Трубоукладочное судно и способ укладки трубопровода с судна (варианты)

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам, предназначенным для укладки трубопроводов. Предложено трубоукладочное судно, включающее группу рабочих площадок, расположенных вдоль траектории трубопровода, снабженных верхним участком, удаленным от первого края судна, и группой мостков, расположенных в зоне первого края судна. Мостки включают первые мостки, находящиеся на траектории трубопровода с возможностью регулировки наклона мостков и имеющие первый верхний край и второй нижний край, и вторые мостки, находящиеся на траектории трубопровода ниже первых мостков с возможностью регулировки наклона вторых мостков и имеющие первый верхний край и второй нижний край. Нижний край первых мостков находится на борту судна в зоне первого края судна и выше дна судна, и верхний край вторых мостков находится на борту судна в зоне первого края судна и выше дна судна. Также предложен способ укладки трубопровода с судна. Технический результат заключается в повышении эффективности выполнения трубоукладочных операций, расширении эксплуатационных возможностей трубоукладочного судна. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 13 ил.

Реферат

Настоящее изобретение относится к трубоукладочному судну, способу укладки трубопровода с судна и системе внешних мостков для укладки трубопровода с судна. Изобретение, в частности, но не исключительно, относится к вариантам размещения мостков вдоль траектории укладки трубопровода, которые служат направляющими для трубопровода.

Уровень техники

При укладке трубопровода в море обычно применяют один из двух способов: либо способ S-образной укладки, либо способ J-образной укладки. Эти два способа названы в соответствии с общей формой, приобретаемой трубопроводом при укладке. При S-образной укладке труба выходит из судна под малым наклоном, либо без наклона по отношению к горизонту, приобретает более крутой уклон в воде, а затем на дне моря возвращается по существу в горизонтальное положение. При J-образной укладке труба выходит из судна с крутым уклоном или вертикально, и уклон постепенно уменьшается до тех пор, пока труба не примет по существу горизонтальное положение на дне моря. По мере увеличения интереса к глубоководной укладке трубопроводов наибольшей привлекательностью стала пользоваться J-образная укладка, поскольку труба естественным образом принимает вертикальное или близкое к вертикальному положение на удалении от морского дна.

Однако J-образная укладка не является предпочтительной при работе на менее глубоководных участках, где естественная траектория трубопровода лишь иногда отклоняется на небольшой угол по мере укладки трубы на морское дно, и поэтому предпочтительной является S-образная укладка.

S-образная укладка может применяться при больших глубинах в случаях, когда для укладываемого трубопровода может быть обеспечена поддержка с судна до тех пор, пока его уклон относительно горизонта не достигнет относительно большой величины. Это, однако, требует опор значительной длины из-за ограничений на радиус изгиба трубопровода, особенно в случае трубопроводов больших диаметров.

Одним из подходов при разработке судна, обеспечивающего укладку по S-образной схеме, является выполнение судна полупогружаемым и снабжение его сдвоенным килем. Подобная конструкция описывается, например, в патенте США №4257718 (дата публикации - 24.03.1981). Другой подход к разработке судна, осуществляющего укладку по 8-образной схеме, заключается в применении однокорпусного судна, например, такого, как показан в патенте США №5823712 (дата публикации 10.10.1998).

Преимуществом полупогружаемого судна со сдвоенным килем является то, что оно обеспечивает создание среды для укладки трубопровода с относительно малым креном, а также существенное пространство на судне с обеих сторон маршрута укладки центральной трубы (известного специалистам в данной области техники под названием "участок сварочных работ"). Однако повышенная ширина такого судна и его относительно большая осадка являются недостатками по сравнению с однокорпусным судном.

При укладке труб малого диаметра иногда предпочтительно использовать заранее изготовленный большой отрезок трубопровода, намотанный на катушку, которая разматывается при укладке, но для трубопроводов большого диаметра обычно производят формирование трубопровода из отдельных отрезков трубы, длина каждого из которых обычно составляет около 12 м. В этом случае желательно из отдельных отрезков трубы сваривать предварительно изготавливаемые участки трубы (также называемые в данном документе "состыкованные секции трубы"), состоящие, например, из двух, трех или четырех отдельных отрезков трубы, а затем приваривать предварительно изготовленные участки трубы к краю трубопровода по мере его укладки. Подобная процедура позволяет повысить скорость укладки по сравнению с последовательным привариванием каждого отдельного отрезка трубы к краю трубопровода в процессе укладки. Таким образом, существует потребность в размещении на судне сварочных площадок и другого оборудования для подготовки и сварки предварительно изготавливаемых участков трубы.

