна, которое по своему архитектурно-конструктивному типу представляет собой однокорпусное многопалубное судно со смещенной в нос жилой надстройкой для размещения открытой промысловой палубы, при этом в подводной части корпус судна имеет «камбалообразную» форму понтонного типа 1 с соотношением длины к ширине в пределах от 1,5 до 2,6 (соотношение размерений зависит от назначения и района плавания промыслового судна), носовая оконечность подводной части выполнена с бульбообразной наделкой 2 овальной в поперечном сечении формы для уменьшения эффекта слеминга, с расположенными в кормовой части двумя поворотными винторулевыми колонками 4 и одной поворотно-опускаемой (убираемой в корпус судна) винторулевой колонкой 5 в носовой части корпуса в качестве подруливающего устройства и резервного движителя судна, управляемые специальной системой с подсистемой курсовой устойчивости судна. Надводная часть корпуса 3 заявленного рыбопромыслового судна шире корпуса рыбопромысловых судов аналогичного назначения, но по ширине не выходит за пределы ширины подводной «камбалообразной» части корпуса 1 с бульбообразной наделкой 2 в носовой части корпуса судна, в котором размещаются грузовые трюма, предназначенные для хранения переработанной рыбопродукции, помещения технологического рыбоперерабатывающего комплекса с соответствующим технологическим оборудованием, помещения и оборудование производственной холодильной установки, помещения главной и вспомогательной энергетических установок, служебные и жилые помещения судна, посты управления судном и его техническими комплексами.

Изменение ширины надводной части корпуса 3 позволит регулировать при проектировании и постройке судна объемы трюмов для хранения переработанной рыбопродукции, объемы помещений технологического рыбоперерабатывающего комплекса, тем самым варьируя, в зависимости от исходных требований, параметры производственной мощности рыбопромыслового судна и вместимость трюмов.

В частном случае на рыбопромысловом судне могут быть применены винторулевые колонки с электроприводом как в кормовой, так и в носовой частях судна.

Изобретение поясняется фиг. 1, на которой показана архитектурно-конструктивная схема заявленного рыбопромыслового судна в трех видах: а) боковой вид, б) нижняя палуба, в) мидель-шпангоут.

Таким образом, настоящее изобретение, относящееся к области судостроения, в частности к рыбопромысловым судам, позволит улучшить технико-эксплуатационные характеристики судов такого типа, позволит повысить пределы использования судна по промысловому назначению (лов рыбы, выработка рыбопродукции в рыбоперерабатывающем цехе) по погодным и штормовым условиям с 5-ти до 7-8-ми баллов, тем самым увеличивая время использования судна в районе промысла в течение календарного года. Также, при большей, в сравнении с классическими рыбопромысловыми судами, шириной, на рыбопромысловом судне нового типа можно резко увеличить вместимость грузовых трюмов и площадь помещений технологического рыбоперерабатывающего комплекса, разместить на судне большее (в случае необходимости) количество технологического производственного персонала, улучшить условия безопасности труда членов экипажа. При данной форме корпуса уменьшается осадка, что дает возможность эксплуатировать судно на мелководье.

1. Рыбопромысловое судно, выполненное в виде однокорпусного многопалубного судна, подводная часть которого имеет «камбалообразную» форму понтонного типа, и оборудованное пропульсивным комплексом, отличающееся тем, что жилая надстройка на верхней палубе смещена в нос, образуя открытую промысловую палубу, носовая оконечность подводной части выполнена с бульбообразной наделкой овальной в поперечном сечении формы, соотношение длины к ширине подводной части находится в пределах от 1,5 до 2,6, пропульсивный комплекс выполнен в виде двух поворотных винторулевых колонок, расположенных в кормовой части корпуса, и поворотно-опускаемой винторулевой колонки в носовой части корпуса.

2. Рыбопромысловое судно по п. 1, отличающееся тем, что винторулевые колонки снабжены электроприводом.