Способ проводки древесины в плотах в период ледового режима на внутренних водных путях

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к лесной промышленности и предназначено для проводки плотов в период ледового режима на внутренних водных путях. Способ включает прокладку ледового канала шириной большей ширины плота на 20-22% при толщине льда 0,05-0,4 м. Прокладка ледового канала осуществляется в порожнем направлении с помощью двух речных ледоколов, идущих параллельно друг другу на дистанции 1,5-2 км. Затем осуществляется буксировка плота в битых льдах ледового канала в грузовом направлении. Изобретение обеспечивает повышение эффективности плотового лесосплава в период ледового режима. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к лесной промышленности и предназначено для проводки плотов в период ледового режима на внутренних водных путях.

Известен способ транспортировки древесины, заключающийся в формировании пачек на лесосеке и транспортировке их на верхний склад канатной установкой, монтируемой на искусственных или из сырорастущих деревьев мачтах, одна из которых головная, другая - тыловая, и одна или несколько промежуточных. Канатная установка монтируется на аэростаты, при этом аэростат-головную мачту закрепляют на нижнем складе, а аэростат-тыловую мачту - на лесосеке и фиксируют их от перемещения по горизонтали (RU 2008121107, МПК B64D 9/00 от 10.12.2009 г.).

Недостатками такого способа являются малые объемы транспортировки, низкая скорость транспортировки. Такой способ подразумевает наличие дорог для монтажа и ремонта канатной установки, что является существенным недостатком для освоения труднодоступных и отдаленных территорий с отсутствием дорог.

Известен способ транспортировки древесины в плотах по чистой воде с помощью буксировщика. Суть способа состоит в том, что плот благодаря своей плавучести транспортируется по водной магистрали при помощи тяги буксировщика (Щербаков, В.А. Справочник по водному транспорту леса / В.А. Щербаков [и др.] - М.: Лесная промышленность, 1986. - 384 с.).

Недостатком такого способа является сезонность работ. Зимой внутренние водные пути замерзают, в результате чего лесосплавные работы приостанавливаются. Продолжительность периода, когда лесосплавные магистрали свободны ото льда, колеблется для большей части территории России от 170 до 260 дней. Перерыв навигации в связи с замерзанием рек длится от 3 до 6 месяцев.

На сегодня транспортировка древесины в плотах в период ледового режима на внутренних водных путях не проводится, так как нет таких способов решения этой задачи.

Изобретение решает задачу повышения эффективности плотового лесосплава в период ледового режима на внутренних водных путях.

Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности плотового лесосплава в период ледового режима путем буксировки плотов в ледовом канале.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе проводки древесины в плотах в период ледового режима, включающем прокладку ледового канала шириной большей ширины плота на 20-22% при толщине льда 0,05-0,4 м с помощью двух речных ледоколов, идущих параллельно друг другу на дистанции 1,5-2 км для прокладки канала в порожнем направлении, осуществляют буксировку плота в битых льдах ледового канала в грузовом направлении.

Так как речной ледокол ограничен габаритами судового хода внутренних водных путей, поэтому он имеет относительно небольшую осадку 0,7-1,5 м. Такой ледокол рассчитан на движение в ледовом поле толщиной 0,05-0,4 м. Ширина ледокола также ограничена и составляет в среднем 6-10 м. Ширина канала проложенным таким ледоколом отличается, как правило, на 1-2 м от ширины самого ледокола. Исследования движения плота в ледовом канале в зависимости от ширины ледового канала показали, что наиболее оптимальным является буксировка плота в ледовом канале шириной большей ширины плота на 20-22%. Канал заданной ширины можно проложить двумя ледоколами, идущими параллельно друг другу на дистанции 1,5-2 км. Такая дистанция обусловлена наставлениями по плаванию судов министерства речного флота РФ в ледовых и штормовых условиях. При меньшей ширине ледового канала не только возрастает сопротивление, но и возможен эффект сжатия («буферный эффект»). При большей ширине ледового канала увеличивается расстояние между параллельно идущими ледоколами, в результате чего обломки льда в канале имеют больший радиус, что в конечном итоге влечет за собой возрастание сопротивления битого льда движению плота в ледовом канале.

На фиг.1 показана буксировка плота в ледовом канале, где: 1 - кромка льда, 2 - битый лед, 3 - неразрушенный ледовый покров, 4 - плот; на фиг.2 - расширение ледового канала вторым ледоколом, где: 5 - ледовый покров, 2 - битый лед, 6 - ледокол.

Для достижения указанного технического результата используются речные ледоколы мощностью более 300 кВт, осадкой 0,7-1,5 м, которые используются для прокладки и поддержания ледового канала в порожнем направлении и буксировки плотов в грузовом направлении. Для прокладки ледового канала проектной ширины используются одновременно два ледокола (фиг.2).

Пример осуществления способа. Прокладка канала осуществляется буксирами Р-14 класса «Р» (лед) со скоростью 8 км/ч при толщине льда 0,3 м, идущими параллельно друг другу на дистанции 1,5 км. В проложенном канале шириной 27,5 м буксируется плот шириной 22 м, длинной 600 м, осадкой 0,7 м. Буксировка осуществляется тем же буксиром Р-14 со скоростью 0,7 км/ч в зависимости от толщины битого льда в канале. Плот при этом испытывает ледовое сопротивление битого льда в канале сплоченностью 0,8.

Использование изобретения позволяет повысить эффективность плотового лесосплава в период ледового режима на внутренних водных путях.

Способ проводки древесины в плотах в период ледового режима на внутренних водных путях, включающий прокладку ледового канала шириной большей ширины плота на 20-22% при толщине льда 0,05-0,4 м с помощью двух речных ледоколов, идущих параллельно друг другу на дистанции 1,5-2 км для прокладки канала в порожнем направлении, и буксировку плота в битых льдах ледового канала в грузовом направлении.