Ротор центробежного компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и сборке роторов центробежных компрессоров перекачивающих агрегатов. Ротор центробежного компрессора, содержащий вал и установленные на нем элементы, упорный диск, установленный на валу с зазором и взаимодействующий с валом посредством конической поверхности и сопряженной с ней конической втулки, расположенных со стороны бурта вала, прижимное кольцо, установленное с противоположной стороны диска, стопорное кольцо, причем в теле вала (или диска) выполнен канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления, при этом в нем на посадочной поверхности диска со стороны, противоположной бурту, выполнена коническая поверхность, в которую установлен кольцевой конический элемент, взаимодействующий с прижимным кольцом, причем конусность их поверхностей больше, чем конусность втулки со стороны бурта вала, а кольцевой конический элемент имеет торцовую поверхность, взаимодействующую с аналогичной поверхностью упорного диска. Использование изобретения повышает точность сборки ротора. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и сборке роторов центробежных компрессоров перекачивающих агрегатов.

Известно устройство роторов центробежных компрессоров, описанных в книге «Конструкция и расчет центробежных компрессорных машин» В.Б. Шнеппом (Москва, Машиностроение, 1995 г., с.92), содержащих вал и установленные на нем элементы, упорный диск, установленный на валу с зазором и взаимодействующий с валом посредством конической поверхности и сопряженной с ней конической втулки, расположенных со стороны бурта вала, прижимное кольцо, установленное с противоположной стороны диска, стопорное кольцо, причем в теле вала выполнен канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления. Упругодеформированное состояние собранного узла с использованием конических поверхностей обеспечивает его стабильное состояние и исключает возможность фреттинг-коррозии.

Данное устройство взято за прототип.

Недостатком этой конструкции является жесткая зависимость погрешностей сборки роторов от погрешностей изготовления вала, втулки и упорного диска. Эти погрешности заметно снижают точность сборки роторов.

Задача настоящего изобретения состоит в повышении точности сборки ротора.

Технический результат достигается тем, что в роторе центробежного компрессора, содержащем вал и установленные на нем элементы, упорный диск, установленный на валу с зазором и взаимодействующий с валом посредством конической поверхности и сопряженной с ней конической втулки, расположенных со стороны бурта вала, прижимное кольцо, установленное с противоположной стороны диска, стопорное кольцо, канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления, на посадочной поверхности диска со стороны, противоположной бурту, выполнена коническая поверхность, в которую установлен кольцевой конический элемент, взаимодействующий с прижимным кольцом, причем конусность их поверхностей больше, чем конусность втулки со стороны бурта вала, а кольцевой конический элемент имеет торцовую поверхность, взаимодействующую с аналогичной поверхностью упорного диска. Канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления может быть выполнен в теле упорного диска.

Предлагаемое изобретения поясняется чертежем.

На рисунке обозначены:

1 - вал ротора,

2 - бурт вала,

3 - упорный диск,

4 - коническая втулка,

5 - прижимное кольцо,

6 - стопорное кольцо,

7 - кольцевой конический элемент,

8 - канал в теле вала,

9 - канал в теле диска.

Изобретение реализуется следующим образом.

Вначале на вал 1 надевают коническую втулку 4 до ее упора в бурт 2 вала. Совмещая конические поверхности, на нее устанавливают упорный диск 3 и центрируют его установкой кольцевого конического элемента 7. Устанавливают прижимное кольцо 5 и прилагают к нему осевое усилие (обозначено сплошными стрелками) до выбора зазоров и создания гидравлического уплотнения. Нагнетая в зазор между диском и валом гидравлическую жидкость (обозначено пунктирными стрелками) через канал 8 до расширения зазора и диска и увеличивая осевое усилие, осуществляют посадку собираемого узла. В зависимости от конструкции ротора канал может размещаться в теле вала или в теле диска. После осуществления посадки собираемого узла устанавливают стопорное кольцо 6, после чего снижают сжимающее осевое усилие, затем гидравлическое давление до полного контакта посадочных поверхностей. Вследствие схода кольцевого конического элемента с конической поверхности диска выбирается зазор между стопорным кольцом и прижимным кольцом, при этом образуется зазор δ между прижимным кольцом и упорным диском. Применение двух конических элементов обеспечивает концентричное и неизменное положение деталей собранного узла относительно оси вала ротора.

Использование изобретения повышает точность сборки ротора.

1. Ротор центробежного компрессора, содержащий вал и установленные на нем элементы, упорный диск, установленный на валу с зазором и взаимодействующий с валом посредством конической поверхности и сопряженной с ней конической втулки, расположенных со стороны бурта вала, прижимное кольцо, установленное с противоположной стороны диска, стопорное кольцо, причем в теле вала выполнен канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления, отличающийся тем, что в нем на посадочной поверхности диска со стороны, противоположной бурту, выполнена коническая поверхность, в которую установлен кольцевой конический элемент, взаимодействующий с прижимным кольцом, причем конусность их поверхностей больше, чем конусность втулки со стороны бурта вала, а кольцевой конический элемент имеет торцовую поверхность, взаимодействующую с аналогичной поверхностью упорного диска.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что канал для сообщения зазора между валом и диском с источником давления выполнен в теле упорного диска.