Способ смазывания зубчатого колеса
Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес механических передач. Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания. Способ смазывания зубчатого колеса включает обкатывание рабочих поверхностей зубьев его зубчатого венца, с прижатием к ним, смазывающим элементом в виде шестерни, изготовленной из прессованного смазочного материала, причем в процессе обкатывания шестерне придают осевые колебательные перемещения.
Реферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых колес механических передач.
Известен способ смазывания зубчатых колес методом окунания зубьев их зубчатых венцов в масляную ванну с жидким смазочным материалом - см., например, «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», с.214.
Недостаток данного способа смазывания состоит в том, что для смазывания необходимо наличие масляной ванны с верхним уровнем жидкого смазочного материала не ниже допустимого: в противном случае зубчатый венец не будет захватывать смазочный материал, и колеса смазываться не будут. Кроме того, возможность применения жидкого смазочного материала ограничено скоростью вращения колес.
В качестве прототипа взят ротапринтный способ смазывания зубчатых колес, заключающийся в обкатывании рабочих поверхностей зубьев их зубчатых венцов специальными смазывающими элементами в виде шестерен, изготовленных из прессованного смазочного материала; эти шестерни находятся в зацеплении с колесами с поджатием к ним; под действием поджатия смазочный материал переносится на рабочие поверхности зубьев колес, осуществляя их смазывание - см., например, «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник/Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: М. - (Основы проектирования машин)», с.191.
Недостаток данного способа состоит в недостаточной эффективности переноса смазочного материала со смазывающих шестерен на смазываемые рабочие поверхности зубьев зубчатых колес, т.к. перенос осуществляется за счет адгезионного взаимодействия контактирующих поверхностей зубьев шестерен и зубьев колес, а это взаимодействие недостаточно для эффективного переноса смазочного материала на смазываемые поверхности зубьев колес, вследствие того, что контактирование зубьев шестерен и парных с ними зубьев колес происходит в режиме их качения друг по другу (с незначительным трением скольжения в областях, удаленных от полюсов их зацепления).
Изобретением решается задача повышения эффективности ротапринтного смазывания зубчатого колеса.
Это достигается тем, что ротапринтный способ смазывания зубчатого колеса включает обкатывание рабочих поверхностей зубьев его зубчатого венца, с прижатием к ним, смазывающим элементом в виде шестерни, изготовленной из спрессованного смазочного материала, причем в процессе обкатывания шестерне придают осевые колебательные перемещения.
По сравнению с прототипом, предлагаемый способ позволяет осуществлять процесс переноса смазочного материала с поверхностей зубьев смазывающей шестерни на смазываемые рабочие поверхности зубьев колеса не только за счет сил адгезионного взаимодействия контактирующих поверхностей (зубьев шестерни и колеса), но и за счет трения скольжения между этими поверхностями, образующегося вследствие колебания шестерни, в процессе которого происходит натирание смазываемых поверхностей зубьев колеса смазочным материалом с поверхностей зубьев смазочной шестерни, что способствует повышению эффективности смазывания зубьев колеса.
Способ смазывания зубчатого колеса, преимущественно ротапринтный, включающий обкатывание рабочих поверхностей зубьев его зубчатого венца, с прижатием к ним, смазывающим элементом в виде шестерни, изготовленной из прессованного смазочного материала, отличающийся тем, что в процессе обкатывания шестерне придают осевые колебательные перемещения.