Способ устранения заикания
Изобретение относится к области медицины и направлено на лечение заикания как под руководством специалиста, так и самостоятельно. Лечение проводят в три этапа: подготовительного, восстановительного и фиксирующего. На подготовительном этапе выявляют «псевдозаикание» в отличие от «истинного» заикания и освобождают от «псевдозаикания», обеспечивают полноценное поступление белка к мышцам организма путем коррекции питания с учетом группы крови пациента. Устраняют десинхроноз путем синхронизации биоритмов организма пациента за счет согласования частоты ударов пульса в минуту и ритмичности речевого выдоха с выполнением в кратном соотношении к данной частоте ритма работы кулаком: разжатие и сжатие пальцев рук в кулак и ритма ходьбы. Выполняют логопедические упражнения, направленные на развитие плавности речи, упражнения на координацию между мыслительной и двигательной способностью. На восстановительном этапе последовательно устраняют причины «истинного» заикания путем активизации дыхательных, гортанных и артикуляционных мышц: устраняют заикание в местах локализации дыхательных спазмов брюшным прессом. Устраняют заикание в местах локализации гортанных спазмов, подключая к предыдущему курсу упражнений занятия с гортанью, которые включают сокращения внутренних мышц гортани: глотание слюны, пение, разговор, чтение вслух; далее устраняют заикание в местах локализации артикуляционных спазмов, добавляя к предыдущим упражнениям упражнения на мышцы артикуляционного аппарата с выполнением массажа лицевых мышц, выполнением мимических упражнений, направленных на подвижность рото- и носоглоточных мышц. На фиксирующем этапе закрепляют выработанные навыки речи до естественной речи, продолжая выполнять приемы восстановительного этапа. Способ позволяет устранить причины заикания без рецидива, в любом возрасте, при разной степени заикания тонических или клонических судорог мышц речевого аппарата, независимо от вида как невротического, так и неврозоподобного, за счет безмедикаментозной терапии коррекционно-компенсаторного характера. 4 пр.
Реферат
Способ устранения заикания относится к области медицины, и направлен на лечение заикания, как под руководством специалиста, так и самостоятельно. Способ может быть использован автономно, либо в сочетании с другими методами, и найти применение при различных нарушениях речи на фоне лечения заболеваний речевого синдрома.
Для поддержания жизнедеятельности организма человека необходимо знать его врожденные параметры, в зависимости от которых зависит, свойственные только ему, предрасположенность к каким-либо нарушениям, нормы питания, дыхания, труда, отдыха и профилактики.
Одной из форм визуального проявления сбоя в организме является расстройство речи. Эти нарушения являются следствием недостаточности массы речевых мышц, нарушения иннервации их волокон, неловкости и неподвижности артикуляционного аппарата и пр.,- с одной стороны, а с другой стороны, следствием расстройств нервной системы, повреждения и заболеваний головного мозга с сохранением интеллекта, или более глубокие расстройства, с потерей интеллекта, которые разрушают саму способность речи. При разных причинах нарушений речи требуются нормативные условия и внимание соответствующих специалистов.
Известен способ устранения заикания, включающий, проведение речевых тренировок, произношение слов путем их многократного повторения, и проведение психотерапевтических сеансов, при которых заикающимся прививают практику смелого поведения, применяют внушение, самовнушение, гипнотерапию. (Патент RU 2128944, кл. 6 А61В 5/16, A61F 5/58, опубл. 1999 г.).
Недостатком описанного способа является то, что логопедическое обучение направлено на предварительное проговаривание труднопроизносимых слов, что ограничивает речь отработанным набором слов. При проведении психотерапевтических сеансов заикающегося убеждают в его полноценности с применением разных видов внушения, что мало действует, т.к. заикающийся почувствует себя полноценным, только когда уйдет заикание.
Известен также способ устранения заикания Некрасовой Ю.Б., заключающийся в логопсихотерапевтическом воздействии на подростков и взрослых в три этапа: подготовительный, до полугода - как диагностический, включающий домашние занятия пациентов с помощниками: письменный анализ прочтенного текста различных авторов и психологические тесты. Этап воздействия эмоционально-стрессовой психотерапией с целью всестороннего изучения особенностей личности для снятия симптомов комплекса заикания в сложной ситуации, например, публичного выступления, который предусматривает изменение системы отношений больного и коррекцию его поведения, вызывающих невротическое состояние. Этап активной логокоррекции, в виде групповой психотерапии до 3 месяцев, по 9 часов ежедневно: вырабатываются две формы речи ("форма речи 1" - эмоциональная, "форма речи 2" - спокойная) с переключением с одной формы на другую. (Нарушение речи и голоса у детей. Вариант комплексного метода по устранению заикания. Под ред. Ляпидевского С.С., Шаховской С.Н. - М., 1975, с.118-132).
