Зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На торцах зубьев укреплены смазкоудерживающие элементы, расположенные вдоль всей длины их боковых поверхностей. Смазкоудерживающие элементы имеют наружный профиль, идентичный профилю торцов зубьев, поперечное сечение элементов по всей их длине имеет П-образную форму. Средние части смазкоудерживающих элементов укреплены на торцах зубьев, а две другие, образующие наружный профиль, примыкают к боковым поверхностям зубьев, перпендикулярно к их торцам. Обеспечивается повышение технологичности конструкции зубчатых колес и повышение надежности их работы. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, «Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов / Ю.Н. Березовский, Д.В. Чернилевский, М.С. Петров; Под ред. Н.А. Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил.», стр. 74).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что пластичный смазочный материал, наносимый на рабочие поверхности зубьев в процессе работы колеса в зацеплении с парным колесом в передаче, вытесняется с этих рабочих поверхностей и в дальнейшем в процессе смазывания рабочих поверхностей зубьев не участвует, что приводит к интенсификации процессов изнашивания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль боковых (рабочих) поверхностей которых, на торцах зубьев расположены смазкоудерживающие элементы в виде консольных полок (пластин), удерживающих вытесненный в процессе работы колеса нанесенный на боковые (рабочие) поверхности зубьев пластичный смазочный материал - см. АС СССР №898191, кл. F16Н 57/04, 1978 г.

Недостаток прототипа состоит в том, что смазкоудерживающие элементы выполнены в виде отдельных полок, таких полок нужно четыре штуки на каждый зуб - по две полки на каждый из торцов зуба. Это нерационально с точки зрения технологии изготовления колеса; выполнение смазкоудерживающих элементов в виде консольных пластин не обеспечивает должной жесткости и прочности конструкции этих элементов, что может привести к их поломке, закрепление тонких пластин на плоскостях торцов зубьев затруднительно.

Изобретением решается задача повышения технологичности конструкции зубчатых колес и повышения надежности их работы.

Это достигается тем, что зубчатое колесо, состоящее из тела и зубчатого венца с зубьями, снабжено смазкоудерживающими элементами, расположенными на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, причем элементы в плоскости вращения колеса имеют наружный профиль, идентичный профилю торцов зубьев, поперечные сечения элементов по всей их длине имеют П-образный вид, при этом их средние части укреплены на торцах зубьев, а две другие, образующие наружный профиль, примыкают к боковым поверхностям зубьев, перпендикулярно к их торцам.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса (вид с торца колеса) - фиг. 1 и сечение зуба со смазкоудерживающими элементами - фиг. 2.

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, торцы 3 зуба, смазкоудерживающие элементы 4, боковые (рабочие) поверхности 5 зуба; ширина l смазкоудерживающих элементов.

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2, на обоих торцах 3 каждого зуба укреплены смазкоудерживающие элементы 4, расположенные по всей длине боковых (рабочих) поверхностей 5 зубьев. В плоскости вращения колеса элементы 4 имеют наружный профиль, идентичный профилю торцов 3 зубьев, поперечные сечения элементов по всей их длине имеют П-образный вид, при этом их средние части укреплены на торцах зубьев, а две другие, образующие наружный профиль элементы и определяющие его ширину, примыкают к боковым поверхностям зубьев, перпендикулярно торцам зубьев. Смазкоудерживающие элементы 4 изготавливаются отдельно от остальных элементов зубчатого колеса - тела и зубчатого венца, и затем собираются с ним в одно целое. Так как нагрузки, испытываемые смазкоудерживающими элементами при работе колеса весьма невелики, то их можно изготавливать, например, из пластмассы, и затем все части колеса собирать в одно целое. Смазкоудерживающие элементы можно крепить на торцах зубьев посредством клея.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При зацеплении его в передаче с парным колесом пластичный смазочный материал, наносимый на боковые (рабочие) поверхности 5 зубьев 2 колеса, вытесняется с этих поверхностей на смазкоудерживающие элементы 4, откуда затем смазочный материал мигрирует обратно на боковые поверхности зубьев, осуществляя их смазывание.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса более технологична, при этом обеспечивается требуемая жесткость и прочность смазкоудерживающих элементов и их надежность в работе колеса.

Зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и смазкоудерживающие элементы, расположенные на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, отличающееся тем, что смазкоудерживающие элементы в плоскости вращения колеса имеют наружный профиль, идентичный профилю торцов зубьев, поперечные сечения элементов по всей их длине имеют П-образную форму, при этом их средние части укреплены на торцах зубьев, а две другие, образующие наружный профиль элемента, примыкают к боковым поверхностям зубьев, перпендикулярно к их торцам.