Способ ротапринтного смазывания зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Изобретением решается задача повышения эффективности ротапринтного смазывания зубчатых передач с переменным режимом нагружения. Способ ротапринтного смазывания зубчатой передачи включает обкатывание рабочих поверхностей зубьев, как минимум, одного зубчатого колеса передачи, с прижатием к нему, смазывающего элемента в виде шестерни с зубьями, изготовленными из спрессованного смазочного материала, причем величину прижатия изменяют прямо пропорционально изменению величины нагружения передачи, для чего передача снабжена датчиком величины ее нагружения, а шестерня - механизмом изменения величины ее прижатия к колесу передачи.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач.

Известен ротапринтный способ смазывания зубчатой передачи, заключающийся в обкатывании рабочих поверхностей зубьев, как минимум одного зубчатого колеса передачи, с прижатием к нему, смазывающим элементом в виде шестерни с зубьями, изготовленными из прессованного смазочного материала - см., например, «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - (Основы проектирования машин)», стр.191.

Недостаток данного способа состоит в том, что сила притяжения смазывающего элемента к смазываемому зубчатому колесу остается неизменно постоянной, не зависящей от режима нагружения передачи и передаваемой ею нагрузки; в то время как режим трения (и режим изнашивания) рабочих поверхностей зубьев сопряженных колес зависит от режима нагружения передачи, и эта зависимость - прямо пропорциональная. Задание же силы прижатия одной величины - в случае изменения режимов нагружения передачи - приводит или к недостаточному смазыванию трущихся поверхностей зубьев (при больших нагружениях передачи) или - к нерациональному перерасходу смазочного материала с поверхности смазывающего элемента (при малых режимах нагружения). Это снижает эффективность процесса смазывания.

В качестве прототипа взят вышеописанный способ ротапринтного смазывания.

Изобретением решается задача повышения эффективности ротапринтного смазывания зубчатых передач с переменным режимом нагружения.

Для этого способ ротапринтного смазывания зубчатой передачи включает обкатывание рабочих поверхностей зубьев, как минимум, одного зубчатого колеса передачи, с прижатием к нему, смазывающим элементом в виде шестерни с зубьями, изготовленными из прессованного смазочного материала, причем величину прижатия изменяют прямо пропорционально изменению величины нагружения передачи, для чего передача снабжена датчиком величины ее нагружения, а шестерня - механизмом изменения величины ее прижатия к колесу передачи.

Реализуется данный способ следующим образом. Минимальную величину прижатия смазывающей шестерни задают исходя из оптимального режима смазывания смазываемого колеса при минимальном режиме нагружения зубчатой передачи, а максимальную величину прижатия задают, соответственно, - исходя из оптимального режима смазывания смазываемого колеса при максимальном режиме нагружения передачи. Величину нагружения передачи определяют датчиком ее нагружения, в качестве которого может служить, например, датчик потребляемого электрического тока электропривода передачи; а в качестве механизма изменения величины прижатия смазывающей шестерни к колесу передачи может быть использован любой из подходящих механизмов прижатия из местных конструкций.

По сравнению с прототипом, предлагаемый способ ротапринтного смазывания зубчатой передачи позволяет оптимизировать режим ее смазывания и повысить его эффективность.

Способ ротапринтного смазывания зубчатой передачи, преимущественно переменного режима нагружения, включающий обкатывание рабочих поверхностей зубьев, как минимум, одного зубчатого колеса передачи, с прижатием к нему, смазывающим элементом в виде шестерни с зубьями, изготовленными из прессованного смазочного материала, отличающийся тем, что величину прижатия изменяют прямо пропорционально изменению величины нагружения передачи, для чего передача снабжена датчиком величины ее нагружения, а шестерня - механизмом изменения величины ее прижатия к колесу передачи.