Загрузчик сеялок

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к транспортным средствам, оборудованным устройствами для перегрузки сыпучих материалов в бункеры. Загрузчик сеялок на базе автомобиля-самосвала с двухсторонней разгрузкой включает шасси с опрокидывающимся кузовом, шнековый питатель и отгружающий поворотный транспортер. Отгружающий транспортер выполнен в виде шнека в цилиндрическом кожухе и соединен с задней стенкой кузова посредством 4-звенного параллелограммного механизма с перемещающимися звеньями в вертикальной плоскости. Сцепка выполнена в виде двуплечего рычага, который установлен на горизонтальной оси. Один конец рычага через ведомое звено шарнирно соединен с рамой автомобиля, а с другой - посредством вертикальной оси шарнирно соединен с дополнительным поворотным в горизонтальной плоскости рычагом. Свободный конец рычага снабжен П-образной вилкой. Концы П-образной вилки шарнирно соединены с кожухом отгружающего шнека в его центре тяжести с возможностью вращательного перемещения шнека в вертикальной плоскости. Достигается повышение надежности загрузчика сеялок. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к транспортным средствам, оборудованным устройством для перегрузки сыпучих материалов в бункеры зернотуковых сеялок и машин для внесения минеральных удобрений.

Известен загрузчик сеялок, включающий самоходное шасси с рамой и кузовом, в нижней части заднего борта которого установлены заборный и выгрузной шнековые транспортеры, последний из которых выполнен с возможностью углового поворота в вертикальной плоскости [Авторское свидетельство СССР №1628894, кл. A01C 15/00, B656 67/00, 1989].

Перегрузочное устройство данного типа загрузчиков сеялок может быть использовано только на транспортных средствах с задней самосвальной разгрузкой кузова.

Известен загрузчик сеялок, включающий шасси с опрокидывающимся на две стороны и состоящим из двух частей кузовом, размещенный внутри кузова шнековый питатель с разрывными муфтами включения на противоположных концах и выгрузной транспортер [Патент RU №2336187 C1, B60P 1/40, 2007].

Однако использование данного загрузчика для доставки и перегрузки семян и минеральных удобрений из одного кузова затруднительно, поскольку эти материалы имеют различные свойства сыпучести, в частности углы естественного откоса и внешнего трения, в результате чего при наклоне кузова и перегрузке минеральных удобрений семенной материал как более сыпучий продукт будет пересыпаться через борт кузова. Кроме того, отсутствие механизма перевода отгружающего транспортера из рабочего в транспортное положение и обратно затрудняет процесс перегрузки материалов, так как при наклоне кузова нарушается первоначальное положение отгружающего транспортера. Вместе с тем стационарное положение отгружающего транспортера ограничивает использование загрузчика из-за больших габаритных размеров поперечного сечения кузова перегрузчика.

Известен загрузчик машин для внесения минеральных удобрений, содержащий раму с кузовом, состоящим из двух бункеров, снабженных шнековыми питателями и механизмами опрокидывания, и отгружающий поворотный складывающийся транспортер, размещенный в проеме между бункерами кузова [Авторское свидетельство СССР №1238742, кл. A01C 15/00, 1982].

Данный загрузчик обеспечивает возможность транспортировки и перегрузки двух видов сыпучих материалов, так как бункеры кузова имеют раздельные механизмы их опрокидывания. Недостаток данного загрузчика связан с низким коэффициентом использования вместимости кузова, поскольку значительная его часть занята проемом для размещения поворотного складывающегося отгружающего транспортера. Кроме того, наличие механизма складывания в отгружающем транспортере существенно усложняет его конструкцию и снижает эксплуатационную надежность, так как нарушается постоянный режим натяжения тягового элемента транспортера.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является загрузчик сеялок, содержащий шасси с опрокидывающимся кузовом, шнековый питатель, расположенный параллельно продольной оси кузова, отгружающий транспортер и механизм его перевода из транспортного положения в рабочее и обратно, связывающий отгружающий транспортер с кузовом и рамой шасси загрузчика сеялок (Авторское свидетельство СССР №1502414, кл. B60P 1/36, 1989). Однако данный механизм перевода выгрузного транспортера имеет сложную трособлочную схему и не надежен в работе. Кроме того, выгрузной транспортер в транспортном положении выступает за габаритные размеры по ширине кузова более допустимой величины, что не позволяет использовать загрузчик для перевозки материала по дорогам общего пользования.

Задача предлагаемого изобретения - повышение надежности загрузчика сеялок.

