Ходовая гайка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 254964
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое or акт. свидетельства №
1 л, 47Ь, 29
Заявлено 25.Х11.1968 (¹ 1292106/25-27) с присоединением заявки ¹
МПК F 16с
УДК 621.882.3(088.8) Приоритет
Опубликовано 17.Х.1969. Б|оллетень ¹ 32
Дата оя бли
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
Н. А. Передерищека
Заявитель
ХОДОВАЯ ГАЙКА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для привода рабочих:органов, например суппортов металлорежущих станков.
Для обеспечения плавного перемещения суппортов металлорежущих станков использу от винтовую передачу. Однако при износе в паре винт †гай появляется зазор, который снижает тсчность передачи, в связи с че,I возникает необходимость его регулировки.
Известна ходовая гайка, состоящая из двух полугаек, расположенных на общем ходовом винте, натянуты.; пружиной, расположенной со стороны одной из полугаек.
Недостатком известных ходовых гаек является излишнее натяжение полугаек и повышенная нагрузка на витки гайки и винта, а соответственно, интенсивный износ и излишняя затрата =-нергии на вращение ходового винта.
Изобретение устраняет указанные недостатки за счет того, что мгн<ду пр„яиной и полугай <ой располо кен регулируемый упор, выполненный в виде резьбовой втулки, ввинченной 3 корпус и воздействующей на натягиваем ю пружиной полугайку.
На фиг. 1 дан продольный разрез ходовой гайки; на фиг. 2 — схематичное изображение расположения зазоров в винтовой паре.
Ходовая гайка состоит пз двух полугаек 1
II 2, расположенных на общем ходовом винте 8 и заключенных в корпус 4. Полугайка 1 на наружном торце имеет фланец 5, которым
5 она упирается в торец корпуса. Полугайка 2 на своем наружном конце имеет резьбу с расположенной»а ней регулировочной гайкой 6.
Между гайкой 6 и резьбовой втулкой 7, ввернутых в корпус, расположен пакет та10 рельчатых пружин 8, нагружа)ощий полугайку 2 и прижимающий ее к левой стороне витков ходового винта. Смещаясь вдоль осп под действ1!ем прун<пн, эта Г!Олугаика упирается в торец резьбовой втулки, что обеспечивает
1S взаимное располон<ение полугаек относительно корпуса и кодового винта и Оеззазорное со:-,aoíåíèå кодо".oi гайки и винта (см. фиг. 2).
Положение оезъООВОЙ Втул <и выбира!от таким, чтобы полугайки не находились под дей20 ствпем пружин и вместе с тем полугайка 1 своим фланцем сопрягалась с торцом несущего корпуса. Затяжка пружин гайкой 6 осуществляется до усилия несколь:<î большего, чем усилп, развиваемое на ходовом винте в
2s I!porf cco рсзанп",. Пружины расположены со стороны привода ходово-.о винта и, поскольку полугап: а 2 уппраетс: в резьбовую вгулку только в одном направлеи11и, ТO B сторону от привода обе полугай1<п 1 и 2 имеют возмож30 ность сместиться в осевом направлении на
254964
Предмет изобретения
ФиФ. я
Составитель И. Чернышова
Редактор Л. Герасимова Техред Л. В. Куклина Ксрректор А. С. Колабин
Заказ 410i16 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4(5
Типография, пр. Сапунова, 2 величину а до полного сжатия пружин при остановленном корпусе 4.
Такое явление и происходит при работе на
«жесткий упор». Полугайки 1 и 2 смещаются, а винт продолжает вращаться, сжимая пружины. Этого дополнительного вращения достаточно для того, чтобы, хоЯовой винт, кинематически . связанный с управляющим устройством (командоайпаратом), дал команду на изменение вращения и отвод суппорта или его остановку.
Ходовая гайка, содержащая корпус с двумя полугайками и пружину, отличающаяся
5 тем, что, с целью регулировки зазоров винтовой пары и разгрузки ее от усилия предварительного натяжения пружины, она снабжена ввинченчой в корпус резьбовой втулкой, одним торцом упирающейся в буртик, выполненный
10 на одной из полугаек, а вторым — взаимодействующей с пружиной.