Информационно-аналитическая система обработки запросов граждан

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к информационным системам взаимодействия общества с органами власти по проблемным социально-значимым вопросам, обработки обращений граждан и получения гражданами официального ответа. Техническим результатом является повышение быстродействия обработки запросов и быстродействия информационного обмена. Система содержит подсистему обработки официальных обращений и связанную с ней подсистему взаимодействия с пользователями-гражданами. Подсистема обработки официальных обращений включает в себя: блок интерфейса пользователя, блок обмена данными, блок обработки обращений, блок хранения данных обращений граждан, блок защиты информации, блок сбора статистики, блок хранения статистической информации об обращениях граждан, блок контроля обработки обращений, блок хранения персональных данных пользователей. Подсистема взаимодействия с пользователями-гражданами включает в себя: блок интерфейса пользователя, блок приема общественных данных и визуализации общественных данных, блок обработки общественных данных, блок хранения общественных данных, блок формирования официального обращения. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к информационным системам взаимодействия общества с органами власти по проблемным социально-значимым вопросам, обработки обращений граждан и получения гражданами официальной информации по запросам через Всемирную сеть Интернет.

Известна система электронного взаимодействия по патенту США G06F 15/16. Система содержит блоки приема и хранения данных, соединенные с блоками управления и обработки данных, блоки поиска и селекции, подключенные к блокам хранения данных и отображения, синхронизирующие входы которых соединены с выходами блока управления. Данная система не позволяет обновления данных, хранимых в памяти в виде соответствующих документов, и последующей выдачи этих документов гражданам.

Известна информационная система (ИС) обслуживания запросов граждан по патенту РФ на полезную модель №76483, G06F 12/00, G06F 15/00. Данная система обеспечивает поиск записей в базе данных по идентификаторам адреса регистрации граждан. Рассматриваемая система выбрана нами за прототип.

Фактически блок 1 селекции опорных адресов обращений граждан, блок 2 идентификации разделов памяти и блок 3 формирования сигналов управления считыванием и записью данных рассматриваемой системы соответствуют Блоку формирования официального обращения, который реализует указанные функции; Блок 4 селекции опорных адресов ответов электронного правительства в базе данных сервера соответствует блоку обработки обращений; Блок 6 коммутации каналов передачи данных электронного правительства соответствует блоку обмена данными.

К недостаткам рассматриваемой ИС можно отнести то, что она не обеспечивает формирование электронных запросов в исполнительные органы власти для оказания государственных и муниципальных услуг и не имеет возможности для интерактивной публикации и обсуждения проблемных вопросов по социально-значимым тематикам

Технической задачей, на решение которой направлена предлагаемая информационная система, является повышение быстродействия обработки запросов и, как следствие, быстродействия информационного обмена.

Эта задача решена тем, что Информационно-аналитическая система обработки запросов граждан содержит подсистему обработки официальных обращений и подсистему взаимодействия с пользователями-гражданами, при этом

подсистема обработки официальных обращений 1 включает в себя блок интерфейса пользователя 2, связанный с блоком обмена данными 3, связанный с блоком обработки обращений 4, который связан с блоком хранения данных обращений граждан 5, связанный с блоком защиты информации 17, с блоком сбора статистики 8, который связан с блоком хранения статистической информации об обращениях граждан 9, подсистема содержит блок контроля обработки обращений, который связан с блоком интерфейса пользователя, с блоком обмена данными, с блоком обработки обращений и с блоком хранения персональных данных пользователей;

подсистема взаимодействия с пользователями-гражданами 10 включает в себя блок интерфейса пользователя 11, связанный с блоками приема общественных данных 12 и визуализации общественных данных 13, которые связаны с блоком обработки общественных данных 14, и с блоком хранения общественных данных 15, который связан с блоком формирования официального обращения 16, который связан с блоком защиты информации 17 защищенной подсистемы обработки информации 1.

Информационно-аналитическая система обработки запросов граждан (IWOY) реализована по классической трехуровневой архитектуре распределенных информационных систем: пользовательская часть и серверная часть как база данных на сервере СУБД и сервере приложений. Система сегментирована на две подсистемы для реализации разграничения доступа и реализации функций защиты информации.

