Способ контроля отказа включения вводного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для контроля ложного включения секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при работе кольцевой сети по нормальной схеме электроснабжения. Технический результат - снижение энергозатрат путем исключения зондирующего способа и путем контроля уравнительного тока на участках шин, смежных с секционным выключателем. Для решения указанной задачи при включенном состоянии вводных выключателей шин на участках, присоединенных к секционному выключателю, контролируют появление уравнительного тока и, если он одновременно появится на этих участках, то делают вывод о ложном включении секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при работе кольцевой сети по нормальной схеме электроснабжения. Предлагаемый способ позволяет получать информацию о ложном включении секционного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при работе кольцевой сети по нормальной схеме электроснабжения. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для контроля отказа включения вводного выключателя (ВВ) шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Известен способ контроля отказа включения пункта автоматического включения резерва (АВР) в кольцевой сети, заключающийся в том, что на шинах трансформатора основного источника питания фиксируют появление броска тока, вызванное коротким замыканием (КЗ) в линии, питающейся от этого трансформатора. При появление броска тока КЗ начинают отсчет времени, равного выдержке времени выключения пункта АВР. По окончании отсчета этого времени контролируют появление броска тока (ток может увеличиваться до значения более нормального рабочего, не менее тока К3 - бросок рабочего тока или до величины тока короткого замыкания - бросок тока КЗ) на шинах трансформатора резервного источника питания. Если по окончании отсчета времени нет броска тока на шинах трансформатора резервного источника питания, то это свидетельствует о том, что произошел отказ пункта АРВ [патент RU №2215356 C2, кл. 7H2J 13/00, 9/04, опубл. 27.10.2003, бюл. №30].

Недостатком известного способа является невозможность с его помощью осуществления контроля отказа включения вводного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей способа путем получения информации об отказе включения ВВ шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Согласно предлагаемому способу с момента появления напряжения на трансформаторе начинают отсчет суммарного времени, равного времени выдержки включения ВВ и времени выдержки отключения секционного выключателя шин, при этом на вводе основного источника питания контролируют появление броска рабочего тока и, если он не появится в момент окончания отсчета суммарного времени, делают вывод об отказе включения ВВ шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Суть предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 представлена структурная схема, содержащая элементы для реализации способа;

- на фиг.2 - диаграммы сигналов на выходах элементов, показанных на фигуре 1.

Схема (см. фиг.1) содержит: силовые трансформаторы 1 и 2 основного и резервного источников питания, вводные выключатели ВВ 3 и 4, выключатель 5 шинного пункта АВР, головные выключатели 6 и 10, секционирующие выключателями 7 и 9, выключатель 8 сетевого пункта АВР, датчика напряжения (ДН) 11, элемент ПАМЯТЬ 12, датчик рабочего тока (ДРТ) 13, элементы: НЕ 14, ЗАДЕРЖКА 15; ОДНОВИБРАТОР 16, И 17, регистрирующее устройство (РУ) 18.

Диаграммы сигналов на выходах элементов, показанных на фигуре 1, имеют вид (см. фиг.2): 19 - на выходе элемента 11, 20 - на выходе элемента 12, 21 - на выходе элемента 13, 22 - на выходе элемента 14, 23 на выходе элемента 15, 24 - на выходе элемента 16, 25 - на выходе элемента 17, 26 - в РУ 18. На фиг.2, кроме диаграмм выходных сигналов элементов схемы, также показаны: t1 - момент времени появления напряжения на трансформаторе 1, t2 - момент времени окончания времени выдержки включения ВВ 3.

Способ осуществляется следующим образом.

В нормальном режиме работы кольцевой сети выключатели 3, 6, 7, 9, 10 и 4 включены, а выключатели 5 и 8 отключены.

Исчезновение напряжения на трансформаторе 1, вызванное аварийным или плановым отключением, приведет в действие автоматику и ВВ 3 отключится, а выключатель 5 включится. Схема при этом перейдет в режим питания резервируемой линии. После устранения неисправностей или проведения необходимых работ напряжение на силовой трансформатор 1 будет подано. При этом должна прийти в действие автоматика ВВ 3 и он должен включиться, однако, по причине какой-либо неисправности, возникшей в схеме автоматики (отказ реле, обрыв цепи управления и т.п.) или в приводе включения выключателя произойдет отказ и он не включится. Для получения информации об отказе включения ВВ 3 необходимо осуществлять контроль наличия напряжения на нем как со стороны силового трансформатора 1, так и со стороны шин подстанции. Работа схемы такого контроля будет осуществляться следующим образом.

При появлении напряжения на силовом трансформаторе 1 на выходе ДН 11 появится сигнал (фиг.2, диагр. 19, момент времени t1). Этот сигнал поступит на вход элемента ПАМЯТЬ 12, запомнится в нем (фиг.2, диагр. 20) и поступит на вход элемента ЗАДЕРЖКА 15. С выхода этого элемента сигнал появится через время выдержки включения ВВ 3 (фиг.2, диагр. 23) и поступит на вход элемента Одновибратор 15. Он произведет одно колебание (фиг.2, диагр. 24), своим сигналом «сбросит» память с элемента 12 (фиг.2, диагр. 20) и поступит на второй вход элемента И 17. К этому моменту времени ВВ 3 должен включиться, однако по причине отказа он не включится, поэтому на вводе шин основного источника питания броска рабочего тока не будет, при этом не будет и сигнала на выходе ДРТ 13 (фиг.2, диагр.21), но будет сигнал на выходе элемента НЕ 14 (фиг.2, диагр.22). И этот сигнал будет присутствовать на первом входе элемента И 17, поэтому он сработает, появится его выходной сигнал (фиг.2, диагр.25). Этот сигнал поступит в РУ 18 и в нем появится информация о том, что выключатель 3 не включился (фиг.2, диагр.26)

Таким образом, при использовании предлагаемого способа можно получать информацию об отказе включения вводного выключателя шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.

Способ контроля отказа включения вводного выключателя (ВВ) шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети, заключающийся в фиксации бросков тока и в измерении времени между ними, отличающийся тем, что с момента появления напряжения на трансформаторе начинают отсчет суммарного времени, равного времени выдержки включения ВВ и времени выдержки отключения секционного выключателя шин, при этом на вводе основного источника питания контролируют появление броска рабочего тока и, если он не появится в момент окончания отсчета суммарного времени, то делают вывод об отказе включения ВВ шин двухтрансформаторной подстанции при восстановлении нормальной схемы электроснабжения кольцевой сети.