Способ пожаротушения

Изобретение относится к способам пожаротушения с применением наземной пожарной бронированной машины и вертолета. Предложенный способ заключается в том, что в экстремальных условиях и при отсутствии возможности пополнения водяного бака бронированной машины доставляют огнегасящую жидкость из удаленных источников с помощью вертолета. Крышу бака выполняют двустворчатой с автоматизированным дистанционным приводом створок. Устанавливают связь с оператором вертолета, посредством которой обеспечивают совместное управление последовательным движением огнегасящей жидкости от резервуара вертолета в бак бронированной машины и поддерживают ее уровень в водяном баке в заданных пределах до окончания тушения пожара путем челночных перемещений вертолета от бронированной машины к удаленным доступным источникам огнегасящей жидкости и обратно. Пожаротушение с использованием предлагаемого способа позволяет исключить холостые перемещения наземной машины, необходимые для пополнения огнегасящей жидкости, сократить количество участвующих в пожаротушении машин.

Реферат

Изобретение относится к средствам специального назначения, а более конкретно к способам пожаротушения с применением транспортных средств, имеющих оборудование для пожаротушения и помещение для размещения личного состава (пожарного расчета).

Известными способами пожаротушения с применением транспортных средств с оборудованием и личным составом для пожаротушения являются прежде всего способы пожаротушения с помощью автомобилей /1/, представляющих один из самых массовых видов техники, используемых как в народном хозяйстве страны, так и в Вооруженных Силах (особенно в Сухопутных войсках). Например, способ пожаротушения с использованием автомобиля ЗИЛ-131, содержащего установленные на шасси кабину, кузов и силовую установку, а также оборудование и личный состав, размещенные в кузове. Недостатком этого способа является открытое размещение оборудования и личного состава в кузове, сложность и неудобство крепления в кузове элементов пожарного оборудования, повышенная опасность для автомобиля и личного состава (пожарного расчета) при пожаротушении в особо опасных условиях (при тушении пожаров в лесу, на атомных электростанциях и т.д.), ограниченная проходимость и др.

Такие же недостатки характерны и для других способов пожаротушения, использующих модификации автомобилей, специально оснащенных дополнительными креплениями для размещения в них оборудования тушения пожаров /2/. В кузове автомобиля, как правило, размещаются ручные огнетушители, навесной инструмент (ломы, лопаты, топоры), крепежные приспособления и др. Предусмотрена установка емкости с водой, ведер, мотопомпы и другого оборудования.

Тушение пожаров с помощью рассмотренных средств связано с повышенной опасностью как для техники, так и для личного состава. Вместе с тем, такие виды пожаров, как пожары на поле боя, в парках боевых машин, на складах, в лесных массивах, зонах военных конфликтов, на торфяниках, водной поверхности и др., требуют особых мер защиты и самого транспортного средства, и пожарного оборудования, и, особенно, личного состава (пожарного расчета), поскольку эти пожары в ряде случаев отличаются образованием горящих завалов, труднопреодолимых участков местности (для колесной техники), повышенного уровня радиации и др. Тушение подобных пожаров с помощью средств на открытой колесной базе не эффективно, прежде всего из-за низких проходимости и защищенности /3, 4/. Для этих целей более подходят транспортные средства на гусеничной базе, особенно с броневым корпусом /5/. Кроме того, при тушении пожаров, как правило, необходимо проведение и аварийно-спасательных работ по спасению людей, имущества и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим /6/. В этом смысле бронированные машины, особенно на гусеничной базе, имеют предпочтение.

Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время значительная часть устаревших бронированных машин снимается с вооружения и по линии конверсии направляется в народное хозяйство. Именно они могут быть использованы в качестве средств пожаротушения. Особенно приемлемой для этих целей является боевая машина пехоты /7/. Способы пожаротушения с ее использованием более эффективны, поскольку она содержит установленный на гусеничную ходовую часть броневой корпус с отделением управления, силовой установкой, силовой передачей, помещением для личного состава, системой противопожарного оборудования и ручными огнетушителями и этим выгодно отличается от предшествующих машин. Наличие бронированного корпуса значительно повышает степень защищенности пожарного расчета от горящих обломков, веток, высокой температуры (при движении в горящем лесу), радиации (на зараженных участках), от стрелкового оружия (в зонах военных действий) и др. Гусеничная ходовая часть обеспечивает ее собственную защиту от горящей местности (степь, лес) и высокую проходимость в местах завалов, на заболоченной местности и др. Установка в корпусе помимо ручных огнетушителей еще и системы противопожарного оборудования существенно повышает собственную защищенность машины от пожаров (особенно при преодолении горящих лесных завалов, действиях в боевой обстановке и др.).

