Зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в маслонагруженных крупномодульных зубчатых передачах. Изобретением решается задача снижения издержек на изготовление зубчатых колес и повышение их ремонтопригодности. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела колеса, примыкающего к зубьям, причем зубчатый венец состоит из отдельных, не закрепленных на теле колеса зубьев; каждый зуб состоит из пары пластин, изогнутых по профилю боковых рабочих поверхностей расчетного для данного колеса зуба; пластины - по всей своей длине - установлены в пазах, выполненных в накладках, с образованием при этом профиля, соответствующего профилю рабочих поверхностей расчетного зуба; торцы пластин снабжены выступами, а в пазах накладок выполнены ответные углубления; причем одна накладка выполнена съемной. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, Иванов М.И. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил., стр.96, рис.8.2.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что зубья зубчатого венца выполнены сплошными, что приводит к излишнему расходованию материала, идущего на их изготовления, кроме того, в случае изнашивания зубьев, их восстановление до исходных параметров затруднено.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела колеса, примыкающего к зубчатому венцу - см. А.С. СССР №1523756, Кл. F16H 55/12, опубл. 09.03.1988 г., Бюл. №43.

Недостаток прототипа состоит в том, что зубья колеса выполнены монолитными, что требует для их изготовления определенного количества дефицитного материала, в то время как для работы зуба в зацеплении необходимы только рабочие боковые поверхности зубьев; кроме того, в случае износа рабочих поверхностей зубьев, их восстановление при данной конструкции зубчатого колеса затруднительно.

Изобретением решается задача снижения издержек на изготовление зубчатых колес и повышение их ремонтопригодности.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела колеса, примыкающего к зубьям, причем зубчатый венец состоит из отдельных, не закрепленных на теле колеса зубьев; каждый зуб состоит из пары пластин, изогнутых по профилю боковых рабочих поверхностей расчетного для данного колеса зуба, и имеющих рабочие поверхности, равные по площади рабочим поверхностям расчетного зуба; платины - по всей своей длине - установлены в пазах, выполненных в накладках, с образованием при этом профиля, соответствующего профилю рабочих поверхностей расчетного зуба; торцы пластин снабжены фиксирующими выступами, а в пазах накладок выполнены ответные углубления; причем одна накладка выполнена съемной.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагменты зубчатого колеса - вид со стороны вершин зубьев - фиг.1; сечение колеса - фиг.2, 3; элемент зуба - фиг.3, 4.

На чертеже показаны: тело 1 колеса; окружность оснований 2 зубьев колеса; кольцевые накладки 3 и 4; внешняя окружность 5 накладок; внутренняя окружность 6 накладок; боковые рабочие поверхности 7 и 8 зубьев (пластин - элементы зубьев); карманы 9, 10, 11, 12 накладок; пазы 13, 14; выступы 15 пластин; углубления 16 в карманах накладок.

При работе колеса нагрузки передаются и воспринимаются им посредством зубьев, выполненных из изогнутых пластин 7 и 8. При сборке колеса эти пластины устанавливаются в пазы 13 и 14, выполненные в накладках 3 и 4, и фиксируются в них посредством выступов 15, входящих в углубления 16, выполненные в карманах (9, 10, 11, 12) накладок. Одна из накладок изначально жестко закрепляется на теле 1 колеса, а вторая является съемной. После установки пластин 7 и 8 в этой закрепленной накладке пластины жестко фиксируются положением второй накладки и закреплением ее на теле 1 колеса, крепление выполняется, например, винтами или болтами (не показано). При необходимости ремонта какой-либо пластины (боковой рабочей поверхности зуба) съемная накладка снимается с тела колеса и производится замена платины; после чего эта накладка вновь устанавливается на колесо.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет снизить его материалоемкость и обеспечить требуемую ремонтопригодность колеса.

Зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела колеса, примыкающего к зубчатому венцу, отличающееся тем, что зубчатый венец состоит из отдельных, не закрепленных на теле колеса зубьев; каждый зуб состоит из пары пластин, изогнутых по профилю боковых рабочих поверхностей расчетного для данного колеса зуба, и имеющих рабочие поверхности, равные по площади рабочим поверхностям расчетного зуба; пластины - по всей своей длине - установлены в пазах, выполненных в накладках, с образованием при этом профиля, соответствующего профилю рабочих поверхностей расчетного зуба; торцы пластин снабжены фиксирующими выступами, а в пазах накладок выполнены ответные углубления; причем одна накладка выполнена съемной.