Подобные рабочие площадки предпочтительно устанавливают с шагом, соответствующим длине предварительно из гота вливаемого участка трубы; за счет чего можно осуществлять подачу трубопровода на длину предварительно изготовленного участка, при которой каждая рабочая площадка оказывается у соответствующего стыка между отрезками трубы. Чем больше рабочих площадок можно установить подлине траектории укладки трубопровода, тем меньшую работу необходимо выполнять на каждой площадке, и, следовательно, тем выше общая скорость укладки трубопровода.

В качестве ближайшего аналога настоящему изобретению выбрана заявка WO 2008/107186 А1 (дата публикации 12.09.2008). В этой заявке раскрыто однокорпусное судно, которое обеспечивает гибкость и дает особые преимущества при 8-образной укладке трубопроводов. В этом судне на конце траектории укладки трубопровода на судне установлены шарнирно закрепленные мостки, которые служат направляющими для трубопровода при его сходе в воду.

К нижнему краю внутренних мостков возможно присоединение внешних мостков или стингеров для направления трубопровода с более крутым уклоном при выходе его с судна вниз по направлению к морскому дну.

При укладке трубопровода по S-образной траектории на практике обычно применяется стингер, управляющий наклоном и кривизной (изгибом) трубопровода в точке, где трубопровод покидает судно. Такие внешние мостки могут устанавливаться на шарнирном соединении таким образом, что наклон можно регулировать в соответствии с желательным углом, под которым трубопровод сходите мостков. В некоторой точке, находящейся ниже шарнирного соединения, внешние мостки соединяются с судном приводом некоторого типа, что позволяет вращать внешние мостки вокруг шарнирного соединения. Желательный наклон может быть изменен в соответствии с расстоянием до дна, на которое укладывается трубопровод, и гибкостью трубопровода, которая зависит от материалов, из которых изготовлен трубопровод, от его диаметра и толщины стенки. Если внешние мостки имеют большую длину, то их дальний конец обычно удален от судна. Поэтому на практике оказывается достаточно трудным применять внешние мостки, состоящие из двух или большего числа мостков-компонент, что связано с трудностью управления наклоном мостков, наиболее удаленных от судна.

В патенте США №Ре27420 (дата публикации - 04.07.1972) описано трубоукладочное судно, на котором имеется ряд внешних мостков, последовательно соединенных друг с другом шарнирными соединениями.

Между каждой парой смежных мостков установлен червячный механизм, который позволяет изменять относительный угол между смежными мостками. Применение червячного механизма дает возможность поддерживать положение мостков относительно друг друга даже тогда, когда отключена подача энергии на привод, приводящий в действие червячный механизм. Отсутствует, однако, какая-либо система, позволяющая надежно зафиксировать положение мостков относительно друг друга.

Задачей настоящего изобретения является разработка трубоукладочного судна и способа укладки трубопровода с судна, которые дают дополнительные преимущества по сравнению с судами и способами, описанными выше. Более конкретно, трубоукладочное судно и способ укладки трубопровода с судна по настоящему изобретению обеспечивают эффективное выполнение трубоукладочных операций для широкого диапазона размеров труб как на малых, так и на больших глубинах, причем на больших глубинах обеспечивается укладка труб меньшего диаметра. Кроме того, судно может работать на очень малых глубинах. Также расположение внутренних мостков внутри защищенной кормовой зоны позволяет использовать судно в субарктических и арктических зонах.

Кроме того, задачей настоящего изобретения является разработка внешней системы мостков, предназначенной для укладки трубопровода с трубоукладочного судна, позволяющей более надежно зафиксировать положение мостков относительно друг друга.

