Система наведения, стабилизации и управления вооружением боевой машины
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области вооружения и военной техники и может найти применение в системах наведения, стабилизации и управления вооружением боевых машин типа БМП, БМД, танков, БТР, БРДМ и т.п. Технический результат - повышение эксплуатационных характеристик стабилизатора, расширение возможности его применения и диагностики. Для этого дополнительно введены с соответствующими связями: задающее устройство стабилизации с датчиками положения независимо стабилизированного в пространстве инерциального объекта по горизонтали и вертикали наведения (ГН и ВН), аппаратура системы управления боевым отделением, датчик крена и тангажа, датчики положения по ВН, датчик положения башни, электродвигатели дополнительного вооружения по ВН, редукторы дополнительного вооружения по ВН, установки пусковые дополнительного вооружения по ВН, последовательные шины данных, модули вычисления скорости вала электродвигателей (ЭД) усилителей мощности по ГН и ВН, формирователи сигналов последовательной шины усилителей мощности по ГН и ВН, блоки вычисления ШИМ усилителей мощности по ГН и ВН, кроме того, в блок управления дополнительно введены формирователи сигналов последовательной шины, блок вычисления сигналов управления, блок вычисления баллистических поправок. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области вооружения и военной техники, в частности к системам наведения, стабилизации и управления вооружением боевых машин типа БМП, танков, БТР, БРДМ и т.п., работающих с комплексом управления (далее по тексту - КУ) вооружением этих объектов.
Известна боевая машина пехоты БМП-2, комплекс вооружения которой содержит установленные в боевом отделении спаренные автоматическую пушку малого калибра и 7,62 мм пулемет, стабилизированные в двух плоскостях, а также пусковую установку с противотанковой управляемой ракетой (далее по тексту - ПТУР) и КУ вооружением, включающий дневно-ночной прицел наводчика, головное зеркало которого механически связано с пушкой, дневной прицел командира, головная призма которого механически связана с пушкой, дневного прицела управляемой ракеты, механически связанного с нестабилизированной выносной пусковой установкой для ПТУР, установленной на башне, а также стабилизатора вооружения представляющего собой систему наведения и стабилизации.
Система наведения и стабилизации, в свою очередь, состоит из приводов горизонтального (далее по тексту - ГН) и вертикального (далее по тексту - ВН) наведения и стабилизации, которые выполнены по структурной схеме, изображенной на фиг.1. Данная система наведения и стабилизации принята за прототип.
(См. 1) Изделие 2Э36-4 БС1.331.000. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (дополнение к ПБ1.331.047ТО);
2) «Боевая машина пехоты БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ч.1, 2. Бронетехника. Изд. Попурри, Минск, 2000, Открытое издание, стр.180-184).
Привода ГН и ВН системы, принятой за прототип, представляют собой автономные электромеханические привода постоянного тока, обеспечивающие режим стабилизированного наведения и стабилизации башни и пушки по сигналам, поступающим с пульта управления (ПУ) 1 (ГН) 1.1 и (ВН) 1.2 и датчиков абсолютной угловой скорости (ГТ-ГН) 2 и (ГТ-ВН) 3 в блок управления (БУ) 4.
Принцип работы приводов ВН и ГН в режимах стабилизации и стабилизированного наведения во многом схожи. Рассмотрим работу каждого из приводов ВН и ГН в отдельности.
В режиме стабилизации по ВН - стабилизация пушки по ВН осуществляется по сигналу датчика абсолютной угловой скорости (ГТ-ВН) 3, жестко связанного с пушкой 5. При движении БМП-2 башня 6 вместе с корпусом, под действием внешних возмущений, отклоняется от исходного положения, увлекая за собой пушку 5, а вместе с ней и датчик абсолютной угловой скорости (ГТ-ВН) 3.
Датчик абсолютной угловой скорости (ГТ-ВН) 3 вырабатывает сигнал, пропорциональный величине скорости и соответствующий (по фазе) направлению отклонения пушки 5 в плоскости ВН.
Полученный, таким образом, сигнал с (ГТ-ВН) 3 подается на вход интегратора (∫-BH) 7 блока управления (БУ) 4, который вырабатывает сигнал, пропорциональный интегралу скорости, что соответствует величине угла отклонения пушки 5 от исходного положения в плоскости ВН (ошибка стабилизации по ВН). Полученный сигнал ошибки привода ВН, поступает на вход звена коррекции (ВН1) 8, затем на суммирующий усилитель (∑-ВН) 9 и далее на усилитель напряжения (УН-ВН) 10 и поступает на вход широтно-импульсного модулятора (ШИМ ВН) 11 усилителя мощности (УМВН) 12.
Широтно-импульсный модулятор (ШИМ ВН) 11 преобразует этот сигнал постоянного напряжения в сигнал импульсного напряжения со скважностью, пропорциональной величине напряжения на его входе. Импульсный сигнал с широтно-импульсного модулятора (ШИМ ВН) 11 поступает на вход усилителя (У-ВН) 13 усилителя мощности (УМВН) 12, где усиливается и поступает на якорную обмотку электродвигателя (ЭД-ВН) 14.
