Способ строительства бокового ствола скважины с горизонтальным окончанием

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при строительстве скважины с горизонтальным окончанием. Обеспечивает ликвидацию аварийности при спуске хвостовика в условиях осыпания пород в скважине. Перед спуском хвостовика проводят заполнение горизонтального окончания глинистым раствором повышенной вязкости. Хвостовик снабжают центраторами в наиболее плотных частях интервалов зон осыпания и спускают на бурильных трубах с колонным разъединителем до интервала в начале горизонтального окончания с малой скоростью, не оставляя колонну без движения. При спуске хвостовика периодически выполняют выравнивание бурового раствора. По окончании спуска проводят технологическую выдержку до прихватывания хвостовика, контролируют прихватывание хвостовика, промывают хвостовик и заколонное пространство, отворачивают бурильные трубы от хвостовика, наворачивают цементировочную головку, прокачивают по хвостовику цементный раствор в заколонное пространство и проводят цементирование заколонного пространства хвостовика. После подъема бурильных труб проводят технологическую выдержку для схватывания и твердения цемента, разбуривают остатки цемента в хвостовике и элементы оснастки хвостовика, промывают и осваивают скважину. 1 пр.

Реферат

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при строительстве скважины с горизонтальным окончанием.

Известен способ заканчивания строительства бокового ствола скважины, включающий в себя спуск в боковой ствол компоновки оборудования на колонне бурильных труб через боковое «окно» обсадной колонны основного ствола скважины, закачку с устья скважины через колонну бурильных труб цементного раствора и продавку его в затрубное пространство обсадной колонны бокового ствола, удаление из скважины излишков цементного раствора, ожидание затвердения цемента, отсоединение от зацементированной обсадной колонны бокового ствола колонны бурильных труб для подъема ее на дневную поверхность (патент РФ №2319826, кл. Е21В 33/14, Е21В 7/04, опубл 20.03.2008).

Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности является способ заканчивания строительства бокового ствола скважины, в котором в боковом стволе проводят подготовительные работы, спускают в него компоновку оборудования, промывают и закачивают цементный раствор, сбрасывают в колонну бурильных труб малую продавочную пробку, продавливают цементный раствор в заколонное пространство бокового ствола и вымывают излишки цементного раствора из зоны ствола над воронкой захода. Производят отворот колонны бурильных труб от зацементированной обсадной колонны бокового ствола и подъем ее на дневную поверхность (патент РФ №2391491, кл. Е21В 33/14, Е21В 7/04, опубл. 10.06.2010 - прототип).

Общим недостатком известных технических решений является аварийность при спуске хвостовика в условиях осыпания пород в скважине.

В предложенном изобретении решается задача ликвидации аварийности при спуске хвостовика в условиях осыпания пород в скважине.

Задача решается тем, что в способе строительства бокового ствола скважины с горизонтальным окончанием, включающем бурение бокового ствола с горизонтальным окончанием, спуск в него хвостовика на бурильных трубах, закачивание цементного раствора, продавливание цементного раствора в заколонное пространство хвостовика, отворот колонны бурильных труб от зацементированного хвостовика и подъем ее на дневную поверхность, согласно изобретению перед спуском хвостовика проводят заполнение горизонтального окончания глинистым раствором повышенной вязкости, хвостовик снабжают центраторами в наиболее плотных частях интервалов зон осыпания, спускают хвостовик на бурильных трубах с колонным разъединителем до интервала в начале горизонтального окончания с малой скоростью, не оставляя колонну без движения, при спуске хвостовика периодически выполняют выравнивание бурового раствора, по окончании спуска проводят технологическую выдержку до прихватывания хвостовика, контролируют прихватывание хвостовика, промывают хвостовик и заколонное пространство, отворачивают бурильные трубы от хвостовика, наворачивают цементировочную головку, прокачивают по хвостовику цементный раствор в заколонное пространство и проводят цементирование заколонного пространства хвостовика, выполняют подъем бурильных труб, проводят технологическую выдержку для схватывания и твердения цемента, разбуривают остатки цемента в хвостовике и элементы оснастки хвостовика, промывают и осваивают скважину.

Сущность изобретения

При строительстве бокового ствола скважины, проходящей через зоны осыпания пород, возникают аварийные ситуации, связанные с прихватами хвостовиков. Существующие способы не решают эту задачу. В предложенном изобретении решается задача ликвидации аварийности при спуске хвостовика в условиях осыпания пород в скважине.

Задача решается следующим образом.