Раскрытие изобретения

Согласно первому аспекту изобретения, предлагается трубоукладочное судно, включающее группу рабочих площадок, расположенных вдоль траектории трубопровода, включающей верхний участок, удаленный от первого края судна, и группу мостков в зоне первого края судна, включающие первые мостки, расположенные на траектории трубопровода, выполненные с возможностью регулировки наклона и имеющие первый верхний край и второй нижний край, и вторые мостки, расположенные на траектории трубопровода ниже первых мостков, выполненные с возможностью регулировки наклона и имеющие первый верхний край и второй нижний край, при этом первый нижний край первых мостков находится на борту судна в зоне первого края судна и выше дна судна, и первый верхний край вторых мостков находится на борту судна в зоне первого края судна и выше дна судна.

Установка двух регулируемых внутренних мостков позволяет достичь большей управляемости изгибом трубопровода до момента его схода с судна. Это позволяет существенно расширить диапазон наклона траектории на нижнем крае вторых мостков по сравнению со случаем, когда применяются одни мостки. При укладке трубопровода на большой глубине может быть обеспечен относительно большой наклон, а при укладке на мелководье - намного меньший наклон. Здесь и далее термин "внутренние мостки" не подразумевает, что все мостки находятся в пределах внешних габаритов ("выпуклой оболочки") корпуса судна, но подразумевает только то, что верхний край данных мостков находится в пределах габаритов корпуса судна.

Нижний край мостков может находиться вне корпуса всегда или же при некоторых (но не обязательно при всех) положениях мостков. Предпочтительно, чтобы нижний край внутренних мостков (в варианте, описанном далее, это первые внутренние мостки) находился на борту судна в зоне первого края судна при всех рабочих положениях мостков. В варианте изобретения, описанном далее, нижний край вторых внутренних мостков может находиться в верхнем рабочем положении, в котором нижний край находится выше дна судна, и в нижнем рабочем положении, в котором нижний край находится ниже дна судна. Также должно также ясно, что там, где в описании изобретения употребляются термины "выше дна судна", "на борту судна", "в зоне первого края судна", "в пределах корпуса судна", имеются в виду наружные габариты корпуса судна (его "выпуклая оболочка"); в приводимом далее описании варианта большие преимущества дает наличие удлиненной ниши в корме, но такая ниша не изменяет внешние очертания ("выпуклую оболочку") корпуса, и часть мостков, находящаяся в такой нише считается находящейся в пределах корпуса (в его выпуклой оболочке). В случае, когда изобретение применяется на полупогружаемом судне или каком-либо ином многокорпусном судне, внешние очертания судна - это конечно, выпуклая оболочка, окружающая всю совокупность корпусов.

Траектория трубопровода может включать, ближе к первому краю судна, нижний участок, который является наклонным вниз. Предпочтительно, чтобы верхний участок траектории трубопровода был почти горизонтальным. Предпочтительно также, чтобы он был прямолинейным. Указанные свойства облегчают сварку секций трубопровода и другие работы, проводимые при создании трубопровода.

Каждые из мостков могут содержать направляющие элементы, служащие для направления трубопровода во время его прохождения по мосткам. Такие направляющие элементы могут представлять собой, например, ролики или перемещающие устройства с транспортирующей лентой.