Электродвигатель (ЭД-ВН) 14 через редуктор (Ред.ВН) 15 поворачивает пушку 5, а вместе с ней и зеркало прицела(ов) (П) 16 по ВН в сторону, противоположную отклонению пушки 5 БМП-2 в плоскости ВН, удерживая ее в направлении на цель с точностью, определяемой ошибкой стабилизации привода ВН.
Для повышения устойчивости и добротности контуров регулирования, и как следствие получение требуемой ошибки стабилизации привода ВН, в контур управления стабилизатора введены обратная связь по току электродвигателя (ЭД-ВН) 14, формируемая датчиком тока (ДТ ВН) 17 на выходе усилителя (У-ВН) 13 усилителя мощности (УМВН) 12, и обратная связь по напряжению электродвигателя (ЭД-ВН) 14, формируемая на выходе усилителя (У-ВН) 13 усилителя мощности (УМВН) 12. Сформированные усилителем мощности (УМВН) 12 обратные связи по току и напряжению обрабатываются блоком управления (БУ) 4.
Сигнал обратной связи по току электродвигателя (ЭД-ВН) 14 поступает на звено коррекции тока ВН (ЗКТ-ВН) 18 и вход сумматора 19, где суммируется с сигналом выхода обратной связи по напряжению ВН электродвигателя (ЭД-ВН) 14 из модуля обработки сигнала обратной связи по напряжению ВН (ОСН ВН) 20. Сигнал с сумматора 19 обрабатывается звеном коррекции (ВН2) 21.
Полученные сигналы обратных связей со звена коррекции тока ВН (ЗКТ-ВН) 18 и звена коррекции (ВН2) 21 поступают на вход суммирующего усилителя (∑-ВН) 9, где алгебраически суммируются с сигналом ошибки привода ВН, вырабатываемым интегратором (∫-BH) 7 и обработанным звеном коррекции (ВН1) 8.
Режим стабилизированного наведения пушки 5 осуществляется по сигналу наведения с резистора пульта управления (ПУ ВН) 1.2 пульта управления (ПУ) 1. Сигнал с резистора пульта управления (ПУ ВН) 1.2 пульта управления (ПУ) 1 подается на вход интегратора (∫-BH) 7 блока управления (БУ) 4, где суммируется с сигналом датчика абсолютной угловой скорости (ГТ-ВН) 3, жестко связанного с пушкой 5. Полученный, таким образом, на выходе интегратора (∫-BH) 7 сигнал представляет собой ошибку привода ВН с учетом знака и величины сигнала с резистора пульта управления (ПУ ВН) 1.2 пульта управления (ПУ) 1, задаваемую оператором при отклонении им рукояток пульта управления (ПУ) 1 в вертикальной плоскости (вверх-вниз).
Оператор наводит пультом управления (ПУ) 1 по ВН пушку 5 на цель через оптический канал прицела (П) 16, жестко связанного с пушкой 5.
В режиме стабилизации по ГН стабилизация пушки по ГН осуществляется по сигналу датчика абсолютной угловой скорости (ГТ-ГН) 2, жестко связанного с пушкой 5, закрепленной в цапфах башни 6. При движении БМП-2 башня 6 вместе с корпусом, под действием внешних возмущений, отклоняется от исходного положения, увлекая за собой пушку 5, а вместе с ней и датчик абсолютной угловой скорости (ГТ-ГН) 2.
Датчик абсолютной угловой скорости (ГТ-ГН) 2 вырабатывает сигнал, пропорциональный величине скорости и соответствующей (по фазе) направлению отклонения пушки 5 в плоскости ГН.
Полученный таким образом сигнал с (ГТ-ГН) 2 подается на вход интегратора (∫-ГН) 22 блока управления (БУ) 4, который вырабатывает сигнал, пропорциональный интегралу скорости, что соответствует величине угла отклонения пушки 5 от исходного положения в плоскости ГН (ошибка стабилизации по ГН). Полученный сигнал ошибки привода ГН поступает на вход звена коррекции (ГН1) 23, затем на суммирующий усилитель (£-ГН) 24 и далее на усилитель напряжения (УН-ГН) 25 и поступает на вход широтно-импульсного модулятора (ШИМ ГН) 26 усилителя мощности (УМГН) 27.
Широтно-импульсный модулятор (ШИМ ГН) 26 преобразует этот сигнал постоянного напряжения в сигнал импульсного напряжения со скважностью, пропорциональной величине напряжения на его входе. Импульсный сигнал с широтно-импульсного модулятора (ШИМ ГН) 26 поступает на вход усилителя (У-ГН) 28 усилителя мощности (УМГН) 27, где усиливается и поступает на якорную обмотку электродвигателя (ЭД-ГН) 29.
Электродвигатель (ЭД-ГН) 29 через редуктор (Ред.ГН) 30 поворачивает башню 6, а вместе с ней пушку 5 и зеркало прицела(ов) (П) 16 в сторону, противоположную отклонению пушки 5 БМП-2 в плоскости ГН, удерживая ее в направлении на цель с точностью, определяемой ошибкой стабилизации привода ГН.