Недостатком описанного способа является невозможность лечения пациентов младшего возраста, требуется участие лиц-помощников. В психотерапевтической части лечения за основу заикания принимается одна из форм нервоза, что часто бывает лишь вторичным проявлением при этом недуге, а сеансы воздействия эмоционально-стрессовой психотерапии, с целью снятия симптома комплекса заикания, мало влияют. Логопедическое обучение направлено на выработку навыка речи в двух формах с переключением, что заставляет контролировать речь и, по сути, приспосабливает к неестественной форме речи, что так же вызывает неудобства, как и само заикание, много времени (до полугода) уходит на сбор анамнестических сведений и непосредственного обследования речи, в процессе которого определяется место возникновения судорог, их форма и частота, уровень свободной речи (степень заикания), о чем лучше осведомлен сам заикающийся по собственным ощущениям, и что, по сути, не важно, по какой причине и на какой стадии степень заикания, так как чаще случаи смешанные. Собранный материал обследования более представляет теоретически интерес, чем пригоден на практике.
Известен так же способ лечения заикания, включающий обучение пациента непрерывной саморегуляции речи посредством ее связи с последовательным раздражением пальцев ведущей руки. Вначале обучают синхронизации речи с тактильным раздражением пальцев ведущей руки, причем в начале синтагмы длительность и силу раздражения увеличивают. При этом обучают связывать с раздражением пальцев состояние внутреннего спокойствия, далее связывают это состояние с идеомоторным актом, сознательно вызванным путем представления реального движения. Затем тактильные раздражения заменяют раздражениями от идеомоторного акта. В последующем сформированный и автоматизированный навык используют в условиях обычного общения, и возвращаются к тактильным раздражениям пальцев ведущей руки при тяжелых стрессах и длительных заболеваниях (патент RU 2210395, кл. А61М 21/00, опубл. 2003)
Недостатками описанного способа является то, что логопедическое обучение направлено на саморегуляцию ритмизованной речи, что, по сути, привязывает человека к неестественной форме речи и вызывает неудобства, как и само заикание.
Наиболее близким по назначению и совокупности признаков, является способ коррекции речи, включающий проведение логопедических сеансов (Патент RU №2065736 6 A61F 5/58, опубл. 27.08.1996)
При проведении курса коррекции речи логопедические сеансы сопровождаются введением медикаментов, и воздействием светозвуковыми импульсами. В качестве медикаментов используют психофармакологические средства, в частности, ноотропы, которые вводят до и/или во время курса лечения, что позволяет направленно активировать резервы головного мозга, улучшающих тканевое дыхание, продлевать действие активации резервных клеток, поскольку мозговые механизмы способны должным образом использовать этот резерв лишь на самых ранних этапах развития, когда мозг интенсивно растет и образует необходимые нервные связи между структурами. На более поздних этапах развития, обычно после 4-5 лет, этого становится недостаточно. Тогда дополнительно регистрируют электроэнцефалограмму и из нее выделяют зоны резидуальных поражений речевых и связанных с ними структур. Логопедическими методами, по сути своей дидактическими, проводят сеансы ритмизированной речи, при обучении больного правильному произношению тех или иных звуков, фраз путем их многократного повторения и освоении приемов дыхания под контролем сознания. С использованием светозвуковых импульсов проводят лечебные сеансы коррекции речи, во время которых осуществляют суггестивное воздействие. Такие сеансы используют в виде групповых и индивидуальных занятий, причем индивидуальные занятия проводят и после курса лечения, а курс включает в себя 20-25 групповых сеансов не реже 3-х раз в неделю по 2-4 часа каждый и постоянные индивидуальные занятия. Обязательным условием лечения является ежедневная индивидуальная работа над ритмизованной речью не менее 6-8 ч. в день на кодовом ритме под контролем родителей (для детей) или самоконтролем.
Недостатком описанного способа является то, что правильное произношению тех или иных звуков, фраз путем их многократного повторения, по сути, приспосабливает человека к ритмизированной речи, что вызывает неудобства, как и само заикание. Навязывание кодового ритма в разрез с генетически заданной размеренностью речи, путем искусственного воздействия свето-звуковых импульсов с определенной частотой на речевые и связанные с ними структур мозга, применение медикаментозного лечения в качестве психофармакологических средств, в частности, стимулирующих ноотропов, даже вместо транквилизаторов и других седативных средств, само по себе, вредно влияет на здоровье.