В наиболее предпочтительном варианте изобретения в зоне первых мостков имеется рабочая площадка. Это создает проблему, так как желательное положение рабочей площадки изменяется при изменении положения первых внутренних мостков и/или их наклона. В особенно предпочтительном варианте изобретения рабочая платформа рабочей площадки установлена на первых мостках, что обеспечивает ее движение вместе с мостками с возможностью регулировки своего положения относительно первых мостков. Благодаря установке рабочей площадки на первых мостках, она естественным образом движется вместе с первыми мостками. Благодаря возможности регулировать положение рабочей площадки относительно первых мостков, можно придать рабочей площадке наилучшее из возможных положений относительно траектории трубопровода. Предпочтительно, чтобы наклон рабочей площадки относительно первых мостков был регулируемым. В этом случае, если наклон первых мостков изменяется, то наклон рабочей площадки относительно мостков может быть изменен в противоположном направлении с целью уменьшить или устранить изменение абсолютного наклона рабочей площадки. Этим способом рабочая платформа рабочей площадки может поддерживаться, в основном, в горизонтальном положении. Предпочтительно, чтобы наклон рабочей платформы никогда не превышал 10 градусов относительно горизонтали и более предпочтительно, чтобы наклон никогда не превышал 6 градусов относительно горизонтали. С другой стороны, наклон первых мостков к горизонтали может составлять приблизительно 20 градусов. Предпочтительно, чтобы можно было регулировать сдвиг рабочей платформы относительно первых мостков; предпочтительно, чтобы сдвиг можно было выполнять по крайней мере в направлении вверх и вниз. Это дает возможность при работе придавать рабочей платформе наилучшее положение относительно трубопровода, независимо от положения первых мостков и независимо от диаметра трубопровода. Предпочтительно, чтобы была предусмотрена система, регулирующая положение рабочей платформы с учетом регулирования положения первых мостков. Система управления может быть полуавтоматической или полностью автоматизированной. Она может функционировать так, чтобы уменьшать изменения наклона рабочей платформы при изменении наклона первых мостков или поддерживать наклон рабочей платформы постоянным (возможно, нулевым) при изменении наклона первых мостков. Система управления может быть устроена так, что она сохраняет рабочую платформу в одном и том же положении относительно корпуса судна; другая возможность состоит в том, что система управления функционирует так, что рабочая платформа поддерживается в одном и том же положении относительно центральной оси траектории трубопровода при его прохождении по первым мосткам.

Внутренние и внешние мостки обычно соединяются шарнирно с корпусом судна и/или с другими мостками. Такое шарнирное соединение, однако, ограничивает возможные способы управления мостками. В данном изобретении первые мостки предпочтительно устанавливаются с возможностью изменения их наклона и с возможностью их перемещения сдвигом, содержащим по крайней мере компоненту движения в вертикальном направлении. Предпочтительно, чтобы судно дополнительно включало первый механизм регулирования, осуществляющий движение первых мостков, содержащее по крайней мере компоненту сдвига в вертикальном направлении, и второй механизм регулирования, осуществляющий изменение наклона первых мостков. Мостки могут быть установлена на корпусе судна на несущих элементах, длина которых может регулироваться, и/или точка соединения несущих элементов с мостками может перемещаться вдоль несущего элемента. Установка мостков на корпусе может осуществляться как установка на палубе судна, которая, в свою очередь, непосредственно или опосредованно соединена с корпусом судна. В этом случае, как и в других случаях, возможно, что как первый, так и второй механизм регулирования осуществляют как вертикальное движение мостков, так и изменение наклона мостков. Например, можно применить для этой цели пару несущих элементов, связанных с верхним краем первых мостков, и другую пару несущих элементов, связанных с нижним краем первых мостков. Один или несколько несущих элементов могут представлять собой гидравлическую систему, состоящую из плунжера (поршня) и цилиндра, служащую для изменения длины несущих элементов или изменения положения точки соединения мостков с несущими элементами.

В варианте изобретения, описанном ниже, верхний край второго мостка не соединен шарнирно с нижним краем первого мостка; в этом случае верхний край второго мостка может быть соединен шарнирно с корпусом судна. Должно быть ясно, однако, что возможны и другие конфигурации.

Например, верхний край второго мостка может быть соединен шарнирно с нижним краем первого мостка. Возможно применение системы управления, поддерживающей первые и вторые мостки в соответствующем положении относительно друг друга.

Предпочтительно, чтобы первые мостки были установлены на корпусе судна с возможностью передачи в процессе работы силы растяжения в трубопроводе на монтажные устройства и, далее, на палубу судна. В случае применения несущих элементов первые мостки могут быть установлены на паре несущих элементов, которые позволяют мосткам перемещаться вдоль несущих элементов, но несущие элементы оказывают сопротивление движению мостков в направлении, перпендикулярном несущим элементам, и в направлении вдоль траектории трубопровода. Такая пара несущих элементов может передавать силы, развиваемые трубопроводом в продольном направлении, на мостки, и, далее, на корпус (или палубу) судна. На первых мостках может быть установлен зажим для фиксации трубопровода. В этом случае может оказаться, что зажим должен передавать весьма значительные большие продольные силы от трубопровода на мостки; далее эти силы должны передаваться от мостков на корпус судна.

