Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На торцах зубьев укреплены смазкоудерживающие элементы, расположенные вдоль всей длины их боковых поверхностей. Сечения смазкоудерживающих элементов в плоскости вращения колеса по всей их ширине идентичны сечениям зубьев в этой плоскости. Обеспечивается повышение технологичности конструкции зубчатых колес и повышение надежности их работы. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, «Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов / Ю.Н. Березовский, Д.В. Чернилевский, М.С. Петров; Под ред. Н.А. Бородина. - М: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил.», стр.74).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что пластичный смазочный материал, наносимый на рабочие поверхности зубьев, в процессе работы колеса в зацеплении с парным колесом в передаче, вытесняется с этих рабочих поверхностей и в дальнейшем в процессе смазывания рабочих поверхностей зубьев не участвует, что приводит к интенсификации процессов изнашивания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль боковых (рабочих) поверхностей которых, на торцах зубьев, расположены смазкоудерживающие элементы в виде консольных полок (пластин), удерживающих вытесненный в процессе работы колеса нанесенный на боковые (рабочие) поверхности зубьев пластичный смазочный материал, - см. А.С. СССР №898191, кл. F16Н 57/04, 1978 г.

Недостаток прототипа состоит в том, что смазкоудерживающие элементы выполнены в виде отдельных полок, таких полок нужно четыре штуки на каждый зуб - по две полки на каждый из торцов зуба. Это нерационально с точки зрения технологии изготовления колеса; выполнение смазкоудерживающих элементов в виде консольных пластин не обеспечивает должной жесткости и прочности конструкции этих элементов, что может привести к их поломке, закрепление тонких пластин на плоскостях торцов зубьев затруднительно.

Изобретением решается задача повышения технологичности конструкции зубчатых колес и повышения надежности их работы.

Это достигается тем, что зубчатое колесо, состоящее из тела и зубчатого венца с зубьями, снабжено смазкоудерживающими элементами, расположенными на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, причем эти элементы выполнены в виде накладок, сечения которых в плоскости вращения колеса по всей ширине накладок идентичны сечениям зубьев в этой плоскости.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: элемент зубчатого колеса (вид с его торца) - фиг.1 и сечение зуба с расположенными на нем смазкоудерживающими элементами - фиг.2.

На чертежах показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, торцы 3 зуба, смазкоудерживающие элементы 4, боковые (рабочие) поверхности 5 зубьев; ширина l элементов 4.

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца 2, на обоих торцах 3 каждого зуба укреплены смазкоудерживающие элементы 4 (накладки), расположенные на зубьях 2 вдоль всей длины их боковых (рабочих) поверхностей 5. Элементы (накладки) имеют форму, при которой их сечения в плоскости вращения колеса по всей их ширине (l) идентичны сечениям 2 в этой плоскости. Накладки 4 могут быть изготовлены отдельно от изготавливаемых других (основных) элементов колеса - тела и зубчатого колеса; ввиду того, что накладки при работе колеса не испытывают каких-либо значительных нагрузок, они могут быть изготовлены, например, из пластмассы, а укреплены на торцах зубьев путем наклеивания - поверхности накладок, прилегающие к торцам зубьев, достаточно велики, что обеспечит надежное их крепление на этих торцах.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При зацеплении его с парным колесом в передаче пластичный смазочный материал, нанесенный на боковые (рабочие) поверхности 5 зубьев 2 колеса, вытесняется на смазкоудерживающие элементы (накладки) 4, откуда затем смазочный материал мигрирует обратно на рабочие поверхности зубьев, осуществляя их смазывание.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса более технологична, при этом повышается жесткость и прочность смазкоудерживающих элементов и их надежность. Тем самым обеспечивается надежность осуществления смазывания зубьев колеса и снижение его изнашивания.

Зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и смазкоудерживающие элементы, расположенные на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, отличающееся тем, что сечения смазкоудерживающих элементов в плоскости вращения колеса по всей ширине смазкоудерживающих элементов идентичны сечениям зубьев в этой плоскости.