Б. г. карташев и е. и. щсгольковособое конструкторское бюро по бесштанговым насосам

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соввтокив 1оциалистическив

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

1g.tI 21с1т, 47

Заявлено 02.Х.1968 (№ 1272732/24-7) с присоединением заявки №

МПК Н 02k

Приоритет

Опубликовано 28.Х.1969. Бюллетень ¹ 33

Дата опубликования описания 31.111.1970

Комитет по делам.изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УД К 621.822.1:621.313. .13-213.32 (088.8) Авторы изобретения

А. А. Чудиновский, Ю. И. Стариков, Б. Г. Карташев и Е. И. Щегольков

Особое конструкторское бюро по бесштанговым насосам

Заявитель

ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть применено, например, в погружных электронасосах для подъема жидкости из глубоко залегающих пластов.

Известен погружной электронасос, состоящий из пасоса и электродвигателя, спускаемых в скважину малого диаметра. Вследствие малого диаметра электродвигатель получается вытянутым в длину, а ротор приходится выполнять многоопорным с расположением опор непссредственно в расточке статора.

ОднакО при сборке такого электродвигателя наружные обоймы или корпуса промежуточных подшипников не могут быть жестко закреплены в расточке. Это приводит к тому, что обоймы подшипников начинают проворачиваться в расточке статора, причем изнашиваются поверхности как опорных пакетов статора, так и подшипников, результатом чего является задевание ротора за статор и выход электродвигателя из строя. Ремонт такого двигателя очень трудоемок, а его стоимость нередко превышает стоимость нового электродвигателя.

С целью повышения надежности работы электродшггателя предлагается в погружном электродвигателе, содержащем статор с пазами, имеющими прорезь, и ротор, по крайней мере с одним промежуточным подшипником, размещенным непосредственно в расточке статора, выполнить в наружных обоймах подшипни.сов продольные пазы; в пазы установить подпружиненные пластпнчатые защелки, входящие в указанные прорези.

Для ограничения осевого и радиального перемещения указанных защелок наружные обоймы подшипников могут иметь с двух сторон ограничительные пружинные разрезныс

10 кольца. утопленные в кольцевые канавки обоймы, а пластинчатые защелки — раоположенные с двух сторон продольные 11,поперечные упоры, а также скосы.

На фпг. 1 изображена промежуточная опо15 ра ротора в разрезе; на фиг. 2 — сечение по

А —,4 на фиг. 1; па фиг. 3 — обойма подшипника в изометрической проекции.

В корпусе 1 статора электродвигателя запрессовзн сердечник 2 статора. шихтованный

20 из тонких штампованных листов. Ротор имеет вал 8, на котором собраны сердечники 4 ротора, чередующиеся с опорными промежуточными подшипниками, состоящими из втулки б, жесгко закрепленной на валу, и обоймы б, 25 опирающейся на расточку статора.

В обойме подшипника (cì. фиг. 3) имеется пластпнчатая защелка 7, отжимаемая в радиальном направлении пружиной 8, и два разрсзных пружинHhIx cTDIIopHIIx кольца 9

30 прямоугольного "e IeIIIIII. Для IIx .размещения

255397 в обойме подшипника вьгполнены продольный узкий паз, глухое цилиндрическое сверленпе и две кольцевых канавки у торцов.

Пластинчатая защелка для ограничения ее перемещения в радиальном направлении имеет плечики 10, а в осевом — торцы 11, которыми она упирается в стопорные кольца 9.

В собранном подшипнике защелка выступает над обоймой подшипника ца величину, определяемую высотой прорези паза статора.

Толщина защелки должна быть меньше ширины прорези паза статора.

Для свободного осевото перемещения ротора в расточке статора прп сборке и разборке двигателя на защелке 7 с двух сторон выполнены скосы 12.

При введении ротора в статор защелка подшипника может попасть как в прорезь паза статора, так и на зубец. В последнем случае защелка будет утоплена внутрь обоймы подшипника, но при пуске электродвигателя и проворачивании обоймы она под давлением пружины зайдет в ближайшую прорезь паза статора и, опираясь боковой поверхностью на боковую поверхность прорези паза статора, исклю-шт возможность дальнейшего вращения обоймы подшипника внутри расточки статора.

При расположении на одном подшипнике нескольких стопорных устройств Нх размещение должно быть согласовано с расположением пазов статора.

Предмет изобретения

1. Погружной электродвигатель, например, для привода погружных:насосов, содержащий статор с пазами, имеющими прорезь, и ротор, по крайней мере с одним промежуточным

l0 подшипником, размещенным непосредственно в расточке статора, отлича(ощийся тем, что, с целью повышения надежности работы электродвигателя, наружные обоймы подшипников снабжены продольными пазами, в котоlS рых установлены подпружиненные пластинчатые защелки, входящие в указанные прорези.

2. Погружной электродвигатель по п. 1, отли«а ощийся тем, что, с целью ограничения осевого и радиального перемещения пластин20 чатых защелок, наружные обоймы подшипников имеют с двух сторон органичительные пружинные разрезные кольца, утопленные в кольцевые канавки обоймы, а пластинчатые заделки имеют с двух сторон продольные и

25 поперечные упоры.

3. Погружной электродвигатель по пп. 1 и

2, отличающийся тем, что, с целью обеспечения свободного продольного перемещения ротора внутри статора, пластинчатые защелки

30 имеют с двух сторон скосы.

255397

Составитель А, Лисов

Корректор В. И. Жолудева

Техред Л. В. Куклина

Редактор Э. Рубаи

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 583/!1 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открьпий при Совете Министров СССР

Москва Ж-35, Рауьпская наб.. д. 4/5