Предпочтительно, чтобы вторые мостки были выполнены с возможностью регулировки своего положения и с возможностью смены положений между первым верхним положением, соответствующем нахождению рабочей площадки на участке траектории трубопровода рядом со вторыми мостками, и вторым нижним положением, соответствующем погружению в воду участка траектории трубопровода. Желательно обеспечить столько рабочих площадок, сколько возможно расположить вдоль траектории трубопровода. В предпочтительных вариантах данного изобретения диапазон движения вторых мостков является весьма значительным, что позволяет придавать траектории различные формы и в широких пределах варьировать диаметр трубопровода и глубину его укладки. В результате, может оказаться, что при верхнем положении вторых мостков можно поместить в данной зоне функционирующую рабочую площадку, но при нижнем положении вторых мостков большая часть вторых мостков будет погружена в воду, и в данной зоне уже нельзя поместить рабочую площадку. Тем не менее в этом случае может оказаться полезным установить рабочую площадку, но, предпочтительно, не на вторых мостках.

Рабочая площадка, если требуется, может быть сдвинута достаточно далеко от траектории трубопровода, чтобы она не стала помехой при укладке трубопровода в период бездействия площадки.

Предпочтительно, чтобы судно имело первый режим работы с относительно малой кривизной траектории трубопровода по судну, со сходом трубопровода с судна при относительно малом угле наклона относительно горизонтали и с включением нижней рабочей площадки, расположенной в первом режиме работы в зоне схода трубопровода с судна, в группе рабочих площадок, и второй режим работы, с относительно большой кривизной траектории трубопровода по судну, со сходом с судна при относительно большом угле наклона, без прохождения зоны нахождения нижней рабочей площадки. Термин "относительно малая кривизна" выражает лишь то, что кривизна мала по сравнению с "относительно большой кривизной", упоминаемой далее. Аналогично, термин "относительно малый угол" означает угол, малый по сравнению с "относительно большим углом", упоминаемым далее. Должно быть также ясно, что при каждом режиме работы судно может функционировать в некоторых диапазонах значений кривизны и угла наклона, и что диапазоны для первого режима работы могут пересекаться с диапазонами для второго режима работы.

Если реализованы предпочтительные признаки изобретения, упомянутые в двух последних абзацах, то использование самой нижней рабочей площадки в полном объеме возможно при относительно малой кривизне трубопровода (соответственно, при большом радиусе кривизны, который может быть больше 300 м, предпочтительно - больше 400 м, и в варианте, описанном далее, составлять приблизительно 460 м). Такая конфигурация подходит для укладки трубопровода в относительно неглубоких водах. С другой стороны, при относительно большой кривизне трубопровода (соответственно, при малом радиусе кривизны, который может быть меньше 200 м, предпочтительно - меньше 150 м, и, в варианте, описанном ниже, составляет приблизительно 110 м), самая нижняя рабочая площадка не может использоваться, что снижает скорость укладки трубопровода. Такая конфигурация подходит для укладки трубопровода на относительно больших глубинах. В варианте изобретения, описанном ниже, самая нижняя рабочая площадка является седьмой рабочей площадкой, так что судно функционирует в одном режиме с шестью рабочими площадками, а в другом режиме - с семью рабочими площадками.

Предпочтительно, чтобы судно имело такой корпус, в котором нижний край первых мостков и верхний край вторых мостков были бы расположены на борту судна в зоне первого край корпуса и выше дна судна. Предпочтительно, чтобы судно являлось однокорпусным судном, но должно быть ясно, что судно может быть также полупогружаемым или судном какой-либо иной конструкции, имеющим более одного корпуса. Предпочтительно, чтобы корпус судна на высоте ватерлинии и в зоне первого края судна состоял из двух частей, расположенных по обе стороны траектории трубопровода. Наличие по обе стороны трубопровода такого пространства (которое траекторией трубопровода делится на две части) обеспечивает особенно надежную защиту трубопровода при его сходе с судна и прохождении через приповерхностные слои воды.

