Способ оценки игровой выносливости

Изобретение относится к способу оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта и может быть использовано в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке. Оценка игровой выносливости спортсмена осуществляется на игровом поле со светодинамической подсветкой. Световым излучателем формируют пятно заданного диаметра, центр которого с заданной скоростью и инерционностью непрерывно преследует испытуемого в течение тестового периода. При этом в течение теста испытуемому разрешается неоднократно находиться в зоне светового пятна для отдыха, чтобы затем вырваться и уйти от него на дистанцию, гарантирующую перемещение вне светового пятна. При выходе испытуемого за границы светового пятна компьютер каждый раз вычисляет значение времени нахождения испытуемого вне светового пятна и суммирует эти значения за время тестового периода. По минимальной инерционности, максимальному диаметру и максимальной скорости перемещения светового пятна, при которых испытуемый способен неоднократно вырваться за границы светового пятна, а также суммарному времени нахождения испытуемого вне светового пятна во время тестового периода судят об игровой выносливости испытуемого. Способ позволяет повысить эффективность оценки игровой выносливости спортсмена за счет учета особенностей нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.

Реферат

Изобретение относится к способу оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта. Оно может быть использовано в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке, например, при исследовании динамики развития технико-тактической подготовленности спортсменов.

Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности, то есть способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Единого универсального метода и критерия оценки выносливости не существует. Для получения полной картины определения выносливости следует использовать разнородные тесты. К тому же есть своя специфика измерения специальной выносливости, проявляемой в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и других видах спорта [1].

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].

Однако такие системы в основном используются в рекламных целях и не предназначены для проведения спортивных тренировок и тестирования спортсменов.

Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту WO 2003/100568 А2 [3]. Данный комплекс предназначен, прежде всего, для мультимедийных развлечений и создания аэробных упражнений, которые формируются указанием направлений движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.

Недостатком данного способа тренировки является его малая функциональная возможность, не позволяющая тренировать и оценивать игровую выносливость спортсменов в игровых видах спорта.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [4].

Недостатком указанного способа является невозможность оценки игровой выносливости спортсмена.

Наиболее близким то технической составляющей заявляемого изобретения является способ тренировки спортсменов со спортивным снарядом, который осуществляется с помощью формирования светодинамических запрещенных зон, имитирующих противодействие игроков-соперников, целенаправленно перемещающихся и препятствующих передвижению спортсмена. Эти зоны реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников. Задача спортсмена - оценить смоделированную игровую ситуацию, соизмерить свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполнить обманные движения и совершить обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника [5].

Недостатком указанного способа является невозможность оценки игровой выносливости испытуемого.

Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности оценки игровой выносливости испытуемого.

Технический результат достигается тем, что на заданной площади горизонтальной поверхности световым излучателем, управляемым аппаратно-программным комплексом, создают световое пятно, которое целенаправленно, программно в течение заданного времени, с заданной скоростью и инерционностью преследует испытуемого; перемещения светового пятна и испытуемого или испытуемого со спортивным снарядом снимают видеокамерой, расположенной на заданной высоте над горизонтальной поверхностью, видеоизображение передают в компьютер, причем новым является то, что световым излучателем формируют световое пятно заданного диаметра с контрастными границами, центр которого с заданной инерционностью и заданной скоростью непрерывно преследует испытуемого все время тестового периода; испытуемому разрешается неоднократно находиться в зоне светового пятна в течение времени тестового периода для отдыха, оценки своих возможностей и игровой ситуации, скорости и инерционности светового пятна; испытуемый, оценивая игровую ситуацию, с места или в движении выполняет взрывной маневр, меняет направление и/или скорость своего перемещения с тем, чтобы вырваться за границы светового пятна и/или уйти от него на дистанцию, гарантирующую перемещение по игровой площадке вне светового пятна; при выходе испытуемого за границы светового пятна компьютер каждый раз вычисляет значение времени нахождения спортсмена вне светового пятна и суммирует эти значения за время всего тестового периода; по минимальной инерционности, максимальному диаметру и максимальной скорости перемещения светового пятна, при которых испытуемый способен неоднократно вырваться за границы светового пятна, а также по суммарному времени нахождения испытуемого вне светового пятна судят об игровой выносливости испытуемого в заданном тестовом периоде.

