Способ костной пластики при лечении псевдоартрозов и дефектов костей предплечья

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к травматологии и ортопедии и может быть применимо для костной пластики при лечении псевдоартрозов и дефектов костей предплечья. Сферическими вогнутыми фрезами обрабатывают торцевые поверхности отломков костей предплечья для увеличения площади их соприкосновения с трансплантатом. Производят открытую репозицию отломков с измерением имеющегося дефекта между ними. Формируют трансплантат соответствующего размера, при этом торцевые поверхности трансплантата обрабатывают выпуклыми сферическими фрезами аналогичного радиуса. После открытой репозиции и внедрения трансплантата между отломками достигают оптимальной площади контакта кости и трансплантата. Производят накостный или интрамедуллярный остеосинтез, создавая компрессию между отломками и трансплантатом с обеспечением дополнительной стабильности при максимальном контакте за счет сферичности торцевых поверхностей трансплантата и отломков. Способ позволяет увеличить стабильность фиксации, обеспечить раннюю функциональную нагрузку, восстановить функцию смежных суставов. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использовано для хирургического лечения псевдоартрозов и дефектов костей предплечья.

Лечение псевдоартрозов и дефектов костей предплечья является проблемным разделом оперативной ортопедии ввиду сложной биомеханики сегмента. Это требует особой педантичности репозиции с учетом характера повреждений локтевой и лучевой костей в отдельности и сохранения ротационной функции этого сегмента в последующем [2, 3].

Известны различные способы костной пластики при лечении этих повреждений. Для хорошей перестройки и ассимиляции костного трансплатата с материнским ложем необходим максимальный контакт в месте их соприкосновения и стабильная фиксация отломков и трансплантата друг к другу. Общими недостатками известных способов являются сложность обеспечения полноценного полного контакта трансплантата и отломков, миграция костных трансплантатов, недостаточная стабильность остеосинтеза, что не позволяет приступить к ранней реабилитации конечности с целью устранения и профилактики контрактур и нарушений функций.

Наиболее близким к заявляемому является способ лечения псевдоартрозов и дефектов костей предплечья, который заключается в проведении костной пластики трубчатым кортикально-губчатым аутотрансплантатом из гребня подвздошной кости в сочетании с интрамедуллярным металлоостеосинтезом [1, Способ лечения псевдоартрозов и дефектов костей предплечья / В.А. Неверов, С.Н. Черняев, А.А. Хромов с соавт.- №2006119595; заявл. 05.06.06; опубл. 27.12.07. -Бюл. №36].

Недостатками прототипа являются: сложность обеспечения полного контакта трансплантата и отломков материнского ложа вследствие возможных погрешностей при подготовке трансплантата и при опиле концов отломков, что негативно сказывается на ассимиляции трансплантата к материнскому ложу; возможное нарушение стабильности фиксации трансплантата вследствие тех же причин.

Технической задачей и социальным эффектом предлагаемого способа является высокая эффективность и функциональность в лечении больных с данной патологией; использование простого доступного инструментария; полный контакт трансплантата с отломками, вследствие чего наступает быстрая ассимиляция его с костным ложем; большая стабильность фиксации; ранняя функциональная нагрузка, исключающая необходимость внешней иммобилизации; исключение подвижности трансплантата, а также восстановление функции смежных суставов.

Предлагаемый способ костной пластики при лечении псевдоартрозов и дефектов костей предплечья заключается в том, что сферическими вогнутыми фрезами обрабатывают торцевые поверхности отломков костей предплечья для увеличения площади их соприкосновения с трансплантатом, производят открытую репозицию отломков с измерением имеющегося дефекта между ними, после этого формируют трансплантат соответствующего размера, при этом торцевые поверхности трансплантата обрабатывают выпуклыми сферическими фрезами аналогичного радиуса, затем после открытой репозиции и внедрения трансплантата между отломками достигают оптимальную площадь контакта кости и трансплантата, далее производят накостный или интрамедуллярный остеосинтез, создавая компрессию между отломками и трансплантатом с обеспечением дополнительной стабильности при максимальном контакте за счет сферичности торцевых поверхностей трансплантата и отломков.

Существенными отличиями предлагаемого способа являются: обработка концов отломков вогнутыми фрезами, а концов трансплантата выпуклыми фрезами одинакового радиуса, что обеспечивает увеличение площади контакта отломков и трансплантата, при этом создается идеальная нагрузка на трансплантат по всей его контактной поверхности с отломками предплечья и обеспечивается хорошая дальнейшая ассимиляция трансплантата с материнским ложем, а также увеличение стабильности за счет вклинения отломков в трансплантат.

