Способ проводки морских и речных судов по заданному курсу

Изобретение относится к области навигации и предназначено для обеспечения портов, судоходных каналов, водных путей рек, озер и морей надежным навигационным средством, позволяющим осуществлять автоматическую проводку судов в сложных навигационных условиях. Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение безопасности проводки морских и речных судов по заданному курсу, в том числе в условиях отказа или радиотехнического подавления спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR. Для достижения данного результата в едином интегрированном вычислителе одновременно с информацией от существующих систем навигации обрабатывается информация от береговой радиолокационной станции, получаемая от створного маяка, оборудованного средствами связи с береговой радиолокационной станцией, излучающего оптический сигнал, дополнительно содержащий информацию о координатах и параметрах движения как судоводителя, так и других судов, движущихся по фарватеру, полученную от береговой радиолокационной станции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области навигации и предназначено для обеспечения портов, судоходных каналов, водных путей рек, озер и морей надежным навигационным средством, позволяющим осуществлять автоматическую проводку судов в сложных навигационных условиях.

Известны способы навигации подвижных объектов (патенты РФ №2302357, №2411159, патент США 3698816), которые обеспечивают проводку речных и морских судов по заданной траектории. Недостатком указанных способов является высокая зависимость безопасности проводки судов от гидрометеорологических условий и помеховой радиолокационной обстановки.

Наиболее близким к заявленному способу по техническому решению является изобретение по патенту РФ №2411159, заключающееся в том, что в едином интегрированном вычислителе, одновременно с обработкой информации, поступающей от приемника оптических сигналов, обрабатывается информация, выдаваемая спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС/NAVSTAR.

Недостатком прототипа является низкая точность определения местоположения судна на фарватере в условиях отказа или радиотехнического подавления спутниковой навигационной системы ГЛОHACC/NAVSTAR.

Целью изобретения является коррекция собственных координат морских и речных судов, позволяющая снизить погрешность при его автоматической проводке по заданному курсу.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение безопасности проводки морских и речных судов по заданному курсу, в том числе в условиях отказа или радиотехнического подавления спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR.

Предлагаемый способ проводки морских и речных судов по заданному курсу (фиг.1), заключается в использовании судоводителем 1 единого интегрированного вычислителя для одновременной обработки оптических сигналов от створного маяка 2, навигационной информации от спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR 3 и навигационной информации от береговой радиолокационной станции 4, получаемой от створного маяка 2, оборудованного средствами связи с береговой радиолокационной станцией 4, излучающего оптический сигнал, дополнительно содержащий информацию о координатах и параметрах движения как судоводителя 1, так и других судов, движущихся по фарватеру, полученную от береговой радиолокационной станции. В едином интегрированном вычислителе судоводителя 1 одновременно обработанная информация от приемника спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR, приемника оптических сигналов, в том числе навигационной информации от береговой радиолокационной станции, отображают на экране одного и того же монитора для визуального указания судоводителю 1 точного курса и оценки знака и степени бокового отклонения судна от осевой линии судового хода и предотвращения столкновения с другими судами.

Реализация предложенного способа может быть осуществлена с использованием известных навигационных радиолокационных станций (например, НРЛС «Река») и светодиодных светосигнальных приборов направленного действия (например, фонарей для створных знаков LS-100, LO-200, ЭСПН-140СД), доработанных для передачи информации. Для этого достаточно в передающую часть фонарей створных знаков добавить систему модуляции передаваемых сигналов по амплитуде с некоторой частотой, например, 50 кГц, лежащей в полосе пропускания светодиодов и для передачи информации использовать стандартные методы амплитудной или фазовой манипуляции. На приемной стороне устанавливается фотоприемник с фотодиодом и стандартной схемой амплитудной или фазовой демодуляции. В этом случае для судоводителя будет сформировано сообщение о координатах судна, боковом отклонении судна от осевой линии судового хода и расстоянии от створного маяка с указанием его номера или координат, позволяющее повысить безопасность автоматической проводки морских и речных судов в сложных навигационных условиях.

1. Способ проводки морских и речных судов по заданному курсу, заключающийся в использовании единого интегрированного вычислителя для одновременной обработки оптических сигналов от створного маяка, навигационной информации от спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR, отличающийся тем, что одновременно с существующими системами навигации используют информацию от береговой радиолокационной станции, получаемую судоводителем от створного маяка, оборудованного средствами связи с береговой радиолокационной станцией.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что излучаемый створным маяком оптический сигнал дополнительно содержит информацию о координатах и параметрах движения, как судоводителя, так и других судов, движущихся по фарватеру, полученную от береговой радиолокационной станции.