Зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей расположены смазочные карманы в виде полок, причем каждая полка является частью цельного элемента, имеющего по всей своей длине в поперечном сечении Г-образную форму и одной своей частью укрепленного на торце зуба. Обеспечивается повышение прочности конструкции зубчатого колеса и повышение надежности его работы. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, «Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов / Ю.Н. Березовский, Д.В. Чернилевский, М.С. Петров; Под ред. Н.А. Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил., стр.74).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что пластичный смазочный материал, наносимый на рабочие поверхности зубьев, в процессе работы колеса в зацеплении с парным колесом в передаче, вытесняется с этих рабочих поверхностей и в дальнейшем в процессе смазывания рабочих поверхностей зубьев не участвует, что приводит к интенсификации процессов изнашивания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль боковых (рабочих) поверхностей которых, на торцах зубьев, расположены смазкоудерживающие элементы в виде консольных полок (пластин), удерживающих вытесненный в процессе работы колеса нанесенный на боковые (рабочие) поверхности зубьев пластичный смазочный материал - см. А.С. СССР №898191, кл. F16H 57/04, 1978 г.

Недостаток прототипа состоит в том, что смазкоудерживающие элементы (полки) крепятся на торцах зубьев консольно, что не обеспечивает должной их прочности и надежности в работе.

Изобретением решается задача повышения прочности конструкции зубчатых колес и повышения надежности их работы.

Это достигается тем, что зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями, на торцах которых вдоль всей длины рабочих поверхностей расположены смазочные карманы в виде полок, причем каждая полка является частью цельного элемента, имеющего по всей своей длине Г-образную форму и второй своей частью укрепленного на торце зуба.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса (вид с торца колеса) - фиг.1 и сечение зубчатого венца - фиг.2.

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, торцы 3 зуба, боковые (рабочие) поверхности 4 зуба; смазочные карманы (полки) 5, вторая часть (6) элементов с полками 5.

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2, на торцах 3 которых вдоль всей длины их боковых (рабочих) поверхностей 4 расположены смазочные карманы в виде полок 5. Полки 5 являются частями цельных элементов, имеющих по всей своей длине в поперечном сечении Г-образную форму и вторыми своими частями (6) укрепленных на торцах зубьев (например, методом наклеивания).

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса, а именно конструкция смазочных карманов, более надежна в работе - за счет повышения прочности и жесткости смазкоудерживающих полок.

Зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и смазочные карманы в виде полок, расположенных на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, отличающееся тем, что каждая полка является частью цельного элемента, имеющего по всей своей длине в поперечном сечении Г-образную форму и одной своей частью укрепленного на торце зуба.