Сборно-разборное плавсредство

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области судостроения, а именно к созданию и эксплуатации сборно-разборных плавучих средств. Сборно-разборное плавсредство включает группу отдельных плавучих модулей в форме параллелепипеда, которые связаны между собой размещенными по углам узлами разъемного соединения. Узлы разъемного соединения имеют фиксирующие замковые устройства. Плавучие модули унифицированы по способам их крепления на универсальных транспортных средствах и по габаритам в соответствии с габаритами универсальных грузовых контейнеров. Плавсредство может быть составлено путем стыковки плавучих модулей в продольном, поперечном и вертикальном направлении как с горизонтальной, так и с вертикальной ориентацией модулей в пространстве. Корпуса плавучих модулей выполнены пустотелыми или заполнены наполнителем. В качестве материала корпуса плавучих модулей может быть использован металл, железобетон, стеклопластик или полиэтилен, а в качестве наполнителя пустотелых корпусов плавучих модулей может быть использован пенобетон, пеностекло, пенопласт или пенофлекс. Достигается упрощение транспортировки, сборки и разборки плавсредства. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания и эксплуатации сборно-разборных плавучих средств.

Известен плавучий сборно-разборный причал, состоящий из модулей в форме параллелепипеда, связанных между собой узлами разъемного соединения, содержащими горизонтально расположенные трубы, образующие при сборке телескопическое соединение (Авт. св. 1299893, кл. B63B 35/38, опубл. 30.03.1987 г.). Недостатками указанного технического решения являются: отсутствие возможности стыковки модулей в двух направлениях, а также деформативность телескопического соединения, обусловленная необходимостью обеспечения сборочных зазоров.

Известен также сборно-разборный плавучий причал, включающий группу отдельных плавучих элементов в форме параллелепипеда со скошенными углами, образующими при групповой постановке вертикальную шахту, в которой располагается группа проушин с отверстиями, образующих узлы крепления плавучих элементов, связанных между собой вертикальным соединительным элементом с коническими направляющими и цилиндрическими установочными поверхностями (Авт. св. 659450, кл. B63B 35/44, 35/33, E02B 3/06, опубл. 30.04.1979 г.) - прототип.

Однако из-за больших и нестандартных габаритных размеров плавучих элементов за счет выступающих угловых листов и отсутствия унификации способов их крепления на транспорте их перевозка в район акваторий, не сообщающихся с единой судоходной системой, сопряжена с невозможностью использования для этого стандартных транспортных средств. При этом также возникает необходимость создания специальных средств крепления плавучих элементов на платформах транспортных средств. Кроме того, требуется с высокой точностью выполнять изготовление плавучих элементов и механическую обработку стержней и опорных поверхностей проушин узлов крепления. Указанные недостатки прототипа приводят к большим трудовым и материальным затратам.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение экономической и технической эффективности создания сборно-разборного плавсредства за счет снижения стоимости изготовления плавучих элементов, стоимости и упрощения их транспортировки к месту сборки указанного плавсредства преимущественно на акватории, не сообщающиеся с единой судоходной системой, путем унификации плавучих элементов, унификации их по габаритам, по способам их крепления на универсальных транспортных средствах при перевозках, по унификации узлов крепления элементов между собой в составе плавсредства, а также за счет снижения стоимости сборки плавсредства из плавучих элементов путем ее выполнения, не прибегая к использованию стапельных мест и спусковых устройств.

Для этого в сборно-разборном плавсредстве, включающем группу отдельных плавучих элементов в форме параллелепипеда, связанных между собой узлами крепления, имеющими соединительные элементы и расположенными по углам, по изобретению плавучие элементы выполнены в модульном исполнении и представляют собой плавучие модули, унифицированные по способам их крепления на универсальных транспортных средствах и по габаритам в соответствии с габаритами универсальных грузовых контейнеров. При этом узлы крепления плавучих модулей выполнены в виде жестко прикрепленных к граням параллелепипеда на его вершинах унифицированных угловых фитингов, имеющих гнезда под захваты грузоподъемных устройств и средств, предназначенных для крепления на транспортном средстве плавучих модулей при их перевозке. Причем соединительные элементы упомянутых узлов крепления выполнены в виде замковых устройств.

Кроме того, корпуса плавучих модулей выполнены пустотелыми или заполнены наполнителем, в качестве которого могут быть использованы пеностекло, или пенобетон, или пенопласт, или пенофлекс или другие вспененные материалы.

Наряду с этим в качестве материала корпуса плавучих модулей могут быть использованы металл или другие конструкционные материалы - железобетон, стеклопластик, полиэтилен и т.п.

Причем плавсредство может быть составлено путем стыковки плавучих модулей в продольном, поперечном и вертикальном направлениях.

Выполнение плавучих элементов плавсредства в модульном исполнении, представляющих собой плавучие модули, и унификация их по способам крепления на универсальных транспортных средствах и по габаритам в соответствии с габаритами универсальных грузовых контейнеров (по ГОСТ 18477-79) позволяет осуществлять их надежное крепление и безопасную перевозку на универсальных транспортных средствах преимущественно к акватории, не сообщающиеся с единой судоходной системой, и тем самым снизить расходы по изготовлению плавучих модулей, транспортные расходы, а также расходы по сборке плавсредства на упомянутых акваториях за счет упрощения процесса сборки плавсредства из указанных плавучих модулей в месте его эксплуатации - непосредственно на акватории без использования стапельного места и спусковых устройств.