Способ иллюстрируется клиническим примером со ссылкой на чертеж и рентгенограммы, где:

на фиг.1 - схема предложенного способа костной пластики, где:

1 - дистальный отломок

2 - проксимальный отломок

3 - трансплантат

4 - интрамедуллярный стержень

5 - блокирующие винты

6 - зоны контакта трансплантата с материнским ложем

на фиг.2 - Рентгенограммы больного С. при поступлении, где:

а - рентгенограмма предплечья в прямой проекции

б - рентгенограмма предплечья в боковой проекции

на фиг.3 - Рентгенограммы больного С.после реконструкции, где:

а - рентгенограмма предплечья в прямой проекции

б - рентгенограмма предплечья в боковой проекции

на фиг.4 - Функция предплечья после реабилитационного лечения, где:

а - разгибание в локтевом суставе

б - пронация предплечья

в - сгибание в локтевом суставе

г - супинация предплечья.

Клинический пример

Пациент С. 23 лет, поступил в клинику с диагнозом: Неправильно срастающийся фрагментарный перелом обеих костей левого предплечья, состояние после металлоостеосинтеза локтевой кости (Фиг. 2а, б.). Известно, что травма получена в результате автоаварии, лечился в одной из городских больниц. Была произведена попытка остеосинтеза локтевой кости. В дальнейшем в течение 4 месяцев конечность была иммобилизирована гипсовой повязкой. На момент обращения в клинику имелись выраженные контрактуры в локтевом, кистевом суставах, отсутствовали ротационные движения предплечья. Гипсовая повязка была снята и в течение 3 недель пациент занимался лечебной физкультурой для восстановления движений в суставах сегмента. После этого была произведена реконструктивная операция, которая заключалась в следующем (Фиг. 1, 3 а, б): под общей анестезией произведен закрытый артролиз кистевого, локтевого суставов и радиоульнарных сочленений, после этого удален стержень из локтевой кости, выполнена ревизия всех 4 переломов, при которой выявлен дефект локтевой кости в средней трети на протяжении 3 см, переломы лучевой кости в стадии консолидации с неправильным стоянием отломков. Выполнена открытая репозиции отломков, при этом на проксимальных переломах образовался дефект костей: 3 см на локтевой и 1 см на лучевой. Далее сферическими вогнутыми фрезами обрабатывали торцевые поверхности отломков костей предплечья для увеличения площади и оптимизации их соприкосновения с трансплантатом, производили открытую репозицию отломков с измерением имеющегося дефекта между ними, после этого формировали трансплантаты соответствующего размера, при этом торцевые поверхности трансплантатов обрабатывали выпуклыми сферическими фрезами аналогичного радиуса, затем после открытой репозиции и внедрения трансплантата между отломками достигали оптимальной площади контакта кости и трансплантата и производили блокирующий интрамедуллярный остеосинтез, создавая компрессию между отломками и трансплантатом с обеспечением дополнительной стабильности при максимальном контакте за счет сферичности торцевых поверхностей трансплантата и отломков. После операции больной незамедлительно прошел курс реабилитационного лечения для восстановления функции смежных суставов. В ближайшем послеоперационном периоде достигнут блестящий функциональный результат (Фиг.4 а, б, в, г).

Таким образом, предложенный способ позволяет произвести реконструкцию костей предплечья с получением увеличенного полного контакта трансплантата с отломками, при этом создается идеальная нагрузка на трансплантат по всей его контактной поверхности с отломками и обеспечивается хорошая дальнейшая ассимиляция трансплантата с материнским ложем; получить большую стабильность фиксации и исключение подвижности трансплантата за счет вклинения отломков в него, что исключает необходимость внешней иммобилизации и обеспечивает возможность ранней функциональной нагрузки для лечения контрактур смежных суставов, что принципиально важно при лечении больных с данными повреждениями.

Список литературы

1. Способ лечения псевдоартрозов и дефектов костей предплечья / В.А. Неверов, С.Н. Черняев, А.А. Хромов с соавт.- №2006119595; заявл. 05.06.06; опубл. 27.12.07. - Бюл. №36.

2. Чаклин В.Д. Основы оперативной ортопедии и травматологии. - М.: Медицина, 1964. -С. 141-144.

3. Чаклин В.Д. Костная пластика. - М: Медицина, 1971. - С. 27-46, 54-57.

Способ костной пластики при лечении псевдоартрозов и дефектов костей предплечья, включающий проведение костной пластики трансплантатом в сочетании с металлоостеосинтезом, отличающийся тем, что сферическими вогнутыми фрезами обрабатывают торцевые поверхности отломков костей предплечья для увеличения площади их соприкосновения с трансплантатом, производят открытую репозицию отломков с измерением имеющегося дефекта между ними, после этого формируют трансплантат соответствующего размера, при этом торцевые поверхности трансплантата обрабатывают выпуклыми сферическими фрезами аналогичного радиуса, затем после открытой репозиции и внедрения трансплантата между отломками достигают оптимальной площади контакта кости и трансплантата, далее производят накостный или интрамедуллярный остеосинтез, создавая компрессию между отломками и трансплантатом с обеспечением дополнительной стабильности при максимальном контакте за счет сферичности торцевых поверхностей трансплантата и отломков.