Две отдельные части судна по обе стороны траектории трубопровода могут совместно определять закрытую шахту, но предпочтительно, чтобы они определяли находящуюся между ними на высоте ватерлинии нишу, открытую в направлении первого края корпуса судна; это облегчает доступ к трубопроводу в зоне его схода с судна. Предпочтительно также, чтобы указанные две части образовывали нишу, открытую снизу; это дает возможность опустить трубопровод ниже дна судна прежде, чем трубопровод достигнет первого края корпуса судна. Две отдельные части судна могут быть соединены на высоте ватерлинии.

Когда судно применяется для укладки трубопровода по S-образной траектории, трубопровод обычно сходит с судна на корме, а судно движется в ходе укладки вперед. Соответственно, предпочтительно, чтобы первый край корпуса судна являлся кормой.

Предпочтительно, чтобы траектория трубопровода начинала изгибаться вниз на участке, находящемся выше некоторых или всех натяжителей. Раннее придание трубопроводу кривизны дает возможность придать трубопроводу наклон вниз на раннем этапе его движения к первому краю корпуса судна, что позволяет увеличить наклон трубопровода вблизи первого краю корпуса судна. Таким образом, предпочтительно, чтобы по крайней мере один натяжитель был расположен на участке траектории трубопровода выше первых внутренних мостков.

Положение одного или нескольких натяжителей вдоль траектории трубопровода может регулироваться. Этот дает дополнительные возможности приспособления судна к широкому диапазону условий укладки трубопровода.

Данное изобретение в особенности применимо при таких способах укладки трубопровода, при которых секции трубопровода последовательно свариваются с краем трубопровода по мере его укладки; здесь изобретение применимо в большей мере, чем для способов, предусматривающих укладку трубопровода, разматываемого с барабана. В связи с этим, предпочтительно, чтобы судно дополнительно включало сварочные площадки, расположенные вдоль траектории трубопровода и предназначенные для сварки дополнительных секций трубопровода с укладываемым трубопроводом, находящимся на траектории трубопровода. Предпочтительно также, чтобы судно включало рабочие площадки для предварительного изготовления составных секций, служащие для сварки отдельных труб и получения составных секций или плетей, составленных из отдельных трубных секций. Рабочие площадки для предварительного изготовления составных секций размещаются так, что могут сваривать две, три или четыре секции.

Преимущество судна, соответствующего данному изобретению, состоит в том, что оно может применяться для укладки трубопровода как на большой глубине, так и на мелководье. При укладке трубопровода на мелководье кривизна, придаваемая трубопроводу до его схода с судна, может быть по желанию уменьшена по сравнению с максимальным значением кривизны, допустимым конструкцией судна, а при укладке трубопровода на большой глубине предпочтительно придавать трубопроводу максимально возможную кривизну. Предпочтительно, чтобы по крайней мере при одной конфигурации судна траектория трубопровода входит в воду под углом к горизонтали, превышающем 20 градусов. Максимальный наклон, который можно получить, зависит от кривизны, допустимой для трубопровода, и, вообще говоря, этот наклон оказывается большим для трубопровода малого диаметра, чем для трубопровода большого диаметра.

Для некоторых применений достаточно использовать для укладки трубопровода лишь первые и вторые мостки. Например, судно может применяться на мелководье (где глубина не превосходит 150 м или даже 50 м).

Специально для больших глубин (определяемых как глубины, большие 1000 м) может оказаться желательным присоединить к первым и вторым мосткам одни или несколько внешних мостков, чтобы обеспечить поддержку трубопровода до тех пор, пока он не достигнет достаточно большого наклона. Таким образом, судно может дополнительно включать по крайней мере одни внешние мостки, определяющие участок траектории трубопровода и соединенные в одном верхнем крае с нижним краем вторых внутренних мостков. Для работ на еще больших глубинах судно может дополнительно включать еще одни внешние мостки, определяющие участок траектории трубопровода, соединенные шарнирно в одном верхнем крае с нижним краем внешних мостков.

Предпочтительно, чтобы траектория трубопровода включала криволинейный участок, продолжающий верхний участок траектории, (прямолинейный и, в общем, горизонтальный) до нижнего края траектории. Изобретение может применяться при укладке любых трубопроводов в широком диапазоне диаметров труб.

