Система электрооборудования гусеничной машины
Система содержит устройства электроснабжения, электронные микропроцессорные контроллеры, приспособленные для управления двигателем, трансмиссией и рабочим оборудованием, приборы низковольтного оборудования, датчики параметров работы машины, органы управления и панель оператора. В системе реализовано ограничение допуска к работе на машине неквалифицированных лиц, ограничение максимально допустимых параметров работы машины в зависимости от квалификации оператора, вывод на панель оператора информации о правилах безопасной работы на машине и технологической карте производства работ. Предусмотрен ввод в энергонезависимую память системы и отображение информации о техническом состоянии машины, обеспечены безопасные заправки машины топливом и запуск двигателя, осуществляется контроль безопасных условий работы оператора, осуществляется безопасное управление машиной при работе на косогорах, крутых подъемах и спусках и вблизи ЛЭП, контролируется наличие на машине огнетушителя, медицинской аптечки и других предметов, необходимых для безопасной работы оператора. Реализуются различные варианты звуковой и световой сигнализации о работе машины. Осуществляется изменение максимально допустимых режимов работы машины в зависимости от наличия ROPS, сигналов с датчиков ремня безопасности и положения дверей кабины, а также реализация других функций безопасного управления машиной в различных условиях и режимах ее работы. Достигается повышение безопасности работы оператора. 17 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к гусеничным сельскохозяйственным, строительно-дорожным и землеройно-транспортным машинам, в частности к бульдозерам.
Известна система электрооборудования землеройно-транспортной машины (бульдозера), содержащая электронный блок управления трансмиссией и рабочим оборудованием и подключенные к нему средства измерения скорости движения бульдозера, а также буксования и ускорения его левого и правого бортов. Эта система обеспечивает управление подъемом/опусканием рабочего оборудования (отвала бульдозера), а также движением машины, в том числе стабилизацию ее прямолинейного движения путем воздействия на механизмы управления поворотами и перекоса рабочего органа [1].
Недостатком известной системы являются ограниченные функциональные возможности, поскольку в ней не предусмотрено управление двигателем, приборами освещения, звуковыми сигналами и другими устройствами машины.
Наиболее близкой к предложенной является система электрооборудования гусеничной машины, содержащая систему электроснабжения, электронные контроллеры, приспособленные для управления двигателем, трансмиссией и рабочим оборудованием машины, приборы освещения и звуковой сигнализации, кондиционер и стеклоочистители, управление которыми осуществляется от контроллеров или клавишных переключателей, а также органы управления и датчики параметров работы двигателя и трансмиссии машины, подключенные к контроллерам и к приборной панели оператора [2].
Недостатком этой системы электрооборудования является пониженная безопасность работы оператора на машине. Это обусловлено тем, что в данной системе не реализованы функции автоматизированной или автоматической зашиты машины и оператора от возникновения аварийных ситуаций и режимов в различных условиях эксплуатации машины.
Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение во всех вариантах его исполнения, является повышение безопасности работы оператора машины.