Однако, несмотря на явные преимущества способа пожаротушения с использованием машины на базе БМП, он также имеет недостатки. Поскольку основным назначением БМП является не только транспортировка личного состава в условиях огня противника, пожаров и др., то значительное место в составе ее оборудования занимают боекомплект, комплекс вооружения, обслуживающие его системы и др. В составе БМП-1 /7/ имеется еще и комплекс управляемого ракетного вооружения. Поэтому размещение дополнительно к штатному еще и противопожарного оборудования (емкости с огнегасящей жидкостью, насоса и др.), а следовательно, и пожаротушение становятся затруднительными. Создание больших запасов огнегасящих средств из-за вращающегося боевого отделения становится невозможным. Однако, учитывая происходящие в настоящее время сокращение и конверсию военной техники и вооружения, то устранение этих недостатков становится не только возможным, но и экономически эффективным при демонтаже вооружения, поскольку позволяет дать вторую жизнь военной технике как в войсках, так и в народном хозяйстве. Примером этого может служить способ пожаротушения с использованием бронированной машины по патенту РФ №2055614, 1996 /5/.

Для дальнейшей экономии средств при конверсии боевых машин пехоты, расширения их функциональных возможностей и повышения эффективности при тушении пожаров с их использованием, в способе тушения пожаров, реализованном в известной машине по патенту РФ 2163496, 1999 /8/, предусмотрено за счет введения дополнительного оборудования выполнение ряда дополнительных функций, позволяющих значительно расширить возможности по тушению пожаров вне машины путем увеличения запасов огнегасящей жидкости и размещения ее вместе с баком на крыше корпуса, а также за счет установки гидрофицированного оборудования, позволяющего расчищать горящие завалы и сооружать огнезащитные полосы. Эти качества делают этот способ труднозаменимым при тушении пожаров в лесных условиях, горящей техники на поле боя, в заводских условиях и в других ситуациях тушения особо сложных пожаров, которые могут возникать на критически важных, пожаровзрывоопасных объектах /9, 10/.

Способ пожаротушения с использованием бронированной машины по патенту РФ на изобретение №2163496 является наиболее близким по технической сути к заявляемому и принимается за его прототип. Одновременно он является и базовым объектом предлагаемого способа.

Способ пожаротушения с использованием бронированной машины по патенту РФ на изобретение №2163496 включает создание запаса огнегасящей жидкости, подготовку к функционированию силовой установки и силовой передачи, помещения для личного состава, системы пожарного оборудования, водяного бака, насосной станции с пожарным насосом и пожарным стволом, гидросистемы с масляным баком, масляным насосом, гидрораспределителем, масляным фильтром и гидрофицированной навеской, приводов управления и аппаратуры, обеспечивающих совместную работу элементов при пожаротушении, движение к очагу пожара с расчисткой, при необходимости, завалов на маршруте движения, занятие исходного положения для тушения пожара, включение насосной станции и направление струи огнегасящей жидкости на горящие элементы очага пожара.

Недостатками этого способа являются: опасность возможного замерзания жидкости в водяном баке, отсутствие предусмотренных мер по обеспечению безопасности пораженных, оказанию им первой необходимой медицинской помощи и возможной эвакуации. Основным недостатком указанного способа является необходимость приближения непосредственно к очагу пожара при его тушении, что в ряде случаев выполнить невозможно из-за повышенной опасности (огонь противника на поле боя, падающие конструкции зданий и др.) или условий местности (болотистая местность, водные преграды и др.). Ситуация усугубляется при наличии нескольких очагов пожара, удаленных друг от друга, например, горящей техники на поле боя или в очагах техногенных катастроф, вызывающих необходимость многократно пополнять запас огнетушащей жидкости, что связано с многочисленными перемещениями и потерей времени, а следовательно, особенно в случаях отсутствия возможности пополнения водяного бака бронированной машины традиционными наземными средствами, и с невыполнением задания. Подобные ситуации возникают при тушении лесных пожаров и отсутствии вблизи водоемов; при необходимости тушения промышленных, заводских зданий, в условиях завалов и отсутствии возможности маневра пожарной техники. В этих условиях мало эффективно и тушение с помощью пожарных вертолетов, так как подача огнетушащей жидкости сверху не обеспечивает ее достаточное попадание внутрь зданий.

