Способ оценки местности по тактическим свойствам
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области картографии и может быть использовано в качестве информационной базы при принятии управленческих решений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, использовании автоматизированной системы управления войсками, планировании и проведении полевых исследований и туристических маршрутов. Сущность: выбирают участки неотектонических блоков по карте новейшей блоковой делимости. Группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам, характеру грунтов и растительному покрову. Калибруют выделенные классы по стандартному типу тактических свойств. Объединяют области с одинаковыми тактическими свойствами. Формируют итоговые карты для каждого вида тактических свойств. Технический результат: увеличение адекватности принимаемых управленческих решений за счет повышения полноты учета информации, снижение времени принятия решений за счет использования необходимой информации в заранее подготовленном визуализированном и обобщенном виде. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Реферат
Изобретение относится к области картографии и может быть использовано в качестве информационной базы при принятии управленческих решений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, использовании автоматизированной системы управления войсками, планировании и проведении полевых исследований и туристических маршрутов.
Известные методы оценки некоторых тактических свойств местности основаны на экспертных контролирующих факторах, взятых из различных карт.
Например, известно использование карт проходимости местности вне дорог для оперативной оценки местности и выбора оптимального маршрута движения [ФГУГП «Гидрогеологическая экспедиция 16 района. Карта проходимости. - http://www.gge16.ru/usl.html]. При этом контролирующими факторами являются различные типы грунтов и проходимость по временам года с использованием в качестве оценочных единиц регулярных сеток разного шага.
Широко распространено использование данных, получаемых с топографических карт при оценке тактических свойств местности, в частности проходимости местности по целине по конкретному маршруту. При этом контролирующими факторами являются гидрография, растительность и угол наклона поверхности [Бубнов И.А. и др. Военная топография. / М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1963, стр.239; Говорухин A.M. и др. Справочник по военной топографии / М.: Воениздат, 1980, стр.111, 3, лист 12-2, 4].
Однако принятие решений, основанных на экспертной оценке как тактических свойств вдоль линий маршрутов с последующей площадной интерполяцией при необходимости, так и по регулярным площадным сеткам, характеризуется высокой трудоемкостью, недостаточной точностью и полнотой итоговых материалов из-за использования в качестве оценочных единиц линий маршрутов или регулярных сеток разного шага.
Задачей изобретения является снижение трудоемкости и повышение достоверности определения тактических свойств местности при анализе значительных территорий.
Технический результат - увеличение адекватности принимаемых управленческих решений за счет повышения полноты учета информации и снижение времени принятие решений за счет использования необходимой информации в заранее подготовленном, визуализированном и обобщенном виде.
Анализ тактических свойств местности осуществляют на основе карты новейшей блоковой делимости. Она представляет собой модель неотектонического строения территории, основу которой составляет сеть активных в неоген-четвертичное время разрывных нарушений, ограничивающих однородные в неотектоническом отношении блоки, испытавшие вертикальные и горизонтальные перемещения с разными амплитудами. Анализируемую местность разделяют на участки, соответствующие неотектоническим блокам - территориям, ограниченным со всех сторон новейшими разломами, группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам, характеру грунтов и растительности, калибруют выделенные классы по каждому типу тактических свойств (характер рельефа, степень пересеченности, условия маскировки и наблюдения, развитость сети проселочных дорог, населенность, проходимость), объединяют области с равными характеристиками для каждого типа тактических свойств и формируют итоговые карты по каждому типу тактических свойств.
Способ районирования местности по тактическим свойствам был реализован для территории Кузнецкой впадины Алтае-Саянской горной области.
На фиг.1 приведен фрагмент неотектонической карты территории Кузнецкой впадины и примыкающей части Алтае-Саянской горной области. Цифрами обозначены абсолютные высоты вершинной поверхности блоков.
На фиг.2 приведена карта типов рельефа территории Кузнецкой впадины и примыкающей части Алтае-Саянской горной области.
1 - равнинный, 2 - холмистый, 3 - низкогорный, 4 - террасированные долины, 5 - уступы.
На фиг.3 приведена карта степени пересеченности территории Кузнецкой впадины и примыкающей части Алтае-Саянской горной области.
1 - слабопересеченная, 2 - среднепересеченная, 3 - сильнопересеченная, 4 - нет данных.
На фиг.4 приведена карта классификации территории Кузнецкой впадины и примыкающей части Алтае-Саянской горной области по условиям маскировки и наблюдения.
1 - открытая, 2 - полузакрытая, 3 - закрытая.
На фиг.5 приведена карта развития сети проселочных дорог территории Кузнецкой впадины и примыкающей части Алтае-Саянской горной области.
1 - сильноразвитая, 2 - слаборазвитая, 3 - отсутствует, 4 - нет данных.
На фиг.6 приведена карта населенности территории Кузнецкой впадины и примыкающей части Алтае-Саянской горной области.
1 - густонаселенная, 2 - слабонаселенная, 3 - население отсутствует, 4 - нет данных, мм.
На фиг.7 приведена карта проходимости территории Кузнецкой впадины и примыкающей части Алтае-Саянской горной области.
1 - легкопроходимая, 2 - проходимая, 3 - труднопроходимая, 4 - непроходимая, 5 - нет данных.
Способ районирования местности по тактическим свойствам включает следующие операции. Используют имеющуюся неотектоническую карту или осуществляют построение карты по одному из известных алгоритмов, дающих сходные результаты [Мещеряков Ю.А. Структурная геоморфология равнинных стран. М.: Наука, 1965. - 277 с.; Симонов Ю.Г. Региональный геоморфологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1972. 250 с.]. Анализируемую местность разделяют на участки, соответствующие неотектоническим блокам. На фиг.1 цифрами на карте обозначены абсолютные высоты вершинных поверхностей рельефа в пределах выделенных неотектонических блоков.
По данным полевых и дистанционных наблюдений осуществляют калибровку каждого из неотектонических блоков по стандартному набору тактических свойств местности (характер рельефа, степень пересеченности, условия маскировки и наблюдения, развитость сети проселочных дорог, населенность, проходимость). Калибровку выделенных классов проводят методом экспертной оценки по дистанционным материалам и/или результатам выборочных непосредственных полевых наблюдений. Объединяют контуры с одинаковыми характеристиками по каждому из видов тактических свойств и осуществляют построение итоговых карт (фиг.2-7).
Таким образом, способ районирования местности по тактическим свойствам, основанный на новейшей блоковой делимости, обеспечивает большую адекватность принимаемых управленческих решений за счет повышения полноты учета информации и снижение времени принятие решений за счет использования необходимой информации в подготовленном, визуализированном и обобщенном виде.
1. Способ оценки местности по тактическим свойствам, включающий анализ контролирующих факторов местности на основании картирования местности, отличающийся тем, что выбирают участки неотектонических блоков по карте новейшей блоковой делимости, группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам, характеру грунтов и растительному покрову, калибруют выделенные классы по стандартному типу тактических свойств, объединяют области с одинаковыми тактическими свойствами и формируют итоговые карты для каждого вида тактических свойств.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что к стандартным типам тактических свойств относят тип рельефа, степень пересеченности, условия маскировки и наблюдения, развитость сети проселочных дорог, населенность, проходимость.