Таким образом, все описанные выше способы не устраняет причину заикания, а приспосабливают человека к недугу, дополняя новой затрудненностью речь. Задачей изобретения является полное устранение причины заикания. Ожидаемый технический результат от использования изобретения заключается в полном устранении причины заикания без рецидива в любом возрасте, при разной степени заикания тонических или клонических судорог мышц речевого аппарата, независимо от вида, как невротического, так и неврозоподобного, путем безмедикаментозной терапии коррекционно-компенсаторного характера.
Указаный технический результат достигается тем, что в способе устранения заикания, включающем проведение логопедических сеансов, согласно изобретению. лечение проводят в три этапа: подготовительного, восстановительного и фиксирующего, при этом на подготовительном этапе выявляют «псевдозаикание» в отличие от «истинного» заикания и освобождают от «псевдозаикания», обеспечивают полноценное поступление белка к мышцам организма путем коррекции питания с учетом группы крови пациента, устраняют десинхроноз путем синхронизации биоритмов организма пациента за счет согласования частоты ударов пульса в минуту и ритмичности речевого выдоха с выполнением в кратном соотношении к данной частоте ритма работы кулаком: разжатие и сжатие пальцев рук в кулак и ритма ходьбы; а также выполнения логопедических упражнений, направленных на развитие плавности речи, упражнений на координацию между мыслительной и двигательной способностью;
затем на восстановительном этапе последовательно устраняют причины «истинного» заикания путем активизации дыхательных, гортанных и артикуляционных мышц: устраняют заикание в местах локализации дыхательных спазмов брюшным прессом, устраняют заикание в местах локализации гортанных спазмов, подключая к предыдущему курсу упражнений занятия с гортанью, которые включают сокращения внутренних мышц гортани: глотание слюны, пение, разговор, чтение вслух; далее устраняют заикание в местах локализации артикуляционных спазмов, добавляя к предыдущим упражнениям упражнения на мышцы артикуляционного аппарата с выполнением массажа лицевых мышц, выполнением мимических упражнений, направленных на подвижность рото- и носоглоточных мышц;
на фиксирующем этапе закрепляют выработанные навыки речи до естественной речи, продолжая выполнять приемы восстановительного этапа. Сущность способа, согласно изобретению, заключается в следующем. Описываемый способ устранения причины заикания предназначен для работы с методистом или для самостоятельного применения. И в том, и другом случае главным являются ощущения пациента, так как только сам заикающийся, в силу личных ощущений досконально чувствующий работу своего речевого аппарата, может отличить истинное заикание (болевые в разной степени судороги речевых мышц) от псевдозаикания (сбой, срыв речи, без болевых мышечных спазмов), более полно управлять функциями работы речевого аппарата и контролировать, как и где «уходит» заикание.
Способ осуществляют в три этапа: подготовительного этапа, восстановительного этапа и фиксирующего этапа.
1-й Подготовительный этап - определяют фактор риска заикания с определением причин относительно природного характера пациента. Для избавления от псевдозаикания осваивают врожденную ритмичность организма для устранения десинхроноза, т.е. рассогласованности непроизвольных и произвольных ритмов, производят отладку фонации звуков и, по необходимости, выполняют приемы сокрытия заикания и с учетом генетически заложенного обмена веществ нормализуют состояние организма, осуществляя коррекцию питания путем подбора соответствующих пищевых продуктов, обеспечивающих полноценное поступление белка к мышцам речевого аппарата для развития состояния мышц до должного уровня, в целом.
2-й Восстановительный этап - пошагово устраняют причины заикания, коррекционно активизируют компенсаторные возможности речевых мышц по ходу локализации дыхательных, гортанных, артикуляционных спазмов, где их состояние ниже уровня потенциала речи. При прекращении работы на этом этапе впоследствии возможен рецидив: заикания нет, но результат не закреплен.
3-й Фиксирующий этап, завершающая стадия восстановительного этапа выработанный навык речи без заикания на подсознательном уровне перепрограммируется в алгоритм естественной речи.
Курс благополучно завершен - речь без мышечного напряжения, не вызывает проблем при общении, без конспирирующих приемов.
Способ устраняет заикание без рецидива. Рекомендуется последующая профилактика в период роста организма, или при заведомо неблагоприятных ситуациях с учетом очага локализации спазмов.
Способ осуществляется следующим образом.
Способ осуществляют в три этапа: подготовительного этапа, восстановительного этапа и фиксирующего этапа.