Для повышения устойчивости и добротности контуров регулирования, и как следствие получение требуемой ошибки стабилизации привода ГН, в контур управления стабилизатора введена обратная связь по току электродвигателя (ЭД-ГН) 29, формируемая датчиком тока (ДТ ГН) 31 на выходе усилителя (У-ГН) 28 усилителя мощности (УМГН) 27. Сформированная усилителем мощности (УМГН) 27 обратная связь по току обрабатываются блоком управления (БУ) 4.
Сигнал обратной связи по току электродвигателя (ЭД-ГН) 29 из усилителя мощности (УМГН) 27 поступает на звено коррекции тока ГН (ЗКТ-ГН) 32 и далее на вход суммирующего усилителя (∑-ГН) 24, где алгебраически суммируется с сигналом ошибки привода ГН, вырабатываемым интегратором (∫-ГН) 22 и обработанный звеном коррекции (ГН1) 23.
Режим стабилизированного наведения пушки 5 (башни 6) по ГН осуществляется по сигналу наведения с резистора пульта управления (ПУ ГН) 1.1 пульта управления (ПУ) 1. Сигнал с резистора пульта управления (ПУ ГН) 1.1 пульта управления (ПУ) 1 подается на вход интегратора (∫-ГН) 22 блока управления (БУ) 4, где суммируется с сигналом датчика абсолютной угловой скорости (ГТ-ГН) 2, жестко связанного с пушкой 5. Полученный таким образом на выходе интегратора (∫-ГН) 22 сигнал представляет собой ошибку привода ГН с учетом знака и величины сигнала с резистора пульта управления (ПУ ГН) 1.1 пульта управления (ПУ) 1, задаваемой оператором при отклонении им рукояток пульта управления (ПУ) 1 в горизонтальной плоскости (вправо-влево).
Оператор наводит пультом управления (ПУ) 1 по ГН пушку 5 на цель через оптический канал прицела (П) 16, жестко связанного с башней 6 и пушкой 5.
Недостатками вышеуказанной системы - прототипа являются:
- низкая точность стабилизации пушки и спаренного с ней пулемета при движении БМП-2 (срединное значение ошибки стабилизации и т.д.), обусловленная недостаточным быстродействием и точностью обратных связей, при отработке приводами стабилизатора динамически изменяющихся сигналов;
- малая эффективность ведения прицельного огня из пушки, из-за наличия жесткой механической связи с ней установленных прицелов, точность стабилизации которых в пространстве определяется точностью стабилизации самих силовых приводов пушки (зависимая стабилизация линии визирования), что затрудняет прицеливание и наблюдение в движении;
- недостаточное быстродействие приводов наведения и стабилизации вооружения БМП-2, обусловленное низкой скоростью отработки ими входного воздействия;
- отсутствие прицелов, имеющих двухплоскостную независимую стабилизацию в пространстве головного зеркала и датчиков положения, обеспечивающих электрическую связь прицела с пушкой (установленным вооружением);
- отсутствие информационных каналов обмена с другими устройствами, что не позволяет повысить эксплутационные характеристики стабилизатора, его диагностику и возможность установки на другие объекты военного назначения;
- отсутствие возможности установки дополнительного стабилизированного вооружения.
Техническими задачами заявляемого изобретения являются:
- повышение точности стабилизации установленного на объекте военного назначения (далее по тексту - ОВН) вооружения не менее чем на 30 - 40%, по сравнению с прототипом;
- повышение эффективности ведения прицельного огня не менее чем в два раза по сравнению с прототипом из установленного на ОВН вооружения особенно при его движении;
- повышение быстродействия приводов системы наведения, стабилизации и управления вооружения и скорости отработки ими входного воздействия до величины более 40 °/с;
- обеспечение независимой двухплоскостной стабилизации линии визирования (прицеливания);
- повышение эксплутационных характеристик системы наведения, стабилизации и управления вооружения, расширение возможности ее диагностики и применения;
- обеспечение возможности установки дополнительного стабилизированного вооружения, работающего в режиме независимой стабилизации, виды и количество которого определяется только требованиями к боевой мощи ОВН.