В системе электрооборудования гусеничной машины, содержащей систему электроснабжения, электронные контроллеры, приспособленные для управления двигателем, трансмиссией, рабочим оборудованием и/или приборами освещения, устройствами звуковой сигнализации, а также датчики параметров работы машины, подключенные, по меньшей мере, к одному контроллеру, органы управления машиной, подключенные, по меньшей мере, к одному контроллеру, и панель оператора, приспособленную для отображения параметров работы машины, указанный технический результат достигается за счет того, что в этой системе реализовано одно или несколько следующих технических решений в их любом сочетании:
- в состав системы включено устройство считывания персональных или биометрических данных оператора, а сигналы разрешения работы машины формируются только после сравнения считанных данных с данными, по меньшей мере, об одном операторе, допущенном к управлению машиной, хранящимися в энергонезависимой памяти системы;
- энергонезависимая память системы содержит информацию о требования или правилах безопасной работы на машине, а панель оператора приспособлена для ее отображения;
- энергонезависимая память системы содержит информацию о наряде или технологической карте производства работ, маршруте движения машины или месте выполнения работ, и/или об особенностях безопасного выполнения этих работ, а панель оператора приспособлена для ее отображения;
- предусмотрен ввод в энергонезависимую память системы и отображение информации о техническом состоянии машины;
- реализована передача данных о параметрах работы машины и ее техническом состоянии на терминал, расположенный вне машины, а также записи этих данных для хранения в энергонезависимую память терминала с возможностью считывания в случае необходимости;
- контроллер обеспечивает проверку, контроль и регистрацию в энергонезависимой памяти проведения оператором действия (работы) на холостом ходу (справности) механизмов машины после запуска двигателя перед началом работы машины путем выявления изменений выходных сигналов датчиков параметров работы машины;
- система выявляет режим заправки машины топливом путем контроля снятия крышки топливного бака или изменений уровня топлива в баке и далее формирует сигнал остановки двигателя или устанавливает малую частоту его вращения в этом режиме режиме, а также содержит датчик дыма (курения оператора-заправщика) и/или освещенности машины в районе топливного бака и блокирует подачу топлива в бак в случае наличия дыма и/или недостаточной освещенности;
- контроллер, после получения сигнала от ключа, осуществляет контроль условий безопасного запуска двигателя: отключение передачи крутящего момента от двигателя к ведущим звездочкам машины, включенное состояние стояночного тормоза, нахождение оператора в кабине или в кресле машины и отключенное состояние привода технологического оборудования;
- система содержит датчик концентрации выбросов вредных веществ с отработавшими газами или дымности отработавших газов двигателя и информирует оператора о превышении максимально допустимого значения этого параметра, предварительно записанного в ее энергонезависимую память;
- система содержит, по меньшей мере, один датчик концентрации пыли, окиси углерода, паров алкоголя или топлива в воздухе кабины, уровня звука на рабочем месте оператора, вибрации на сиденьи или органе управления машины, температуры воздуха в кабине оператора и информирует оператора о превышении максимально допустимого значения этого параметра, записанного в ее память, и/или формирует сигнал остановки двигателя или машины;
- система содержит датчик внешней освещенности (освещенности рабочей площадки или трассы движения), а ее контроллер осуществляет автоматическое включения приборов освещения, если уровень этой освещенности ниже минимально допустимой величины, либо формирует предупредительный сигнал для оператора и/или сигнал остановки двигателя или машины, если при наличии сигнала включения приборов освещения уровень внешней освещенности остается меньше минимально допустимой величины, например, вследствие неисправности или загрязненности приборов освещения;
- система содержит, по меньшей мере, один датчик интенсивности тумана, дождя, снегопада и/или запыленности окружающей среды, а ее контроллер осуществляет постоянное или периодического включение приборов освещения и/или звуковой сигнализации, если величина контролируемого датчиком параметра превышает величину, записанную в его энергонезависимую память, и/или реализует управление машиной из условия ограничения скорости ее движения на уровне, предварительно записанном в память контроллера;