Подготовительный этап самый трудоемкий, он не избавляет от заикания, но необходим, чтобы нормализовать эффективность работы организма в целом, как базис. Для этого активируют работу мышц, нормализуя их тонус в целом, координируют ритмичность работы всех органов организма, восстанавливают фонацию и артикуляцию речи, то есть снимают все наносное, что усугубляет картину заикания, нормализуют питание, чем подготавливают к выполнению 2-го основного этапа способа. Работу по разделам данного этапа ведут параллельно. Ритмичность всех органов доводят до автоматизма на непроизвольном уровне, что явно облегчают степень заикания за счет снятия налагающихся факторов псевдозаикания и этого этапа бывает достаточно, у кого были просто сбои речи в виде псевдозаикания (при нормальном или околопороговом уровне потенциала речи).
На основе физиологических расстройств речи формируются психологические особенности личности заикающегося, проявления которые носят вторичный характер и усугубляют заикание. Со временем у заикающихся развивается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения, и, вслед за этим, возможно формирование логофобии, выраженной в разной степени. Здесь существенна роль семьи, окружающих, собственный характер и пр. Скоптофобия - стыд за недуг, который испытывают не все страдающие заиканием, но последние и не столь активны в избавлении от недуга. В зависимости от степени трудности адаптации к внешним условиям (характера) происходит изменение поведения, снижение речевой активности, ограничение общения, заранее отказ в желаниях (семья, учеба, карьера и пр.). Устная речь у заикающихся порой сопровождается и вегетативными реакциями: покраснение или побледнение лица, резкое учащение сердцебиения, усиленное потоотделение, ладони становятся влажными. Аналогичные реакции могут наблюдаться и у незаикающихся в ситуациях сильного эмоционального напряжения (в зависимости от характера), а у заикающихся страх перед речью (вторичное проявление) выходит на первый план, приобретая статус условного рефлекса для заикания. Со временем на физиологическом уровне происходит перепрограммирование речевого центра головного мозга - так любая привычка независимо от желания превращается в «автоматическое» поведение, чем осложняет общую картину данной речевой патологии. В спокойном состоянии, например, при большой заинтересованности темой разговора, наедине с собой, в доброжелательной обстановке и пр., то есть при отвлечении внимания от процесса речи, ее нарушения проявляются в более легкой форме (так же у незаикающихся). Щадящие условия снимают усугубляющий эффект заикания, но не устраняют его причину. Поэтому, ни у заикающихся слабая, расстроенная психика, а постоянная прикованность к недугу расшатывает со временем психику. Для повышения самооценки значимости необходимо повысить свой статус и тем переключить внимание от недуга речи (свое и окружающих) на важность темы разговора, то есть как-то выделиться, быть интересным в чем-то, единственным источником компетентной информации; для начала пусть и бравировать хоть и малой осведомленностью, чтобы помнили, что ты говоришь, а не как (это поможет и незаикающимся с комплексом неполноценности). Для быстрого, пусть и легкого пути к авторитету можно, допустим, выделиться учащемуся в учении, кому-то результатом в спорте, пополнять запас энциклопедических знаний и т.д. В общем в чем-то, пусть для начала в малом, быть уникальным, авторитетом, чтобы тебя «дергали», к тебе «тянулись», обращались бы, как к знатоку, почувствовать, что ты нужен и интересен, и уже смотреть на заикание, как на помеху, а не ощущать, что окружающие стараются тебя не беспокоить из сострадания. И конечно, не усугублять недуг еще и безграмотностью: изучать словари орфографический, для начала читать литературу с ударениями для детей или иностранцев, толкования слов, синонимов и пр. Научиться выражать мысль лаконично, излагать кратко, но красочно, емко, прибегая к афоризмам, эпитетам, изречениям, пословицам, поговоркам и пр., что произносится легче, как знакомый текст, и создает впечатление начитанности, и в то же время не казаться косноязычным. Ни в чем не делать скидку на заикание, не изводить себя жалостью к себе и ни перед чем не отступать из-за заикания.