Пользовательская часть представляет собой в подсистеме 1 - ПК пользователей ПЭВМ Pentium IV 2,40 ГГц, ОЗУ 256 Мб, НЖД 40 Гб, имеющий подключение к защищенному интранет, в подсистеме 2 - ПК пользователей ПЭВМ Pentium IV 2,40 ГГц, ОЗУ 256 Мб, НЖД 40 Гб, имеющий подключение к защищенному Интернет, Сервер баз данных Sun Fire V440 с операционной системой Solaris, под управлением СУБД Oracle, Сервер приложений HP ProLiant DL360R07 с операционной системой MS Windows 2008 server.

Уровень базы данных представляет собой совокупность хранимых процедур, написанных на языке PL/SQL. Процедуры обеспечивают выборку информации из схемы базы данных по запросу сервера приложений. Сервер приложений реализует основные функции по обработке и представлению информации. Уровень защиты информации представляет собой программно-аппаратные средства защиты информации.

Сущность системы информационного взаимодействия пояснена чертежом, где показано в частности:

Защищенная подсистема обработки информации (1). Представляет собой процессор и предустановленные программные средства для обеспечения и обработки информации и реализации процесса обработки обращений граждан.

Блок интерфейса пользователя (2). Представляет собой необходимую часть системы, состоящую из процессора и предустановленных программных средств, для отображения информации и осуществления диалога с пользователем в области реализации функций обработки обращений.

Блок обмена данными (3). Функционирует на сервере приложений и обеспечивает передачу обращений граждан для обработки по соответствующим этапам между пользователями. Уникальными качествами данного блока является процесс обработки обращений пользователей, который совершается строго по регламенту. Кроме того, блок предполагает распределение нагрузки всей системы по обработке обращений между сотрудниками.

Блок обработки обращений (4). Функционирует на сервере приложений и обеспечивает реализацию функций обработки обращений граждан ответственными лицами - пользователями системы. Функциональность данного блока полностью зависит от типа обращения. Данный блок является одним из основных частей всей системы, так как от его функционирования зависит работа системы в целом.

Блок хранения данных об обращениях граждан (5). Представляет собой необходимую часть системы, функционирующую на сервере баз данных и обеспечивающую долгосрочное хранение информации обо всех обращениях граждан.

Блок хранения персональных данных (6). Функционирует на сервере баз данных и обеспечивает долгосрочное хранение информации обо всех пользователях, подавших заявку. Уникальность блока заключается в предоставлении возможности сохранения данных пользователя для ответа и регистрации новых обращений.

Блок контроля обработки обращений (7). По своей структуре блок функционирует на сервере приложений и обеспечивает контрольные функции над процессом обработки обращений граждан.

Блок сбора статистики (8). По своей структуре блок осуществляет сбор общих сведений о работе всего процесса. Функционирует на сервере приложений и обеспечивает сбор статистической информации по целевым показателям по данным обращений граждан.

Блок хранения статистической информации об обращениях граждан (9). Функционирует на сервере баз данных и обеспечивает долгосрочное хранение статистической информации об обращениях и сопутствующих атрибутах.

Открытая подсистема пользовательского взаимодействия (10). Представляет собой распределенную автоматизированную систему, функционирующую на сервере приложений, обеспечивающую информационный обмен между пользователями-гражданами. Благодаря поддержке гибкой архитектуры и виртуализации данная подсистема может быть размещена в различных системных платформах с высокой степенью масштабируемости.

Блок интерфейса пользователя (11). Данный блок контролирует взаимодействие пользователей с подсистемой и реализует открытую распределенную архитектуру, позволяющую размещать отдельные компоненты на различных мобильных устройствах и серверах приложений.

Блок приема общественных данных (12). Размещен и функционирует на стороне сервера приложений и осуществляет загрузку в подсистему информационных сообщений-заявлений от пользователей-граждан.

Блок визуализации общественных данных (13). Данный блок функционирует на стороне сервера приложений и осуществляет визуализацию содержащихся в подсистеме информационных сообщений с целью дальнейшей их передачи в блок интерфейса пользователя.

Блок обработки общественных данных (14). Функционирует на стороне сервера приложений и осуществляет классификацию и анализ информационных сообщений, поступивших от пользователей-граждан.

Блок хранения общественных данных (15). Функционирует на сервере баз данных. Функциональными обязанностями этого блока являются структуризация, хранение и предоставление другим компонентам подсистемы полученных общественных данных.

Блок формирования официального обращения (16). Функционирует на стороне сервера приложений и обеспечивает подготовку, заполнение и отправку официального обращения от лица пользователя-гражданина, сформированную на основании данных, содержащихся в отправленном им информационном обращении. Благодаря данному компоненту становится возможным объединение открытой подсистемы пользовательского взаимодействия и защищенной подсистемы обработки информации.