- система содержит датчик угла наклона машины в продольной и/или поперечной плоскости и, по меньшей мере, один датчик внешней освещенности, тумана, дождя, снегопада и/или запыленности окружающей среды, а контроллер формирует предупредительный сигнал и/или блокирует работу машины, если фактическая величина продольного и/или поперечного наклона машины превышает предельно допустимую величину, зависящую от внешней освещенности, интенсивности тумана, дождя, снегопада и/или запыленности окружающей среды, предварительно записанную в память контроллера;
- контроллер системы электрооборудования гусеничной машины, оснащенной тяговой лебедкой, блокирует включение привода этой лебедки, если датчик ограждения заднего стекла кабины из металлической решетки указывает ее на отсутствие, или если оператор не подтверждает наличия этого ограждения путем воздействия на органы управления;
- контроллер осуществляет сравнение какого-либо направления и/или скорости линейного или углового перемещения машины и/или ее рабочего оборудования с сигналами органов управления машины, задающими эти скорости и направления, и, при наличии несоответствий, например, вследствие неисправности машины, формирует предупредительный сигнал для оператора и/или сигнал остановки двигателя или машины;
- система содержит, по меньшей мере, один датчик наличия на машине огнетушителя, лопаты, аптечки первой медицинской помощи, емкости для питьевой воды и/или буксирного троса, а контроллер формирует предупредительный сигнал и/или сигнал остановки двигателя или машины в зависимости сигнала этого датчика. Каждый из этих датчиков может быть выполнен в виде транспондера (RFID-метки), прикрепленного к соответствующему устройству (предмету) и устройства его считывания. Датчик наличия на машине огнетушителя или емкости для питьевой воды может быть также выполнен в виде датчика веса. В последнем случае контроллер дополнительно определяет наличие достаточного количества огнетушащего средства в огнетушителе или питьевой воды в указанной емкости;
- контроллер преобразует параметры работы машины и сигналы органов управления машины в сигналы управления устройствами световой или звуковой сигнализации в соответствии с программой этого преобразования, предварительно записанной в его энергонезависимой памяти и определяющей порядок этого преобразования, характеристику и/или вид сигналов управления устройствами световой или звуковой сигнализации. Эти сигналы управления формируются, в частности, из условия подачи предупредительного звукового и/или светового сигнала перед началом или изменением направления движения машины и ее рабочего оборудования, при движении машины задним ходом, причем для различных направлений движения или поворота машины и ее рабочего оборудования контроллером устанавливаются различные частоты, длительности, периоды следования или различные комбинации длительностей и пауз этого предупредительного сигнала. Панель оператора при этом может быть оснащена органом управления, используемом для переключения вида и характеристик предупредительных сигналов в зависимости от уровня опасности, создаваемой работающей машиной, от внешних условий ее работы, от наличия людей в рабочей зоне машины, либо из условия обеспечения возможности идентификации по этим сигналам различных машин, работающих на одной площадке (в одной зоне);
- система содержит датчик угла наклона машины в продольной и/или поперечной плоскости и датчик наличия устройства защиты оператора при опрокидывании машины (ROPS), либо панель оператора приспособлена для подтверждения оператором наличия ROPS, а контроллер осуществляет изменение предельно допустимой величины продольного и/или поперечного угла наклона машины в зависимости от наличия ROPS, а также формирование предупредительного сигнала и/или сигнала остановки двигателя или машины, если угол продольного и/или поперечного наклона машины превышает предельно допустимую величину;
- система содержит датчик ремня безопасности кресла оператора и датчик наличия ROPS, или панель оператора приспособлена для подтверждения оператором наличия ROPS, а контроллер формирует предупредительный сигнал и/или сигнала остановки двигателя или машины, если при наличии ROPS ремень безопасности не застегнут;
- система содержит датчик фиксации левой и/или правой двери кабины в открытом положении и датчик поперечного и/или продольного крена машины, а контроллер формирует предупредительный сигнал и/или сигнал остановки двигателя или машины, если дверь кабины закрыта, а величина угла поперечного и/или продольного наклона машины превышает максимально допустимую величину, предварительно записанную в память контроллера;
- система содержит датчик угла наклона машины в продольной плоскости, а контроллер сравнивает текущее значение этого угла с предварительно записанными в его энергонезависимой памяти величинами углов наклона машины на подъемах и спусках, превышение которых требует реализации мер безопасности, а также, в случае этого превышения, управляет двигателем и/или трансмиссией машины с реализацией запрета потенциально опасных управляющих воздействий на крутых подъемах и спусках: остановки двигателя, движения машины накатом или под уклон с остановленным двигателем, выключения муфты сцепления, переключения передач с разрывом потока мощности, запуска двигателя от силы инерции движущейся под уклон машины, поворота с радиусом меньше величины, предварительно записанной в памяти контроллера, торможения с ускорением, превышающим величину, предварительно записанную в память контроллера, и/или отключения одной гусеницы;