Двигательная активность речевых мышц всегда произвольна и генетически заложенная размеренность движений (только на непроизвольном уровне) в своей совокупности должны быть согласованы для координации двигательной и мыслительной пособности (моторика), чтобы «не захлебываться» речью, не «проглатывать» слова и пр., опережая мысль, которая еще не сформирована в речевом центре головного мозга, и следовательно нет подачи сигнала для артикуляторной иннервации речевых мышц, чья разбалансировка вызвана из-за общего напряжения, скованности движений или двигательное беспокойство при повышенном тонусе, расторможенность, дискоординация или вялость и пр. Для достижения такой согласованности заикающиеся ежедневно, на брюшном дыхании в кратном соотношении с любым «живым метрономом» записывают буквы (движение кисти вверх - вдох, движение вниз - выдох) в тетрадь с прописью каллиграфическим почерком. Необходимо старательно выводить буквы, начиная с заглавных, затем переходить к строчным. Слова и любой текст, проговаривая вслух от медленной до приемлемо размеренной речи. После освоения можно записывать текст в любом темпе, но в кратном соотношении с природной размеренностью речи. Текст должен быть ровный по высоте и ширине букв и выровнен по горизонтали.
Для повышения физиологических возможностей организма, нормализуют работу всех его органов.
Для каждого человека с рождения характерен особый, генетически закрепленный тип (генотип) - способность к адаптации, согласованность функционирования систем организма с окружающей средой. Группа крови, обмен веществ, биосинтез гормонов организма, метаболический фенотип природного характера (с внутриутробного развития на основе генотипа по группе крови) - это точный маркер генетической принадлежности, которые взаимосвязаны на клеточном уровне, диктуя правила жизнедеятельности организма. Из всего перечисленного, единственно группа крови неизменна, остальные факторы на протяжении жизни человека корректируются (осознанно или при случае). Для обеспечения лучшего функционирования организма, в частности, и наращивания мышечной массы (но не утолщение тела), и приведение к оптимальной норме мышечного тонуса в целом, в первую очередь, с учетом генетически заложенного генотипа, обмена веществ по критерию усвояемости белка в силу совместимости кислотности продуктов и организма, нормализуют полноценное белковое питание и, ориентируясь на фенотип, эффективно реализуют наследственные факторы. Поэтому обмен веществ, как основную функцию организма, необходимо нормализовать, т.е. не ускорять и не замедлять. Попытка ускорить обменные процессы приводит к перегрузке организма и повышению риска развития некоторых заболеваний. С другой стороны, замедление процесса метаболизма - может привести к недостаточности функционирования органов, иммунитета (защиты от болезней и выработки гормонов).
Для полноценного питания в пищевом продукте необходимо содержание незаменимых пищевых элементов. Ни в одном продукте нет полного набора незаменимых элементов. Неполноценность пищи определяется преимущественно в нехватке белков - основные 20 аминокислот. Поэтому для полноценного питания необходимы разные продукты и чтоб в один прием сверх нормы один продукт не подменял другой, и при совместном употреблении один не «убивал» питательные свойства другого. Важно соблюдение правил индивидуальной питательной потребности с генетической расположенностью усвоения пищи, что определяют по группе крови.
Различают 4-е группы крови. Группа крови отражает белковую структуру крови, передаваемую по наследству, т.е. определяет специфический для данного организма белок - генетический маркер. Каждая группа крови настроена на свой тип рациона. Определяют тип рациона для полноценного пополнения белка с учетом врожденных особенностей.
I группа крови: Общая характеристика - Охотник (мясоед). По виду обмена веществ - белковый тип. Обладатели этой группы крови генетически готовы для производительно-эффективной деятельности, сильные, выносливые, хорошо переносят интенсивные физические нагрузки, самоуверенные, лидеры, гиперактивные, импульсивные, не устойчивы к стрессам, снятие стресса через физические нагрузки.
Сильные стороны организма: сильная пищеварительная система из-за повышенной кислотности желудочного сока, эффективный метаболизм, сильная иммунная система (активизация ее может привести к саморазрушению), более высокая, чем у других групп, восприимчивость (восприятие информации через органы чувств), повышенный мышечный тонус, готовность к физическим нагрузкам, что способствует биохимическому равновесию организма.
Слабые стороны организма: Плохая адаптация к новым условиям среды и новому питанию. Перепроизводство соляной кислоты в желудке. Агрессивная реакция иммунной системы.
Возможные заболевания: Пониженная функция щитовидной железы, аллергия. Гастрит и язва желудка, чаще у вегетарианцев из-за повышенной кислотности желудочного сока.
Спорт: боевые искусства и бег.
Тип рациона: мясо дичи, рыба, среди злаков: дикорастущая киноа, соевое молоко, газированные и минеральные напитки, последние для снижения кислотности желудочного сока, особенно для вегетарианцев.
II группа крови: - Общая характеристика - Земледелец, крестьянин, (первый - вегетарианец). По виду обмена веществ - углеводный тип.
