Узел крепления перегородки к боковине вагона
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к железнодорожному транспорту. Узел крепления перегородки к боковине вагона содержит элементы каркаса в виде прогонов (1) с поперечными пазами, корытообразные профильные элементы (3), вставленные в поперечные пазы прогонов и закрепленные на кромочной части (4) перегородки (5) элементами взаимного фиксирования. Каждая из стенок профильного элемента выполнена со шлицевым вырезом, имеющим горизонтальную кромку, а участок пересечения прогона с профильным элементом размещен в пазу перегородки. Стенки каждого профильного элемента снабжены бортами и проушинами с отверстиями для элементов взаимного фиксирования. Поперечные пазы прогонов расположены на их передней и задней стенках и выполнены клинообразными с возможностью образования в прогоне клинообразного центрирующего выступа с наклонными опорными площадками, взаимодействующими с наклонно выполненными кромками указанного шлицевого выреза. Клинообразные поперечные пазы прогона вмещают совмещенные с ними наклонные кромки шлицевого выреза. Изобретение упрощает монтаж узла, уменьшает его размеры и снижает массу. 5 з.п. ф-лы, 16 ил.
Реферат
Изобретение относится к конструктивным элементам боковых стен кузовов подвижного состава, а именно к вставным профильным элементам, соединяющим жестко обрешетку каркаса боковины с кромочной частью поперечной перегородки купе.
В пассажирских вагонах распространенным способом образования отдельных купе является установка поперечных перегородок между полом и потолком вагона с креплением к боковой стенке вагона, в частности к боковине с окнами.
Известно «Устройство для соединения поперечной перегородки со стойками боковой стены транспортного средства» (авт. свид. СССР №1491756, B61D 17/00, заявлено 13.07.1987 г., опубл. 07.07.1989 г.), содержащее крепежные элементы в виде расположенных друг над другом стержней каркаса, выполненных каждый с поперечным пазом в середине, и вставной корытообразный профильный элемент, соединенный с поперечными пазами стержней элементами взаимного фиксирования.
Особенность сборки известного устройства состоит в том, что в поперечные пазы стержней вставляют профили вместе с перегородкой, т.е. после их закрепления на кромках перегородок, что требует сложных подгоночных работ при сборке.
За прототип принят «Узел крепления перегородки к боковине вагона» (Россия, патент №2339526, B61D 17/08, заявлено 19.02.2007 г., опубл. 27.11.2008 г.), содержащий элементы каркаса в виде прогонов с поперечными пазами, корытообразный профиль, закрепленный на кромочной части перегородки и вставленный в поперечный паз прогона, при этом каждая из стенок профильного элемента выполнена со шлицевым вырезом, имеющим горизонтальную кромку, а участок пересечения прогона с профильным элементом размещен в пазу перегородки, элементы взаимного фиксирования.
Техническое решение позволяет закрепить перегородку посредством профиля на прогонах, предотвратить перемещение перегородки в продольном и поперечном направлениях.
Основные недостатки прототипа состоят в сложности взаимного позиционирования прогонов и профиля при монтаже в случае изготовления последнего длиной, равной высоте поперечной перегородки, большой вес конструкции.
Задачей изобретения является упрощение монтажа узла, уменьшение его размеров и массы.
Для этого узел крепления перегородки к боковине вагона содержит элементы каркаса в виде прогонов с поперечными пазами, корытообразный профильный элемент, закрепленный на кромочной части перегородки и вставленный в поперечный паз прогона, при этом каждая из стенок профильного элемента выполнена со шлицевым вырезом, имеющим горизонтальную кромку, а участок пересечения прогона с профильным элементом размещен в пазу перегородки, элементы взаимного фиксирования. Новым является то, что узел крепления перегородки к боковине вагона дополнительно снабжен, по меньшей мере, одним корытообразным профильным элементом, при этом стенки каждого профильного элемента снабжены бортами и проушинами с отверстиями для элементов взаимного фиксирования, поперечные пазы прогонов расположены на их передней и задней стенках и выполнены клинообразными с возможностью образования в прогоне клинообразного центрирующего выступа с наклонными опорными площадками, взаимодействующими с наклонно выполненными кромками указанного шлицевого выреза, при этом клинообразные поперечные пазы прогона вмещают совмещенные с ними наклонные кромки шлицевого выреза.