Блок защиты информации (17). Реализует функции средств защиты информации при информационном взаимодействии закрытой и открытой подсистем. Блок является необходимой частью системы, так как в системе присутствует блок персональных данных.

Работа Системы заключается в реализации процесса обработки обращений граждан и контроля данного процесса. Пользователи-граждане имеют возможность неограниченного общения (12) в открытой подсистеме (10) посредством взаимодействия с блоком интерфейса (11). Блок интерфейса пользователя реализует человеко-машинный информационный обмен между пользователем с одной стороны и подсистемой, представленной блоками приема общественных данных (12) и визуализации общественных данных (13), с другой. Блок приема общественных данных (12) обеспечивает загрузку в подсистему информационных сообщений-заявлений от пользователей-граждан посредством передачи их в блок обработки общественных данных (14). Блок визуализации общественных данных (13) обеспечивает передачу, вывод визуального представления информационных сообщений-заявлений от пользователей из подсистемы системы путем его передачи в блок интерфейса пользователя (11) для последующего обращения. Блок обработки общественных данных (14) обеспечивает анализ и структурирование информационных сообщений и связь основных компонентов системы: блока приема общественных данных (12), блока визуализации общественных данных (13), блока хранения общественных данных (15) и блока формирования официального обращения (16). Блок хранения общественных данных (15) осуществляет дополнительное структурирование, хранение и предоставление другим компонентам подсистемы информационных сообщений. Блок формирования официального обращения (16) осуществляет подготовку, заполнение и отправку официального обращения от лица пользователя-гражданина, сформированную на основании данных, содержащихся в отправленном им информационном обращении, для дальнейшей передачи его (обращения) в защищенную подсистему обработки информации (1). Запрос проходит через СЗИ (Систему защиты информации) (17) и помещается в базу (5), после чего становится в очередь на обработку. Обработку обращений осуществляют ответственные лица, взаимодействующие с системой через интерфейс (2) в закрытой подсистеме (1), поскольку обращения могут содержать информацию повышенной секретности. При обработке обращений первым шагом является определение исполнителя, что может требовать перераспределения обращений между обрабатывающими органами (3). Обработка обращений и формирование официального ответа осуществляется блоком (4). Для исключения повышения качества обработки обращений обеспечивается контроль равномерности обработки данных, отсутствие заторов и задержек (7). На основе массива входных обращений собирается статистика (8) обращений для выработки предложений к улучшению работы органов власти в целом. Собранная статистика помещается в специализированную статистическую базу данных (9) для последующей обработки.

Таким образом, из работы системы видно, что обеспечена надежность передаваемых и хранимых данных, возможность обновления данных, обеспечен структурированный контроль процесса обращений и передачи информации, обеспечена равномерная обработка данных, таким образом решена техническая задача повышения быстродействия обработки запросов и, как следствие, быстродействия информационного обмена.

Информационно-аналитическая система обработки запросов граждан, содержащая блок обмена данными, связанный с блоком обработки обращений, и блок формирования официального обращения, отличающаяся тем, чтоона включает в себя подсистему обработки официальных обращений от граждан, связанную с подсистемой взаимодействия с пользователями-гражданами,при этомподсистема обработки официальных обращений от граждан содержит блок обмена данными, блок обработки обращений, блок интерфейса пользователя, блок контроля обработки обращений, блок хранения персональных данных, блок хранения данных обращений граждан, блок сбора статистики, блок защиты информации и блок хранения статистической информации об обращениях граждан, при этомблок обмена данными связан с блоком обработки обращений, с блоком интерфейса пользователя и с блоком контроля обработки обращений, который связан с упомянутым блоком обработки обращений и с блоком хранения персональных данных, связанный с блоком хранения данных обращений, который связан с блоком защиты информации и с блоком сбора статистики, связанным с блоком хранения статистической информации об обращениях граждан, аподсистема взаимодействия с пользователями-гражданами содержит упомянутый блок формирования официального обращения, блок интерфейса пользователя, блок приема общественных данных, блок визуализации общественных данных, блок обработки общественных данных, блок хранения общественных данных, при этомблок интерфейса пользователя связан с блоками приема общественных данных и визуализации общественных данных, которые связаны с блоком обработки общественных данных, связанным с блоками формирования официального обращения и хранения общественных данных, связанным с блоком формирования официального обращения, который связан с блоком защиты информации подсистемы обработки официальных обращений от граждан.