Для достижения указанного технического результата в известную систему наведения, стабилизации и управления вооружением (СНВ), содержащую башню с установленной пушкой, пульт(ы) управления по ГН и ВН, блок управления, усилители мощности по ГН и ВН, содержащие в свою очередь датчики тока по ГН и ВН и широтно-импульсные модуляторы по ГН и ВН, выходы которых электрически связаны с усилителями по ГН и ВН усилителей мощности по ГН и ВН, датчики абсолютной угловой скорости по ГН и ВН, жестко связанные с пушкой, электродвигатель ГН, механически соединенный с погоном башни через редуктор ГН, электродвигатель ВН, механически соединенный с пушкой через первый редуктор ВН и зубчатый сектор согласно изобретению дополнительно введены:
- задающее устройство стабилизации с датчиками положения независимо стабилизированного в пространстве инерциального объекта по ГН и ВН;
- датчик положения по ВН пушки;
- датчики положения по ВН пусковых установок;
- датчик положения башни;
- датчик крена и тангажа;
- пусковые установки;
- редукторы ВН пусковых установок;
- электродвигатели ВН пусковых установок;
- последовательные шины;
- формирователи сигналов последовательной шины усилителей мощности по ГН и ВН;
- блоки вычисления широтно-импульсных модуляторов усилителей мощности по ГН и ВН;
- модули вычисления скорости вала электродвигателя усилителей мощности по ГН и ВН;
- аппаратура системы управления боевым отделением, кроме того, в блок управления дополнительно введены:
- формирователи сигналов последовательной шины;
- блок вычисления сигналов управления;
- блок вычисления баллистических поправок,
при этом задающее(ие) устройство(ва) стабилизации с датчиками положения независимо стабилизированного в пространстве инерциального объекта(ов) по ГН и ВН электрически связано с пультом(ами) управления по ГН и ВН через первую последовательную шину и установленным вооружением соответственно через датчики положения по ВН, которые механически связаны соответственно с установленным вооружением и датчиком положения башни, механически связанным с погоном башни и электрически через вторую последовательную шину с блоком управления, аппаратура системы управления боевым отделением электрически через первую последовательную шину связана пультом(ами) управления по ГН и ВН, причем
указанные пульт(ы) управления по ГН и ВН, датчики положения независимо стабилизированного в пространстве инерциального объекта по ГН и ВН задающего устройства стабилизации, датчик крена и тангажа, аппаратура системы управления боевым отделением электрически через первую последовательную шину связаны с блоком управления,
выходы датчиков тока электродвигателей по ГН и ВН и модулей вычисления скорости вала электродвигателей по ГН и ВН усилителей мощности по ГН и ВН через блоки вычисления широтно-импульсного модулятора по ГН и ВН связаны с формирователями сигналов последовательной шины усилителей ГН и ВН, которые через третью последовательную шину связаны с блоком управления,
при этом с одной стороны первый формирователь сигналов последовательной шины блока управления связан со второй последовательной шиной и через нее с датчиками абсолютной угловой скорости по ГН и ВН, а также датчиками положения по ВН и датчиком положения башни,
с другой стороны первый формирователь сигналов последовательной шины блока управления связан с блоком вычисления сигналов управления, который в свою очередь связан в блоке управления с блоком вычисления баллистических поправок, а также со вторым формирователем сигналов последовательной шины и третьим формирователем сигналов последовательной шины, при этом блок вычисления баллистических поправок в свою очередь связан с третьим формирователем сигналов последовательной шины, а третий формирователь сигналов последовательной шины через первую последовательную шину связан с пультами управления по ГН и ВН, датчиками положения независимо стабилизированного в пространстве инерциального объекта по ГН и ВН задающего устройства стабилизации, датчиком крена и тангажа, аппаратурой системы управления боевым отделением,
с другой стороны второй формирователь сигналов последовательной шины блока управления через третью последовательную шину связан с формирователями сигналов последовательной шины усилителей мощности ГН и ВН, и через блоки вычисления широтно-импульсных модуляторов по ГН и ВН и широтно-импульсные модуляторы по ГН и ВН с усилителями ГН и ВН усилителей мощности ГН и ВН,
при этом с одной стороны выходной сигнал усилителя мощности ГН вращает вал электродвигателя ГН, который в свою очередь через редуктор ГН поворачивает башню с установленным вооружением в направлении, определяемым задающим устройством стабилизации с датчиком положения независимо стабилизированного в пространстве инерциального объекта по ГН с учетом угловой поправки по ГН, рассчитанной блоком вычисления баллистических поправок блока управления,
с другой стороны выход усилителя мощности ВН соединен с соответствующими электродвигателями ВН пушки и пусковых установок, причем коммутация выбранного электродвигателя производится в усилителе ВН, при этом выбранный электродвигатель ВН через соответствующий редуктор ВН поворачивает пушку или выбранную пусковую установку в направлении, определяемым задающим устройством стабилизации с датчиком положения независимо стабилизированного в пространстве инерциального объекта по ВН с учетом угловой поправки по ВН, рассчитанной, соответственно, блоком вычисления баллистических поправок блока управления для выбранного типа вооружения.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая система стабилизации и управления вооружением отличается наличием новых элементов:
- задающее устройство стабилизации с датчиками положения независимо стабилизированного инерциального объекта по ГН и ВН (ЗУС),
- аппаратура системы управления боевым отделением (АСУ),
- датчик крена и тангажа (ДКТ),
- датчик положения по ВН пушки (ДП1-ВН),
- датчики положения по ВН пусковых установок (ДП2-ВН), (ДП3-ВН),
- датчик положения башни (ДПБ),
- последовательные шины (ПШ1), (ПШ2), (ПШЗ),
- редукторы ВН пусковых установок (Ред.ВН2), (Ред.ВН3),
- пусковые установки (УП1-ВН), (УП2-ВН),
- усилители мощности привода ГН и ВН с:
- модулями вычисления скорости вала электродвигателя усилителей мощности по ГН и ВН,
- формирователями сигналов последовательной шины усилителей мощности по ГН и ВН (ФСГГШ УГН), (ФСПШ УВН),
- блоками вычисления широтно-импульсных модуляторов усилителей мощности по ГН и ВН (БВШИМ ГН), (БВШИМ ВН),
- блок управления с:
- формирователями сигналов последовательной шины (ФСПШ1), (ФСПШ2), (ФСПШ3),
- блоком вычисления сигналов управления (БВСУ),
- блоком вычисления баллистических поправок (БВБП), и их связями с другими элементами системы.