Предлагаемый способ оценки игровой выносливости в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Над горизонтальной поверхностью на заданной высоте размещают видеокамеру и световой излучатель, управляемый компьютером. Световым излучателем формируют на игровой поверхности световое пятно заданного размера с контрастными границами, которое имитирует преследующего соперника. Эксперт задает время тестового периода, в течение которого оценивается игровая выносливость испытуемого или испытуемого со спортивным снарядом. Исходя из функциональной подготовленности и возраста испытуемого, задается также диаметр, скорость перемещения по игровой площадке и инерционность светового пятна. При этом скорость преследования светового пятна задается близкой к игровым скоростям перемещений спортсменов в реальных игровых состязаниях выбранного вида спорта и возрастной группы испытуемого.

Испытуемому ставится задача: уходить от преследования условного соперника и как можно больше времени находиться вне площади светового пятна. Испытуемому поясняется, что для успешного выполнения поставленной задачи, в данном тесте целесообразно совершать взрывные маневры с резким изменением направления движения или скорости, максимально используя инерционность реагирования светового пятна.

С момента начала тестового периода по команде «Старт» испытуемый перемещается в пределах игрового пространства, уходя от преследующего его светового пятна. Испытуемый, оценивая игровую ситуацию, инерционность пятна и свою тактико-техническую подготовленность, а также свой игровой опыт и текущее состояние меняет направление и/или скорость своего перемещения с целью вырваться за пределы светового пятна и как можно больше времени находиться за его пределами.

Аппаратно-программный комплекс фиксирует маневры, ускорения испытуемого и моменты времени, когда испытуемый находится в пятне и за его пределами. Компьютер вычисляет значение времени каждого выхода и суммарное значение времени нахождения испытуемого вне светового пятна.

При успешном выполнении теста, когда испытуемый без особых усилий находится большую часть времени теста за пределами светового пятна, нагрузку увеличивают и проводят повторный тест после полного восстановления испытуемого. При этом уменьшают инерционность, и/или увеличивают скорость перемещения, и/или диаметр светового пятна. По минимальной инерционности, максимальному диаметру и максимальной скорости перемещения светового пятна, при которых испытуемый способен неоднократно вырваться за границы светового пятна, а также по суммарному времени нахождения испытуемого вне светового пятна судят об игровой выносливости испытуемого в заданном тестовом периоде.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки полученной видеоинформации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Таким образом, заявляемый способ оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/5-6-vynoslivost-opredelenie-poniatiia-vidy-vynoslivosti.

2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

3. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003.

4. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

5. Патент 2492896 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013, Бюл. №26.

Способ оценки игровой выносливости, в котором на заданной площади горизонтальной поверхности световым излучателем, управляемым аппаратно-программным комплексом, создают световое пятно, которое программно преследует испытуемого, при этом перемещения светового пятна и испытуемого снимают видеокамерой, а видеоизображение передают в компьютер аппаратно-программного комплекса, отличающийся тем, что световым излучателем формируют пятно заданного диаметра, центр которого с заданной скоростью и инерционностью непрерывно преследует испытуемого в течение тестового периода, при этом в течение теста испытуемому разрешается неоднократно находиться в зоне светового пятна для отдыха, чтобы затем вырваться и уйти от него на дистанцию, гарантирующую перемещение вне светового пятна; при выходе испытуемого за границы светового пятна компьютер каждый раз вычисляет значение времени нахождения испытуемого вне светового пятна и суммирует эти значения за время тестового периода; по минимальной инерционности, максимальному диаметру и максимальной скорости перемещения светового пятна, при которых испытуемый способен неоднократно вырваться за границы светового пятна, а также суммарному времени нахождения испытуемого вне светового пятна во время тестового периода судят об игровой выносливости испытуемого.