Поставленная задача достигается тем, что в загрузчике сеялок, содержащем шасси с опрокидывающимся кузовом, шнековый питатель, расположенный повдоль продольной оси кузова, отгружающий транспортер и механизм его перевода из транспортного положения в рабочее и обратно согласно изобретению шнековый питатель выполнен с односторонней навивкой спирали и односторонним вращением его вала, концевая часть шнекового питателя заключена в кожух, который пропущен через отверстие в задней стенке кузова, закреплен к ней и снабжен радиальным отверстием с выгрузным лотком, а отгружающий транспортер выполнен в виде шнека в цилиндрическом кожухе, при этом механизм его перевода из транспортного в рабочее положение и обратно выполнен в виде 4-звенного параллелограммного механизма с перемещающимися звеньями в вертикальной плоскости, в котором функции основания и ведущего звена выполняют соответственно рама шасси и задняя стенка кузова автомобиля, а промежуточное звено-сцепка выполнена в виде двуплечего рычага, установленного на горизонтальной оси, закрепленной на задней стенке кузова, причем один конец рычага через ведомое звено шарнирно соединен с шасси автомобиля, с другой - посредством вертикальной оси шарнирно соединен с поворотным в горизонтальной плоскости рычагом, свободный конец которого снабжен П-образной вилкой, концы которой шарнирно соединены с кожухом отгружающего шнека в его центре тяжести с возможностью вращательного перемещения шнека в вертикальной плоскости.

Поворотный в горизонтальной плоскости рычаг выполнен из двух составных частей, шарнирно соединенных посредством вертикальной оси. Выгрузной лоток шнекового питателя закреплен на кожухе его концевой части с возможностью фиксированного поворота относительно продольной оси шнека и снабжен с противоположной стороны кожуха вторым выгрузным лотком.

На фиг.1 изображен кузов загрузчика сеялок (вид сверху); на фиг.2 - загрузчик сеялок (вид сзади) с отгружающим шнеком в транспортном положении; на фиг.3 - то же с отгружающим шнеком в рабочем положении; на фиг.4 - то же с наклоненным кузовом; на фиг.5 - вариант загрузчика сеялок с двумя отгружающими лотками шнекового питателя.

Загрузчик сеялок содержит шасси 1 с опрокидывающимся кузовом 2, шнековый питатель 3 с односторонней навивкой винтовой спирали, размещенный внутри кузова вдоль его продольной оси в зоне стыка боковой стенки 4 и днища 5 кузова и снабженный приводными гидромоторами 6.

Для снижения давления вышележащего сыпучего материала на перемещаемый поток и снижения энергоемкости шнековый питатель снабжен наклонным козырьком 7.

Концевая часть шнекового питателя 3 заключена в цилиндрический кожух 8, установленный в отверстии задней стенки 9 кузова и снабженный радиальным отверстием с отгрузочным лотком 10.

Отгружающий шнек 11 снабжен механизмом его перевода из транспортного положения (фиг.2) в рабочее (фиг.3, 4), который выполнен в виде 4-звенного параллелограммного механизма с перемещающимися в вертикальной плоскости звеньями.

В 4-звеном параллелограммном механизме функцию неподвижного основания выполняет рама шасси 1 загрузчика, функцию ведущего звена - опрокидывающаяся совместно с кузовом его задняя стенка 9, а функцию промежуточного звена (сцепки) - двуплечий рычаг 12, шарнирно соединенный одним концом с ведомым звеном 13, который в свою очередь шарнирно соединен с рамой шасси 1 загрузчика сеялок. Двуплечий рычаг 12 установлен с возможностью поворота в вертикальной плоскости на горизонтальной оси 14, которая закреплена на задней стенке 9 кузова.

Второй конец рычага 12 посредством вертикальной оси 15 шарнирно соединен с поворотным в горизонтальной плоскости рычагом, который может состоять из одного или двух звеньев 16 и 17, соединенных в свою очередь посредством вертикальной оси 18.

Поворотное звено 17 на конце содержит П-образную вилку 19, которая шарнирно соединена с кожухом отгружающего шнека в его центре тяжести с возможностью поворота шнека в вертикальной плоскости.

Отгружающий шнек 11 в загрузочной части снабжен приводным гидромотором 20 и приемной воронкой 21, а в концевой части - отгрузочным патрубком 22 с гибким выгрузным рукавом 23.