Сильные стороны организма: Сильный иммунитет, повышенный тонус, высокая производительность, упорядоченный ум, предпочтительность размеренной, гармоничной жизни в обществе, хорошо адаптируется к окружающей среде и условиям питания, хорошо справляется со стрессом: на стресс реагируют интеллектуально - снятие стресса через самоуспокоение, система йоги и медитация.
Слабые стороны организма: Уязвима пищеварительная система, иммунная система ускоряет метаболизм, но чувствительна к микробам (из-за снижения кислотности), нервная система плохо переносит длительную конфронтацию, повышающую уровень, кортизола (гормон стресса), замедляющий обмен веществ и способствующий накоплению жира с разрушением мышечной массы, пониженная активность щитовидной железы. Нарушенное равновесие гормонов стресса может привести к возрастной потере мышечной ткани.
Возможные заболевания: нарушение обмена веществ, риск тромбозов. Заболевания сердца, рак, малокровие, I-я стадия диабета.
Спорт: - легкие, умеренные нагрузки.
Тип рациона: рекомендуется есть помалу, но часто. Полезна почти любая растительная пища, желательно сырая, без термической обработки, кроме каштанов и семечек подсолнечника, что содержат пектины, окультированная киноа, кинва, рисовая лебеда, бобовые, соевые продукты и свежая рыба. Мясо домашней птицы.
Ограничено: Колбасные изделия и копчености, рафинированные продукты, газированные напитки.
III группа крови: - Общая характеристика - Кочевник. Уравновешенный, упругий, пластичный. У них самый высокий рост. Снятие стресса через созидание - поддерживает нервную систему яркий свет. По виду обмена веществ - смешанный, сбалансированный тип.
Сильные стороны организма: сильный врожденный иммунитет, сбалансированная нервная система, устойчивый желудочно-кишечный тракт. Болеют редко и, заболев, выздоравливают быстро. Устойчив к стенокардии и раку.
Слабые стороны организма: Чувствительный к аутоиммунным и вирусным заболеваниям. Возможные заболевания: диабет 1-ого типа, хроническая усталость, аутоиммунные заболевания (рассеянный склероз). Восприимчивы к вирусным заболеваниям, склонны к остеопорозу, гипертонии, ревматизму.
Спорт: Умеренные физические нагрузки.
Тип рациона: Мясо разное, кроме курицы, т.к. именно у носителей этой группы крови лектины куриного мяса склеивают эритроциты, которые могут закупорить кровеносный поток, что замедляет обмен веществ. Рекомендуется индейка, козлятина, ягнятина, баранина, крольчатина или оленина, которые способствуют поддержанию мышечной массы и активизации обмена веществ, молочные продукты, зерновые, овощи, фрукты, листовая зелень, рыба, кисломолочные продукты, топленое масло, травяные чаи, натуральные вина, кофе, имбирь, перечная мята, петрушка.
IV группа крови - Переходная группа, возникшая в результате смешения людей с группой II (А) и III (В) с доминированием одной из них.
Сильные стороны организма: Толерантная иммунная система. Хорошая адаптация к изменениям окружающей среды. Способ снятия стресса - интеллектуальный с физической активностью. Выносливы физически.
Слабые стороны организма: Чувствительная пищеварительная система. Излишняя толерантность иммунной системы, предрасположенность к сердечнососудистым и онкологическим заболеваниям. Чрезмерная эмоциональная реакция на стрессовые ситуации - не выдержаны.
Возможные заболевания: Повышенная свертываемость крови, склонность к аллергиям и аутоиммунным заболеваниям, предрасположенность к сердечнососудистым заболеваниям и онкологии.
Спорт: Физкультура с умеренной нагрузкой.
Тип рациона: Смешанное питание. Особенно необходима чечевица, овощи, баклажаны, картофель и томаты особенно полезны. Морковь, шпинат, брокколи. Лучший источник белка - лосось, сардины и тунец.
Ограничено: Кукурузное и подсолнечное масло. Изделия из белой и ржаной муки, гречка, перец, хурма, гранаты, кислые фрукты, красное мясо и курятина.
Для оценки эффективности физиологических возможностей (работоспособности) организма в целом определяют его фенотип. Основные фенотипы людей представляют анатомо-физиологическую конституцию мышечного аппарата в зависимости от преобладания костной, жировой или мышечной ткани, которые формируются, в большой степени, генетически-унаследованным обменом веществ и уровнем секреции половых гормонов, который в течение жизни подвержены изменениям. За основу берут группу крови - как маркер генотипа, опосредованного рядом внешних факторов в результате развития, следовательно и управляемого. Особенности метаболизма фенотипов определяют по наследственным факторам преобразования потребляемой пищи в энергию (скорость окисления при обмене веществ) и как организм сохраняет и сжигает эту энергию (обмен энергии).