Сравнение заявляемого решения с другими техническими решениями показывает, что вновь вводимые элементы достаточно хорошо известны в технике, но при их введении в указанной связи в систему наведения стабилизации и управления вооружением позволяют:
- повысить точность стабилизации выбранного вооружения не менее чем на 30 - 40%, по сравнению с прототипом, за счет применения в структуре приводов ГН и ВН новых и более качественных (защищенных от помех) обратных связей;
- улучшить качество управления приводами ВН и ГН, и тем самым повысить эффективность ведения прицельного огня из установленного вооружения не менее чем в два раза по сравнению с прототипом, особенно при движении объекта военного назначения с установленным вооружением, за счет введения в структуру приводов ВН и ГН дополнительных устройств, позволяющих обеспечить 2-х плоскостную независимую стабилизацию и стабилизированное наведение установленного вооружения, при этом сохранив возможность работы стабилизатора и в прежнем режиме зависимой стабилизации;
- повысить быстродействие приводов системы наведения, стабилизации и управления вооружения и скорости отработки ими входных воздействий до величины более 40%, за счет использования электродвигателей и усилителей мощности приводов ГН и ВН новой конструкции;
- улучшить условия работы оператора при наведении им выбранного вооружения на цель при движении ОВН за счет применения независимой от вооружения двухплоскостной стабилизации линии визирования. При этом стабилизация выбранного вооружения осуществляется относительно датчиков положения стабилизированной линии прицеливания ЗУС;
- повысить эксплуатационные характеристики СНВ и возможности его диагностики и адаптации к другим комплексам управления вооружением за счет наличия информационного канала обмена между аппаратурой системы управления боевого отделения и блоком управления системы наведения, стабилизации и управления вооружения;
- ввести дополнительное стабилизированное вооружение, в виде правой и левой пусковых установок, работающее в режиме независимой стабилизации, управление которыми осуществляется оператором автоматически, при выборе соответствующего вооружения.
Изобретение позволяет за счет применения новых приборов и узлов, построенных на цифровой платформе, значительно расширить совместно с КУ вооружением возможности боевого применения БМП, танков, БТР, БРДМ и т.п., поднять их боевую мощь, надежность, живучесть, улучшить их технические и эксплуатационные характеристики, решить вопросы по настройке и оперативной диагностике предлагаемой системы, что очень важно при работе экипажа в реальных боевых условиях.
На фиг.1 приведена структурная схема системы-прототипа стабилизатора вооружения БМП-2; на фиг.2 приведена заявляемая структурная схема системы стабилизации и управления вооружением боевой машины.
Сокращения, принятые в тексте и на фиг.1, и фиг.2:
АСУ - аппаратура системы управления боевым отделением ОВН;
БУ - блок управления системы наведения, стабилизации и управления вооружением;
БВШИМ ВН - блок вычисления ШИМ ВН усилителя мощности ВН;
БВШИМ ГН - блок вычисления ШИМ ГН усилителя мощности ГН;
БВБП - блок вычисления баллистических поправок;
БВСУ - блок вычисления сигналов управления;
ВН - вертикальное наведение;
ГН - горизонтальное наведение;
ГТ-ГН - датчик абсолютной угловой скорости по ГН (гиротахометр ГН);
ГТ-ВН - датчик абсолютной угловой скорости по ВН (гиротахометр ВН);
ДКТ - датчик крена и тангажа;
ДП1-ВН - датчик положения ВН пушки;
ДП2-ВН - датчик положения ВН пусковой установки УП1-ВН;
ДП3-ВН - датчик положения ВН пусковой установки УП2-ВН;
ДПБ - датчик положения башни;
ДУС-ВН - датчик абсолютной угловой скорости по ВН;
ДУС-ГН - датчик абсолютной угловой скорости по ГН;
ДТ ГН - датчик тока электродвигателя ГН;
ДТ ВН - датчик тока электродвигателя ВН;
ЗКТ-ВН - звено коррекции по току электродвигателя привода ВН;
ЗКТ-ГН - звено коррекции по току электродвигателя привода ГН;
ЗУС - задающее устройство стабилизации с датчиками положения независимо стабилизированного в пространстве инерциального объекта по ГН и ВН;
КУ - комплекс управления;
ОВН - объект военного назначения;
ОСН ВН - модуль обработки сигнала обратной связи по напряжению ВН;
П - прицел(ы) с зависимой линией стабилизации;
ПУ - пульт управления, включающий в себя ПУ ГН и ПУ ВН;
ПУ ГН - пульт управления по ГН;
ПУ ВН - пульт управления по ВН;
ПШ1 - первая последовательная шина;
ПШ2 - вторая последовательная шина;
ПШ3 - третья последовательная шина;
Ред. ГН - редуктор привода ГН;
Ред.ВН - редуктор привода ВН;
Ред.ВН1 - редуктор привода ВН пушки;