- система содержит датчик угла наклона машины в поперечной плоскости, а контроллер сравнивает текущее значение этого угла с предварительно записанной в его энергонезависимой памяти величиной угла поперечного наклона машины, превышение которого требует реализации мер безопасности, а также, в случае этого превышения, формирует сигналы управления трансмиссией или механизмами поворота машины с реализацией запрета поворота с торможением одной гусеницы в нагорную сторону или поворота с радиусом меньше величины, предварительно записанной в памяти этого контроллера;
- система, с целью реализации безопасного управления машиной при преодолении брода, содержит содержит датчик наличия воды, установленный на машине с возможностью выявления движения машины в этом режиме, а контроллер при этом осуществляет управление двигателем и/или трансмиссией машины с реализацией запрета остановки двигателя, уменьшения его угловой скорости меньше величины, предварительно записанной в памяти контроллера, переключения передач трансмиссии, остановки машины, увеличения скорости движения машины свыше величины, предварительно записанной в памяти контроллера, и/или поворота с радиусом меньше величины, предварительно записанной в памяти контроллера;
- система содержит датчик тягового усилия машины, а контроллер формирует сигнал остановки машины при ее наезде на препятствия, выявляемом по скорости возрастания тягового усилия, превышающей величину, предварительно записанную в память контроллера;
- система содержит датчик направления ветра и сигнализатор, используемые для обеспечения безопасности оператора при снятии крышки радиатора нагретого двигателя путем индикации положения наветренной стороны этой пробки или крышки;
- контроллер, при поступлении на него сигнала торможения машины, реализует алгоритм безопасной остановки машины, формируя сигналы управления двигателем, трансмиссией и прицепным рабочим оборудованием (если оно имеет колесный ход), в следующей последовательности: уменьшение подачи топлива в двигатель, включение тормозов колес прицепного оборудования, выключение передачи крутящего момента от двигателя к ведущим звездочкам машины, включение тормоза машины;
- система содержит датчик угла наклона машины в продольной плоскости, а контроллер обеспечивает реализацию безопасного управления машиной при непредвиденной остановке двигателя машины на подъемах и спусках, превышающих величины, предварительно установленные и записанные в память контроллера, путем формирования сигналов управления двигателем и трансмиссией в следующей последовательности: включение тормоза машины, выключение передачи крутящего момента от двигателя к ведущим звездочкам машины, запуск двигателя и одновременное выключение тормоза и включение передачи крутящего момента от двигателя к ведущим звездочкам машины;
- система содержит датчики скорости движения и угла наклона машины в продольной плоскости, а контроллер формирует сигналы торможения машины из условия ограничения интенсивности торможения машины, максимального допустимая величина которой при различной скорости движения машины на подъемах и спусках предварительно записана в энергонезависимую память контроллера;
- система содержит устройство глобального спутникового позиционирования GPS/ГЛОНАСС, подключенное к контроллеру или панели оператора, в энергонезависимой памяти которого/которой предварительно записаны координаты или область допустимого местоположения машины и/или величины уклонов грунтовой поверхности с привязкой к этим координатам, а контроллер обеспечивает управление двигателем и трансмиссией из условия перемещения машины в пределах ее допустимого местоположения и предотвращения опрокидывания;
- система содержит датчик напряженности электрического поля линии электропередачи (ЛЭП) и устройство, приспособленное для выявления наличия у оператора наряда-допуска на работу в охранной зоне ЛЭП и подключенное контроллеру, который обеспечивает остановку двигателя и/или машины при отсутствии этого наряда-допуска при величине напряженности электрического поля, превышающей максимально допустимую величину, предварительно записанную в память контроллера. При этом устройство, выполненное с возможностью выявления наличия у оператора этого наряда-допуска, может быть реализовано в виде устройства считывания данных о наличии этого наряда-допуска с памяти смарт-карты, чип-карты, Flash-карты, накопителя Flash USB Drive либо в виде клавиатуры панели оператора, приспособленной для ввода и анализа кода этого допуска.
