Автоматический корректор позиционирования колёсных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам колесных транспортных средств при агрегатировании их с прицепами. Автоматический корректор позиционирования содержит жесткую силовую связь, соединяющую дышло прицепа со сцепным устройством буксирующего транспортного средства, гидроцилиндр, электромагнитный датчик и позиционный регулятор. Устройство выполнено в виде двух независимых узлов - установленного на опорных шарнирах в дышле прицепа двуплечего раздвижного упора и гидровыравнивающего механизма. Гидровыравнивающий механизм состоит из двух гидроловушек воронкообразного типа, соединенных с силовыми гидроцилиндрами, гидрораспределителя, электромагнитного датчика, позиционного регулятора, электрогидронасоса, гидробака с жидкостью. Гидробак закреплен в задней части рамы буксирующего транспортного средства. Достигается повышение проходимости, безопасности эксплуатации и увеличение производительности колесных транспортных средств. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспорту, а именно к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам в целях повышения проходимости, безопасности эксплуатации и увеличения производительности колесных транспортных средств при агрегатировании с прицепами в условиях их передвижения по скользкой дороге, в условиях высокогорья, бездорожья, малой несущей способности почв, наличия подстилающего мерзлотного слоя.

Известно устройство повышения проходимости колесных тракторов, агрегатируемых с прицепом (Патент РФ №2303547, МКИ B62D 53/04), содержащее основную силовую связь дышла прицепа с трактором, гидронавесную систему трактора, подъемные рычаги, траверсу и гибкий тросовый элемент, датчик буксования ведущих колес, устройство привода золотника регулятора навесной системы трактора и электромагнит, управляющий указанным золотником.

Недостатком данного устройства является большое количество задействованных узлов и деталей, недолговечность гибкого тросового элемента при работе транспортного средства с прицепным агрегатом-прицепом в сложных дорожных условиях, отсутствие возможности автоматического позиционирования агрегата автомобиль-прицеп при взаимоскладывании или скольжении.

Известно устройство повышения проходимости колесных тракторов, агрегатируемых с прицепом, содержащее жесткую силовую связь, соединяющую дышло прицепа со сцепным устройством трактора, и гибкую тросовую силовую связь, соединяющую поперечину нижних продольных тяг навески трактора с передней осью прицепа, пружину, силовой регулятор, гидроцилиндр, электромагнитный датчик, позиционный регулятор (Патент РФ №2297938, МКИ B62D 53/04, взято за прототип).

Недостатком данного устройства является недостаточная жесткость фиксации и крепления устройства - только за счет гибкой тросовой силовой связи, значительная трудоемкость установки, большое количество задействованных узлов и деталей, недолговечность гибкого тросового элемента при работе транспортного средства с прицепным агрегатом-прицепом в сложных дорожных условиях, отсутствие возможности автоматического позиционирования агрегата автомобиль-прицеп при взаимоскладывании или скольжении.

Технической задачей изобретения является повышение проходимости, безопасности эксплуатации и увеличение производительности колесных транспортных средств при агрегатировании с прицепами в условиях их передвижения по скользкой дороге, в условиях высокогорья, малой несущей способности почв, наличия подстилающего мерзлотного слоя, при горизонтальном соосном взаимоскладывании или скольжении агрегата автомобиль-прицеп, при достаточно простой конструкции вспомогательного устройства, автономности от рабочих систем транспортных средств, простоте его изготовления и установки, высокой надежности, удобстве в обслуживании и эксплуатации.

Техническим решением задачи является создание устанавливаемого на дышле прицепа и раме (силовом элементе кузова) буксирующего транспортного средства вспомогательного устройства - автоматического корректора позиционирования колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами, которое при горизонтальном соосном взаимоскладывании или скольжении агрегата автомобиль-прицеп производит работу по их позиционному выравниванию, предупреждая дорожно-транспортные происшествия и увеличивая безопасные скорости движения, в целях повышения проходимости, безопасности эксплуатации и увеличения производительности колесных транспортных средств при агрегатировании с прицепами.

Поставленная задача достигается тем, что автоматический корректор позиционирования колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами выполнен в виде двух независимых узлов - установленного на опорных шарнирах в дышле прицепа двуплечего раздвижного упора, приводящегося в рабочее положение и фиксируемого горизонтальным винтовым домкратом, и гидровыравнивающего механизма, состоящего из двух гидроловушек воронкообразного типа, соединенных с силовыми гидроцилиндрами, гидрораспределителя, электромагнитного датчика, позиционного регулятора, электрогидронасоса, гидробака с жидкостью, закрепленного в задней части рамы (силовом элементе кузова) буксирующего транспортного средства, гидрошлангов (не показаны).