Оснащение плавучих модулей узлами крепления, выполненными в виде жестко прикрепленных к граням параллелепипеда на его вершинах унифицированных (по ГОСТ 20527-82) угловых фитингов, являющихся несущими элементами конструкции и имеющих гнезда под захваты грузоподъемных устройств и средств, предназначенных для крепления на транспортном средстве плавучих модулей при их перевозке, обеспечивает надежное крепление плавучих модулей на транспортных средствах при их перевозке, погрузку, выгрузку, а также соединение плавучих модулей между собой в составе сборно-разборного плавсредства, что также способствует снижению материальных затрат на создание сборно-разборного плавсредства.

Выполнение соединительных элементов узлов крепления плавучих модулей в виде замковых устройств обеспечивает быструю сборку и разборку плавсредства и надежное соединение плавучих модулей в составе плавсредства, сокращая тем самым время на выполнение этих операций и их стоимость.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется рисунками, где на фиг.1 представлен в аксонометрии фрагмент предлагаемого сборно-разборного плавсредства, собранного из плавучих модулей, состыкованных в продольном, поперечном и вертикальном направлениях с горизонтальной ориентацией модулей в пространстве, на фиг.2 - сборно-разборное плавсредство, собранное из плавучих модулей, состыкованных в продольном и в поперечном направлениях с вертикальной ориентацией модулей в пространстве, на фиг.3 - одиночный плавучий модуль и на фиг.4 - вид по А-А на фиг.1.

Сборно-разборное плавсредство, включает группу отдельных плавучих модулей 1 в форме параллелепипеда (фиг.1, 2, 3), унифицированных по своим габаритам в соответствии с габаритами универсальных грузовых контейнеров (по ГОСТ 18477-79) и связанных между собой узлами крепления, которые выполнены в виде жестко прикрепленных в вершинах параллелепипеда 2 унифицированных (по ГОСТ 20527-82) угловых фитингов 3 (фиг.1-4). В угловых фитингах 3 предусмотрены гнезда 4 под захваты грузоподъемных устройств и средств, предназначенных для крепления на транспортном средстве плавучих модулей 1 при их перевозке (фиг.4). Узлы крепления плавучих модулей 1 имеют соединительные элементы, выполненные в виде замковых устройств 5 (фиг.4). Корпуса плавучих модулей 1 выполнены пустотелыми или заполнены наполнителем, в качестве которого могут быть использованы пенобетон, пеностекло, пенопласт, пенофлекс и другие аналогичные материалы. В качестве материала корпусов плавучих модулей 1 могут быть использованы металл, железобетон, стеклопластик, полиэтилен и другие конструкционные материалы.

Плавсредство может быть составлено путем стыковки плавучих модулей 1 в продольном, поперечном и вертикальном направлениях с горизонтальной ориентацией модулей в пространстве (фиг.1), или в продольном, поперечном и вертикальном направлениях с вертикальной ориентацией модулей в пространстве (фиг.2).

Сборка предлагаемого плавсредства на месте его эксплуатации - на акватории, не сообщающейся с единой судоходной системой или иной акваторией, осуществляется следующим образом.

Предварительно плавучие модули 1 перевозят на место эксплуатации сборно-разборного плавсредства - на акваторию, преимущественно не сообщающуюся с единой судоходной системой, на универсальных транспортных средствах с применением стандартных способов крепления модулей на них, обеспечивающих безопасную перевозку. Подъем модулей 1 при погрузке на транспортные средства и опускание их при разгрузке осуществляют с использованием унифицированных угловых фитингов 3 путем захвата модулей 1 стандартными грузоподъемными устройствами через гнезда 4 угловых фитингов 3 или иным способом. На месте сборки - на акватории при составлении плавсредства путем стыковки плавучих модулей 1 в поперечном или продольном направлении модули 1 подводят друг к другу на плаву, совмещая между собой их смежные угловые фитинги 3, которые затем фиксируются с помощью замковых устройств 5. А при стыковке модулей 1 плавсредства в вертикальном направлении используют стандартные грузоподъемные устройства, выполняя соединение плавучих модулей 1 аналогичным образом. Разборка плавсредства производится в обратном порядке.

Предлагаемое сборно-разборное плавсредство обладает повышенной экономической и технической эффективностью, что его выгодно отличает от прототипа.

1. Сборно-разборное плавсредство, включающее группу отдельных плавучих модулей в форме параллелепипеда, связанных между собой размещенными по углам узлами разъемного соединения, имеющими фиксирующие замковые устройства, отличающееся тем, что плавучие модули унифицированы по способам их крепления на универсальных транспортных средствах и по габаритам в соответствии с габаритами универсальных грузовых контейнеров, при этом плавсредство может быть составлено путем стыковки плавучих модулей в продольном, поперечном и вертикальном направлениях с горизонтальной ориентацией модулей в пространстве, или в продольном, поперечном и вертикальном направлениях с вертикальной ориентацией модулей в пространстве, причем корпуса плавучих модулей выполнены пустотелыми или заполнены наполнителем, при этом в качестве материала корпуса плавучих модулей может быть использован металл, железобетон, стеклопластик или полиэтилен, а в качестве наполнителя пустотелых корпусов плавучих модулей может быть использован пенобетон, пеностекло, пенопласт или пенофлекс.

2. Сборно-разборное плавсредство по п.1, отличающееся тем, что узлы разъемного соединения плавучих модулей выполнены в виде унифицированных угловых фитингов, имеющих гнезда под захваты грузоподъемных устройств и средств, для крепления плавучих модулей при их перевозке.