Кроме того, с целью достижения указанных технических результатов, в системе управления землеройно-транспортной машины, в частности:
- устройство считывания персональных или биометрических данных оператора выполнено в виде устройства считывания отпечатков его пальцев, или перезаписи данных с долговременной памяти смарт-карты, или чип-карты, или Flash-карты, или накопителя Flash USB Drive, или удостоверения оператоpa, или его паспорта, или акустического контроля голоса оператора, или видеоконтроля черт его лица, или в виде приемника радиочастотного, или ультразвукового, или оптического, или инфракрасного сигнала, сформированного мобильным устройством идентификации оператора;
- контроллер приспособлен для хранения в энергонезависимой памяти предварительно записанной информации о квалификации оператора, либо устройство считывания данных о операторе дополнительного считывает информацию, характеризующую его квалификацию, а контроллер реализует изменение максимально допустимых параметров работы машины (скорости движения, продольного и поперечного крена машины и т.д.) в зависимости от информации об этой квалификации (от квалификации оператора);
- контроллер обеспечивает подсчет продолжительности работы каждого оператора и их запись в долговременную энергонезависимую память с возможностью считывания в случае необходимости и, при необходимости, выявление нарушений установленного режима труда и отдыха и последующей записи информации об этих нарушениях в долговременную энергонезависимую память с возможностью считывания в случае необходимости, а также формирования предупредительного информационного сигнала;
- контроллер осуществляет выявление и/или идентификацию неисправностей машины, влияющих на безопасность ее работы, путем обработки записей информации о техническом состоянии машины по программе, предварительно записанной в блок энергонезависимой памяти панели оператора или контроллера, и/или выявляет отклонения параметров работы машины за пределы их допустимых значений, предварительно записанных в указанный блок энергонезависимой памяти, а также формирует предупредительный сигнал или сигнал остановки двигателя и/или блокирования работы трансмиссии при наличии указанных неисправностей или отклонений;
- система содержит датчики фиксации дверей кабины в открытом положении и датчик поперечного крена машины, а контроллер формирует предупредительный сигнал и/или сигнал остановки двигателя или машины, если сигнал датчика положения двери кабины со стороны, обращенной к верхней части склона, указывает на ее закрытое положение, а величина угла поперечного крена машины превышает максимально допустимую величину, предварительно записанную в энергонезависимую память контроллера;
- любые параметры, устанавливаемые оператором, включая признаки наличия ROPS, ограждения заднего стекла кабины и ограничения на параметры работы машины и ее рабочего оборудования, при первоначальном включении системы устанавливаются из условия отсутствия этих защитных устройств и наименьших значений параметров безопасной работы машины и ее рабочего оборудования;
- система содержит устройство глобального спутникового позиционирования GPS/ГЛОНАСС, подключенное к контроллеру или панели оператора, в энергонезависимой памяти которого/которой предварительно записаны координаты положения опор ЛЭП, а контроллер приспособлен для управления движением машины из условия пересечения линии электропередачи под прямым углом вблизи опоры (в зонах наименьшего провисания проводов ЛЭП);
- контроллер, формирующий сигналы управления или предупредительные сигналы, дополнительно выполнен с возможностью записи этих сигналов в энергонезависимую память с возможностью считывания в случае необходимости;
- контроллеры и панель оператора реализованы на основе микроконтроллеров и связаны между собой с использованием протоколов последовательного интерфейса Controller Area Network (CAN) и/или Local Interconnect Network (LIN).
- панель оператора содержит цветную графическую панель, устройство звуковой или речевой сигнализации и органы управления этой панелью и/или машиной, выполненные в виде кнопок или клавиш;
- органы управления машиной выполнены в виде джойстиков управления движением и рабочим оборудованием машины, ключа запуска двигателя, рукоятки управления подачей топлива, педалей тормоза и десселератора, а также клавишных выключателей приборов освещения.
Реализация как одного из указанных отличительных признаков изобретения, так и одновременно любого количества альтернативных признаков в их любом сочетании, приводит к достижению одного и того же технического результата - к повышению безопасности работы оператора на машине. При этом уровень достигаемого повышения безопасности зависит от выбора этих альтернативных признаков и их сочетания, что далее показано при описании примеров реализации предложенной системы электрооборудования.
На чертеже представлена упрощенная схема системы электрооборудования гусеничной машины с электромеханической трансмиссией. Эта система применима также на машине с механической, гидромеханической, гидростатической и гибридной трансмиссией.
Роль первичного источника энергии выполняет приводной двигатель 1, выполненный, как правило, в виде двигателя внутреннего сгорания (ДВС), преимущественно дизеля.
В приведенном примере используется последовательная кинематическая схема моторно-трансмиссионной установки машины, которая исключает механическую связь ДВС с гусеничным движителем. ДВС соединен с генератором 2, который является источником электрической энергии для двух тяговых электродвигателей 3 и 4, которые соединены с бортовыми редукторами 5, 6.