Кроме того, в дне профильного элемента выполнена пластинчатая зацепка, снабженная отогнутой в сторону задней стенки прогона упорной кромкой; размер a между упорной кромкой и внутренней поверхностью бортов профильного элемента меньше размера b, равного толщине прогона; на задней стенке прогона выполнена выемка с опорной площадкой, взаимодействующей с упорной кромкой зацепки; профильный элемент снабжен хомутами для крепления жгутов электропроводов, а борта профильного элемента снабжены ушками под хомуты для крепления жгутов электропроводов.
Технический результат выразится в следующем.
Использование в конструкции отдельных профильных элементов уменьшает размеры узла и снижает его массу.
Расположение поперечных пазов прогонов на их передних и задних стенках и выполнение их клинообразными с возможностью образования в прогоне клинообразного центрирующего выступа с наклонными опорными площадками, взаимодействующими с наклонно выполненными кромками указанного шлицевого выреза позволяет упростить операцию по взаимному фиксированию профильного элемента и прогона, что в целом упростит сборку и позволит с минимальными затратами времени закрепить профиль на прогоне, а также позволяет усилить продольные и поперечные связи профильного элемента с прогоном.
Выполнение стенок профильного элемента с бортами и проушинами для элементов взаимного фиксирования позволяет крепить перегородку в местах пересечения с каждым прогоном.
Прилагаемые чертежи изображают:
на фиг.1 - вид в изометрии на узлы крепления перегородки к боковине вагона;
на фиг.2 - набор элементов для закрепления перегородки на боковине вагона;
на фиг.3 - вид спереди на узлы крепления перегородки к боковине вагона;
на фиг.4 - вид сбоку на профильный элемент (вариант с зацепкой);
на фиг.5 - вид сбоку на прогон (вариант с выемкой);
на фиг.6 - выносной элемент А на фиг.1;
на фиг.7 - выносной элемент А на фиг.1 (вариант с ушками);
на фиг.8 - выносной элемент Б на фиг.2;
на фиг.9 - выносной элемент В на фиг.3;
на фиг.10 - вид Г на фиг.9;
на фиг.11 - разрез Д-Д на фиг.9;
на фиг.12 - разрез Е-Е на фиг.9;
на фиг.13 - разрез Е-Е на фиг.9, вариант (профильный элемент с зацепкой и прогон с выемкой);
на фиг.14 - вид Ж на фиг.10;
на фиг.15 - разрез И-И на фиг.10;
на фиг.16 - разрез К-К на фиг.10 (вариант с ушками);
Узел крепления перегородки к боковине вагона содержит расположенные друг над другом элементы каркаса в виде прогонов 1 с поперечными пазами 2 (фиг.2), корытообразные профильные элементы 3, вставленные в поперечные пазы 2 прогонов 1 и закрепленные на кромочной части 4 перегородки 5 с помощью элементов взаимного фиксирования, выполненных в виде стяжных болтов 6 (фиг.1). Каждая из стенок профильного элемента 3 выполнена со шлицевым трапецеидальным вырезом 7 (фиг.4), имеющим горизонтальную 8 и две наклонные 9 кромки, также стенки каждого профильного элемента 3 снабжены бортами 10 (фиг.6) и проушинами 11 с отверстиями 12 (фиг.8) для элементов взаимного фиксирования. Поперечные пазы 2 прогонов 1 расположены на их передней 13 и задней 14 стенках и выполнены клинообразными с возможностью образования в прогоне 1 клинообразного центрирующего выступа 15 (фиг.5) с наклонными опорными площадками 16, взаимодействующими с наклонными 9 кромками указанного шлицевого выреза 7. При этом клинообразные поперечные пазы 2 прогона 1 вмещают совмещенные с ними наклонные 9 кромки шлицевого выреза 7. Участок пересечения прогона 1 с профильным элементом 3 размещен в пазу 17 (фиг.2) перегородки 5. При таком креплении профильный элемент 3 без зазоров фиксируется на прогоне 1 от смещения в поперечном направлении вагона. Стенками 18 (фиг.8) поперечных пазов 2 профильный элемент 3 зафиксирован от смещения вдоль вагона. От смещения по вертикали профильный элемент 3 прикреплен к передней 13 стенке прогона 1 крепежными элементами 19 (например, винтами, шурупами и др.) через отверстия 20 в бортах 10. Концы прогонов 1 жестко закреплены в посадочных элементах 21 каркаса боковины вагона (фиг.1).
