Устройство для обеспечения работоспособности системы гидроуправления и смазки трансмиссии военной гусеничной машины при отрицательных температурах окружающего воздуха

Изобретение относится к военным гусеничным машинам, в частности к системе гидроуправления и смазки трансмиссии военных гусеничных машин. Устройство для обеспечения работоспособности системы гидроуправления и смазки трансмиссии военной гусеничной машины при отрицательных температурах окружающего воздуха содержит нагнетающий насос, откачивающие насосы левой и правой бортовых коробок передач, откачивающий насос входного редуктора, масляный бак, соединительные трубопроводы. В систему гидроуправления и смазки трансмиссии дополнительно установлены блок контроля и выдачи команд, пульт управления, подогреватели масла в бортовых коробках передач и входном редукторе, датчики температуры масла в бортовых коробках передач, в входном редукторе и в масляном баке, указатель уровня масла в масляном баке. Блок контроля и выдачи команд соединен с пультом управления, подогревателями масла, датчиками температуры масла и указателем уровня масла. Достигается улучшение работы системы гидроуправления и смазки трансмиссии военной гусеничной машины при отрицательных температурах окружающего воздуха за счет поддержания необходимого уровня вязкости масла в агрегатах трансмиссии путем его разогрева. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к военным гусеничным машинам, в частности к системе гидроуправления и смазки трансмиссии военных гусеничных машин.

Военные гусеничные машины (ВГМ) эксплуатируются в различных природно-климатических условиях, в которых изменение температуры окружающего воздуха происходит не только в течение года или месяца, но и в течение одних суток.

При остановке силовой установки (СУ) ВГМ прекращают работать маслозакачивающий и маслооткачивающие насосы. В результате прекращается циркуляция масла в гидросистеме трансмиссии ВГМ. При этом в картерах бортовых коробок передач (БКП) и картере входного редуктора остается значительное количество масла (около 20 л), которое в условиях отрицательных температур окружающего воздуха перед остановкой СУ должно быть откачано в масляный бак системы гидроуправления и смазки трансмиссии.

Под воздействием отрицательной температуры окружающего воздуха вязкость масла, оставшегося в картерах агрегатов трансмиссии, увеличивается, что создает дополнительный момент сопротивления при пуске СУ ВГМ, а в отдельных случаях при определенной отрицательной температуре окружающего воздуха масло в агрегатах трансмиссии застывает (теряет прокачиваемость), что делает пуск СУ ВГМ невозможным.

Известны системы гидроуправления и смазки трансмиссии ВГМ, включающие в себя масляный бак, нагнетающий насос, откачивающие насосы, соединительные трубопроводы.

В качестве прототипа взята система гидроуправления и смазки трансмиссии танка Т-72 (см. Техническое описание танка Т-72. - М.: Военное издательство, 2002, с. 136-139). Система гидроуправления и смазки трансмиссии включает нагнетающий насос, откачивающие насосы бортовых коробок передач (БКП), откачивающий насос входного редуктора, масляный бак, соединительные трубопроводы.

При отрицательных температурах окружающего воздуха вязкость масла в системе гидроуправления и смазки трансмиссии увеличивается в несколько раз, это создает дополнительное сопротивление проворачиванию коленчатого вала при запуске СУ, так как трансмиссия ВГМ механическая (имеет жесткую механическую связь с СУ), а в отдельных случаях, когда масло под воздействием определенных отрицательных температурах окружающего воздуха застывает, пуск СУ невозможен.

Для обеспечения работоспособного состояния системы гидроуправления и смазки трансмиссии и надежного пуска СУ, а также снижения нагрузки на систему электрического пуска СУ в условиях отрицательных температур окружающего воздуха перед остановкой СУ масло из картеров БКП и картера входного редуктора необходимо откачивать в масляный бак. Контроль качества выполнения откачки масла осуществляет механик-водитель (оператор) щупом в маслобаке трансмиссии, при этом покидая свое штатное место.

Как показала практика эксплуатации ВГМ, при отрицательных температурах окружающего воздуха возможны случаи остановки СУ без откачки масла из агрегатов трансмиссии по вине механиков-водителей (операторов) из-за невыполнения требований эксплуатационной документации ВГМ либо неправильного выполнения ими алгоритма действий при проведении двойной откачки масла, в результате чего система гидроуправления и смазки не позволяет осуществить пуск СУ ВГМ вследствие потери своей работоспособности из-за застывшего масла в картерах агрегатов трансмиссии.

Для осуществления разогрева застывшего трансмиссионного масла в картерах БКП и входного редуктора не существует способов и средств разогрева. Это является существенным недостатком существующей системы гидроуправления и смазки трансмиссии ВГМ, так она не обеспечивает необходимый уровень работоспособности ВГМ при отрицательных температурах окружающего воздуха в различных природно-климатических условиях.