На обычном трубоукладочном судне для укладки трубопровода по S-образной траектории изгибание трубопровода начинается вблизи кормы судна, и изгибание происходит, в основном, вблизи заднего борта судна. Предпочтительные варианты данного изобретения дают возможность начать изгибание траектории намного раньше, вблизи центра судна.

Согласно первому аспекту изобретения, предлагается также способ укладки трубопровода с судна, включающий направление трубопровода к первому краю судна по траектории, расположение группы рабочих площадок вдоль указанной траектории, при этом трубопровод направляется по мосткам в зону первого края судна, группа мостков включает первые мостки, расположенные на траектории трубопровода с возможностью регулировки наклона первых мостков и имеющие первый верхний край и второй нижний край, и вторые мостки, расположенные на траектории трубопровода ниже первых мостков с возможностью регулировки наклона вторых мостков и имеющие первый верхний край и второй нижний край, при этом нижний край первых мостков находится на борту судна в зоне первого края судна и выше дна судна, и верхний край вторых мостков находится на борту судна в зоне первого края судна и выше дна судна.

Судно может иметь любую форму из описанных выше форм.

Предпочтительно, чтобы рабочая платформа рабочей площадки была установлена с возможностью регулировки ее положения на первых мостках с возможностью перемещения относительно первых мостков в случае изменения наклона первых мостков для уменьшения изменения наклона рабочей платформы.

В данном выше описании судна и способа была описана одна предпочтительная форма судна. Это судно имеет несколько признаков, которые не только обладают изобретательским уровнем и эффективны при совместном применении, но обладают также изобретательским уровнем и эффективны, если используется по отдельности или в других сочетаниях. Согласно второму аспекту изобретения, предлагается система внешних мостков для укладки трубопровода с судна, включающая первые мостки и вторые мостки, находящиеся ниже первых мостков, выполненные с возможностью регулировки своего положения относительно первых мостков, соединительное звено, соединяющее первые мостки со вторыми мостками и предназначенное для регулировки положения вторых мостков относительно первых мостков, и фиксирующее устройство, предназначенное для фиксации мостков относительно друг друга в данном положении.

Применение фиксирующего устройства, служащего для фиксации мостков в определенном положении позволяет создать систему внешних мостков, конфигурация которой может быть изменена, и при этом система все же может быть зафиксирована в любой из выбранных конфигураций, что позволяет системе функционировать в дальнейшем подобно нерегулируемой системе внешних мостков.

Хотя объем изобретения охватывает возможность фиксации мостков в любом положении в пределах некоторого непрерывного диапазона, предпочтительно, чтобы мостки можно было зафиксировать в любом положении из некоторого ряда положений. Обычно предпочтительной является возможность фиксации мостков в четырех или большем числе положений. Допустив наличие положений, в которых система может быть зафиксирована, возможно предложить надежную систему фиксации, которая является экономически более выгодной.

Следует иметь в виду, что там, где в данном описании используется термин "внешняя" по отношению к системе мостков, подразумевается, что система мостков является "внешней" в том смысле, что при обычном применении она расположена преимущественно или полностью за пределами внешних габаритов (выпуклой оболочки) корпуса судна. Объем изобретения охватывает случай, когда часть первой рампы находится в пределах внешних габаритов (выпуклой оболочки) корпуса судна.

Предпочтительно, чтобы вторые мостки были соединены шарнирно с первыми мостками, но должно быть ясно, что могут применяться и другие конфигурации, позволяющие регулировать угол поворота вторых мостков относительно первых мостков.

Угол системы мостков относительно судна также предпочтительно является регулируемым. Это свойство можно обеспечить применением шарнирного соединения верхнего края мостков с судном или с мостками, отходящими от судна. Один или несколько несущих элементов могут быть в таком случае соединены с первыми или со вторыми мостками, чтобы обеспечить возможность подъема или опускания системы мостков.