В дне 22 (фиг.4) профильного элемента 3 может быть выполнена пластинчатая зацепка 23, снабженная отогнутой в сторону задней 14 стенки прогона 1 упорной кромкой 24, взаимодействующей с задней 14 стенкой прогона 1. Размер a между упорной кромкой 24 и внутренней поверхностью бортов 10 профильного элемента 3 меньше размера b (фиг.5), равного толщине прогона 1, что позволяет при монтаже внедрить кромку 24 в «тело» прогона 1 и предотвратить самопроизвольное снятие (падение) профильного элемента 3 с прогона 1, что имеет наибольшую актуальность при установке профильного элемента 3 на верхних прогонах 1 каркаса боковины вагона, т.е. при введении профильного элемента 3 в прогон 1 снизу вверх.
Для автоматической фиксации в процессе монтажа профильного элемента 3 на задней 14 стенке прогона 1 в зоне расположения зацепки 23 профильного элемента должна быть выполнена выемка 25 (фиг.5), вмещающая зацепку 23 и содержащая опорную площадку 26, взаимодействующую с упорной кромкой 24 зацепки 23.
Борта 10 профильного элемента 3 могут быть снабжены ушками 27 (фиг.7) для хомутов 28 (фиг.16), закрепляющих жгуты электропроводов 29, проходящие в свободном пространстве 30 между внутренней облицовкой 31 и декоративной планкой 32, закрывающей узлы крепления перегородки к боковине вагона. Хомут 28 может быть прикреплен к профильному элементу 3 иным способом: сваркой, пайкой, посредством клепки.
Узел собирают в вагоне следующим образом.
Концы прогонов 1 закрепляют в посадочных элементах 21 каркаса боковины вагона (фиг.1).
Профильный элемент 3 устанавливают в несущую структуру прогонов 1 вертикально, при этом наклонные кромки 9 шлицевых вырезов 7 вставляют в клинообразные пазы 2 прогонов 1 до сопряжения с наклонными опорными площадками 16 клинообразного центрирующего выступа 15 прогона. После этого профильный элемент 3 крепится на прогонах 1 крепежными элементами 19 (фиг.6, 8), ввинченными в прогон 1 через отверстия 20 бортов 10.
Перегородку 5 своей кромочной частью 4 вводят в закрепленные на прогонах 1 профильные элементы 3, при этом участки пересечения прогонов 1 с профильными элементами 3 размещаются в пазах 17 перегородки 5. После чего в перегородке 5 по отверстиям 12 в проушинах 11 выполняют отверстия для стяжных болтов 6 и производят крепление.
Разборка производится в обратной последовательности.
1. Узел крепления перегородки к боковине вагона, содержащий элементы каркаса в виде прогонов с поперечными пазами, корытообразный профильный элемент, закрепленный на кромочной части перегородки и вставленный в поперечный паз прогона, при этом каждая из стенок профильного элемента выполнена со шлицевым вырезом, имеющим горизонтальную кромку, а участок пересечения прогона с профильным элементом размещен в пазу перегородки, элементы взаимного фиксирования, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен, по меньшей мере, одним корытообразным профильным элементом, при этом стенки каждого профильного элемента снабжены бортами и проушинами с отверстиями для элементов взаимного фиксирования, поперечные пазы прогонов расположены на их передней и задней стенках и выполнены клинообразными с возможностью образования в прогоне клинообразного центрирующего выступа с наклонными опорными площадками, взаимодействующими с наклонно выполненными кромками указанного шлицевого выреза, при этом клинообразные поперечные пазы прогона вмещают совмещенные с ними наклонные кромки шлицевого выреза.
2. Узел по п.1, отличающийся тем, что в дне профильного элемента выполнена пластинчатая зацепка, снабженная отогнутой в сторону задней стенки прогона упорной кромкой.
3. Узел по п.1, отличающийся тем, что размер a между упорной кромкой и внутренней поверхностью бортов профильного элемента меньше размера b, равного толщине прогона.
4. Узел по п.1, отличающийся тем, что на задней стенке прогона выполнена выемка с опорной площадкой, взаимодействующей с упорной кромкой зацепки.
5. Узел по п.1, отличающийся тем, что профильный элемент снабжен хомутами для крепления жгутов электропроводов.
6. Узел по п.1, отличающийся тем, что борта профильного элемента снабжены ушками под хомуты для крепления жгутов электропроводов.