Для обеспечения работоспособности ВГМ и подержания определенного уровня боевой готовности при отрицательных температурах окружающего воздуха в различных природно-климатических условиях следует иметь устройства, которые позволяли бы при необходимости разогревать масло в агрегатах трансмиссии до необходимого уровня вязкости, позволяющей осуществить надежный пуск СУ.

Целью предлагаемого технического решения является обеспечение работоспособности системы гидроуправления и смазки трансмиссии ВГМ при отрицательных температурах окружающего воздуха за счет поддержания необходимого уровня вязкости масла в агрегатах трансмиссии путем его разогрева.

Для достижения поставленной цели предлагается устройство для обеспечения работоспособности системы гидроуправления и смазки трансмиссии военной гусеничной машины при отрицательных температурах окружающего воздуха, содержащее нагнетающий насос, откачивающие насосы бортовых коробок передач, откачивающий насос входного редуктора, масляный бак, соединительные трубопроводы, отличающееся тем, что в систему гидроуправления и смазки трансмиссии дополнительно установлен блок контроля и выдачи команд, пульт управления, подогреватели масла в бортовых коробках передач и в входном редукторе, датчики температуры масла в бортовых коробках передач, в входном редукторе и в масляном баке, указатель уровня масла в масляном баке, при этом блок контроля и выдачи команд соединен с пультом управления, подогревателями масла, датчиками температуры масла и датчиком уровня масла.

Устройство для обеспечения работоспособности системы гидроуправления и смазки трансмиссии военной гусеничной машины при отрицательных температурах окружающего воздуха представлено графически на фиг. 1, которое содержит: масляный бак 1, датчик уровня масла 2, датчик температуры 3 в масляном баке, двигатель 4, входной редуктор 5, пульт управления 6, блок контроля и выдачи команд 7, правая БКП 8, подогреватель масла 9 в правой БКП, датчик температуры масла 10 в правой БКП, откачивающий насос 11 правой БКП, датчик температуры масла 12 во входном редукторе, подогреватель масла 13 во входном редукторе, откачивающий насос 14 входного редуктора, нагнетающий насос 15, откачивающий насос 16 левой БКП, подогреватель масла 17 левой БКП, левая БКП 18, датчик температуры масла 19 левой БКП.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. Напряжение на блок контроля и выдачи команд 7 подается от внешнего источника электрического тока или бортовой сети ВГМ после его включения с пульта управления 6. В блок контроля и выдачи команд 7 поступает информация о величине температуры масла в масляном баке 1, правой БКП 8, входном редукторе 5, левой БКП 18, которая поступает от датчиков температуры 3, 10, 12, 17 соответственно.

В случае если двойная откачка масла не производилась или произведена с нарушением алгоритма действий, предусмотренного инструкцией по эксплуатации ВГМ, уровень масла в масленом баке 1 будет ниже определенного уровня.

Информация об этом поступает в блок контроля и выдачи команд 7 от датчика уровня масла 2, установленного в масляном баке 1. В блоке контроля и выдачи команд 1 происходит обработка полученной информации от датчиков температуры 3, 10, 12, 17 и датчика уровня масла 2.

Если уровень масла в масляном баке 1 окажется ниже определенного уровня, а температура масла в масляном баке 1, правой и левой БКП 8, 19 соответственно и входном редукторе 5 окажется отрицательной, то блок контроля и выдачи команд 7 подает сигналы на включение подогревателей масла 9, 17, 13.

По мере разогрева масла в правой и левой БКП 8, 18 соответственно, входном редукторе 5 блок контроля и выдачи команд 7 получает данные о величине температуры масла от датчиков температуры 10, 19, 12

Полученная информация о величине температуры масла от этих датчиков обрабатывается в блоке контроля и выдачи команд 7, который при достижении температуры масла соответствующей определенному уровню его необходимой вязкости направляет сигналы на отключение подогревателей масла. Информация об этом отображается на пульте управления 6.

Предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить работоспособность и поддерживать необходимый уровень боевой готовности ВГМ при отрицательных температурах окружающего воздуха в различных природно-климатических условиях.

Простота конструкции предлагаемого устройства позволяет устанавливать его в ходе серийного производства, а также при модернизации ВГМ и не потребует значительных материальных затрат.

Устройство для обеспечения работоспособности системы гидроуправления и смазки трансмиссии военной гусеничной машины при отрицательных температурах окружающего воздуха, содержащее нагнетающий насос, откачивающие насосы левой и правой бортовых коробок передач, откачивающий насос входного редуктора, масляный бак, соединительные трубопроводы, отличающееся тем, что в систему гидроуправления и смазки трансмиссии дополнительно установлены блок контроля и выдачи команд, пульт управления, подогреватели масла в бортовых коробках передач и входном редукторе, датчики температуры масла в бортовых коробках передач, в входном редукторе и в масляном баке, указатель уровня масла в масляном баке, при этом блок контроля и выдачи команд соединен с пультом управления, подогревателями масла, датчиками температуры масла и указателем уровня масла.