На фиг.1 изображена принципиальная схема автоматического корректора позиционирования колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами, на фиг.2 изображена схема гидроловушки автоматического корректора позиционирования колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами, на фиг.3 изображена схема установки двуплечего раздвижного упора автоматического корректора позиционирования колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами в дышле прицепа.

Автоматический корректор позиционирования колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами содержит установленный на опорных шарнирах 1 в дышле 2 прицепа 3 двуплечий раздвижной упор 4, приводящийся в рабочее положение и фиксируемый горизонтальным винтовым домкратом 5, и гидровыравнивающий механизм 6, состоящий из двух гидроловушек воронкообразного типа 7, соединенных с силовыми гидроцилиндрами 8, гидрораспределителя 9, электромагнитного датчика 10, позиционного регулятора 11, электрогидронасоса 12, гидробака с жидкостью 13, закрепленного в задней части рамы (силовом элементе кузова) буксирующего транспортного средства 14.

Устройство работает следующим образом.

Перед передвижением агрегата, состоящего из буксирующего транспортного средства 14 и прицепа 3, по скользкой дороге, в условиях высокогорья, малой несущей способности почв, наличия подстилающего мерзлотного слоя и наличии возможности горизонтального соосного взаимоскладывания или скольжения в движении оператор буксирующего транспортного средства переводит двуплечий раздвижной упор 4, установленный в дышле 2 прицепа 3, в рабочее положение горизонтальным винтовым домкратом 5 и фиксирует его. При взаимоскладывании буксирующего транспортного средства 14 и прицепа 3 одно из плеч двуплечего раздвижного упора 4 попадает в гидроловушку воронкообразного типа 7, соединенную с силовым гидроцилиндром 8, замыкая электромагнитный датчик 10, вследствие чего электрогидронасос 12 через гидрораспределитель 9 начинает подавать жидкость из гидробака 13 в силовой гидроцилиндр 8, на котором сработал электромагнитный датчик 10, шток которого, выдвигаясь вместе с гидроловушкой воронкообразного типа 7 до срабатывания позиционного регулятора 11, производит позиционное выравнивание дышла прицепа 2 и прицепа 3 в целом, что позволяет автоматически предотвращать взаимоскладывание и взаимоскольжение буксирующего транспортного средства и прицепа, предупреждая дорожно-транспортные происшествия и увеличивая безопасные скорости движения, в целях повышения проходимости, безопасности эксплуатации и увеличения производительности колесных транспортных средств при агрегатировании с прицепами.

При отсутствии необходимости передвижения с автоматическим корректором позиционирования колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами оператором буксирующего транспортного средства горизонтальным винтовым домкратом 5 двуплечий раздвижной упор 4 прижимается к дышлу 2 прицепа 3, и устройство переводится в нерабочее положение.

Использование данного изобретения, обладающего высокой надежностью, низкой себестоимостью, удобством в обслуживании и эксплуатации, при достаточно простой конструкции и простоте изготовления автоматического корректора позиционирования колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами позволит автоматически предотвращать взаимоскладывание и взаимоскольжение буксирующего транспортного средства и прицепа, предупреждая дорожно-транспортные происшествия и увеличивая безопасные скорости движения, что в целом повысит безопасность эксплуатации, увеличит скорости грузоперевозок и производительность колесных транспортных средств при агрегатировании с прицепами.

Автоматический корректор позиционирования колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами, содержащий жесткую силовую связь, соединяющую дышло прицепа со сцепным устройством буксирующего транспортного средства, гидроцилиндр, электромагнитный датчик, позиционный регулятор, отличающийся тем, что устройство выполнено в виде двух независимых узлов - установленного на опорных шарнирах в дышле прицепа двуплечего раздвижного упора и гидровыравнивающего механизма, состоящего из двух гидроловушек воронкообразного типа, соединенных с силовыми гидроцилиндрами, гидрораспределителя, электромагнитного датчика, позиционного регулятора, электрогидронасоса, гидробака с жидкостью, закрепленного в задней части рамы или на силовом элементе кузова буксирующего транспортного средства.