Ред.ВН2 - редуктор привода ВН первой пусковой установки;
Ред.ВН3 - редуктор привода ВН второй пусковой установки;
СК ГН - модуль вычисления скорости вала электродвигателя привода ГН;
СК ВН - модуль вычисления скорости вала текущего (выбранного) электродвигателя привода ВН;
СНВ - система наведения, стабилизации и управления вооружением;
УМГН - усилитель мощности ГН;
УМВН - усилитель мощности ВН;
УН-ГН - усилитель напряжения канала ГН блока управления;
УН-ВН - усилитель напряжения канала ВН блока управления;
У-ГН - усилитель ГН усилителя мощности ГН;
У-ВН - усилитель ВН усилителя мощности ВН;
УП1-ВН - первая пусковая установка ВН;
УП2-ВН - вторая пусковая установка ВН;
ФСПШ1 - формирователь сигналов последовательной шины первый;
ФСПШ2 - формирователь сигналов последовательной шины второй;
ФСПШ3 - формирователь сигналов последовательной шины третий;
ФСПШ УГН - формирователь сигналов последовательной шины усилителя ГН;
ФСПШ УВН - формирователь сигналов последовательной шины усилителя ВН;
ШИМ ГН - широтно-импульсный модулятор ГН;
ШИМ ВН - широтно-импульсный модулятор ВН;
∫-ГН - интегратор ГН;
∫-BH - интегратор ВН;
ЭД-ГН - электродвигатель ГН;
ЭД-ВН - электродвигатель ВН;
ЭД1-ВН - электродвигатель ВН пушки;
ЭД2-ВН - электродвигатель ВН пусковой установки УП1-ВН;
ЭД3-ВН - электродвигатель ВН пусковой установки УПТ2-ВН;
∑-ГН - суммирующий усилитель ГН;
∑-ВН - суммирующий усилитель ВН.
Заявляемая система наведения, стабилизации и управления вооружением представляет собой автономно работающую систему наведения и стабилизации башни плоскости ГН и выбранного вооружения в плоскости ВН.
Привод ГН содержит пульт управления (ПУ) 1, задающее устройство стабилизации (ЗУС) 2 с первым датчиком положения зеркала прицела по ГН, электрически связанное с (ПУ) 1 через последовательную шину (ПШ1) 3 и жестко связанное с башней 4, датчик абсолютной угловой скорости (ДУС-ГН) 5, жестко связанный с пушкой 6, усилитель мощности (УМГН) 7, электрически связанный с блоком управления (БУ) 8 через последовательную шину (ПШ3) 9 и электродвигатель (ЭД-ГН) 10, электрически связанный с выходом усилителя мощности (УМГН) 7.
Сигналы с (ПУ) 1 через последовательную шину (ПШ1) 3 и с датчика абсолютной угловой скорости (ДУС-ГН) 5 через последовательную шину (ПШ2) 11 поступают соответственно на входы формирователей сигналов последовательной шины (ФСПШ 3) 12 и (ФСПШ 1) 13 блока управления (БУ) 8. После преобразования сигналов в (ФСПШ 1) 13 и (ФСПШ 3) 12 сигналы поступают в блок вычисления сигналов управления (БВСУ) 14, где информация, полученная суммированием с заданными коэффициентами сигнала с (ПУ) 1 и интеграла датчика абсолютной угловой скорости (ДУС-ГН) 5, преобразуется в ошибку ГН (угловое абсолютное положение) привода ГН, используемую для зависимой стабилизации пушки 6, в случае отсутствия или выхода из строя внешнего задающего устройства стабилизации (ЗУС) 2.
Сигнал (ошибка ГН) с первого датчика положения зеркала прицела по ГН задающего устройства стабилизации (ЗУС) 2 через последовательную шину (ПШ1) 3 поступает на вход (ФСПШ 3) 12 блока управления (БУ) 8 и далее в блок (БВСУ) 14 и используется для стабилизации пушки 6 в режиме автомат.
Переключение сигналов ошибок привода ГН в (БВСУ) 14 производится в зависимости от выбранного режима работы КУ вооружением по сигналам с пульта управления (ПУ) 1. Сформированный, таким образом, сигнал ошибки привода ГН из (БВСУ) 14 через формирователь сигналов последовательной шины (ФСПШ 2) 15 блока управления (БУ) 8, через последовательную шину (ПШЗ) 9 поступает на формирователь сигналов последовательной шины (ФСПШ УГН) 16 усилителя мощности (УМГН) 7, где преобразуется и поступает на вход блока вычисления ШИМ ГН (БВШИМ ГН) 17.
Блок вычисления ШИМ ГН (БВШИМ ГН) 17 преобразует полученный сигнал в сигнал импульсного напряжения (ШИМ ГН) 17.1 со скважностью, пропорциональной величине на его входе. Импульсный сигнал с широтно-импульсного модулятора (ШИМ ГН) 17.1 поступает на вход усилителя (У-ГН) 18 усилителя мощности (УМГН) 7, где усиливается и поступает на обмотки электродвигателя (ЭД-ГН) 10. Сигналы с датчика тока (ДТ ГН) 19 и модуля вычисления скорости электродвигателя (СК ГН) 20, обработанные (БВШИМ ГН) 17 через (ФСПШ УГН) 16 усилителя мощности (УМГН) 7, через последовательную шину (ПШ3) 9 и формирователь последовательной шины (ФСПШ 2) 15 блока управления (БУ) 8, поступают в (БВСУ) 14, где используются в качестве сигналов для формирования соответственно токового звена коррекции и скоростного звена коррекции при вычислении и формировании в (БВСУ) 14 ошибки привода ГН.