Задачей настоящего изобретения является расширение возможностей и повышение эффективности тушения горящих объектов, в том числе расположенных в труднодоступных местах, в условиях заводских многокорпусных объектах с ограниченным маневром техники, на значительных расстояниях, в условиях отсутствия вблизи водоемов и возможности пополнения запаса огнегасящей жидкости традиционными наземными средствами, а также расширение мер по оказанию помощи пострадавшим.

Решение указанной задачи достигается тем, что в способе пожаротушения с использованием бронированной машины, включающем создание запаса огнегасящей жидкости, подготовку к функционированию силовой установки и силовой передачи, помещения для личного состава, системы пожарного оборудования, водяного бака, насосной станции с пожарным насосом и пожарным стволом, гидросистемы с масляным баком, масляным насосом, гидрораспределителем, масляным фильтром и гидрофицированной навеской, приводов управления и аппаратуры, обеспечивающих совместную работу элементов при пожаротушении, движение к очагу пожара с расчисткой, при необходимости, завалов на маршруте движения, занятие исходного положения для тушения пожара, включение насосной станции и направление струи огнегасящей жидкости на горящие элементы очага пожара, дополнительно при необходимости непрерывного тушения пожара в течение длительного времени и отсутствии возможности пополнения водяного бака бронированной машины традиционными наземными средствами доставляют огнегасящую жидкость из удаленных источников с помощью вертолета, оборудованного резервуаром для огнегасящей жидкости с заборным устройством, сливным шлангом и дозатором, пополняют ею водяной бак в процессе всего тушения пожара, для чего его крышу выполняют двустворчатой с автоматизированным дистанционным приводом створок, открывают створки вверх и в стороны на суммарный угол 105-120 градусов от их исходного закрытого состояния, обеспечивают освещение, наблюдение и контроль процесса пополнения водяного бака огнегасящей жидкостью с рабочего места оператора бронированной машины через перископический прибор наблюдения, устанавливают связь с оператором вертолета, посредством которой обеспечивают совместное управление последовательным движением огнегасящей жидкости от резервуара вертолета до бака бронированной машины путем поочередного открытия резервуара вертолета, его сливного шланга и дозатора, с помощью которых направляют огнегасящую жидкость в водяной бак бронированной машины через его предварительно открытую крышу, при достижении заданного уровня движение огнегасящей жидкости с вертолета прекращают и в дальнейшем поддерживают ее уровень в водяном баке в заданных пределах до окончания тушения пожара путем челночных перемещений вертолета от бронированной машины к удаленным доступным источникам огнегасящей жидкости, ее набора и возвращения обратно к бронированной машине для пополнения водяного бака, по окончании тушения пожара освобождают водяной бак от остатков огнегасящей жидкости, осушают его путем подачи в него, контроля и регулировки тепловой, световой энергии и энергии подогретого сжатого воздуха, устанавливают внутри водяного бака и в помещении для личного состава медицинские носилки и другое оборудование, а в вертолете - кресла для размещения и обслуживания пострадавших, оптимизируют в них состояние воздуха и условия жизнеобеспечения, размещают пострадавших и личный состав в подготовленных в бронированной машине и вертолете помещениях и транспортируют ими пострадавших до ближайшего медицинского приемного пункта.

Введенные признаки позволяют расширить возможности известных способов, обеспечить их свойствами тушения пожаров на большом расстоянии, на недоступной местности, в лесных и заводских условиях с использованием вертолетов, оборудованных резервуаром для огнегасящей жидкости и медицинским оборудованием для транспортировки и обслуживания пострадавших.

Использование этого способа обеспечивает возможность тушения пожаров на недоступных для традиционных машин (колесные пожарные машины) местности и условиях (горящая техника на поле боя, лесные и заводские условия, исключающие маневр техники), в условиях наличия преград (водных преград, болотистой местности, ущелий и др.).

Реализация (работа) предложенного способа происходит следующим образом. Создание запаса охлаждающей жидкости, подготовка к функционированию всех систем и элементов прототипа, используемых при пожаротушении, происходят так же, как и в прототипе /7, 8/. Расчистка горящих завалов, окапывание и др. производятся (как и в прототипе) с помощью гидрофицированной навески, для чего на ней устанавливают либо лопату бульдозера, либо скрепер, либо плуг, управление которыми производят с помощью элементов гидросистемы машины.