При строительстве бокового ствола скважины с горизонтальным окончанием проводят бурение бокового ствола с горизонтальным окончанием. Перед спуском хвостовика проводят заполнение горизонтального окончания глинистым раствором повышенной вязкости порядка 70-80 сП. Хвостовик снабжают центраторами, размещенными в наиболее плотных частях интервалов зон осыпания. В нижней части хвостовика размещают пакер и элементы оснастки хвостовика: муфту ступенчатого цементирования, клапан «стоп-кольцо», башмак хвостовика. Спускают хвостовик на бурильных трубах с колонным разъединителем до интервала в начале горизонтального окончания с малой скоростью порядка 0,3-0,5 м/с, не оставляя колонну без движения. Горизонтальное окончание бокового ствола, размещенное в продуктивном нефтенасыщенном пласте, оставляют не обсаженным хвостовиком. При спуске хвостовика периодически через каждые 120-180 м выполняют выравнивание бурового раствора, т.е. доводят буровой раствор с измененной плотностью до необходимой плотности. По окончании спуска проводят технологическую выдержку до прихватывания хвостовика. Контролируют прихватывание хвостовика по разгрузке на устье скважины. При разгрузке хвостовик не должен смещаться по стволу скважины. Промывают хвостовик и заколонное пространство буровым раствором, закачивают буферную жидкость, например воду в объеме до 2 м3. Отворачивают бурильные трубы от хвостовика, наворачивают цементировочную головку, прокачивают по хвостовику цементный раствор в заколонное пространство. При этом производится посадка пакера. Проводят цементирование заколонного пространства хвостовика. Поднимают бурильные трубы, проводят технологическую выдержку для схватывания и твердения цемента, разбуривают остатки цемента в хвостовике и элементы оснастки хвостовика, промывают и осваивают скважину.

Пример конкретного выполнения

При строительстве бокового ствола скважины с горизонтальным окончанием проводят бурение бокового ствола с горизонтальным окончанием. Зоны осыпания пород находятся на глубинах 1104-1184 м. Горизонтальный ствол (окончание) находится на глубине 1196-1350 м. Перед спуском хвостовика проводят заполнение горизонтального окончания глинистым раствором вязкостью 75 сП. Хвостовик снабжают центраторами, размещенными в наиболее плотных частях интервалов зон осыпания, т.е. на глубинах 1030, 1050, 1080, 1100, 1120, 1138, 1167, 1188 и 1200 м. Спускают хвостовик на бурильных трубах с колонным разъединителем до интервала в начале горизонтального окончания со скоростью 0,4 м/с, не оставляя колонну без движения. Горизонтальное окончание бокового ствола, размещенное в продуктивном нефтенасыщенном пласте, оставляют не обсаженным хвостовиком. При спуске хвостовика через каждые 150 м выполняют выравнивание бурового раствора, т.е. доводят буровой раствор с измененной плотностью до необходимой плотности 1,28 г/см3. По окончании спуска проводят технологическую выдержку до прихватывания хвостовика в течение 20 минут. Контролируют прихватывание хвостовика по разгрузке хвостовика на устье скважины до 10 т. При нагружении 10 т хвостовик не смещается по стволу скважины. Промывают хвостовик и заколонное пространство буровым раствором, закачивают буферную жидкость - воду в объеме 2 м3. Отворачивают бурильные трубы от хвостовика, наворачивают цементировочную головку, прокачивают по хвостовику цементный раствор в заколонное пространство и проводят цементирование заколонного пространства хвостовика. Поднимают бурильные трубы, проводят технологическую выдержку для схватывания и твердения цемента, разбуривают остатки цемента в хвостовике и элементы оснастки хвостовика: муфту ступенчатого цементирования, клапан «стоп-кольцо», башмак хвостовика, промывают и осваивают скважину.

В результате удается осуществить безаварийный спуск хвостовика в условиях осыпания пород в скважине.

Применение предложного способа позволит добиться ликвидации аварийности при спуске хвостовика в условиях осыпания пород в скважине.

Способ строительства бокового ствола скважины с горизонтальным окончанием, включающий бурение бокового ствола с горизонтальным окончанием, спуск в него хвостовика на бурильных трубах, закачивание цементного раствора, продавливание цементного раствора в заколонное пространство хвостовика, отворот колонны бурильных труб от зацементированного хвостовика и подъем ее на дневную поверхность, отличающийся тем, что перед спуском хвостовика проводят заполнение горизонтального окончания глинистым раствором повышенной вязкости, хвостовик снабжают центраторами в наиболее плотных частях интервалов зон осыпания, спускают хвостовик на бурильных трубах с колонным разъединителем до интервала в начале горизонтального окончания с малой скоростью, не оставляя колонну без движения, при спуске хвостовика периодически выполняют выравнивание бурового раствора, по окончании спуска проводят технологическую выдержку до прихватывания хвостовика, контролируют прихватывание хвостовика, промывают хвостовик и заколонное пространство, отворачивают бурильные трубы от хвостовика, наворачивают цементировочную головку, прокачивают по хвостовику цементный раствор в заколонное пространство и проводят цементирование заколонного пространства хвостовика, выполняют подъем бурильных труб, проводят технологическую выдержку для схватывания и твердения цемента, разбуривают остатки цемента в хвостовике и элементы оснастки хвостовика, промывают и осваивают скважину.