Кожух 8 концевой части шнекового питателя 3 снабжен дополнительным выгрузным лотком 24, расположенным с противоположной стороны лотка 10 с возможностью их совместного фиксированного поворота относительно кожуха шнека (фиг.5).

Работа загрузчика осуществляется следующим образом.

Загруженный на складе семенами или минеральными удобрениями загрузчик подъезжает на краю поля к зернотуковой сеялке или машине для внесения удобрений. Отгружающий шнек 11 путем поворота звеньев в горизонтальной плоскости 16 и 17 поворотом рычага переводится из транспортного (фиг.2) в рабочее положение (фиг.3) и при необходимости фиксируется в этом положении относительно шасси 1.

Отгрузочный лоток 10 шнекового питателя 3 устанавливается в положение, обеспечивающее подачу сыпучего материала в приемную воронку 21 отгружающего шнека. Гибкий выгрузной рукав 23 заправляется в отверстие соответствующего бункера сеялки или машины для внесения удобрений, после чего включаются гидромоторы 6 и 20 шнекового питателя и отгружающего шнека.

При вращении шнеков сыпучий материал из кузова 2 перемещается к выгрузному рукаву 23 и ссыпается в бункер сеялки. По мере освобождения шнекового питателя 3 с помощью гидроцилиндра производится подъем кузова (фиг.4), и сыпучий материал перемещается поперек кузова к боковой стенке 4, заполняя через отверстия в козырьке 7 межвитковое пространство шнекового питателя. При этом за счет параллелограммного механизма отгружающий шнек сохраняет изначальное положение относительно кузова загрузчика.

При необходимости более точной ориентации перегружаемого в сеялку потока сыпучего материала оператор, находящийся на рабочей площадке сеялки, поворотом звеньев 16 и 17 корректирует положение выгрузного патрубка 22 отгружающего шнека и гибкого рукава 23.

После загрузки сеялки отключается подача рабочей жидкости в гидромоторы 7 и 20, кузов опускается на шасси загрузчика, отгружающий шнек переводится из рабочего положения в транспортное и крепится к заднему борту кузова.

При необходимости заправки сеялок, имеющих в составе свой штатный загрузочный шнек с приемной воронкой, для подачи сыпучего материала в эту воронку в рабочее положение устанавливается второй удлиненный лоток 24 шнекового питателя путем совместного с лотком 10 их фиксированного поворота вокруг кожуха 8. В этом варианте для загрузки сеялок используется только шнековый питатель (фиг.5).

В данном загрузчике сеялок за счет использования цельных нескладывающихся шнековых транспортеров и рациональной конструкции механизма перевода отгружающего шнека из транспортного положения в рабочее и обратно обеспечивается надежность работы загрузчика и удобство его эксплуатации.

1. Загрузчик сеялок на базе автомобиля-самосвала с двухсторонней разгрузкой, включающий шасси с опрокидывающимся кузовом, шнековый питатель, расположенный внутри кузова, и отгружающий поворотный транспортер, выполненный с односторонней навивкой спирали и односторонним вращением шнека, концевая часть шнекового питателя заключена в кожух, который установлен в отверстии задней стенки кузова, закреплен к ней и снабжен радиальным отверстием с выгрузным лотком, при этом отгружающий транспортер выполнен в виде шнека в цилиндрическом кожухе и соединен с задней стенкой кузова посредством 4-звенного параллелограммного механизма с перемещающимися звеньями в вертикальной плоскости, в котором функции основания и ведущего звена выполняют соответственно рама и задняя стенка кузова автомобиля, а сцепка выполнена в виде двуплечего рычага, установленного на горизонтальной оси, закрепленной на задней стенке кузова, при этом один конец рычага через ведомое звено шарнирно соединен с рамой автомобиля, с другой - посредством вертикальной оси шарнирно соединен с дополнительным поворотным в горизонтальной плоскости рычагом, свободный конец которого снабжен П-образной вилкой, концы которой шарнирно соединены с кожухом отгружающего шнека в его центре тяжести с возможностью вращательного перемещения шнека в вертикальной плоскости.

2. Загрузчик сеялок по п.1, отличающийся тем, что поворотный в горизонтальной плоскости рычаг выполнен из двух шарнирно соединенных частей.

3. Загрузчик сеялок по п.1, отличающийся тем, что выгрузной лоток шнекового питателя соединен с его кожухом с возможностью фиксированного поворота относительно продольной оси кожуха шнека.

4. Загрузчик сеялок по п.1, отличающийся тем, что кожух концевой части шнекового питателя снабжен двумя радиально расположенными выгрузными лотками.