Для тушения пожара, в зависимости от его вида, может быть использовано как штатное оборудование бронированной машины, так и вновь установленное. Если очаг пожара возник внутри машины, то используются штатные система противопожарного оборудования и/или огнетушители в соответствии со штатными инструкциями по эксплуатации. Если пожар возник снаружи машины и его размеры невелики, то могут быть использованы огнетушители, лопаты, ведра и др. При более мощных пожарах (лесных пожарах и др.) используются введенные элементы пожарного оборудования /8/. Заполнение бака огнегасящей жидкостью производится насосом через заборный и заливной патрубки. Время заполнения 6-10 мин. Забор огнегасящей жидкости может производиться как из водоема, так и непосредственно из водопроводной сети.

При тушении пожаров в труднодоступных и удаленных местах, в сложных условиях (лес, заводские постройки, ограничивающие маневр техники), при необходимости непрерывного тушения пожара в течение длительного времени и отсутствии возможности пополнения водяного бака бронированной машины традиционными наземными средствами, обеспечивают пополнение запаса огнегасящей жидкости в водяном баке непосредственно в процессе всего времени тушения пожара с использованием вертолета. Для этого доставляют огнегасящую жидкость из удаленных источников с помощью вертолета, оборудованного резервуаром для огнегасящей жидкости с заборным устройством, сливным шлангом и дозатором. Пополняют водяной бак в процессе всего тушения пожара, для чего его крышу выполняют двустворчатой с автоматизированным дистанционным приводом створок. Приоткрывают створки вверх и в стороны на суммарный угол 105-120 градусов от их исходного закрытого состояния, обеспечивают освещение, наблюдение и контроль процесса пополнения водяного бака огнегасящей жидкостью с рабочего места оператора бронированной машины через перископический прибор наблюдения, устанавливают связь с оператором вертолета, посредством которой обеспечивают совместное (операторами вертолета и бронированной машины) управление последовательным движением огнегасящей жидкости от резервуара вертолета до бака бронированной машины путем поочередного открытия резервуара вертолета, его сливного шланга и дозатора. С их помощью направляют гасящую жидкость в водяной бак бронированной машины через его предварительно открытую крышу. При достижении заданного уровня движение огнегасящей жидкости с вертолета прекращают и в дальнейшем поддерживают ее уровень в водяном баке в заданных пределах до окончания тушения пожара путем челночных перемещений вертолета от бронированной машины к удаленным доступным источникам огнегасящей жидкости, ее набора и возвращения обратно к бронированной машине для пополнения водяного бака.

При тушении пожаров в зимних условиях во время стоянок и передвижений возможно замерзание жидкости в водяном баке. С целью исключения этого предусмотрен подвод и регулировка тепловой энергии к водяному баку (путем установки в него нагревателей, соединенных с системой энергоснабжения бронированной машины).

По окончании тушения пожара освобождают водяной бак от остатков огнегасящей жидкости, осушают его путем подачи в него, контроля и регулировки тепловой, световой энергии и энергии подогретого сжатого воздуха, например, с помощью переносных электрообогревателей типа АГВ-30032-1.

Устанавливают внутри водяного бака и в помещении для личного состава медицинские носилки и другое оборудование (в помещении для личного состава (пожарного расчета) предусмотрено оборудование для размещения 2-4 носилок пострадавшим), а в вертолете - 2-4 кресла для размещения и обслуживания пострадавших, оптимизируют в них состояние воздуха и условий жизнеобеспечения, размещают пострадавших и личный состав в подготовленных в бронированной машине и вертолете помещениях и транспортируют ими пострадавших до ближайшего медицинского приемного пункта. Подача тепловой и световой энергии, установка датчиков состава и состояния воздуха, медицинских средств и оборудования повышают степень жизнеобеспечения пострадавших и личного состава (пожарного расчета).

Предлагаемый способ позволяет в комплексе решать сложные, задачи по тушению пожаров в самых разнообразных условиях с высокой эффективностью, что подтверждается испытаниями опытных образцов /8-10/. Использование бронированной машины, возможности тушения на ходу позволяют действовать не только в непосредственной близости от огня, но и, благодаря высокой проходимости и маневренности, преодолевать зоны сплошного огня и занимать наиболее выгодные позиции для тушения пожара, обеспечивая надежную защиту и личного состава (пожарного расчета), и оборудования.

При пожаротушении в сложных (экстремальных) условиях, при необходимости непрерывного тушения пожара в течение длительного времени и отсутствии возможности пополнения водяного бака бронированной машины традиционными наземными средствами, доставляют огнегасящую жидкость из удаленных источников с помощью вертолета, оборудованного резервуаром для огнегасящей жидкости с заборным устройством, сливным шлангом и дозатором, пополняют ею водяной бак в процессе всего тушения пожара. Подача тепловой и световой энергии, установка датчиков состава и состояния воздуха, медицинских средств и оборудования повышают степень жизнеобеспечения пострадавших и личного состава (пожарного расчета).