Первые и вторые мостки предпочтительно соединяются с помощью соединительного звена регулируемой длины. Предпочтительно, чтобы привод был установлен так, чтобы действовать непосредственно на соединительное звено и изменять его длину, но возможен и такой привод, который не соединен непосредственно ни с какой частью соединительного звена, а функция приведения в движения с целью изменения положения мостков и функция фиксации реализованы как совершенно независимые. Фиксирующее устройство может быть сконструировано так, чтобы фиксировать длину соединительного звена для длин, выбираемых из некоторого набора значений. Предпочтительно, чтобы применялась или пара соединительных звеньев, расположенных симметрично по обе стороны траектории трубопровода и функционирующих совместно, или, что более предпочтительно, применялось одно соединительное звено, расположенное по вертикали выше или ниже (предпочтительно - ниже) траектории трубопровода.

Предпочтительно, чтобы соединительное звено включало по крайней мере одно гидравлическое устройство. Это устройство предпочтительно сконструировать так, чтобы оно могло регулировать длину соединительного звена, но, как указано выше, привод может быть выполнен совершенно независимым от соединительного звена. Гидравлический привод является простым и мощным приводом, и наличие фиксирующего устройства особенно выгодно при использовании гидравлического привода, так как после фиксации мостков в заданном положении относительно друг друга гидравлическое давление может быть снято.

Предпочтительно, чтобы система мостков соединялась с судном своим ближним краем. Предпочтительно, чтобы судно поддерживало систему мостков только в одной зоне, предпочтительно, чтобы наиболее удаленный край системы мостков (которым может быть дальний край вторых мостков) был свободным.

Соединительное звено предпочтительно включает раздвижные соединяемые элементы, скользящие относительно друг друга. Эти элементы предпочтительно соединяются друг с другом с раздвижением. В варианте изобретения, описанном ниже, внутренний (охватываемый) элемент с раздвижением соединен с внешним (охватывающим) элементом. Фиксирующее устройство предназначено для блокирования скольжения раздвижных соединяемых элементов относительно друг друга; в варианте, описанном ниже, некоторые приспособления, соединенные с указанными элементами, входят в зацепление друг с другом, блокируя скольжение элементов относительного друг друга. Таким образом, фиксирующее устройство может включать входящие во взаимное зацепление приспособления, перемещающиеся между положением взаимного зацепления, фиксирующим мостки, и положением отсутствия взаимного зацепление, позволяющего изменять положение мостков друг относительно друга. В варианте, описанном ниже, указанные приспособления приводятся в зацепление движением относительно друг друга в направлении, перпендикулярном направлению скользящего движения элементов. Входящие во взаимное зацепление приспособление обычно могут быть реализованы как зубчатые детали. Приспособления предпочтительно имеют примыкающие друг к другу поверхности, которые наклонены более чем на 45 градусов и, предпочтительно, больше чем на 70 градусов к направлению скользящего движения элементов соединительного звена. Относительное движение фиксирующих устройств может осуществляться гидравлическим приводом. Предпочтительно, чтобы пара фиксирующих устройств располагалась на противоположных сторонах соединенных элементов.

Если желательно, можно установить дополнительные внешние мостки, которые будут расположены ниже вторых мостков, при этом положение дополнительных внешних мостков относительно вторых мостков будет регулируемо. В некоторых случаях можно установить одни или несколько дополнительных мостков.

Первые и вторые мостки предпочтительно включают направляющие элементы, служащие для направления трубопровода вдоль мостков. Направляющие элементы могут включать направляющие ролики. Если желательно, положение направляющих элементов может регулироваться для управления траекторией трубопровода относительно мостков.

Предпочтительно, чтобы регулирование системы мостков позволяло получить радиус кривизны траектории трубопровода при его прохождении по системе мостков равным приблизительно 150 м или приблизительно 300 м.

Предпочтительно, чтобы регулирование системы мостков позволяло получить радиус кривизны траектории трубопровода при его прохождении по системе мостков, от значения, меньшего, чем 150 м до значения, большего, чем 300 м. Диапазон регулирования системы мостков допускает, чтобы радиус кривизны траектории трубопровода, когда он проходит по мосткам, был меньшим, чем 200 м или составлял приблизительно 150 м или же был меньшим, чем 150 м. В варианте изобретения, описанном ниже, система может быть настроена на получение минимального радиуса кривизны, который равен приблизительно 100 м. Кроме того, диапазон регулирования системы мостков допускает, чтобы приблизительное значение радиуса кривизны траектории трубопровода, когда он проходит по мосткам, бы