Электродвигатель (ЭД-ГН) 10 через редуктор (Ред.ГН) 21 поворачивает башню 4, а вместе с ней пушку 6 в сторону уменьшения ошибки стабилизации привода ГН, удерживая ее в направлении на цель.
Датчик положения башни (ДПБ) 22 механически связан с погоном башни 4 и электрически через последовательную шину (ПШ2) 11 и формирователь сигналов последовательной шины (ФСПШ 1) 13 блока управления (БУ) 8, через блок вычисления сигналов управления (БВСУ) 14 с блоком вычисления баллистических поправок (БВБП) 23, и служит совместно с сигналами с датчика крена и тангажа (ДКТ) 24 и с сигналами из аппаратуры системы управления боевым отделением ОВН (АСУ) 25, поступающими через последовательную шину (ПШ1) 3 и формирователь сигналов последовательной шины (ФСПШ3) 12 блока управления (БУ) 8 в блок вычисления баллистических поправок (БВБП) 23, для выработки сигнала баллистической поправки по ГН, которая в свою очередь из (БВБП) 23 подается в (БВСУ) 14, где суммируется с выбранным сигналом ошибки стабилизации привода ГН.
Блоки, используемые в приводе ГН, такие как пульт управления (ПУ) 1 (два канала), задающее устройство стабилизации (ЗУС) 2, блок управления (БУ) 8, аппаратура системы управления (АСУ) 25, датчик крена и тангажа (ДКТ) 24 работают совместно и с приводом ВН.
Привод ВН содержит пульт управления (ПУ) 1, задающее устройство стабилизации (ЗУС) 2 со вторым датчиком положения зеркала прицела по ВН, электрически связанное с (ПУ) 1 через последовательную шину (ПШ1) 3, датчик положения (ДП1-ВН) 26, механически связанный с пушкой 6 и электрически через последовательную шину (ПШ2) 11 с блоком управления (БУ) 8. Датчик абсолютной угловой скорости (ДУС-ВН) 27, жестко связанный с пушкой 6 и электрически через последовательную шину (ПШ2) 11 с блоком управления (БУ) 8. Усилитель мощности (УМВН) 28, электрически связанный с блоком управления (БУ) 8 через последовательную шину (ПШ3) 9 и электродвигатель (ЭД1-ВН) 29, электрически связанный с выходом усилителя мощности (УМВН) 28.
Сигналы с (ПУ) 1 через последовательную шину (ПШ1) 3 и с датчика абсолютной угловой скорости (ДУС-ВН) 27 через последовательную шину (ПШ2) 11 поступают соответственно на входы формирователей сигналов последовательной шины (ФСПШ3) 12 и (ФСПШ1) 13 блока управления (БУ) 8. После преобразования сигналов в (ФСПШ1) 13 и (ФСПШ3) 12 сигналы поступают в блок вычисления сигналов управления (БВСУ) 14, где информация, полученная суммированием с заданными коэффициентами сигнала с (ПУ) 1 и интеграла датчика абсолютной угловой скорости (ДУС-ВН) 27, преобразуется в сигнал ошибки ВН (угловое абсолютное положение) привода ВН, используемый для зависимой стабилизации пушки 6, в случае отсутствия или выхода из строя внешнего задающего устройства стабилизации (ЗУС) 2.
Сигнал (ошибка ВН) со второго датчика положения зеркала прицела по ВН задающего устройства стабилизации (ЗУС) 2 через последовательную шину (ПШ1) 3 поступает на (ФСПШ3) 12 блока управления (БУ) 8 и далее в блок (БВСУ) 14 и используется для стабилизации пушки 6 в режиме автомат.
Переключение сигналов ошибок привода ВН в (БВСУ) 14 с учетом балпоправки по ВН для выбранного типа вооружения и рассчитанного блоком вычисления баллистических поправок (БВБП) 23 производится в зависимости от выбранного режима работы КУ вооружением по сигналам с пульта управления (ПУ) 1. Сформированный, таким образом, сигнал ошибки привода ВН из (БВСУ) 14 через формирователь сигналов последовательной шины (ФСПШ2) 15 блока управления (БУ) 8, через последовательную шину (ПШ3) 9 поступает на формирователь сигналов последовательной шины (ФСПШ УВН) 30 усилителя мощности (УМВН) 28, где преобразуется и поступает на блок вычисления ШИМ ВН (БВШИМ ВН) 31.