Пожаротушение с использованием предложенного способа позволяет выполнить задачу в экстремальных условиях, многократно увеличить чистое время тушения пожара, обеспечить его непрерывность, исключить холостые перемещения машины, необходимые для перезаправки водяного бака, сократить, то есть сэкономить, количество участвующих в пожаротушении машин, а также менять направления пожаротушения без изменения исходной позиции.

Источники информации

1. Агейкин Я.С. и др. Боевые колесные машины. М.: Воениздат, 1974, с.3-12.

2. Шефер В.Э. и др. Организация внутреннего порядка и службы в парке воинской части. Учебное пособие. М.: ВАБТВ, 1989, с.24-26, 50-58, 177-181.

3. Водоцистерна пожарного автомобиля. Авторское свидетельство №1602552, 1990.

4. Пожарный автомобиль. Авторское свидетельство №910165, 1982.

5. Бронированная машина. Патент на изобретение РФ №2055614, 1996.

6. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: Издательство «Флайт», Информационно-издательский центр «Геополитика», 2001. 240 с.

7. Боевая машина пехоты БМП-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М: Воениздат, 1979, с.5-32, 43-48, 509-518.

8. Бронированная машина. Патент на изобретение РФ №32163496, 1999.

9. Современные технологии защиты и спасения / Под общ. ред. Р.Х. Цаликова; МЧС России. - М.: Деловой Экспресс, 2007. - 288 с.

10. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы V Научно-практической конференции; МЧС России. - М.: «ИПП «Куна», 2008. - 216 с.

Способ пожаротушения с применением бронированной машины, включающий создание запаса огнегасящей жидкости, подготовку к функционированию силовой установки и силовой передачи, помещения для личного состава, системы пожарного оборудования, водяного бака, насосной станции с пожарным насосом и пожарным стволом, гидросистемы с масляным баком, масляным насосом, гидрораспределителем, масляным фильтром и гидрофицированной навеской, приводов управления и аппаратуры, обеспечивающих совместную работу элементов при пожаротушении, движение к очагу пожара с расчисткой, при необходимости, завалов на маршруте движения, занятие исходного положения для тушения пожара, включение насосной станции и направление струи огнегасящей жидкости на горящие элементы очага пожара, отличающийся тем, что дополнительно при необходимости непрерывного тушения пожара в течение длительного времени и отсутствии возможности пополнения водяного бака бронированной машины традиционными наземными средствами доставляют огнегасящую жидкость из удаленных источников с помощью вертолета, оборудованного резервуаром для огнегасящей жидкости с заборным устройством, сливным шлангом и дозатором, пополняют ею водяной бак в процессе всего тушения пожара, для чего его крышу выполняют двустворчатой с автоматизированным дистанционным приводом створок, открывают створки вверх и в стороны на суммарный угол 105-120 градусов от исходного закрытого состояния, обеспечивают освещение, наблюдение и контроль процесса пополнения водяного бака огнегасящей жидкостью с рабочего места оператора бронированной машины через перископический прибор наблюдения, устанавливают связь с оператором вертолета, посредством которой обеспечивают совместное управление последовательным движением огнегасящей жидкости от резервуара вертолета до бака бронированной машины путем поочередного открытия резервуара вертолета, его сливного шланга и дозатора, с помощью которых направляют гасящую жидкость в водяной бак бронированной машины через его предварительно открытую крышу, при достижении заданного уровня движение огнегасящей жидкости с вертолета прекращают и в дальнейшем поддерживают ее уровень в водяном баке в заданных пределах до окончания тушения пожара путем челночных перемещений вертолета от бронированной машины к удаленным доступным источникам огнегасящей жидкости, ее набора и возвращения обратно к бронированной машине для пополнения водяного бака, по окончании тушения пожара освобождают водяной бак от остатков огнегасящей жидкости, осушают его путем подачи в него, контроля и регулировки тепловой, световой энергии и энергии сжатого воздуха, устанавливают внутри водяного бака и в помещении для личного состава медицинские носилки и другое оборудование, а в вертолете - кресла для размещения и обслуживания пострадавших, оптимизируют в них состояние воздуха и условия жизнеобеспечения, размещают пострадавших и личный состав в подготовленных в бронированной машине и вертолете помещениях и транспортируют ими пострадавших до ближайшего медицинского приемного пункта.