На бортовых редукторах закреплены ведущие колеса (звездочки) 7, 8 гусеничного движителя.
Система электрооборудования, которая может именоваться системой контроля, защиты и управления. В общем случае она включает в себя высоковольтную (для машины с электромеханической или гибридной трансмиссией) и низковольтную части и содержит один или несколько контроллеров, в частности, главный (ведущий) контроллер 9, контроллер 10 генератора 2, два контроллера 11, 12 электродвигателей 3, 4, контроллер 13 привода рабочего оборудования или вала отбора мощности 14, органы управления движением и рабочим оборудованием машины 15, панель оператора (оператора, тракториста водителя) 16, датчики параметров работы машины 17 и приборы низковольтного оборудования (электроснабжения, освещения, звуковой сигнализации, поддержания микроклимата в кабине, стеклоочистители и т.д.) 18 и другие устройства, условно не показанные на чертеже.
Контроллеры могут именоваться также блоками управления, управляющими устройствами, блоками входов и нагрузок, информационно-управляющими блоками или устройствами и т.д., что не имеет принципиального значения.
Контроллер 10 генератора 2 выполнен, в частности, в виде синхронного выпрямителя и преобразует выходное напряжение генератора 2 в постоянное напряжение силовой сети трансмиссии, например, 550 В.
Контроллеры 11 и 12 осуществляют преобразование этого напряжения в переменное напряжение или однополярные импульсы перед подачей на электродвигатели 3, 4. Они выполнены в виде силовых частотных преобразователей, инверторов или коммутаторов и имеют встроенные системы управления, реализованные на основе микроконтроллеров.
Возможно как объединение контроллеров 9-13 в единый блок (модуль), так и их раздельное исполнение в зависимости от выполняемых функций и требований к компоновке машины. Возможно также конструктивное объединение контроллера 10 с генератором 1, а контроллеров 11, 12 - с электродвигателями 3, 4.
Линии передачи информационных сигналов между контроллерами выполнены с использованием стандарта промышленной сети CAN (Controller Area Network - сеть контроллеров), ориентированной на объединение в единую сеть различных устройств с использованием последовательного, широковещательного и пакетного режимов передачи. Возможно также применение интерфейсов LIN (Local Interconnection Network), RS-485 (стандарт EIA/TIA) и т.д., а также беспроводных интерфейсов типа ZigBee (стандарт IEEE 802.15.4), Wi-Fi (стандарт IEEE 802.11), Bluetooth (стандарт IEEE 802.15.1) и т.п.
Главный контроллер 9 осуществляет координацию работы всей системы электрооборудования, а также реализует функции управления двигателем 1 непосредственно, либо через дополнительный контроллер двигателя, встроенный в него.
Электродвигатели 3, 4 могут быть асинхронными частотно-управляемыми. Более предпочтительным является применение вентильных реактивных (индукторных, индукционных) электродвигателей (ВРД, ВИД, ВИРД) - трех или более фазных электродвигателей без магнитов и электромагнитов в роторе и статоре, управляемых электронными ключами контроллеров 11, 12. В англоязычной литературе они называются электродвигателями с переменным магнитным сопротивлением: «Switched Reluctance Motor (SRM)».
Перспективно также применение синхронных электродвигателей с постоянными магнитами в роторе, которые на английском языке называются «Permanent Magnet Synchronous Motor (PMSM)». Реже используется название «BrushLess Direct Current motor (BLDC)», что переводится, как «Бесщеточный мотор постоянного тока».
Генератор 2 может иметь конструкцию, аналогичную электродвигателям 3, 4, или отличающуюся от них.
Контроллер 10 обеспечивает также коммутацию обмоток генератора 2 при его работе в режиме электродвигателя (выполняет функции синхронного выпрямителя), а контроллеры 11, 12 - коммутацию обмоток электродвигателей 3, 4 при их работе в режиме генератора.
Машина может быть оснащен рабочим (навесным) оборудованием и/или валом отбора мощности (ВОМ) с гидромеханическим, гидравлическим, электрогидравлическим или электромеханическим приводом 14, управление которым осуществляется оператором (именуемым также машинистом, трактористом или водителем) с помощью органов управления 15 через главный контроллер 9 и контроллер 13 привода 14, либо этими контроллерами в автоматическом режиме.