Блок вычисления ШИМ ВН (БВШИМ ВН) 31 преобразует полученный сигнал в сигнал импульсного напряжения (ШИМ ВН) 31.1 со скважностью, пропорциональной величине на его входе. Импульсный сигнал с широтно-импульсного модулятора (ШИМ ВН) 31.1 поступает на вход усилителя (У-ВН) 32 усилителя мощности (УМВН) 28, где усиливается и поступает на обмотки электродвигателя (ЭД1-ВН) 29. Сигналы с датчика тока (ДТ ВН) 33 и модуля вычисления скорости вала электродвигателя (СК ВН) 34, обработанные (БВШИМ ВН) 31, через (ФСПШ УВН) 30 усилителя мощности (УМВН) 28, через последовательную шину (ПШ3) 9 и формирователь сигналов последовательной шины (ФСПШ 2) 15 блока управления (БУ) 8 поступают в (БВСУ) 14, где используются в качестве сигналов для формирования соответственно токового звена коррекции и скоростного звена коррекции при вычислении и формировании в (БВСУ) 14 ошибки привода ВН.
Электродвигатель (ЭД1-ВН) 29 через редуктор (Ред.ВН1) 35 поворачивает пушку 6 в сторону уменьшения ошибки стабилизации привода ВН, удерживая ее в направлении на цель.
При выборе оператором в аппаратуре системы управления (АСУ) 25 дополнительного вооружения, соответствующая команда из (АСУ) 25 через последовательную шину (ПШ1) 3 и через формирователь сигналов последовательной шины (ФСПШ3) 12 блока управления (БУ) 8 поступает в блок вычисления сигналов управления (БВСУ) 14, где используется для коммутации соответствующих данному выбранному приводу вооружения звеньев коррекции и коэффициентов усиления в контурах управления. Далее данная команда выбора вооружения через (ФСПШ2) 15 блока управления (БУ) 8 и последовательную шину (ПШ3) 9 поступает через (ФСПШ УВН) 30 усилителя мощности (УМВН) 28 в (БВШИМ ВН) 31, (ШИМ ВН) 31.1 и поступает на вход усилителя (У-ВН) 32 усилителя мощности (УМВН) 28, где производится коммутация управления на обмотки электродвигателя (ЭД2-ВН) 36 либо на обмотки электродвигателя (ЭД3-ВН) 37 в соответствии с выбранным оператором типом вооружения. Электродвигатели (ЭД2-ВН) 36 и (ЭД3-ВН) 37 электрически связаны с усилителем мощности (УМВН) 28 и механически связаны с редукторами, соответственно, (Ред.ВН2) 38 и (Ред.ВН3) 39. Редуктор (Ред.ВН2) 38 жестко связан с пусковой установкой (УП1-ВН) 40, а редуктор (Ред.ВН3) 39 жестко связан, соответственно, с пусковой установкой (УП2-ВН) 41. Для обеспечения обратной связи по положению пусковая установка (УП1-ВН) 40 механически связана с датчиком положения (ДП2-ВН) 42, а пусковая установка (УП2-ВН) 41 механически связана с датчиком положения (ДП3-ВН) 43. Датчики положения (ДП2-ВН) 42 и (ДП3-ВН) 43 электрически связаны через последовательную шину (ПШ2) 11 с блоком управления (БУ) 8.
Датчики положения (ДП1-ВН) 26, (ДП2-ВН) 42, (ДП3-ВН) 43 механически связанны соответственно с пушкой 6, пусковой установкой (УП1-ВН) 40, пусковой установкой (УП2-ВН) 41 и электрически связаны через последовательную шину (ПШ2) 11 и формирователь сигналов последовательной шины (ФСПШ 1) 13 блока управления (БУ) 8, через блок вычисления сигналов управления (БВСУ) 14 с блоком вычисления баллистических поправок (БВБП) 23, и служит совместно с сигналами с датчика крена и тангажа (ДКТ) 24 и с сигналами из аппаратуры системы управления боевого отделения ОВН (АСУ) 25, поступающими через последовательную шину (ПШ1) 3 и формирователь сигналов последовательной шины (ФСПШ 3) 12 блока управления (БУ) 8 в блок вычисления баллистических поправок (БВБП) 23 для выработки сигнала баллистической поправки по ВН, соответствующей выбранному оператором типу вооружения, которая в свою очередь из (БВБП) 23 подается в (БВСУ) 14, где суммируется с сигналом ошибки стабилизации привода ВН.
Блоки, используемые в приводе ВН, такие как - пульт управления (ПУ) 1 (два канала), задающее устройство стабилизации (ЗУС) 2, блок управления (БУ) 8, аппаратура системы управления (АСУ) 25, датчик крена и тангажа (ДКТ) 24 работают совместно и с приводом ГН.
Большинство новых элементов системы реализованы как часть программного обеспечения блока управления и усилителей, при этом обработка получаемых данных будет осуществляться модулем управления состоящим из:
- формирователей сигналов последовательных шин типа CAN, RS422 и «Манчестер»;
- модулей контроллеров.
Блок вычисления сигналов управления, блок вычисления баллистических поправок выполнены в виде подпрограмм управления, а звенья коррекции ГН и ВН представляют собой цифровые фильтры 1-го и 2-го порядка, полученные билинейным преобразованием аналоговых прототипов, причем частота обработки полученных блоком управления данных и выдача им сигналов управления н