Организм, в силу фенотипа, поддерживает в норме кислотно-щелочной баланс на вегетативном уровне (автономно), но и питание (целенаправленно или при случае) способно выравнивать или нарушать его, смещая в ту или другую среду. Среди факторов, реализующих особенности конституции тела, существенное значение, для физиологической возможности речи, имеет содержание калия, кальция и магния в организме. Недостаток калия проявляется снижением тонуса мышц, а переизбыток приводит к гиперкалиемии, которая проявляется признаками от мышечного подергивания до паралича, включая дыхательную мускулатуру.
Недостаток кальция проявляется снижением роста костей, переизбыток - отложением солей в суставах до гиперкальциемии, суставная неподвижность.
Недостаток магния снижает передачу импульсов по нервным волокнам, приводит к мышечными судорогами и спазмами, при переизбытке появляется заторможенность, потеря координации, затруднения в речи.
Пополняют недостаток вышеперечисленных элементов медикаментозно, только под наблюдением врача, и потреблением специально подобранных продуктов питания.
Наибольшее содержание калия в листьях петрушки, сельдерея, в картофеле, дыне, зеленом луке, апельсинах, яблоках, изюме, кураге. Источники кальция - любые молочные продукты, брокколи, сухофрукты, миндаль, сардины.
Для полноценного наполнения крови питательными веществами необходимо поступление всех видов продуктов, но для эффективного их участия в обмене веществ и энергии надо знать, в каком соотношении для определенного метаболического фенотипа их необходимо принимать. Каждая группа крови настроена на свой тип рациона.
Чтобы определить достоверно метаболический тип пациента, проводят всестороннее медицинское обследование, включающее анализ состава мочи и крови. Различают следующие метаболические типы:
Мезоморфный (греч. mesos-средний, промежуточный), нормостенический, белковый тип, преимущественно у обладателей 1-ой группы крови с доминированием парасимпатической нервной системы (с быстрым окислением). Представители этого типа характеризуются длинным туловищем с пропорциональной длиной конечностей (прямоугольной формы), мощной мускулатурой, широкими плечами, узкой талией (среднее запястье: у женщин - 15-17 см, у мужчин - менее 18-20 см), слаборазвитой подкожной жировой клетчаткой, широкой грудной клеткой. Имеют большой мышечный потенциал и, как следствие, прочный костный скелет, легко добиваются роста мышечной массы (из-за чего не входят в группу риска заикания по данному критерию). Отличаются выносливостью и силовыми характеристиками. Требуется высокобелковое питание, а именно дичь, морепродукты, орехи, семена, дикие плоды. Требуется ограничение количества углеводов, крупы и молочных продуктов.
Эктоморфный (греч. ektós-вне, снаружи), гипостенический, астенический, углеводный тип, преимущественно у обладателей 2-ой (или 4-ой с А-составляющей) группы крови с доминированием симпатической нервной системы (с медленным окислением). Представители этого типа характеризуются высоким ростом, (укороченное туловище и длинные тонкие конечности), вытянутой шеей, узкими плечами, тонкими, хрупкими костями (узкое запястье: у женщин - менее 15 см, у мужчин - менее 18 см), узкой грудной клеткой, низким расположением диафрагмы, вытянутой сверху вниз грудной клеткой, с малым количеством жировой ткани, с тонкой («сухой») мускулатурой, мышечная масса слабо развита, из-за чего первые в группе риска заикания по данному критерию. Правильное питание может усилить рост мышечной массы. Представители этого типа должны потреблять во время физических упражнений, высококалорийную пищу и часто питаться. Они не переносят длительные нагрузки. Менее выносливы из всех типов. Требуется питание, богатое фруктами и салатными овощами, но бедное животными белками (легкие белки): лучшими источниками белка являются соя, мясо домашнего скота, птица (не дичь), рыба, культурные злаки.