В случае применения гидравлического (гидромеханического, электрогидравлического) привода 14, на машине дополнительно устанавливается гидрораспределитель, связывающий гидронасос, по меньшей мере, с одним гидравлическим цилиндром или гидромотором. Распределитель, гидронасос и/или гидромотор могут быть выполнены с пропорциональным или дискретным управлением от контроллера 13.
В электродвигатели 3, 4 или в бортовые редукторы 7, 8 встроены нормально замкнутые стояночные тормоза 19, 20, управление которыми осуществляется непосредственно главным контроллером 9 или контроллерами 11, 12 электродвигателей. Контроллеры обеспечивают включение тормозов 19, 20 для предотвращения скатывания машины под уклон, а также для ее торможения и остановки, если по каким-либо причинам интенсивность торможения электродвигателями 3, 4 оказывается недостаточной.
Контроллеры 11 и 12 осуществляют управление электродвигателям 3, 4 с возможностью изменения как скорости, так и направления движения машины. Альтернативным вариантом реализации трансмиссии машины является применение одного электродвигателя, главной передачи, устройства дифференциального управления, бортовых фрикционов и рабочих тормозов.
Органы управления 16 предназначены для формирования сигналов управления движением и приводом рабочего оборудования 14 машины и включают с себя, по меньшей мере, один аппарат управления движением машины (джойстиком), соединенный с главным контроллером 9, ключ запуска двигателя, клавишные и кнопочные переключатели, рукоятку управления подачей топлива, педали тормоза и десселератора. Управление приборами низковольтного оборудования 18 возможно непосредственно от переключателей, либо через контроллеры.
Сигналы торможения машины могут формироваться аппаратом управления (джойстиком) путем установки его рукоятки в нейтральное положение, либо с помощью педали тормоза.
Контроллер 9 соединен также с панелью оператора 16, именуемую также панелью контрольно-измерительных приборов, комбинацией приборов, блоком индикации, блоком отображения информации и т.п, выполненной в виде набора электромеханических указателей, графической панели и обеспечивающих отображение параметров работы машины и формирование аварийных и предупредительных сигналов для оператора. Панель оператора 16 может быть выполнена в виде отдельного блока или совмещена с одним из контроллеров.
Для контроля параметров работы машины в состав системы электрооборудования входят датчики 17. К ним относятся датчики температуры и давления в трансмиссии и двигателе 1, датчики продольного и поперечного наклона машины (креномеры), параметров окружающей среды (температуры, освещенности рабочей зоны, запыленности, дождя, тумана, ветра), положения машины (приемники сигналов GPS/ГЛОНАСС), тягового усилия машины, ускорения, угловых скоростей валов трансмиссии (электродвигателей, гидромоторов) 21, 22 и другие датчики.
В систему электроснабжения системы входят генераторная установка и аккумуляторная батарея (на чертеже условно не показаны).
Предельно допустимые значения параметров работы машины и ее рабочего оборудования зависят от конструктивного исполнения машины и применяемой технологии выполнения работ. Их численные значения предварительно определяются расчетным или экспериментальным путем при проектировании системы электрооборудования и записываются в память контроллеров и/или панели оператора.
Система электрооборудования гусеничной машины работает следующим образом.
При вращении выходного вала дизельного двигателя 1 контроллер 10 в соответствии с информационными сигналами, поступающими от генератора 2, формирует необходимые сигналы на его обмотки (в случае применения вентильного индукторно-реактивного генератора).
Контроллер 10 выполняет функции выпрямителя. Напряжение постоянного тока силовой сети трансмиссии с его выхода поступает на контроллеры 11, 12, выполняющие функции силовых электронных коммутаторов или инверторов - преобразователей постоянного напряжения в переменное регулируемой частоты.
Тяговые электродвигатели 3, 4, получающие электрическую энергию от контроллеров 11, 12, преобразуют ее в механическую энергию и передают вращающий момент на бортовые редукторы 5, 6 и далее на ведущие звездочки 7, 8 гусеничного движителя, обеспечивая движение машины.