Эндоморфный (греч. éndon-внутри и morphē-форма), гиперстенический, смешанный (сбалансированный) тип, у обладателей, преимущественно, 3-ей (или 4-ой с В-составляющей) группы крови, у которых ни один из отделов вегетативной нервной системы не является доминирующим (с окислением среднего уровня). Представители этого типа характеризуются средним ростом, тучным, шарообразной формы телосложением. Они имеют преимущественно круглое лицо, короткую шею, широкие бедра, укороченные конечности (запястье: у женщин - более 17 см, у мужчин - более 20 см), достаточно большой запас жировых отложений, высоко расположенную диафрагму. Заложен механизм быстрого набора веса (естественная предрасположенность к наращиванию мышечной массы и жира), из-за чего не входят в группу риска заикания по данному критерию, но входят в группу риска при раннем половом созревании. Вобрал преимущества других типов, но и менее вынослив, чем мезоморф. Нуждаются в смеси кислотных и щелочных продуктов (хорошее пищеварение). Могут питаться продуктами, содержащими любые белки, сыр, яйца, йогурт, орехи и углеводы в примерно одинаковом соотношении 30% белков, 30% жиров и 40% углеводов. Высокоуглеводная низкожировая диета может ускорить процесс сохранения жиров, нарушая клеточное окисление, и замедлить обмен веществ в результате дефицита белка, расщепляя мышечную ткань для потребления недостающего белка, что может нарушить процесс наращивания мышц, так необходимый при проблемах речи. Как правило, представители этого типа имеют средний аппетит, любят сладкие и крахмалистые блюда.
Для поднятия общего мышечного тонуса и накачки мышц необходимо задействовать большее количество мышечных волокон в сочетании разных видов нагрузок. Давая мышцам надлежащий отдых между нагрузками, они восстанавливаются, синтезируют новую порцию белков, растраченную при нагрузке, и очищаются от разложений, то есть окисления и к следующей тренировке становятся больше в объеме и сильнее. Чтобы продолжить дальнейший рост мышцы, необходимо постепенно увеличивать вес нагрузки, периодически менять тренировочную схему.
Рассогласованность ритмической связи органов, так называемый десинхроноз, ведет к работе организма с большей нагрузкой, «изнашивается», преодолевая искусственно созданные препятствия, дает сбои и в речи, в частности. Освоение координации ритмов само не избавляет от физиологического заикания (снимает псевдозаикание в виде сбоев в речи), но тоже необходимо и для незаикающихся, в силу вышеперечисленных проблем и особенно для выступающих перед публикой.
Десинхроноз снимают следующим образом. Осваивают механизм согласованности произвольных, навязанных ритмов с физиологическими непроизвольными биоритмами организма в кратных соотношениях. За основу и единицу синхронности берут самопроизвольное сердцебиение с пульсирующим кровенаполнением. Все жизненные процессы в организме соотносятся. Несмотря на то, что физиологические процессы (пульс сердца, ходьба, дыхание, речь и пр.) могут иметь каждый свой темп (скорость) и свои пики, все они подчинены единому суточному ритму (смена дня и ночи) и коррелируются друг с другом, обязательно ритм всех должен быть в кратном соотношении, иначе, в той или иной степени имеет место десинхроноз. Например, 1-2-4 - при не скорой ходьбе, слегка ускоренном дыхании и быстрой речи или 2-1-1 - при привычной ходьбе, замедленном дыхании и замедленной речи. Сами эти нарушения не являются физиологической причиной заикания, но речь может быть сбойная, создавать эффект псевдозаикания, что лишь и может убрать дыхательная гимнастика, или усугублять заикание, если оно есть.
Определяют ритм пульса, который оценивают по интервалам между ударами пульса. Чаще всего пульс определяют на лучевой артерии запястья.
Число ударов считают в течение 10 секунд, а затем умножают на 6. Для большей точности подсчитывают ритмичный пульс не менее 30 секунд, умножив на 2. Запоминают эту цифру (как группу крови, давление и прочие индивидуальные параметры), которая будет слегка меняться с годами. Затем увязывают с ритмом пульса сердца ритм работы кулаком, как «живой метроном». На счет раз-два-раз-два производят энергичное разжатие и сжатие пальцев рук в кулак. Эту же процедуру проводят в удвоенном ритме т.е. в соотношении 1:2. По возможности проделывают эти движения - в 4 раза быстрее в соотношении 1:4, и результат сравнивают с частотой пульса, умноженного на 4.
Эту же процедуру выполняют в 2 раза медленнее, в соотношении 2:1 и результат сравнивают с показателем ритма пульса, деленного на 2. Затем выполняют это в 4 раза медленнее 4:1 и результат сравнивают с показателем ритма пульса, деленного на 4. Можно делать, в указанной последовательности, различные упражнения - хлопки, отстукивание ритма ладонью или пальцами по поверхности, махание рук (как при ходьбе), движение вверх/вниз или вперед-назад плеч, повороты головы, хлопанье глазами, сжимание и разжимание пальцев стоп, даже внутренние сокращения тела, вплоть до яг