Режимы работы двигателя 1, генератора 2 и электродвигателей 3, 4 задаются главным контроллером 9, связанным с органами управления машины 16 и панелью оператора 16. Он реализован на основе микроконтроллера и выполняет функции координатора системы электрооборудования машины.
Во время работы машины скорость ее движения устанавливается контроллерами 9, 11, 12 в зависимости от положения рукоятки органа управления 16. Повороты машины осуществляются путем задания разных угловых скоростей электродвигателей 3, 4. Датчики угловой скорости 21, 22 при этом используются для контроля этих скоростей и синхронизации работы бортов машины с целью обеспечения ее прямолинейного движения при отсутствии поворотов.
При поступлении на главный контроллер 9 сигнала остановки (торможения) машины путем перевода органа управления ее движением в нулевое положение или путем воздействия на орган управления тормозом (например, педаль), контроллеры 11, 12 по сигналам с главного контроллера 9, переводят электродвигатели 3, 4 в режим генераторов. Интенсивность торможения определяется положением (перемещением), углом наклона органа управления 16, или силой, с которой на него воздействует оператор (машинист).
При этом электродвигатели 3, 4, работающие в режиме генераторов, преобразуют кинетическую энергию движения машины в электрическую энергию и подают ее в силовую сеть трансмиссии. Избыточная энергия силовой сети трансмиссии утилизируется путем ее передачи в аккумуляторную батарею, двигатель 1, привод рабочего оборудования или блок тормозных резисторов (на чертеже условно не показан).
Путем регулирования тормозного момента, создаваемого электродвигателями 3, 4, обеспечивается необходимая интенсивность торможения, заданная органом управления 16. Сигнал торможения может быть также сформирован самой системой электрооборудования машины в автоматическом режиме без участия оператора (машиниста).
Машина может быть оснащена нормально замкнутыми стояночными тормозами 19, 20, которые предназначены для удержания машины на уклоне и не принимают участия при ее нормальной работе (не являются рабочими тормозами машины). Однако контроллеры 11, 12 могут осуществлять включение этих тормозов, если главным контроллером 9 будет установлено, что тормозного момента, создаваемого при реализации альтернативных способов торможения, недостаточно для торможения машины с интенсивностью, заданной органом управления торможением 16.
Контроль действительных значений скорости движения, интенсивности торможения и радиуса поворота машины осуществляется главным контроллером 9 с использованием выходных сигналов датчиков теоретической скорости движения машины 21, 22, действительной скорости или ускорения машины, а также датчиков 17 других параметров работы машины. Далее главный контроллер 9, используя шину CAN, LIN или другой интерфейс передачи данных, передает в другие контроллеры информацию о требуемых параметрах и режимах работы связанных с ними узлов и агрегатов машины, обеспечивая приведение в соответствие заданных оператором и действительных значений скорости движения, интенсивности торможения и радиуса поворота машины.
Аналогичным образом осуществляется управление машиной с гидростатической или гидромеханической трансмиссией. Различие конструктивных параметров трансмиссий различного типа учитывается в конструкции контроллеров и панели оператора, в программах работы микроконтроллеров, на основе которых они реализованы, а также при выборе состава датчиков 17.
На гусеничной машине с любым типом трансмиссии система электрооборудования реализует ряд функций безопасности, описанных в формуле изобретения в виде альтернативных признаков. Их реализация в любом сочетании приводит к достижению одного и того же технического результата - повышению безопасности работы оператора на машине.
В первом варианте реализации системы в ее состав включено устройство считывания персональных или биометрических данных оператора, выполненное, в частности, в виде устройства считывания отпечатков его пальцев, устройства перезаписи этих данных с долговременной памяти смарт-карты, чип-карты, Flash-карты, накопителя Flash USB Drive, удостоверения или паспорта оператора, или устройства акустического контроля голоса оператора (микрофона и средства обработки речевой информации), или видеоконтроля черт его лица (видеокамеры и средства обработки видеоизображения), или в виде приемника радиочастотного, ультразвукового, оптического инфракрасного сигнала, сформированного мобильным устройством идентификации оператора, например, транспондера. При этом одновременно могут считываться или храниться в памяти контроллера или панели оператора дан